12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна Полякова928
Россия, Коми респ., Ухта

Технологическая карта классного часа


Тема – Лес – многоэтажный дом.


Категория учащихся – класс для детей с глубокой умственной отсталостью пятого года обучения.


Задачи:

- уточнить и расширить представления детей о лесе, показать многоярусность леса

- воспитывать эмоционально-целостное отношение к природе, бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных


Формирование базовых учебных действий:

- регулятивные учебные действия (РУД): принимают учебную задачу (четкое выполнение инструкций учителя); адекватно воспринимают оценку работы

- познавательные учебные действия (ПУД): выполнение заданий на обобщение и классификацию (распределение на группы)

- коммуникативные учебные действия (КУД): вступают в учебное сотрудничество (отвечают на вопросы, слушают и понимают обращенную речь, проявляют эмоциональную отзывчивость), работают над словообразованием, связным высказыванием

- личностные учебные действия (ЛУД): проявление интереса к новым знаниям, формирование нравственно-этической оценки поступков



Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Наглядное сопровождение, в т.ч. слайды презентации

Примечание


Организационный момент

Приветствует учащихся.

Предлагает начать занятие с пожелания друг другу добра.


Предлагает подумать, кого еще не поприветствовали (учителя):

- Кому еще не пожелали?


Создает эмоциональный настрой.

Предлагает улыбнуться друг другу:

- А чтобы у всех было хорошее настроение, я дарю вам всем свою улыбку.


- Улыбнитесь и вы друг другу и нашим гостям.


- Хором скажем наш девиз:

«Вместе не трудно

Вместе не тесно

Вместе легко

И всегда интересно»


Смотрят на слайд (1; поочередно появляется фото каждого ученика на фоне природы), узнают, кто изображен и говорят: «…, мы желаем тебе добра».


Приветствуют учителя.








Улыбаются друг другу и гостям.









Проговаривают девиз.


t1610598688aa.png

Слайд 1



Фронтальная работа



ЛУД: Формирование положительной учебной мотивации


КУД: эмоциональная отзывчивость

Сообщение темы

Предлагает учащимся внимательно рассмотреть картинки (от настенного календаря природы) и сказать, что их объединяет (природа). В случае необходимости задает наводящие вопросы:

- Что изображено?

- Как можно назвать одним словом?


Обобщает:

- Верно. Сегодня наш классный час посвящен природе.


Подводит детей к теме классного часа. Предлагает прочитать тему занятия.


Комментирует:

- Молодцы. Лес – не новая для вас тема. На какие же вопросы сегодня предстоит нам вместе найти ответы. Прочитайте.


Обобщает:

- Действительно, мы вспомним, что такое лес. Узнаем, для кого лес является домом и почему его называют многоэтажным.


Поясняет правила работы:

- А что же необходимо, чтобы ответить на эти вопросы:

- нужно уметь слушать

- правильно выполнять задания

- соблюдать правила поведения

- быть внимательными

- правильно сидеть за партой



Рассматривают картины природы. Определяют, что изображено.





Смотрят на слайд (2). Читают тему занятия. Проверяют также по слайду (2а).









Смотрят на слайд (3) и читают.

1 вопрос – В.Х.

2 вопрос – В.В.

3 вопрос – Н.Ч.


t1610598688ab.png

Календарь природы


t1610598688ac.png

Слайд 2

t1610598688ad.png

Слайд 2а


t1610598688ae.png

Слайд 3



ПУД: нахождение общего и обобщение





ПУД: коррекция зрительного восприятия – чтение «зашумленных» букв









РУД: принимают учебную задачу



ПУД: упражнения на формирование навыков чтения по части букв










Актуализация знаний

Актуализирует знания:

- Ребята, а что такое лес?


Предлагает рассмотреть карточки («Выбор леса») на партах:

- У вас на партах лежат маленькие карточки. Выберите ту, на которой изображен лес.


Организует взаимопроверку:

- Покажите друг другу. Проверьте.


Контролирует взаимопроверку:

- Молодцы, все выбрали карточку с лесом.


Предлагает «отправиться» в лес:

- Сегодня я предлагаю отправиться вместе в лес. Согласны?


