Технологическая карта урока окружающего мира по теме «В гости к осени»
Тема: «В гости к осени»
Класс, предмет: 2 «А» класс, Окружающий мир
Цель урока: создание условий для изучения осенних явлений в неживой и живой природе.
Задачи урока:
Дидактические:
- актуализировать знания об объектах и явлениях неживой и живой природы;
- содействовать усвоению знаний обучающихся о характерных признаках осени в неживой природе, об осенних изменениях в жизни растений, животных и птиц;
- формировать умения наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе;
Развивающие:
- способствовать развитию устной речи, памяти, мышлению, воображению, способности сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание ценности природы для жизни человека;
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; Л2: понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; | РУУД: Р1: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; Р2: фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; ПУУД: П2: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; КУУД: К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; К2: формулировать ответы на вопросы; | Обучающийся научится: - различать объекты и явления неживой и живой природы; |
Межпредметные связи: Литературное чтение, экология.
Оснащение урока:
Для учителя: технологическая карта, учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс 1 часть, презентация, раздаточный материал
Для учащихся: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс 1 часть, письменные принадлежности, карточки, листочки
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы | ||
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников, представляется и настраивает на урок. - Здравствуйте, меня зовут Дарья Алексеевна, и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. - Сегодня, я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, за листочками, которые начинают понемногу желтеть, слушала пение птиц и моё настроение сразу же улучшилось. Я думаю, что вы тоже любовались красотой природы и у вас тоже хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке. Организует проверку готовности к уроку у детей. - Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока: учебник, рабочая тетрадь, пенал. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Принимают установку учителя. Проверяют готовность к уроку. | Л2: понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир» | Формирование готовности восприятия учебного материала | ||
2. Актуализация опорных знаний | Актуализирует уже имеющиеся знания детей. - На уроках «Окружающего мира» мы открываем перед собой все разнообразие природы. - Ребята, давайте вспомним, какая бывает природа? - Хорошо, а напомните мне, пожалуйста, что относится к живой природе? - А чем отличается живая природа от неживой природы? - Ребята, чтобы убедиться, в том, что вы надёжно запомнили этот материал, давайте немного поиграем. Игра называется «живое – неживое». - Если слышите названия предмета живой природы - хлопаете в ладоши; неживой природы – топаете. Дерево, камни, ромашка, сосульки, снег, бабочка, воздух, птицы, вода, люди, солнце, грибы, медведь, небо. | Повторяют необходимые уже имеющиеся знания. - Живая и неживая. - Растения, звери, птицы, рыбы, человек, насекомые. - Живые существа: дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. Слушают объяснение учителя. Выполняют в ходе игры определенные действия. | К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; | Повторение Диалог Игровой метод | ||
3. Организация познавательной деятельности. 3.1. Целеполагание. | Подводит к теме и цели урока. - Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. И сегодня мы, не покидая класса отправимся с вами в гости, а к кому вы узнаете после того как отгадаете загадку. Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» - спросим. Нам ответят: «Это…» - Ребята, так к кому мы с вами сегодня на уроке отправимся в гости? - Верно! Что вы хотите узнать из нашего с вами небольшого путешествия? - Всё верно, мы пойдём в гости к осени, для того чтобы узнать, как изменяется погода с приходом осени, какие изменения происходят в живой и неживой природе. | Совместно с учителем определяют тему и цель урока. Слушают учителя. Отгадывают загадку. - Осень - К осени - Мы хотим узнать, какие явления происходят осенью, как меняется живая и неживая природа осенью. Слушают учителя. | Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; | Игровой метод Беседа | ||
3.2. Открытие нового знания Физминутка | Организует работу по теме урока. - Ребята, давайте все вместе перечислим названия осенних месяцев по порядку. - Отлично! Теперь мы можем начать наше знакомство с осенью. В начале урока мы вспомнили с вами, что природа бывает живой и неживой. А сейчас мы с вами узнаем, какие изменения происходят с неживой природой осенью. - Откройте учебники на с. 36 – 37, рассмотрите картинки на этих страницах, прочитайте информацию об явлениях в неживой природе осенью, после мы с вами поговорим об этих явлениях поподробнее. - Итак, ребята, какие же осенние явления происходят в неживой природе? - Ребята, а вы знаете, что такое заморозки и иней? - Заморозки – лёгкий морозец. Демонстрирует иллюстрацию на экране. - Иней – маленькие кристаллики льда, намёрзшие на траве, деревьях, почве. Демонстрирует иллюстрацию на экране. - Ребята, скажите мне, что такое туман и ледостав? - Туман – это маленькие капельки воды, которые образуются при охлаждении пара в воздухе и повисают в нём. Демонстрирует иллюстрацию на экране. - Ледостав – это когда реки, озёра, пруды покрываются льдом. - А теперь мы с вами узнаем, какие изменения происходят с осенью в живой природе. - Рассмотрим жизнь растений