Статья «Формирование этнокультурной компетенции воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества»

6
0
Материал опубликован 6 December 2015 в группе

Тема:   Формирование этнокультурной компетенции

воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества.

Автор выступления:
 
                Калина Надежда Геннадьевна,
 
Учитель:технологии
второй квалификационной категории
                МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11
с углублённым  изучением отдельных предметов
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
 
Формирование этнокультурной компетенции
воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества.

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Учитывая стремительный характер мировых процессов, протекающих в исторически коротком интервале времени, и инерционный характер приобретения новейших знаний наукой, система образования должна принять динамичный характер с минимальным запаздыванием относительно наработок науки. В этих условиях возрастает важность межкультурного взаимодействия, точнее его налаживания, и существенную роль в этом может сыграть школа. Именно школа должна научить ребенка жить в новых для себя социокультурных условиях, соблюдая нормы и уважая ценности другой культуры. Этнокультурные компетенции принято рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества .

   Целью этнокультурного образования должно стать: глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры; формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции в культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание в духе мира, терпимости. В настоящее время этнокультурный компонент образования вышел на уровень государственной образовательной политики, так как позволяет гибко реагировать на социокультурные потребности общества, учитывать его этнические особенности.

   Решение важнейшей социальной задачи формирования у школьников этнокультурной компетенции должно осуществляться за счет новых подходов в системе общего образования. Основным инструментом для формирования этнокультурной компетенции служит комплексное использование  инновационных технологий   базового и профильного образования.

Формирование этнокультурной компетенции  у подростков нужно воспитывать на лучших образцах изобразительного искусства и прикладного творчества.

Изобразительное искусство и прикладное творчество народов Поволжья в педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

  Народное искусство в национальной культуре Поволжья  занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественную красоту  народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу,  Родине; честность, богатырскую силу, оптимизм.

  Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

  Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают учащихся, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров России, Татарстана,а также овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством Поволжья и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и т.п.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед школьными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от того, насколько педагоги умеют правильно использовать специфическую  педагогическую  деятельность и умение придать ей познавательный характер.

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей  ( по А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно – прикладное творчество.

Детское декоративно – прикладное творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям школьника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплова, Е. Н. Игнатьева, Г. Г. Григорьевой, Т. С. Комаровой, Е. В. Симановского, Л. Ю Субботиной, Н. П. Саккулиной, Н. А. Ветлугиной и др.,  воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Виды деятельности, представленные в отделе, удовлетворяют самые разные интересы детей. Личностный характер образовательного и воспитательного  процесса направлен на развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, на  самореализацию в различных видах декоративно-прикладного творчества. В лепке, рукоделии, вышивке, мягкой игрушке, вязании(крючком и спицами), художественной обработке древесины воспитанники овладевают знаниями и умениями технологий изготовления выкроек, игрушек и моделей.

Декоративно-прикладное творчество является одним из традиционных пунктов   образования детей на уроках технологии. Творчество, как любая сфера человеческой деятельности, находится в постоянном развитии. Мода, средства научно-технического прогресса, факторы социально-экономической жизни общества, сохранившиеся культурно-исторические традиции своей «малой» родины определяют современное состояние декоративно-прикладного творчества и влияют на формирование интереса детей к этой рукотворной деятельности.

Важную роль в приобщении воспитанников к народным промыслам играют творческие занятия на уроках технологии . Известно, что дети любят всё делать своими руками. На занятиях осуществляется более глубокое изучение теоретических и практических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров народных промыслов. Приобщение детей к вязанию различных изделий на спицах и крючком, изготовлению панно, игрушек, деревянных изделий, вышивка крестом и лентами ,изготовление украшений из бисера и ткани доказывают благотворность влияния произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления учащихся, активизацию процесса их творчества.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации