Технология организации образовательных экскурсий

0
0
Материал опубликован 30 March

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация.

В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

В настоящее время исследованиям в музейной педагогике уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации и музейные уроки в школе (Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина, С. В. Фокин) [4, с.31].


Цели музейной  педагогики в школе:

Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю;

Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;

Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;

Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края. Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Музейная педагогика предполагает проведение уроков по различным научным дисциплинам (биология, история, физика, музыка, природоведение, художественная культура) в помещении музея или с использованием экспонатов на базе школы. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде, она дает учителю возможность:

-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

-сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

-раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.



Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев.



Технология организации образовательных экскурсий

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

— урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане.

—  внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать  дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.



Отсюда возникает вопрос: как вы думаете, почему учителя редко организовывают экскурсии?

(1. Учителям проще преподнести урок в учебном классе, нежели организовать экскурсию, которая требует немалой подготовки.

2. Также, некоторые учителя не знают, как правильно организовать экскурсию, чтобы детям было не только интересно, но и полезно.

3. Не все учителя заинтересованы в данной форме организации учебного процесса)

Итак, какую проблему вы можете обозначить? (учителя практически не используют такую форму)

Данную проблему нужно решить, давайте определим цель. Как я уже сказала, не все учителя знают, как правильно организовывать экскурсию. Что же нам нужно изучить?

Изучить технологию организации образовательных экскурсий.

А также, не все учителя заинтересованы в этой форме организации учебного процесса, значит, нам нужно выделить что?

Выделить преимущества экскурсии.

Начнём с преимуществ.

Познание мира непосредственно (учащиеся непосредственно своими глазами могут увидеть экспонаты, иногда даже потрогать).



Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.



Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеки, в дома-музеи писателей и поэтов.



Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.



2. Расширение кругозора

Ученики приобретают новый опыт.

3. Общение детей

Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, подводя итоги, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим, то есть у детей развиваются коммуникативные способности.

4. Социализация детей

На экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях. Как вести себя в транспорте, в музее, в театре, на природе? Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. Также у ребенка формируются модели поведения в разных условиях. Ученики становятся более самостоятельными, сознательно соблюдают дисциплину, меньше теряются в незнакомых ситуациях.

5. Развитие творческих способностей

Впечатления от экскурсии должны быть обобщены. Для этого учитель дает творческие задания: написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, создать презентацию, фотоотчет, карту, выпустить стенгазету и так далее.

6. Изучение реальной жизни

 Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность оторвать их от модных гаджетов, вытащить из виртуального мира в реальный, научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве.

Мы с вами рассмотрели преимущества экскурсии. Следующий шаг – это изучить технологию организации данной формы.

Как вы думаете, что начинает делать учитель, когда ведет подготовку к экскурсии?

(Перед проведением экскурсии учитель сначала создает технологическую карту.

Определяет содержание и составляет конспект экскурсии. Заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями)

Подготовка экскурсии осуществляется поэтапно, изучим их подробнее

1 этап: Выбор темы экскурсии и определение ее цели.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема экскурсии ― это краткая формулировка, отражающая проблему и содержание экскурсии.

Цели экскурсии – воспитание, обучение и развитие учащихся, но основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Цель нельзя смешивать с задачами, стоящими перед экскурсией. Цель определяет ожидаемый конечный результат экскурсии, раскрывая актуальность темы. Задачи же экскурсии локальны и конкретны, и представляют собой этапы достижения цели.

Целями экскурсии могут выступать:

воспитание патриотизма;

интернациональное воспитание;

трудовое воспитание;

эстетическое воспитание;

экологические воспитание;

2 этап: Отбор содержания по теме экскурсии.

3 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет правильный отбор объектов. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ. Из всех объектов учитель отбирает самые интересные по внешнему виду и по информативности.



Определим, что же может являться объектами экскурсии:

памятные места;

здания и сооружения;

природные объекты;

производственные и промышленные объекты;

экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и   временные выставки;

памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,

курганы с захоронениями и т.д.

Заметим, что в экскурсионном деле существует определенная классификация объектов экскурсии:

по содержанию – одноплановые (произведение живописи, река, дом) и многоплановые (площадь, улица, архитектурный ансамбль);

по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

Итак, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, нужно следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту.



4 этап: Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии ― это путь следования учащихся с учителем, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два правила: во-первых, показ объектов должен вестись в логической последовательности и, во-вторых, маршрут должен обеспечить показ объектов, необходимых для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных пауз и не нарушать целостности рассказа.



Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания — остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.



Учитель составил конспект, определил содержание, продумал маршрут, какой его следующий шаг?

(Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения)

К вопросам техники ведения экскурсии относятся: начало экскурсии, поддержание дисциплины, обеспечение техники безопасности, передвижение учащихся от объекта к объекту.

В ходе экскурсии учитель соблюдает три основных части: показ, рассказ и движение. Показ – главная часть экскурсии. Рассказ должен идти после показа объекта.



Подготовка сделана, беседа с обучающимися проведена, экскурсия была тоже проведена. И получается, учитель провёл экскурсию и всё? Или же еще что-то происходит после её окончания?

(После экскурсии, обучающиеся обрабатывают собранный материл в виде альбома с соответствующими рисунками, фотографиями, записями, схемами, диаграммами, текстами задач, которые можно будет использовать во время повторения темы)

Важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап ― использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения



В ходе проведения экскурсии могут быть использованы различные методы обучения:

Словесные:

Описание ― это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, а также определение наиболее существенных сторон и явлений, процессов, событий, связанных с объектом.