осенью. Летом деревья и кустарники были зелёные, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. - Ребята, а вы замечаете насекомых? Больше или меньше их стало с приходом осени? - Почему? - С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Источников питания для птиц становится всё меньше и поэтому птицы улетают туда, где есть корм. - Откройте учебники на с. 38, рассмотрите изображения некоторых птиц. - Все ли птицы улетают осенью в тёплые страны? - Какие птицы остаются дома? - С приходом осени меняется жизнь и у животных. Они готовятся к зиме: переодевают свои шубы – осенью шерсть вырастает густая и пушистая, некоторые меняют цвет шерсти, например, белка и заяц. Некоторые животные, такие как медведь и ёж – осенью они усилено питаются, чтобы на всю зиму залечь в спячку до самой весны. - Итак, ребята, вот мы с вами узнали, как меняется жизнь с приходом осени в живой природе и неживой природе. - А теперь мы немного передохнём и выполним физминутку (видео). | Совместно с учителем называют осенние месяца по порядку. - Сентябрь, октябрь, ноябрь. Слушают учителя. Слушают объяснения учителя. Читают текст на с. 36 – 37 учебника. - Солнце поднимается в небе не так высоко, как летом, дни становятся короче, поэтому холодает, утром можно увидеть иней, если появился иней – значит, на улице лёгкий морозец – заморозки; грозы прекращаются, осенние дожди затяжные, мелкие, моросящие; над рекой или прудом всё чаще нависают густые туманы; поздней осенью может пойти мокрый снег, а в самом конце осени происходит ледостав – реки, озёра, пруды покрываются льдом. Высказывают свои предположения. Слушают учителя. Смотрят на иллюстрации. Высказывают свои предположения. Слушают учителя. Смотрят на иллюстрации. Слушают учителя. Слушают рассказ учителя и одновременно смотрят на иллюстрации. - Насекомых стало меньше. - Потому что многие из них умирают или прячутся на зиму. Слушают объяснение учителя. Рассматривают изображения птиц. - Не все. - Голуби, воробьи, сороки, вороны и т.д Слушают учителя и смотрят на иллюстрации. Выполняют физминутку. | Р1: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; П1: понимать содержание текста, интерпретировать смысл Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; П2: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; П2: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; | Объяснение Работа с учебником Диалог Беседа Иллюстрация Рассказ Беседа Рассказ Работа с учебником Беседа Рассказ | ||
3.3. Первичное закрепление | Организует первичное закрепление нового материала. Осуществляют индивидуальную помощь. - Мы немного отдохнули и теперь можем приступать к работе. Откройте рабочие тетради на с. 28. Мы выполним с вами 2 задание со скобочкой. Вам нужно вырезать картинки из приложения и наклеить их в соответствующие рамки «иней» и «туман». Не забывайте о правилах работы с ножницами и клеем. - Приступайте к работе. - Покажите свою готовность. Осуществляет фронтальную проверку. - Отлично! Теперь откройте с. 29. В этом задании вам снова нужно вырезать картинки из приложения и наклеить их в соответствующие рамки с названием птиц. - Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. | Слушают объяснение учителя. Вырезают картинки из приложения и наклеивают их в соответствующие рамки. Вырезают картинки из приложения и наклеивают их в соответствующие рамки. | Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; | Практическая работа Практическая работа | ||
3.4. Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу на карточке. - Ребята, теперь я предлагаю вам проверить, как вы усвоили тему урока и выполнить следующее задание на карточках самостоятельно. Послушайте внимательно задание: У вас на карточках написаны утверждения, ваша задача найти и зачеркнуть лишнее слово, которое не относится к данным утверждениям.
- Покажите свою готовность. Предлагаю вам проверить ваши работу по эталону.
- Похлопайте те, кто не допустил ни одной ошибки; потопайте те, кто допустил ошибку. | Слушают объяснения учителя. Выполняют задание самостоятельно. Сверяют свои работы с эталоном на экране. Выполняют движения соответствующие указанию учителя. | Р1: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Объяснение Самостоятельная работа Проверка по эталону | ||
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Подводит итог урока. - Итак, ребята, давайте все вместе вспомним у кого мы были сегодня в гостях. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие явления характерны для осени? - Что для вас было трудным на уроке? - Что вам понравилось на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. - Мы узнали о изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью. - Листопад, туман, иней, заморозки, короткий день, холодно, ледостав. Высказывают свои предположения. | К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; | Обобщающая беседа | ||
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию учебной деятельности учеников. - Наш урок подходит к концу, с осенью пора прощаться. - У вас на столах лежат жёлтые и зелёные листочки. Поднимите зелёный листочек, если вы поняли тему и у вас не возникло вопросов; жёлтым – если остались некоторые вопросы по теме урока. - Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина: «Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека». - Запомните это высказывание. Оно поможет вам быть истинными друзьями и защитниками природы. Проводит инструктаж домашнего задания. - с.36 – 39 - До свидания! | Слушают учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. Слушают учителя. Записывают домашнее задание. Прощаются с учителем. | Р2: фиксировать в конце урока удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке; | Самооценка |
11