Урок истории в 7 классе по теме «Мир художественной культуры Возрождения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41
Урок в 7 «А» классе
( по курсу «Всеобщая история»)
Урок разработан учителем истории и обществознания
Н. А. Кузнецовой
2016 - 2017 учебный год.
г.Шахты
Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК.
Тема: Мир художественной культуры Возрождения.
Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого
Возрождения, которые стали неиссякаемым источником вдохновения
для последующих поколений.
Оборудование: карточки-задания, репродукции художников эпохи Возрождения, презентации: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер.
Тип урока: интегрированный (новый материал)
Метод: работа в группах, дискуссия.
Ожидаемые результаты:
Вызвать интерес к углубленному изучению предмета.
Развивать способность самостоятельно анализировать увиденное и услышанное.
Уметь отстаивать свою точку зрения.
Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке мы познакомились с великими гуманистами Европы, которые стали думать не только о божественном предназначении человека и о загробном мире, но и обратились к земной, мирской жизни: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.
Почему историки называют их великими и что такое «гуманизм»?
(ответы 2-3 учащихся).
Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.
(ответы 2-3 учащихся)
Давно известно, что города – лучшие выразители своего времени. К 17 веку Рим – духовная столица католического мира – становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию.
Как вы думаете, почему Рим называют вечным городом? Свой ответ обоснуйте (ответ2-3 учащихся) .
Дача нового материала. Вступительное слово учителя:
Итак, наступил период Высокого Возрождения, когда культура достигла наивысшего расцвета. Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди того времени. Идеалы итальянских гуманистов нашли немало сторонников и последователей среди европейских мыслителей, утверждавших ценность и уникальность любой личности. Творцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство.
Тема сегодняшнего нашего урока: Мир художественной культуры Возрождения.
Как вы считаете, что мы будем изучать на уроке?
Связана ли тема предыдущего урока с темой сегодняшнего, если связана то как: Ответ аргументируйте (ответы учащихся) .
Кто создал все, кто сотворил и части –
И после выбрал лучшую из них,
Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
Достойное его высокой власти…
(презентация фильма о Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэле)
Северное Возрождение. Гуманистические идеалы итальянского Возрождения повлияли на искусство стран Западной и Центральной Европы. Благотворное воздействие оно оказало и на культуру Германии. Не случайно немецкого живописца, гравера и ученого Альбрехта Дюрера сравнивали с Леонардо да Винчи (презентация фильма о Дюрере).
У меня в руках великие творения Уильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса, которые являются представителями эпохи Возрождения. В шекспировских произведениях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».
Такой же силой духа и мужеством обладают странствующий рыцарь Дон Кихот и его верный слуга Санчо Панса, путешествующие по дорогам Испании и помогающие всем, кто слаб и несчастен. Однако внимательный читатель не спешит посмеяться над героем Сервантеса. За внешне смешными поступками безумного Дон Кихота он видит мудрость, благородство и человечность.
Работа в группах.
Как вы считаете, какой вид искусства нами сегодня не был рассмотрен? (ответ – музыка)
До позднего Возрождения музыкальное искусство Западной Европы оставалось связанным с церковью. Светскую музыкальную культуру пропагандируют многочисленные гуманистические кружки. Теперь музыкальное творчество – часть жизни не только придворных, но и образованных горожан.
Сейчас мы с вами послушаем отрывок из произведения прославленного гения Вольфганга Амадея Моцарта.
Подумайте и ответьте, что вам представлялось при прослушивании данного произведения? - 3 минуты.
А сейчас вам предлагается ответить на задания в карточках, через три минуты ждем ответ.
Карточки-задания:
Шекспиру приписывают слова: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Попробуйте прокомментировать их. Как вам кажется, есть ли нечто общее у театра и жизни?
Многие герои литературных произведений Возрождения путешествуют. Как вы считаете, почему и зачем авторы используют этот прием?
Укажите общее в библейских образах, созданных художниками и скульптурами Возрождения. Чем это можно объяснить?
Как вы думаете, почему именно портрет стал для художников эпохи Возрождения излюбленным жанром?
Герои картин Дюрера внешне мало похожи на персонажей произведений итальянских живописцев Возрождения. Как вы считаете, можно ли, несмотря на различия, говорить о немецком мастере как о художнике – гуманисте?
(ответы групп, время на выполнение задания – 3 минуты)
Давайте подведем итог нашего урока. Скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответ 2-3 учащихся)
Какие чувства у вас вызвали полотна великих творцов эпохи Возрождения? (ответ 2-3 учащихся)
Кто поможет сделать вывод, какой вклад внесла эпоха Возрождения в сокровищницу человечества? (ответ учащегося).
Надеюсь, наш сегодняшний урок оставит в вашей памяти неизгладимые впечатления. Ведь эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства.
Спасибо всем, урок окончен.
Комментарий к оценкам по ходу урока.