Объяснение ― это прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выясняются причины события, явления, факта, при этом рассказ носит доказательный характер.

Комментирование ― данный прием используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения.

Прием новизны состоит в том, что в ходе рассказа по теме учителем сообщаются факты и примеры, не известные ученикам. Этот прием используется учителем в тот момент, когда необходимо привлечь внимание учащихся к объекту, сделать его восприятие более эффективным.

Прием дискуссионной ситуации, используя этот прием, учитель выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают ученики. Затем учитель или учащиеся, подводя итоги, делают выводы.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе учителя ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед учащимися заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные учителем вопросы.

Наглядные:

В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.

наблюдение ― это целенаправленное восприятие объектов или явлений с последующим фиксированием материала;

рассматривание объекта ― детальное наблюдение за фиксированным материалом;

демонстрация натуральных средств наглядности.

Практические:

В ходе проведения экскурсии основным источником знаний является практическая деятельность учащихся, деятельность учителя сводится к инструктажу и контролю над выполнением практической работы.



Как вы думаете, какая основная проблема при планировании экскурсии возникает у преподавателя? (невозможность посетить желаемое место)

В таком случае нам помогут заочные экскурсии.

Заочная экскурсия.

В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления обучающихся - рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов, исторических деятелях. Это могут быть презентации о заповедниках и других природных объектах. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, видеоролики, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы Интернета.



Рассмотрим составление технологической карты экскурсии.

Технологическая карта излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она должна отвечать следующим требованиям:



подсказать учителю пути для раскрытия темы;

вооружить его наиболее эффективными методическими приемами.

Технологическая карта должна содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать дидактические требования, соединять показ и рассказ в единое целое. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии.



Технологическая карта состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Эффективность технологической карты зависит от правильного заполнения граф. Объем карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.



Типовая технологическая карта экскурсии

1-й лист - титульный. На нем указываются следующие данные:



Технологическая карта экскурсии на тему «…….», класс____



Вид экскурсии



Продолжительность



Протяженность



Цель экскурсии



Задачи экскурсии



Маршрут экскурсии



Дата составления



Учитель



2-й и последующие листы оформляются в виде таблицы.

маршрут



остановка

Объекты показа

время

Перечень вопросов

Организационные указания

Методические указания
















В графе «маршрут экскурсии» поэтапно указываются все объекты, по которым должны следовать учащиеся, при этом маршрут разбивается на отдельные отрезки пути (около 10 минут) и остановки. Первой называется тот объект, где рассказывается вводная часть темы.



В графе «остановки» называются те точки маршрута, где учащиеся должны остановиться. При этом указывается конкретное место остановки, например, у муравейника, на опушке …./ у памятника…



В графе «объекты показа» должны быть перечислены основные и дополнительные объекты, которые показываются учащимся во время остановок.



В графе «время» указывается время, которое может быть затрачено на показ объекта (или группы объектов) во время остановки, на рассказ учителя и на передвижение по маршруту к следующей остановке (объекту).



В следующей графе записываются вопросы. Количество вопросов подтемы может колебаться от одного до трех. Не следует вводить в подтему слишком разные по содержанию вопросы.



В графе «организационные указания» даются рекомендации по передвижению учащихся по маршруту, возможны дополнительные рекомендации по ТБ.



В графе «методические указания» называются методические приемы, которые следует использовать на каждом конкретном участке маршрута или на остановке. В этой графе также можно отметить следующее: диспут, беседа, практическая работа, объяснить учащимся термины.



Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать типовую карту, а можно использовать разные варианты, которые на взгляд учителя предпочтительнее.































Раздаточный материал: пример технологической карты экскурсии.

Вариант 1.

Технологическая карта экскурсии.

Тема экскурсии: Животный мир заповедника

Продолжительность (час): 60 минут

Протяженность (км): 200 м

Содержание экскурсии: познавательная

Маршрут экскурсии: 3 зала: информационный, млекопитающие, птицы и рыбы

Этапы перемещения по маршруту

Места остановок

Объект показа

Время

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7

Начало осмотра - информационный зал

19 стендов и 2 карты

Стенды, карты

5

История создания заповедника, географическое расположение, задачи заповедника, международные связи

Экскурсовод находится возле стендов, а группа в центре зала

Экскурсионная справка о заповеднике. Предварительный осмотр стендов

Млекопитающие

Диорамы: центральная биогруппа, рыси, сцена охоты волков на кабана, семья кабанов, бурый медведь, лоси, зубры

Млекопитающие встречающиеся на территории заповедника

20

Биология и местообитание животных: млекопитающие заповедника

Для удобства работы экскурсовод находится с той стороны диорамы, где расположены розетки озвучивания диорам, группа располагается вдоль диорамы

Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц, звуки животных), рассказ, показ, вопросы-ответы

Птицы и рыбы

Диорамы и витрины

Орнитофауна и ихтиофауна заповедника

20

Редкие виды, занесенные в Красную книгу .Биология и местообитание птиц. Обитатели рек и озер

Экскурсовод находится лицом к экскурсантам, не закрывая собой витрины и диорамы

Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц), рассказ, показ, вопросы-ответы







Памятка



1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала. 




Практическое задание: разработать экскурсию по интересующей вас теме и написать технологическую карту.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации