Доклад «Открытая информационная образовательная среда образовательной организации»
Наталья Владимировна Дырда
МБОУ г. Иркутска СОШ № 9, г. Иркутск
Открытая информационная образовательная среда образовательной организации
Аннотация: Статья знакомит с образовательным блогом «Аз-Буки-Веди», который адресован ученикам, их родителям и всем, кому интересны проблемы современной школы и, в частности, проблемы преподавания словесности: русского языка и литературы.
Ключевые слова: образовательный блог, ИКТ, Интернет, обучение, образование.
Одна из возможных ИКТ в практической работе с детьми - ведение в Интернет информационного образовательного блога.
Современные участники образовательного процесса не ограничены рамками своего образовательного учреждения. Интернет расширил круг профессионального общения коллег-учителей, а для большинства учеников-подростков стал просто «важной частью жизни».
Не секрет, что школьники большее количество свободного времени проводят в сети Интернет. Это дало мне обоснованность идеи продолжения образовательного процесса в пространстве сети Интернет посредством блога учителя: такая форма общения близка, понятна, а главное, интересна ученикам, поэтому может дать положительный результат при условии правильной её организации.
Блог создан и адресован ученикам, их родителям и всем, кому интересны проблемы современной школы и, в частности, проблемы преподавания словесности: русского языка и литературы.
Блог «Аз-Буки-Веди» http://natkavlad9.blogspot.ru/ - это информационный образовательный ресурс. Структура блога определена его целью.
На страницах блога размещены материалы к урокам русского языка и литературы, к ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам, занимательные лингвистические задания, викторины, головоломки, интересные статьи, тренажёры по различным разделам науки о языке, школьная фильмотека, онлайн экскурсии и выставки, виртуальный музей литературных героев, лингвистические словари, электронная библиотека и многие другие материалы, помогающие эффективнее организовать урочную и внеурочную деятельность учащихся, повысить интерес к урокам словесности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Новости и анонсы, информация о происходящих событиях и размышления на важные темы - всё это материал блога.
Важно отметить возможность обращения учеников в любое удобное для них время к материалам ресурса: при выполнении домашних заданий, в ходе подготовки к предметной олимпиаде, для организации индивидуальных дистанционных занятий. Так же возможно общение (в режиме on-line ( по Skype), через «Общение с учителем» на основе документов Гугл: здесь можно задать учителю вопрос, проконсультироваться, отправить контрольную работу или написать письмо. На странице блога сообщения отправителей не отображаются. Ещё одна форма общения с учителем – это форма связи Блогер: служба «Есть вопросы к учителю, спрашивайте!»: отправка сообщений через электронную почту.
Ребята любят работать с Google диском, где они хранят свои документы.
Самая прекрасная функция Google docs – возможность работать над документами совместно!! Это текстовые файлы, электронные таблицы, презентации, опросы, рисунки. В зависимости от вида работы мы выбираем один из трёх доступов к документам. В одном из доступов изменения в документе видит только учитель и конкретный ученик, а в другом доступе видно, как все ребята класса работают над редактированием текста. Очень удобно при подготовке ЕГЭ.
Активно пользуемся различными сервисами, повышающими интерес к предмету и мотивацию учащихся: сервис создания лент времени http://www.classtools.net/education-games-php/timeline; для создания диаграмм Исикавы (схема "рыбий скелет") http://www.classtools.net/education-games-php/fishbone;т создания ребусов по различной тематике http://rebus1.com/; для создания кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/; для создания стенгазет https://padlet.com/; конструктор интерактивных идей https://learningapps.org/;
для создания пазла из любой картинки http://www.flash-gear.com/puzzle/
Вместе с тем, блог является «живым» информационно-образовательным ресурсом, имеющим возможности для прямого общения. Например, объявление автора на странице о предстоящем событии, комментирование сообщения читателем (возможность выразить своё отношение к материалу, задать уточняющий вопрос, получить ответ). Без сомнения, в ходе деловой переписки повышается уровень культуры общения подростков: важно лаконично и грамотно сформулировать суть письменного обращения к учителю.
В блоге, как правило, публикуются аннотации и ссылки на цифровые образовательные ресурсы: электронные приложения к урокам по темам программы (мультимедиа презентации); мастер-классы учителя; тренажёры с использованием макросов для закрепления знаний по изучаемым темам; компьютерные тесты, созданные по шаблону тестов и контрольно-обучающих ресурсов в редакторе презентаций MS для проверки уровня теоретических знаний. Многие разработки воспринимаются учащимися-подростками как вид компьютерной игры, при неоднократном использовании дают ощутимые положительные результаты. Блог, являясь проводником ЦОР, способствует успешному распространению среди учащихся компьютерных разработок без использования съёмных электронных носителей, помогает ориентироваться в цифровом пространстве.
В дополнение к традиционному способу предоставления информации, такому как текст, в блоге используются изображения, аудио, видео, флеш-открытки, фотографии, что делает блог красочным и не статичным.
Помимо использования читателями разработок, созданных учителем, в блоге помещены ссылки на другие образовательные сайты для быстрого поиска информации по темам программы. В списке этих активных ссылок – информация о дистанционных всероссийских конкурсах, проектах и олимпиадах по предмету.
Результаты конкурсов по русскому языку и литературе, в которых принимали участие учащиеся нашей школы, публикуются учителем в блоге как информационное сообщение с копией документа. Поэтому блог - это возможность продемонстрировать свои успехи и достижения ровесникам, родителям, повысить уровень самооценки. Наш блог – это ступенька по лестнице успеха.
Следует отметить расширение круга возможностей учителя-блоггера как организатора проектной деятельности. Например, организация с учащимися Интернет-проектов, ссылки на которые также помещены в гаджетах блога.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что блог учителя является востребованным средством обучения в условиях реализации ФГОС, «живым» источником систематизированной информации по школьному предмету, «проводником инноваций и творчества», помощником в навигации по цифровому миру Интернет.
Информационно-образовательный блог – это популяризация Интернет-технологий как средство решения образовательных задач в условиях реализации ФГОС, демонстрация достижений образовательного учреждения, обучающихся.
Блог содействует диалогу между школой и семьёй, родителями и детьми, учителями и учениками.
Образовательный блог «Аз-Буки-Веди» - информационное пространство, не ограниченное рамками своего образовательного учреждения, это информационное пространство, созданное на основе сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Образовательный блог «Аз-Буки-Веди» - открытая информационная образовательная среда образовательной организации.