Технологическая карта урока литературы «Унылая пора, очей очарованье...» (4 класс)

5
0
Материал опубликован 19 February 2023 в группе


презентация к уроку литературного чтенияPPTX / 7.08 Мб

Технологическая карта урока «Литературное чтение» 4 класс​​​​​​​

Тема: А.С. Пушкин. Стихотворение « Унылая пора, очей очарованье…»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель деятельности педагога

Организовать деятельность по изучению отрывка из стихотворения

«Унылая пора, очей очарованье…»

Педагогические задачи

- Создать условия для ознакомления с произведением,

- совершенствовать умения слушать, анализировать, читать выразительно,

- содействовать воспитанию интереса и любви к чтению .

Планируемые предметные

результаты

- Познакомиться с отрывком из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Унылая пора, очей очарованье…»

- Совершенствовать навык выразительного чтения.

- Развивать умение анализировать произведение, показать, насколько мастерски автор рисует картины осени, контрастность произведения.

- Познакомиться с новым литературным приёмом.

Личностные результаты

- Развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, совершенствовать способность к самооценке, оценке деятельности одноклассников.

- Проявлять чувства доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимать и сопереживать чувствам других людей


Универсальные учебные действия

- Познавательные: владеть приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; выделять нужную информацию из текста; осуществляют сравнение, обобщение, делать выводы, заключения

- Регулятивные: определять тему, цель, задачи урока: самостоятельно формулировать задания, планировать свои действия, корректировать работу по ходу выполнения, оценивать самостоятельно, совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

- Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи, умение оформлять свои мысли в устной форме, критично относиться к своему мнению; уметь договариваться с одноклассниками, вступать в учебное сотрудничество, участвовать в работе группы.


Основное содержание темы, понятия и термины

Жанровое разнообразие произведений Пушкина. Средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение). Тема произведения. Однородные члены предложения. Оксюморон.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: словесный, наглядно - иллюстративный, практический.

Материально-техническое обеспечение урока

- учебник литературного чтения Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий( ч1), 4 класс УМК «Школа России»,

- проектор, ноутбук,

- мультимедийная презентация,

- словарь настроений,

- карточки с картинками для составления сюжетного ряда,

- словарь Ушакова,

- карточки «Синквейн»,

- карточки «Средства выразительности» с листами для самопроверки,

-  карточки «Критерии оценивания чтения наизусть»



Организационная структура урока


Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемый результат

Организационный момент.

Организовать положительный настрой на урок.

Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.

- Добрый день всем.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Мы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Проверка

домашнего

задания.

Проверить выполнение дом задания

Организует прослушивание одного учащегося от группы, далее – работа в группах

Работают в группах, выслушивают друг друга, оценивают по заранее известным критериям, выставляют отметки

Предметные результаты: умеют читать наизусть заданное произведение.

Коммуникативные: участвуют в работе группы, умеют оценивать чтение наизусть одноклассников по заданным критериям

Актуализация

знаний.


Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Зима - это белый снег. Весна - капель, ручьи, молодая листва. Лето - теплое солнце и речка. А при слове «осень» у каждого возникает свой образ: какая, она ваша осень?

- Посмотрите внимательно на слайды.

Действительно, осень многолика, и в этом её красота. Сколько замечательных строк посвящено этой красавице. И поэты, и художники по-разному воспринимали осень.

Отвечают, какие картины осени их привлекают








Отвечают, далее смотрят слайды на тему «Осень»



Личностные результаты:

эмоционально воспринимают рассказ учителя.

Предметные:

описывают осень, ее признаки


Постановка учебной задачи.

способствовать определению

темы и задач урока

- А как вы думаете, кто из поэтов больше всего любил это время года?

- Да, ребята, это А.С. Пушкин.

Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своих произведениях. Но больше всего он любил осень.

- Итак, какова же тема нашего урока? слайд


- Какие задачи вы поставите на сегодняшний урок? Слайд


- Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения. слайд

( читает наизусть)

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Желания кипят – я снова счастлив, молод…

И пробуждается поэзия во мне…

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут, и

Пальцы просятся к перу, перо к бумаге

Минута – и стихи свободно потекут

-Как вы думаете, за что А.С. Пушкин любил это время года, чем оно его очаровало?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос точно?

- Давайте мы познакомимся с замечательным стихотворением, вернее, с отрывком из стихотворения «Осень», узнаем, какой увидел осень Пушкин и за что он ее так полюбил, но вначале - немного истории.


Отвечают на вопросы учителя (А.С.Пушкин)




Называют тему урока


Формулируют учебные задачи






Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы





Затрудняются в ответе, разные ответы


Отвечают, прочитать отрывок

Регулятивные: умеют формулировать тему, учебные задачи


Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли.



Усвоение новых знаний.















































Организовать деятельность по развитию интереса к творчеству поэта, знакомству с произведением








































Рассказ учителя о Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.

- Из четырёх времён года Пушкин больше всего любил осень. Другие в это время собирают опята или снимают с веток яблоки поздних сортов, а он радовался урожаю стихов. Хоть и был он поэтом, писать стихи удавалось не каждый день. Пушкин признавался друзьям, что бывали дни, когда не в состоянии написать и двух строчек. Осенью вместе с кленовыми листьями и дождевыми каплями слеталось к нему вдохновение. Но самой изобильной оказалась осень в селе Большое Болдино, что под Нижним Новгородом. За три ненастных месяца 1830 года Пушкин написал больше 40 произведений в стихах и прозе. И до сих пор никто не может написать лучше. В мировой литературе это – рекорд, известный под названием «Болдинская осень». Данное стихотворение стало пиком болдинского творчества.

Первичное чтение учителем, на фоне музыкального отрывка из произведения П.И. Чайковского «Времена года»

Беседа по произведению

- Вам понравилось стихотворение?

- Какие картины вам представились?

Лесная опушка, деревья в разноцветном уборе, небо покрыто мглой, холодный ветер налетает порывами и шумит в кронах деревьев, сквозь осенние тучи пробивается одинокий солнечный луч.

- Какие строчки произвели на вас особое впечатление? Почему? (Подводит к тому, что весь отрывок построен на контрасте)

- Какое настроение передаёт нам поэт в своем стихотворении?

Ответ найдите в словаре настроений.

- Почему настроение грустное, как вы думаете? Радостное?

Унылая пора: солнце реже светит, мало света, идёт дождь, облетают листья с деревьев, птиц почти не слышно.

-Давайте прочитаем это стихотворение вполголоса ( учебник стр. 36)

- Какой темп чтения мы выберем ( читают 2-3 чел)

- Что хотел сказать Пушкин этим отрывком?

Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Красота осенней природы не вечна. Это мимолётное, кратковременное явление в жизни природы. Очень вся красота пропадёт, исчезнет. Пушкин восхищался осенью и передал нам эти чувства восхищения, он учит нас восхищаться красотой природы, осень очаровывает Пушкина, заставляя жить и творить дальше. Стихотворение является описанием осени, через которую затрагивается тема человеческой грусти. Но при этом поэт находит красоту даже в мрачных красках осени.


Слушают чтение учителя.




























Отвечают на вопросы.










Находят в словаре настроений.




Выразительно вполголоса читают стихотворение.


Отвечают ( показать красоту осени)










Личностные:

проявляют интерес к творчеству поэта, эмоционально воспринимают стихотворение.


Предметные: выразительно читают, отвечают на вопросы по содержанию.














Коммуникативные: овладевают монологической и диалогической формами речи, учатся оформлять свои мысли в устной форме; умеют вступать в учебное сотрудничество


Первичное

закрепление

знаний.


Организовать деятельность по

эмоциональному восприятию, анализу стихотворения развитию навыков выразительного чтения.


Работа со стихотворение по строкам

- «Почему осень «унылая» и «чарующая пора» ?

Унылым может быть только человек, когда ему грустно

-Читаем вторую строку

Как автор обращается к осени?( Она у него живая)

И тут же поэт произносит: «Очей очарованье!» Совершенно противоположное чувство. Явная смена настроения! И автору нравится это.

- Читаем третью строка…

- Что значит пышное?

- Увяданье - само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.

- Читаем следующую строку.

Проводит словарную работу.

- Как вы понимаете слово БАГРЕЦ? (Слайд) словарь Ушакова

Моделируют ситуацию

- Изменится ли картина осени, если слова «багрец», «золото» заменить на «тёмно-красный» и «жёлтый»? Почему? Что придают эти слова?

