Технологическая карта урока литературы в 6 классе «Уроки Маленького принца»
Технологическая карта урока
ФИО |
Романцова Ольга Александровна |
Образовательное учреждение |
МБОУ Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина с.Петровское Петровского района Тамбовской области |
Класс |
7 |
Тема урока |
«Уроки Маленького принца» |
Тип урока |
урок «открытия» нового знания |
Планируемые результаты обучения |
Личностные: - интерес к изучению литературы; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные: - знать содержание повести Экзюпери «Маленький принц»; - уметь определять тему произведения, выделять проблемы; Метапредметные: - культура речи, ИЗО, музыка, география Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на уроке; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Коммуникативные: - строить продуктивное речевое высказывание, - точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь. Познавательные: - извлекать фактуальную информацию из текстов, - уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст повести, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
Техники и технологии |
личностно – ориентированная технология, развивающее обучение, критериальное оценивание |
Ресурс |
текст повести Экзюпери «Маленький принц», презентации |
Основные понятия |
Эпитет, путешествие как художественный прием |
Организация пространства |
работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Оборудование |
интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер |
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
||||
личностные |
регулятивные |
коммуникатив ные |
познавательные |
|||||
1.Организационный момент. Цель – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность |
– Здравствуйте! Садитесь! К доске все обратитесь. Тема здесь урока нашего. Прошу внимания вашего. – Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы научиться видеть сердцем. Я обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой. Позже вы отправитесь осуществлять свои мечты, с честью служить своему долгу. И я хочу, чтобы в этом пути вам нужны были чистая вода глубоких колодцев и бубенцы звёзд в ночном небе. |
Приветствуют учителя, включаются в учебный процесс |
интерес к изучению литературы; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою |
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь |
извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст повести, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
||
2. Мотивация к учебной деятельности. Цель – определение содержательных рамок урока |
1) Учитель обращается с просьбой к учащимся – Нарисуй мне барашка! (раздаёт листы и фломастеры) и читает стихотворение: – Нарисуй мне барашка Лёгким взмахом руки, В светло-серых кудряшках Пусть играют лучи. Пусть живёт не в коробке - На зелёном лугу, И чтоб домиком бровки! Я его полюблю. Буду с нашим барашком Я рассветы встречать, И медовую кашку Помогать собирать. Буду петь ему тихо, Если вдруг он уснёт, Милый, что тебе стоит? Нарисуй, пусть живёт!!! 2) – Кто обратился с такой просьбой к лётчику, который совершил вынужденную посадку в Сахаре? – Вам понравилась книга? Чем? 3) Обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. – Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: все станет по-другому...» |
Рисуют по трафарету Внимательно слушают Применяя ранее полученные знания, отвечают на вопросы учителя Фиксируют проблему |
Демонстрируют готовность работать на уроке |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Отвечая на вопросы, строят высказывания |
Постановка и формулирование проблемы |
||
2. Актуализация и углубление изученного Цель - Актуализация знаний |
1) Организовывает работу над произведением в рабочей тетради – Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он? – Расскажите о Маленьком принце – Чем занят Маленький принц? –что олицетворяют баобабы? – Сформулируйте первый урок – Запишите вывод в тетрадь – Кто ещё живёт на планете Маленького принца? – Как ведёт себя Роза? – Почему Маленький принц отправляется путешествовать? – Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? – Прочитайте из главы VІІІ отрывок о том, как Лис учит Маленького принца – Сформулируйте и запишите второй вывод |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Высказывают предположения на основе наблюдений, самостоятельно делают выводы |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Делают вывод, обобщают Преобразовывают информацию из одной формы в другую |
|||
3. Работа с текстом. Цель – развитие читательских умений |
1) Путешествие Маленького принца – Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия. – Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения? – Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он. 2) Организация работы в группах – 6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц І гр. – планета короля ІІ гр. – планета честолюбца ІІІ гр. – планета деловой человек ІV гр. – планета фонарщика V гр. – планета географа – Вопросы для анализа 1.Чем занимается житель планеты? 2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты. 3. Подберите эпитеты для характеристики. 4. Подберите цитату из текста. 5. Сформулируйте вывод-урок Учитель организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. |
Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы Работают с текстом, читают, отбирают нужный материал Высказывают свои предположения |
Применяют правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии к собеседнику Развитие интереса и любви к чтению, литературе, ее богатству и выразительным возможностям |
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осваивают способы совместной деятельности |
Воспринимают ответы учащихся Осваивают способы совместной деятельности Строят речевое монологическое высказывание в соответствии с задачами, поставленными учителем |
Разграничивают основную и дополнительную информации Проводят групповое исследование Преобразовывают и сохраняют информацию |
Взаимоконтроль |
|
4. Закрепление. Цель – закрепление новых знаний |
1) Организация фронтальной работы учащихся – Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему? – Обратите внимание на ход мыслей героя. – Зачитайте отрывок из XX главы со слов «А потом он подумал…» до конца – Чем вызваны горестные слёзы малыша? – Когда появился Лис? – Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас? – сформулируйте и запишите девятый урок – Работа с тетрадью стр. 12 – Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды? – Чтение отрывка из XXVІ главы – Что символизируют звёзды? – Сформулируйте десятый урок и запишите в тетрадь |
Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы Высказывают свое мнение |
Осознание возможности использования имеющихся знаний, проявление интереса к содержанию |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Взаимооценка |
||
5. Самостоятельная работа. Цель – тренировка способности к самоконтролю |
– Прочитайте вопросы для самоконтроля из рабочей тетради – Пусть каждый из вас ответит на эти вопросы. И тогда вы увидите, как изменится ваша жизнь |
Осуществляют работу по выполнению задания |
Самоопределение – самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия |
Осуществляют самоконтроль |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Итоговый самоконтроль: возможность представления своего результата и оценивания работы на уроке |
||
6.Подведение итогов. Рефлексия Цель – фиксирование нового содержания |
- Подведем итог урока. - Давайте еще раз прочитаем все уроки Маленького принца - Можно ли взять эти уроки для своей жизни? – Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Самообразование – формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Рефлексия своих действий |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельности |
|
7. Домашнее задание. Цель – инструктаж выполнения домашнего задания |
– Напишите письмо Маленькому принцу «Спасибо, Маленький принц, за …» |
Слушают, записывают задание |
Готовность и способность к самостоятельному выполнению домашнего задания |
Адекватно оценивают объективную трудность домашнего задания, адекватно оценивают свои возможности по выполнению домашнего задания |
Задают вопросы, необходимые для организации работы по выполнению домашнего задания |
Осуществляют выбор наиболее эффективных способов выполнения домашнего задания |
Евгения Георгиевна
Сафонова Елена Валерьевна
Светлана Лушникова (Кузнецова)