для детей старшего дошкольного возраста «Лес — многоэтажный дом»
Технологическая карта классного часа
Тема – Лес – многоэтажный дом.
Категория учащихся – класс для детей с глубокой умственной отсталостью пятого года обучения.
Задачи:
- уточнить и расширить представления детей о лесе, показать многоярусность леса
- воспитывать эмоционально-целостное отношение к природе, бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных
Формирование базовых учебных действий:
- регулятивные учебные действия (РУД): принимают учебную задачу (четкое выполнение инструкций учителя); адекватно воспринимают оценку работы
- познавательные учебные действия (ПУД): выполнение заданий на обобщение и классификацию (распределение на группы)
- коммуникативные учебные действия (КУД): вступают в учебное сотрудничество (отвечают на вопросы, слушают и понимают обращенную речь, проявляют эмоциональную отзывчивость), работают над словообразованием, связным высказыванием
- личностные учебные действия (ЛУД): проявление интереса к новым знаниям, формирование нравственно-этической оценки поступков
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Наглядное сопровождение, в т.ч. слайды презентации | Примечание |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Предлагает начать занятие с пожелания друг другу добра. Предлагает подумать, кого еще не поприветствовали (учителя): - Кому еще не пожелали? Создает эмоциональный настрой. Предлагает улыбнуться друг другу: - А чтобы у всех было хорошее настроение, я дарю вам всем свою улыбку. - Улыбнитесь и вы друг другу и нашим гостям. - Хором скажем наш девиз: «Вместе не трудно Вместе не тесно Вместе легко И всегда интересно» | Смотрят на слайд (1; поочередно появляется фото каждого ученика на фоне природы), узнают, кто изображен и говорят: «…, мы желаем тебе добра». Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу и гостям. Проговаривают девиз. | Слайд 1 | Фронтальная работа ЛУД: Формирование положительной учебной мотивации КУД: эмоциональная отзывчивость |
Сообщение темы | Предлагает учащимся внимательно рассмотреть картинки (от настенного календаря природы) и сказать, что их объединяет (природа). В случае необходимости задает наводящие вопросы: - Что изображено? - Как можно назвать одним словом? Обобщает: - Верно. Сегодня наш классный час посвящен природе. Подводит детей к теме классного часа. Предлагает прочитать тему занятия. Комментирует: - Молодцы. Лес – не новая для вас тема. На какие же вопросы сегодня предстоит нам вместе найти ответы. Прочитайте. Обобщает: - Действительно, мы вспомним, что такое лес. Узнаем, для кого лес является домом и почему его называют многоэтажным. Поясняет правила работы: - А что же необходимо, чтобы ответить на эти вопросы: - нужно уметь слушать - правильно выполнять задания - соблюдать правила поведения - быть внимательными - правильно сидеть за партой | Рассматривают картины природы. Определяют, что изображено. Смотрят на слайд (2). Читают тему занятия. Проверяют также по слайду (2а). Смотрят на слайд (3) и читают. 1 вопрос – В.Х. 2 вопрос – В.В. 3 вопрос – Н.Ч. |
Календарь природы Слайд 2 Слайд 2а Слайд 3 | ПУД: нахождение общего и обобщение ПУД: коррекция зрительного восприятия – чтение «зашумленных» букв РУД: принимают учебную задачу ПУД: упражнения на формирование навыков чтения по части букв |
Актуализация знаний | Актуализирует знания: - Ребята, а что такое лес? Предлагает рассмотреть карточки («Выбор леса») на партах: - У вас на партах лежат маленькие карточки. Выберите ту, на которой изображен лес. Организует взаимопроверку: - Покажите друг другу. Проверьте. Контролирует взаимопроверку: - Молодцы, все выбрали карточку с лесом. Предлагает «отправиться» в лес: - Сегодня я предлагаю отправиться вместе в лес. Согласны? Проверяет знание учащимися правил поведения в лесу через игру «Да-Нет»: - Но прежде, чем мы отправимся в лес, давайте выясним, знаете ли вы правила друзей природы. Если я говорю правильно, вы отвечаете ДА. Если неправильно - НЕТ. - Можно дышать лесным воздухом? - Можно кричать в лесу? - Можно бросать мусор? - Можно любоваться деревьями? - Можно жечь костёр? - Можно ломать деревья? - Можно ловить и уносить диких животных домой? Обобщает ответы: - Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправиться в лес. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Включает аудиозапись «Звуки леса» и читает стихотворение «Что такое лес?» Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, ягоды, грибы. Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, на суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой ключевой водой. Организует беседу: - Кто бывал в лесу? - Что там делали? - Кого видели? Обобщает: Лес – это место, где рядом друг с другом растет очень много деревьев. - Но только деревья растут в лесу? - - Что еще? (кустарники, травы) Предлагает выполнить задание на дифференциацию растений: - Посмотрите внимательно на эти изображения. - Как назвать их одним словом? (растения). Предлагает детям выйти к доске: - Вовы выйдут и возьмут деревья. - Никиты возьмут кусты. - Что нужно взять Диме? (траву) - Прикрепите эти предметы на плакат («Лес») в соответствии с их формой. Будьте внимательны! Проводит активную физминутку: Если педагог называет слово «трава» - нужно присесть; «куст» - встать прямо; «дерево» - поднять руки вверх и потянуться. Поясняет значение физминуток. | Рассказывают, что знают о лесе. Берут карточки (у каждого своя пара). Рассматривают. Выбирают карточку с лесом. Показывают выбранную карточку соседу по парте, который проверяет правильность выполненного задания. Слушают внимательно вопрос, определяют правильность, отвечают. Закрывают глаза. Слушают аудиозапись и стихотворение. Участвуют в беседе. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Рассматривают картинки (вырезаны). Называют обобщающее слово. Выходят к доске, выбирают нужный предмет, соотносят с контуром на плакате и крепят. Выполняют физминутку. | Карточки «Выбор леса» Плакат «Лес» | Индивидуальная работа Игровой момент ЛУД: умение соотносить поступки с принятыми правилами (правила поведения в лесу) Релаксационная минутка КУД: Умение вступать в диалог Привлечение жизненного опыта детей об окружающем мире. КУД: Активизация словаря по теме «Растения» ПУД: Узнавание и называние видов растений, соотнесение с контуром. ЛУД: формирование заботы о собственном здоровье |
Основная часть «Многоэтажность» леса | Объясняет: - Ребята, деревья, кустарники и травы образуют ярусы леса. (проговорить слово хором) Прикрепляет карточку со словом на доску. Организует словарную работу: - Кто-то слышал такое слово? - Что нужно сделать, когда не знаешь значение слова? - Я сходила в библиотеку и посмотрела в специальных книгах – словарях. А еще там оказалось так много энциклопедий, в которых очень много интересной и полезной информации про лес. Демонстрирует книги-энциклопедии про лес. Объяснение: - Итак, слово ЯРУС означает ряд горизонтально расположенных предметов. Ярус в лесу – это растения по высоте Посмотрите (обращает внимание на плакат «Ярусы», закрепляет на слайде 4): Нижний ярус – это трава Средний ярус – это кусты Верхний ярус – это деревья Предлагает детям показать руками ярусы леса (руки расположены горизонтально): - на уровне груди – трава - на уровне шеи – кусты - на уровне лба – деревья Вводит понятие «многоэтажный»: - По-другому ярусы можно назвать этажами. - Сколько же этажей в лесу? (три) - Назовем их. Получается, что лес, как и наши дома, в которых мы живем многоэтажный. Это значит, много этажей. Прикрепляет карточку со словом на доску. Демонстрирует рисунки детей «Мой дом»: - Вы дома с помощью родителей рисовали свои дома. Расскажите, кто на каком этаже живет. «Я живу на … этаже».
- Вот так и в лесу. Тоже есть этажи, или ярусы. - Такое ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе очень многим растениям. Обобщает: - Итак, ребята, можно ли назвать лес многоэтажным? Почему? (растения в лес расположены ярусами, или этажами). | Слушают объяснение. Проговаривают слово новое слово хором, индивидуально. Читают слово. Отвечают на вопросы. Рассматривают книги. Слушают объяснение. Выполняют действия руками (сидя за партой). Слушают учителя. Считают количество ярусов – этажей по плакату. Называют их. Проговаривают слово «многоэтажный». Читают слово. Рассматривают рисунки. Узнают свой дом. Составляют предложение «Я живу на … этаже». Отвечают на вопросы. | Энциклопедии Плакат «Ярусы» Слайд 4 Рисунки «Мой дом» | Формирование положительного отношения к библиотеке; значение библиотеки в жизни человека. КУД: Умение слушать и слышать Развитие внимательности ЛУД: проявление интереса Развитие речи, согласование числительного и существительного. |
«Расселение» животных | Ставит перед детьми задачу: - Как и в многоэтажном доме, в лесном – тоже есть свои жильцы. Как вы думаете, это кто? - И точно так же, как и мы, люди, каждый жилец живет на каком-то этаже, или ярусе. - Поэтому лес смело можно назвать домом. Узнать, кто и на каком этаже живет – вот наша следующая задача. 1 этаж – собрать разрезную картинку. В случае необходимости, оказывает помощь. - Кто получился? - На каком этаже (ярусе) живут эти животные? Почему? Организует «заселение». Обобщение: - Животные первого этажа не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище. 2 этаж – узнать животное по части (слайды: 5, 5а - проверка) Задает вопросы: - Белка – это кто? А сова? - На каком этаже (ярусе) живут эти животные? «Заселение». Обобщение: - Второй этаж занимают животные, которые легко передвигаются по тонким веткам. 3 этаж – чтение букв определенного цвета. Организует работу в парах: читающий ученик с нечитающим.