- Золото - это признак богатства и украшение, Пушкин сравнивает с золотом, чтобы показать богатство природы. Багрец и золото - эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищён этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.

- В каких строчках он выражает свое отношение к осени

- Почему же поэт употребляет «прощальная»?

- Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит.

- То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ(слайд)

- Как называются такие слова?



Работа над выразительностью:

выбор тона и темпа, логические ударения (главные слова), паузы.





Читают первую строку

Отвечают (потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)



Отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы примерами из произведения.


Работают со словарём



Высказывают свои мнения, анализируют,

Читают вслух, следят

Отвечают( стихотворение будет не таким красивым и ярким)



Находят, зачитывают

Отвечают

Зачитывают строчки стихотворения





Называют: однородные члены предложения, которые читаются с интонацией перечисления.


Личностные:

проявляют интерес к творчеству поэта, эмоционально воспринимают стихотворение


Предметные: выразительно читают, отвечают на вопросы по содержанию.


Познавательные: овладевают основами смыслового чтения.


Коммуникативные: овладевают монологической и диалогической формами речи, учатся оформлять свои мысли в устной форме; умеют договариваться с одноклассниками, вступать в учебное сотрудничество

Физминутка.

Способствовать организации здоровьесберегающей среды на уроке

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад!

(прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Выполняют


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Организовать работу над средствами художественной выразительности в стихотворении развитие творческих способностей

- Давайте представим образный ряд стихотворения по существительным, изображенным на картинках.

Работа в парах (картинки на столах )

проверка по слайду


- Прочитаем еще раз по цепочке, не забывая про интонацию, паузы и логические ударения, следим по картинкам.

- Молодцы, давайте вернемся к началу стихотворения и посмотрим еще раз, на то, как автор изображает осень.

Унылая-очарование

Прощальная-краса

Пышное-увяданье.


-Что интересного вы заметили?

Это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого сочетание противоречивых понятий. (слайд)

Произнесем вслух, запишем в тетрадь


Работа над средствами выразительности

-Вспомните, какие средства выразительности вы знаете?

(слайд)

- А теперь объединитесь в группы и самостоятельно данные найдите средства выразительности, которые использует автор в своем стихотворении, проверьте по образцу

Выполняют творческое задание, выкладывают картинки в соответствие со строчками,

читают по цепочке остальные следят по картинкам

Находят и зачитывают





Отвечают: слова не сочетаются




Произносят, записывают в тетрадь



Отвечают: эпитеты, олицетворения.

Озвучивают свои ответы, проверяют, оценивают, как справились с заданием.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Итог урока.


Подвести итог урока


Подводит итог.

- Вспомним, какие учебные задачи вы ставили на урок? (слайд)

Отвечают. Высказывают своё мнение, анализируют. Соотносят цели и результаты.


Домашнее задание.

Выбрать домашнее задание по своим силам и интересам

- Какое домашнее задание вы можете предложить?

(выслушиваются предложения) (слайд)

Предлагают. Выбирают.

Записывают.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме

Рефлексия.

Организовать рефлексию

- Оцените свою работу на уроке.

Кто был самым активным?


- Вернемся к осени, какая же она пушкинская осень?

- Предлагаю вам написать синквейн «Пушкинская осень».


- Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу.

Мне было приятно с вами работать.

Осуществляют самооценку собственной деятельности.

Работают в группах, составляют синквейн, зачитывают.


Регулятивные: осуществляют контроль результата Коммуникативные: формулируют своё мнение о работе одноклассников



Приложения

Карточки для самопроверки в группах (средства выразительности)

Эпитеты – «унылая пора», «прощальная краса», «пышное увяданье», «свежее дыханье», «волнистая мгла (облачность)», «седая зима», «редкий луч»

Олицетворения: «угрозы зимы», «увяданье природы», «одетые леса», «дыханье ветра».



Карточки для создания образного ряда стихотворения

t1676818055aa.jpgt1676818055ab.jpgt1676818055ac.jpgt1676818055ad.jpgt1676818055ae.pngt1676818055af.jpgt1676818055ag.jpgt1676818055ah.jpgt1676818055ai.jpgt1676818055aj.jpgt1676818055ak.pngt1676818055al.gif


/data/files/b1676901790.pptx (презентация к уроку литературного чтения)
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.