Проверяет знание учащимися правил поведения в лесу через игру «Да-Нет»:

- Но прежде, чем мы отправимся в лес, давайте выясним, знаете ли вы правила друзей природы. Если я говорю правильно, вы отвечаете ДА. Если неправильно - НЕТ.

- Можно дышать лесным воздухом?

- Можно кричать в лесу?

- Можно бросать мусор?

- Можно любоваться деревьями?

- Можно жечь костёр?

- Можно ломать деревья?

- Можно ловить и уносить диких животных домой?


Обобщает ответы:

- Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправиться в лес.

Закройте глаза и представьте, что вы в лесу.


Включает аудиозапись «Звуки леса» и читает стихотворение

«Что такое лес?»

Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава, на суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой ключевой водой.


Организует беседу:

- Кто бывал в лесу?

- Что там делали?

- Кого видели?


Обобщает:

Лес – это место, где рядом друг с другом растет очень много деревьев.

- Но только деревья растут в лесу? - - Что еще? (кустарники, травы)


Предлагает выполнить задание на дифференциацию растений:

- Посмотрите внимательно на эти изображения.

t1610598688af.pngt1610598688ag.jpgt1610598688ah.pngt1610598688ai.png


- Как назвать их одним словом? (растения).

Предлагает детям выйти к доске:

- Вовы выйдут и возьмут деревья.

- Никиты возьмут кусты.

- Что нужно взять Диме? (траву)


- Прикрепите эти предметы на плакат («Лес») в соответствии с их формой. Будьте внимательны!


Проводит активную физминутку:

Если педагог называет слово «трава» - нужно присесть;

«куст» - встать прямо;

«дерево» - поднять руки вверх и потянуться.


Поясняет значение физминуток.



Рассказывают, что знают о лесе.






Берут карточки (у каждого своя пара). Рассматривают. Выбирают карточку с лесом.



Показывают выбранную карточку соседу по парте, который проверяет правильность выполненного задания.















Слушают внимательно вопрос, определяют правильность, отвечают.























Закрывают глаза.



Слушают аудиозапись и стихотворение.










Участвуют в беседе.








Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.


















Рассматривают картинки (вырезаны).


















Называют обобщающее слово.


Выходят к доске, выбирают нужный предмет, соотносят с контуром на плакате и крепят.










Выполняют физминутку.





t1610598688aj.jpg


t1610598688ak.png

Карточки «Выбор леса»





















































t1610598688al.jpg

Плакат «Лес»




Индивидуальная работа
























Игровой момент



ЛУД: умение соотносить поступки с принятыми правилами (правила поведения в лесу)



















Релаксационная минутка





















КУД: Умение вступать в диалог

Привлечение жизненного опыта детей об окружающем мире.






КУД: Активизация словаря по теме «Растения»



























ПУД: Узнавание и называние видов растений, соотнесение с контуром.













ЛУД: формирование заботы о собственном здоровье

Основная часть


«Многоэтажность» леса

Объясняет:

- Ребята, деревья, кустарники и травы образуют ярусы леса. (проговорить слово хором)


Прикрепляет карточку со словом на доску.


Организует словарную работу:

- Кто-то слышал такое слово?

- Что нужно сделать, когда не знаешь значение слова?


- Я сходила в библиотеку и посмотрела в специальных книгах – словарях. А еще там оказалось так много энциклопедий, в которых очень много интересной и полезной информации про лес.


Демонстрирует книги-энциклопедии про лес.


Объяснение:

- Итак, слово ЯРУС означает ряд горизонтально расположенных предметов.


Ярус в лесу – это растения по высоте


Посмотрите (обращает внимание на плакат «Ярусы», закрепляет на слайде 4):

Нижний ярус – это трава

Средний ярус – это кусты

Верхний ярус – это деревья


Предлагает детям показать руками ярусы леса (руки расположены горизонтально):

- на уровне груди – трава

- на уровне шеи – кусты

- на уровне лба – деревья


Вводит понятие «многоэтажный»:

- По-другому ярусы можно назвать этажами.

- Сколько же этажей в лесу? (три)

- Назовем их. Получается, что лес, как и наши дома, в которых мы живем многоэтажный.

Это значит, много этажей.


Прикрепляет карточку со словом на доску.


