12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Святова Ольга Игоревна506
Россия, Татарстан респ., Зеленодольск

Классный час на тему: Тема : «Возрождение памятников истории и культуры острова - града Свияжск»

Цель: познакомить учащихся с памятниками истории и культуры острова-града Свияжска; Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года. За лето вы повзрослели. Побывали в разных городах и странах, видели много интересного. Своими впечатлениями вы поделитесь на следующих уроках. А сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Урок, посвященный возрождению памятников истории и культуры древнего острова Свияжска.

Какие памятники истории вы знаете?

Что же такое памятник?

«Памятник - сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица».

А могут ли города быть памятниками?

-Да, оказывается, могут! И такие памятники находятся совсем недалеко от нашего города – например. памятник истории и культуры древнего остров-града Свияжск.

Кто из вас уже побывал на этом острове? Что интересного узнали? Поделитесь своими знаниями.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по земле острова. Давайте поговорим о истории града-острова Свияжска.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

-И вот перед нами появляется сказочный остров (Слайд 1).

- Именно таким и увидел остров Свияжск много лет назад великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Так благодаря этому острову появился сказочный остров Буян в сказке Пушкина

(Слайд2) Свияжск основан 24 мая 1551 года царем Иваном Грозным. Это первый православный город в регионе Среднего Поволжья, оказавший значительное влияние на распространение духовной и материальной культуры. Он имеет уникальную историческую судьбу.

(Слайд3) В тридцати километрах от Казани, недалеко от того места где река Свияга впадает в Волгу, находится высокий, холмистый остров, названный по месту – Свияжском. До революции Свияжск был важным уездным городом, где проживали почти две с половиной тысячи человек – в подавляющем большинстве русские. Значение и роль его для Казанской губернии можно оценить, хотя бы по тому факту, что правящие в крае архиепископы и митрополиты именовались «Казанскими и Свияжскими». По сути дела, остров Свияжск стал самым первым русским, православным городом покоренного Казанского ханства.

(Слайд4) Было принято решение возвести здесь крепость. Однако построить крепостные сооружения на чужой земле в предельно кроткий срок было достаточно сложно. Тогда зодчие, которым было поручено строительство, решили использовать срубный метод деревянной постройки. Это позволяло разделить строительство на два этапа. Первый - заготовка, второй - сборка.

Московские зодчие, в авральном порядке возвели крепость за месяц. Работы были завершены в столько рекордные сроки, что остались незамеченными для Казани.

(Слайд 5) Летом 1551 года, под носом у татарского хана выросла мощная крепость с высокими стенами и обзорными башнями. Крепость нарекли - "Новоград Свияжский". Осенью 1552 года, в Свияжск, перед походом на Казань приехал Иван Грозный. А в октябре Казанское ханство перестало существовать. Одновременно, с падением Казани, Свияжск утратил свое первоначальное военное значение, но приобрел совсем иной статус – как духовный и миссионерский центр Православия в Поволжье. Из крепости, он превратился в монастырский городок, и в этом состоянии пребывал на протяжении четырех столетий. На острове были основаны два монастыря Успенский мужской и Иоанно-Предчетенский женский. Построено множество великолепных церквей и храмов. Каждый год сюда приезжали паломники почти со всей России. В Свияжске останавливались императоры Павел, Николай I и Александр II. Прошедшая в XX веке революция и гражданская война изменила все.

(Слайд 6) Свияжск жил рыболовством и торговлей. Но у него было другое предназначение – стать одним из духовных центров Поволжья.

(Слайд 7) Церковь Святой Троицы, в которой молился Иван Грозный перед походом на Казань (1551) Троицкая церковь. Это древнейшее деревянное здание Свияжска, последняя уцелевшая часть Свияжской крепости, построена из бревен, сплавленных из Мышкина, что под Угличем, её возведение относится к 1551 г. Одновременно она - единственный в Среднем Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI в., один из древнейших в России памятников этого зодчества.

