12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мельников Сергей Николаевич9
Россия, Брянская обл., Брянск

Технологическая карта урока: Земская и городская реформы.

Учитель

Мельников Сергей Николаевич

Предмет, класс

История, 9 класс

Тема урока

Земская и городская реформы

Цель урока

Создать условия для формирования представлений обучающихся о проводимых реформах местного самоуправления 1860-1870гг., и их значения для будущего развития России.

Задачи урока



Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- сформировать у учащихся навык работы с историческим источником;

-расширить представления о причинах, сути и значении реформ Александра II,

выяснить, в чем проявлялась их незавершенность;

- формирование представлений об исторических альтернативах;

-обобщить материал как систему знаний.

-развивать умение формулировать тему и цель урока

- обобщать и анализировать факты,

-делать выводы и давать оценку;

--развивать умение добывать информацию;

- развитие коммуникативных навыков и навыков исторического анализа;

- участвовать в коллективном обсуждении,

-умение мыслить критически.

развивать интерес к отечественной истории, воспитание активной гражданской позиции и общей культуры.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Основные термины и понятия

Курии, земства, избирательный ценз



Оборудование

Доска, флэш -носитель, телевизор



Дидактическая структура

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I этап

Организационный момент

0,5 мин

Учитель приветствует учеников

Отмечает отсуствующих

Ученики отвечают на приветствие. Проверяют готовность своих рабочих мест.




II этап

Подготовка к изучению нового материала;

1,5мин

Учитель:

Императора Александра II-называли освободителем. Ему в Российской империи было установлено множество памятников. Как вы думаете какие могут быть причины такой популярности?

Предположительный ответ учащихся. «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Средние учебные заведения были объявлены бессословными, университетам дал автономию.Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига.и т д

Формируют представление о значении реформ Александра II,

Базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества.

Делают выводы из сформулированных посылок.

развивают внимание, логическое мышление, познавательные способности.

Овладение умением

вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

III этап

Основной этап

Изучение нового материала

28 мин

Рассказ учителя

Многие историки полагают, что главную роль после отмены крепостного права сыграли реформы в области местного самоуправления – городская реформа 1870 г. и предшествующая ей земская реформа 1864 г.

Формулируем план урока

Основные положения, преимущества и недостатки Земской реформы

Основные положения, преимущества и недостатки Городской реформы




Как вы думаете, почему Александр 2 отдал управление городами и земствами местным органам самоуправления?






Чтобы выявить причины проведения реформ самоуправления на местах посмотрим видео РЭШ «Политические реформы 1860-1870-х гг. в России» 1:27—2:35 и прослушаем информацию учителя учителя

/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4895/main/106509 /


Рассказ учителя

Данная реформа была необходимым шагом.

Земская реформа была проведена под влиянием общественного мнения, требовавшего либеральных преобразований. С другой стороны, введение самоуправления на местах для решения хозяйственных местных дел представлялось правительству целесообразным, т.к. царские чиновники на местах, руководствовавшиеся указаниями вышестоящего начальства, действовали малоэффективно и не могли справиться с поставленными перед ними задачами. Кроме того, на содержание местного хозяйства, медицины и образования требовались значительные государственные денежные вложения. Таким образом, очевидно, что вертикаль власти, выстроенная царем и царским правительством, оказалась неэффективной при решении местных проблем, как хозяйственных, так и экономических, а кроме того, финансовые проблемы России не позволяли правительству в достаточной мере выделять средства на местные нужды


Раздаю карточки с учебным материалом.

Приложение: Карточка №1

Даю задание: Ответить по тексту на следующие вопросы:

Цель земской реформы ?

Распорядительные органы земств?

Деление избирателей по куриям?

Назовите исполнительные органы местного самоуправления

Материальное обеспечение земств?























Рассказ учителя ( учащиеся за учителем записывают конспект)


В 1870 г. Александр II утвердил окончательный вариант «Городового положения», которое вводило в стране всесословные органы самоуправления – городские думы.

Члены дум (их называли «гласные») избирались на 4 года.

Дума избирала на 4 года исполнительные органы – городские управы, выбирали городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Выборы были также не всеобщими. Правом выбора пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги.

Все избиратели делились на три курии

А)В первую курию входили крупные владельцы недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, платившие в городскую казну 1/3 всех налогов.

Б) Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие ещё 1/3 городских сборов.

В) Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. .

Функции городского управления как и земского, были чисто хозяйственными: мощение улиц, водопровод, канализация, борьба с пожарами, развитие местной промышленности, торговли, здравоохранения, образования.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.

Городской голова утверждался губернатором (для уездного города) или министром внутренних дел (для губернского города).

Министр или губернатор могли наложить запрет на любое решение городской думы.

Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган – губернское по городским делам присутствие.







Намечают план урока








Предположительный ответ:

Государство позволило им самостоятельно решать вопросы местного значения, потому что на местах знают все проблемы города лучше, чем в центре,








Смотрят видео, слушают учителя, делают выводы.

Причины реформ местного самоуправления учащиеся записывают в тетрадь

1) Реформы проводились под давление либерального дворянства

.2) Все губернии подчинялись приказам из центрального управления, зачастую эти приказы очень долго доходили до областных центров или не доходили вообще, что вело к принятию неверных решений.

3)Все чиновники в губернии и в уезды назначались в Петербурге, поэтому не знали специфики регионов и нужд населения

4) Недостаток финансирования из государственного бюджета

5) Все сферы общественной жизни пришли в упадок: дороги, больницы, хозяйство, образование находились в плачевном состоянии.









Внимательно читают и отвечают на вопросы

Цель реформы -- создание в уездах и губерниях новых выборных органов управления – земств,

Распорядительными органами земств стали земские собрания: в уезде — уездное, в губернии — губернское

Избиратели были разделены на три курии:

а) Крупных землевладельцев

б) городских избирателей (купцы, владельцы предприятий или торговых заведений и недвижимости

в) выборных от крестьянских обществ(должностных лиц крестьянского управления)

4) Исполнительными органами местного самоуправления стали земские управы — уездные и губернские. Они избирались на земских собраниях (на 3 года, как и собрания). Председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской — министр внутренних дел.

5) Материальное обеспечение земств происходило за счёт налогов



Конспектируют по рассказу учителя основные положения реформы

Развивают навыки поиска и анализа информации, принятия решений и решения практических задач.


Развитие критического мышления:

Учатся анализировать информацию, оценивать разные точки зрения и делать обоснованные выводы.


Регулятивные УУД

Уважительно относится к другим людям и их мнениям, не осуждая, а принимая чужие взгляды и позицию.












Познавательные УУД


Базовые логические действия: умение классифицировать, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, подбирать варианты решения задачи с учетом самостоятельно выставленных критериев.

Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы по искомой информации, выставлять гипотезу, оценивать информацию, полученную в ходе исследования, на применимость, аргументировать свою позицию и мнение.

Работа с информацией: умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать ее надежность и достоверность.

Развивается

интерес к отечественной истории, воспитание активной гражданской позиции и общей культуры, процесс самореализации

IY этап

применение полученных в ходе занятий знаний на практике;

5 мин

Давайте подумаем, какие недостатки были у земской и городской реформ?


Работает весь класс












Давайте назовём плюсы реформ местного самоуправления?

Называют недостатки

1)Земства были лишены законодательной инициативы, они были распорядительным органом

2) Вводился имущественный ценз для 1 и 2 курий.

3) Не были всеобщими. (наёмные рабочие, торговцы, ремесленники, прислуга, женщины и др не имели. избирательных прав.)

3) Любое постановление земских собраний могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Называют плюсы реформы

Реформа местного самоуправления сыграла огромную роль в истории Российской империи. Россия стала страной, где появилось избирательное право для лиц старше 25 лет, но, ограниченное имущественным цензом

Положено было начало дальнейшему развитию выборных органов местного самоуправления в России.

Реформы способствовали развитию городов, промышленности, торговли.

Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению.

Развитие критического мышления:

Учатся анализировать информацию, оценивать разные точки зрения и делать обоснованные выводы.

Работа с информацией: умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать ее надежность и достоверность


Y этап

обобщение и систематизация;

3 мин

Закрепление знаний ( отвечают устно, работает весь класс)

Цель и причины реформы местного самоуправления

Деление избирателей по куриям?

Плюсы и минусы реформы?


Отвечают на вопросы




YI этап


Оценивание работу учащихся на уроке

1мин

Выставляются оценки в журнал с обоснованием, коментарием учителя





YII этап

Домашнее задание;

1 мин



1)Повторить конспект в тетраде

По желанию написать эссе на тему

« Городская реформа Александра 2»





Приложение

Карточка № 1

В земскую реформу были положены два новых принципа — бессословность и выборность.

Согласно реформе создавались в уездах и губерниях новые выборных органы управления – земства. Распорядительными органами земств стали земские собрания: в уезде — уездное, в губернии — губернское (в волости земства не создавались). Выборы были не всеобщими (женщины к ним не допускались) и устанавливался имущественный ценз. Избиратели подразделялись на три курии: 1)землевладельцев,2) городских избирателей и 3) выборных от крестьянских обществ. Для избирателей 1 курии нужно было иметь не менее 200 десятин земли. Мелкие землевладельцы, объединяясь, могли лишь выдвигать уполномоченных. Во вторую курию входили купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, и владельцы недвижимости не менее чем на сумму от 600 руб. Третья курия была представлена должностными лицами крестьянского управления, и местные сельское духовенство. В третьей курии , выборы были не прямые, а многостепенные: сельский сход выбирал представителей на волостной сход, там избирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков избирал депутатов (гласных, как они назывались) в уездное земское собрание. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.. Председатель земского собрания не избирался, им по должности был предводитель дворянства: в уезде — уездный, в губернии — губернский.

Исполнительными органами местного самоуправления стали земские управы — уездные и губернские. Они избирались на земских собраниях (на 3 года, как и собрания). Председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской — министр внутренних дел.

Земства были лишены политических функций и занимались исключительно хозяйственными нуждами уезда или губернии: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. . Любое постановление земских собраний могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.


Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

При всех недостатках земская реформа имела прогрессивное значение для развития страны.

Служащие земств наладили статистику по хозяйству, культуре и быту, распространяли агрономические новшества, устраивали сельскохозяйственные выставки, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю и особенно народное образование и здравоохранение, открывая больницы и школы, пополняя кадры учителей и врачей.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.