Проверка правильности – по слайду (6). После того, как слайд будет убран, просит вспомнить, какое насекомое было записано синим цветом. Предлагает выполнить гимнастику для глаз «Стрекоза» Вот такая стрекоза – Как горошины глаза. Влево-вправо, назад-вперед, Ну, совсем как вертолет. Мы летаем высоко, мы летаем низко. Мы летаем далеко, мы летаем близко. Задает вопрос: - Как вы думаете, кто живет на верхнем этаже? (насекомые, хищные птицы) Обобщение: - В верхних ярусах обычно гнездятся хищные птицы. - Из млекопитающих хищников обитателем верхнего яруса леса является лесная куница. Разделение животных на группы: звери, насекомые, птицы Вывод: - Ребята, в лесу живет очень много самых разных животных, птиц, насекомых. Для них лес – это дом. И каждый из них живет на каком-то этаже, или по-другому, ярусе. Сегодня мы расселили только некоторых. | Слушают. Отвечают на вопросы. Получают части разрезной картинки (у всех разное количество частей, в зависимости от индивидуальных особенностей) Называют, кто получился (картинки животных 1 этажа). Отвечают на вопрос. Высказывают предположения. Подходят к доске, выбирают свое животное и приклеивают на плакат. Смотрят на слайд. Угадывают изображенное животное. Отвечают на вопросы. Подходят к плакату и приклеивают животное на плакат. Первый читает, второй находит картинку и обводит соответствующим цветом. СБКТАОРБРЕОШКЧУОКНЗАА
Выполняют зрительную гимнастику (следят глазами за стрекозой) Отвечают на вопрос. Слушают. Называют группы животных. | Картинки животных 1 этажа Слайд 5 Слайд 5а Слайд 6 | Индивидуальная работа КУД: Умение выражать свои мысли. Работа в парах |
Заключительная часть Охрана леса Подведение итогов Рефлексия | Предлагает детям с опорой на слайд (7) перечислить, для чего нужен лес. Обращает внимание на бережное отношение к лесу: - Лес - богатство нашей родины надо беречь и охранять его. - Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? - Что дает лес людям? (Ответы детей). Вывод: - Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь. Рассказывает, что в нашей республике (Коми) много лесов и предлагает посмотреть небольшое видео «Девственные леса Коми». Сопровождает видео комментариями: Девственные леса Коми – особо охраняемая территория. Это место, где леса не тронуты человеком. Тянутся вдоль реки Печора. Основные деревья здесь ель и пихта. Проверяет уровень восприятия видео: - О чем было видео? - Где растут эти леса? - Какие основные деревья в этих лесах? Акцентирует внимание на реализации задач классного часа. - Итак, ребята, мы ставили перед собой задачи. Вспомним их и ответим. - что такое лес? (место, где растут много деревьев) - для кого лес является домом? (для животных, насекомых, птиц) - почему лес называют многоэтажным домом? (лес состоит из ярусов – этажей: деревья, кусты, травы) - На все вопросы мы постарались найти ответы. Предлагает посмотреть на слайд (8). - Кто изображен? - Назовите животных, которых мы сегодня не «заселяли». - На каком ярусе (этаже) леса они живут? Предлагает рассказать стихотворение по мнемотаблице (слайд): У лисы в лесу дремучем есть нора – надежный дом Под кустами еж колючий нагребает листьев кучу. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем. - Нужно ли беречь лес? Обязательно соблюдайте правила поведения в лесу. Предлагает вернуться к начальному слайду (9), где изображены фото каждого ученика и назвать имя одноклассника, которых на фото находится в лесу. Предлагает учащимся украсить плакат (на доске) цветами. - Ребята, давайте, наш плакат с лесом украсим цветами. На каком ярусе будут эти цветы? - Если у вас настроение хорошее, наше занятие понравилось, возьмите цветок с улыбкой. А если настроение плохое, ничего вам не понравилось, возьмите цветок без улыбки. Жители леса прислали нам в подарок вот такую книгу – «Сказки лесной опушки». В свободной время, или на уроках чтения обязательно ее почитаем. А еще Татьяна Дмитриевна (библиотекарь) приглашает вас в библиотеку за новыми знаниями о лесе и ее жителях. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на занятии. | Смотрят на слайд и называют, для чего нужен лес. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопрос. Слушают. Смотрят видео, слушают комментарии педагога. Участвуют в беседе. Вспоминают задачи занятия. Участвуют в беседе. Рассматривают животных. Перечисляют, кто изображен. Называют животных, о которых на занятии не говорили (отсутствуют на плакате). Выходят по одному к доске и с опорой на слайд рассказывают стихотворение. Находят, кто сфотографировался в лесу, называют. Подходят к доске, выбирают цветок в зависимости от настроения и приклеивают на плакат. | Слайд 7 Слайд 8. Слайд «Мнемотаблица» Слайд 9 Книга | Формирование ценностного отношения к природе Включение в занятие регионального компонента. Коррекция непроизвольного внимания (называние животных, о которых говорилось ранее) КУД: Развитие умения выступать перед зрителями РУД: адекватно воспринимают оценку работы |
Дополнительно | Виды лесов (слайды; словообразование) Леса бывают разные. Какие деревья в этом лесу? Значит, лес какой? (из березы – березовый, из сосны – сосновый, из ели - еловый) | | Слайды «Виды лесов» | КУД: Работа по словообразованию: образование прилагательных от существительных. |