(Слайд 8) Сергиевская церковь – первое каменное здание Свияжска. Первоначально храм был деревянным. В начале XVII века заменен каменным. Здесь находилась главная святыня Свияжска - древняя храмовая икона преподобного Сергия Радонежского, покровителя города Свияжска. Согласно преданию, икона преподобного Сергия специально была привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 1551 г., перед возведением города на Круглой Горе. Есть сведения, что храм был построен на средства царя Бориса Годунова и освящен тогдашним митрополитом Казанским и Свияжским (1589-1606) Гермогеном, будущим патриархом всероссийским (1601 - 1612) и героем Смутного времени.

(Слайд 9) Никольская церковь Успенья Пресвятой Богородицы монастыря (1556) Самое старое, на сегодняшний день, каменное здание Свияжска. Строительство Никольской церкви, начатое осенью 1555 года (почти одновременно со строительством Успенского собора, и, по-видимому, той же артелью псковских мастеров Ивана Ширяя), было завершено уже через год, в декабре месяце. Церковь освящена в 1556 году святителем Германом. Наверху, еще во времена Ивана Грозного, были установлены башенные часы "государева данья". К берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой - в случае осады свияжской крепости. В настоящее время высота колокольни Никольской церкви составляет 43 метра. Это самое высокое сооружение Свияжска.

(Слайд 10) Местный небоскрёб Никольская трапезная церковь с колокольней в 43 метра, построенная в 1556 году.

(Слайд 11) Успенский собор Успенья Пресвятой Богородицы монастыря (1561). Успенский собор — один из немногих сохранившихся в Среднем Поволжье каменных храмов середины XVI века. Собор был возведен за 4 года из белого тесаного камня артелью Постника Яковлева и Ивана Ширяя и открыт 12 сентября 1560 года. За свою более чем четырехсотлетнюю историю Успенский собор неоднократно подвергался переделкам и реконструкциям. В результате древний облик храма в значительной мере утрачен.

(Слайд 12 ) Сейчас в Свияжске действует более десяти храмов. Но в 1930-е годы гонения на церковь не обошли и этот уголок. Многие храмы были разрушены. Сейчас их развалины выделяются пустырями в ладно сотканном людьми полотне острова.

(Слайд 13) Но в глаза бросаются не только пустыри на руинах соборов. Из общей массы сильно выделяется Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости, законченный в 1906 году. Построен он был по образцу Морского собора в Кронштадте и смотрится в окружении других более древних церквей неуклюжим исполином. На первый взгляд, это чуть ли не единственная капитальная постройка XX века на острове.

(Слайд 14) Кроме того, на соборе висит баннер с напечатанными на нём ликами последнего российского императора и его семьи.

(Слайд 15) Храм по размерам наиболее значителен в Свияжске и хорошо виден с Волги.

(Слайд 16) На этом же пригорке стоит здание бывшей городской гимназии 1913-1914 годов постройки с элементами неоготики.

(Слайд 17) Уступив место центра Казани, до советского времени Свияжск был тихим маленьким городком. После 19.17 года в Свияжске начались репрессии.

(Слайд 18) Летом 1918 года в Свияжск с богемной свитой прибывает командующий Красной Армией Лев Бронштейн (Троцкий). В первые часы своего пребывания, «демон революции» приказывает провести публично-показательную казнь духовенства. 27 июля были расстреляны настоятель Успенского Богородицкого монастыря Амвросий Гудко, священник Софийской церкви отец Константин и еще несколько человек. Следующей прихотью Льва Давыдовича стала идея установить на центральной площади Свияжска памятник Иуде Искариоту.

(Слайд 19) В 1928 году в стенах Успенского мужского монастыря была открыта детская трудовая колония, которая спустя пять лет была перепрофилирована в тюрьму Наркомата внутренних дел ТАССР. Свияжск из уездного города превратился в лагерную зону и в 1932 году стал селом Верхнеуслонского района Татарской советской республики.


 

(Слайд 20) В конце пятидесятых остров утратит уже статус села.

(Слайд 21) После Великой отечественной войны судьба Свияжска стала еще печальнее. И, хотя, тюрьма в мужском монастыре была закрыта, остров оказался заброшен. В пятидесятых годах, советская власть вынесла Свияжску окончательный приговор.
 

(Слайд 22) В связи со строительством Куйбышевской ГЭС и образованием гигантского (6000 кв. км.) Куйбышевского водохранилища, Свияжск должен был быть затоплен. Власти объявили спешную эвакуацию и принудительно стали выселять оставшихся на острове людей. Отказались покидать свои дома лишь немощные старики, которых бросили на произвол судьбы. Эвакуированные, пытаясь забрать с собой все самое ценное, разбирали свои дома. На острове появились мародеры. С вводом в строй ГЭС имени Ленина, в 1955 году, Свияжск официально перестал существовать.

(Слайд 23) Документы о нем были сданы в архив, а на картах место Свияжска было закрашено сплошным голубым цветом воды. Отныне, остров лежал на дне… Но Свияжск выжил, его спасли высокие холмистые берега, водохранилище затопило лишь незначительную часть суши.

(Слайд 24) В конце пятидесятых на острове побывал врач Александр Лазарев, которому приглянулись заброшенные, но вполне крепкие монастырские стены. Предприимчивый и прекрасный организатор, Лазарев предложил руководству минздрава ТАССР открыть на острове психиатрическую лечебницу.

(Слайд 25) Монастырь – здесь располагалась психбольница. Главный врач психбольницы лечил своих пациентов – трудом. «Трудотерапия – путь к выздоровлению» этот лозунг стал девизом СРПК. Больные рыли траншеи, налаживали инфраструктуру, в одной из церквей был устроен швейный цех. Колония, превратилась в «градообразующее» предприятие острова и просуществовала до начала девяностых.

(Слайд 26) За годы советской власти на острове было загублено примерно 5 тысяч человек, это больше чем в два раза превышает население Свияжска в самые лучшие для него времена. Сегодня здесь проживает меньше 300 жителей, в основном пожилые или старики и монахи. Особой работы, кроме как в монастыре, на острове нет.

(Слайд 27) Монахи и жители монастыря называют остров братской могилой и рассказывают, что нет в Свияжске такого места, где нельзя не найти могилы. «Искали воду, копали траншею и сразу же наткнулись на захоронение, - рассказывал первый наместник Успенского монастыря Кирилл.

(Слайд 28) Лишь в 1960 году Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России. В 1997 году в ведение Казанской православной епархии был передан Успенский Богородицкий монастырь, тогда же острову был присвоен статус града.

Заключительное слово.

Вы уже слышали, ребята, что сейчас идет работа по возрождению памятников Свияжска. Наш первый президент Минтимер Шарипович Шаймиев так сказал в своем выступлении: «Это тоже наша история. История, которая коснулась наших предков. Но как бы ни было, из поколения в поколения мы можем передавать только добро. Зло должно оставаться там, где оно было совершено. Мы еще раз докажем, что у нас терпеливый, умный и добрый народ».

 

При подготовке использованы материалы:

http://www.rg.ru/2007/09/28/sviyajsk.html

Литература

М. Фехнер. Великие Булгары, Казань, Свияжск. М, 1978.

А. Зорин. Города и посады дореволюционного Поволжья. Казань, 2001.

Ф. Гарипова. Татарская гидронимия. Казань, 1998.

А. Безчинский. Путеводитель по Волге. СПб, 1903.

Ф. Хузин. Булгарский город. Казань, 2000.

Опубликовано


Комментарии (2)

Юлия Николаевна, 29.04.16 в 08:52 0 Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Где сама презентация?
Абсалямова Айгуль Минихановна, 29.04.16 в 14:16 0 Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. К сожалению, в этой разработке нет прикреплённых файлов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.