Демонстрирует рисунки детей «Мой дом»:

- Вы дома с помощью родителей рисовали свои дома. Расскажите, кто на каком этаже живет. «Я живу на … этаже».

- Вот так и в лесу. Тоже есть этажи, или ярусы.


- Такое ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе очень многим растениям.


Обобщает:

- Итак, ребята, можно ли назвать лес многоэтажным? Почему? (растения в лес расположены ярусами, или этажами).

Слушают объяснение.

Проговаривают слово новое слово хором, индивидуально.



Читают слово.



Отвечают на вопросы.












Рассматривают книги.



Слушают объяснение.
























Выполняют действия руками (сидя за партой).


t1610598688am.png



Слушают учителя.

Считают количество ярусов – этажей по плакату.

Называют их.

Проговаривают слово «многоэтажный».


Читают слово.









Рассматривают рисунки. Узнают свой дом.

Составляют предложение «Я живу на … этаже».











Отвечают на вопросы.

















t1610598688an.jpgt1610598688ao.jpgt1610598688ap.jpg

Энциклопедии


t1610598688aq.png

Плакат «Ярусы»




t1610598688ar.png

Слайд 4












t1610598688as.jpg


t1610598688at.jpg

Рисунки «Мой дом»

















Формирование положительного отношения к библиотеке; значение библиотеки в жизни человека.










КУД: Умение слушать и слышать


























Развитие внимательности


ЛУД: проявление интереса
















Развитие речи, согласование числительного и существительного.

«Расселение» животных

Ставит перед детьми задачу:

- Как и в многоэтажном доме, в лесном – тоже есть свои жильцы. Как вы думаете, это кто?

- И точно так же, как и мы, люди, каждый жилец живет на каком-то этаже, или ярусе.

- Поэтому лес смело можно назвать домом. Узнать, кто и на каком этаже живет – вот наша следующая задача.


1 этаж – собрать разрезную картинку.

В случае необходимости, оказывает помощь.


- Кто получился?


- На каком этаже (ярусе) живут эти животные? Почему?


Организует «заселение».


Обобщение:

- Животные первого этажа не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.


2 этаж – узнать животное по части (слайды: 5, 5а - проверка)


Задает вопросы:

- Белка – это кто? А сова?

- На каком этаже (ярусе) живут эти животные?


«Заселение».

Обобщение:

- Второй этаж занимают животные, которые легко передвигаются по тонким веткам.


3 этаж – чтение букв определенного цвета.

Организует работу в парах: читающий ученик с нечитающим.





Проверка правильности – по слайду (6).

После того, как слайд будет убран, просит вспомнить, какое насекомое было записано синим цветом.


Предлагает выполнить

гимнастику для глаз «Стрекоза»

Вот такая стрекоза –

Как горошины глаза.

Влево-вправо, назад-вперед,

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.


Задает вопрос:

- Как вы думаете, кто живет на верхнем этаже? (насекомые, хищные птицы)

Обобщение:

- В верхних ярусах обычно гнездятся хищные птицы.

- Из млекопитающих хищников обитателем верхнего яруса леса является лесная куница.


Разделение животных на группы: звери, насекомые, птицы


Вывод:

- Ребята, в лесу живет очень много самых разных животных, птиц, насекомых. Для них лес – это дом. И каждый из них живет на каком-то этаже, или по-другому, ярусе. Сегодня мы расселили только некоторых.



Слушают.

Отвечают на вопросы.













Получают части разрезной картинки (у всех разное количество частей, в зависимости от индивидуальных особенностей)

Называют, кто получился (картинки животных 1 этажа).


Отвечают на вопрос. Высказывают предположения.


Подходят к доске, выбирают свое животное и приклеивают на плакат.



Смотрят на слайд. Угадывают изображенное животное.


Отвечают на вопросы.





Подходят к плакату и приклеивают животное на плакат.













Первый читает, второй находит картинку и обводит соответствующим цветом.


СБКТАОРБРЕОШКЧУОКНЗАА

t1610598688au.png














Выполняют зрительную гимнастику (следят глазами за стрекозой)








Отвечают на вопрос.




Слушают.







Называют группы животных.












t1610598688av.jpgt1610598688aw.jpgt1610598688ax.jpgt1610598688ay.png

Картинки животных 1 этажа












t1610598688az.png

Слайд 5

t1610598688ba.png

Слайд 5а








t1610598688bb.png

Слайд 6





















Индивидуальная работа







КУД: Умение выражать свои мысли.





















Работа в парах




Заключительная часть


Охрана леса








































Подведение итогов











































Рефлексия





Предлагает детям с опорой на слайд (7) перечислить, для чего нужен лес.


Обращает внимание на бережное отношение к лесу:

- Лес - богатство нашей родины надо беречь и охранять его.

- Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? 

- Что дает лес людям? (Ответы детей).


Вывод:

- Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.


Рассказывает, что в нашей республике (Коми) много лесов и предлагает посмотреть небольшое видео «Девственные леса Коми».

Сопровождает видео комментариями:

Девственные леса Коми – особо охраняемая территория.

Это место, где леса не тронуты человеком.

Тянутся вдоль реки Печора.

Основные деревья здесь ель и пихта.


Проверяет уровень восприятия видео:

- О чем было видео?

- Где растут эти леса?

- Какие основные деревья в этих лесах?


Акцентирует внимание на реализации задач классного часа.

- Итак, ребята, мы ставили перед собой задачи. Вспомним их и ответим.

- что такое лес? (место, где растут много деревьев)

- для кого лес является домом? (для животных, насекомых, птиц)

- почему лес называют многоэтажным домом? (лес состоит из ярусов – этажей: деревья, кусты, травы)

- На все вопросы мы постарались найти ответы.


Предлагает посмотреть на слайд (8).

- Кто изображен?

- Назовите животных, которых мы сегодня не «заселяли».

- На каком ярусе (этаже) леса они живут?


Предлагает рассказать стихотворение по мнемотаблице (слайд):

У лисы в лесу дремучем есть нора – надежный дом

Под кустами еж колючий нагребает листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем.


- Нужно ли беречь лес? Обязательно соблюдайте правила поведения в лесу.


Предлагает вернуться к начальному слайду (9), где изображены фото каждого ученика и назвать имя одноклассника, которых на фото находится в лесу.


Предлагает учащимся украсить плакат (на доске) цветами.

- Ребята, давайте, наш плакат с лесом украсим цветами. На каком ярусе будут эти цветы?

- Если у вас настроение хорошее, наше занятие понравилось, возьмите цветок с улыбкой. А если настроение плохое, ничего вам не понравилось, возьмите цветок без улыбки.


Жители леса прислали нам в подарок вот такую книгу – «Сказки лесной опушки». В свободной время, или на уроках чтения обязательно ее почитаем. А еще Татьяна Дмитриевна (библиотекарь) приглашает вас в библиотеку за новыми знаниями о лесе и ее жителях.


Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на занятии.


Смотрят на слайд и называют, для чего нужен лес.






Высказывают свое мнение.


Отвечают на вопрос.




Слушают.










Смотрят видео, слушают комментарии педагога.





















Участвуют в беседе.








Вспоминают задачи занятия.

Участвуют в беседе.

















Рассматривают животных.

Перечисляют, кто изображен.

Называют животных, о которых на занятии не говорили (отсутствуют на плакате).




Выходят по одному к доске и с опорой на слайд рассказывают стихотворение.














Находят, кто сфотографировался в лесу, называют.




Подходят к доске, выбирают цветок в зависимости от настроения и приклеивают на плакат.


t1610598688bc.pngt1610598688bd.png



t1610598688be.png

Слайд 7
































































t1610598688bf.png

Слайд 8.






t1610598688bg.png

Слайд «Мнемотаблица»














t1610598688bh.png

Слайд 9




















t1610598688bi.jpg

Книга




Формирование ценностного отношения к природе






















Включение в занятие регионального компонента.










































Коррекция непроизвольного внимания (называние животных, о которых говорилось ранее)







КУД: Развитие умения выступать перед зрителями





















































РУД: адекватно воспринимают оценку работы


Дополнительно

Виды лесов (слайды; словообразование)

Леса бывают разные.

Какие деревья в этом лесу? Значит, лес какой? (из березы – березовый, из сосны – сосновый, из ели - еловый)




t1610598688bj.pngt1610598688bk.png


t1610598688bl.png

Слайды «Виды лесов»


КУД: Работа по словообразованию: образование прилагательных от существительных.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.