Тема: «Факторы, определяющие климат России» (География, 9 класс)
Тема: «Факторы, определяющие климат России»
Урок географии в 9 классе
Учитель географии : Луковкина И.И.
Цель урока:изучение влияния климатообразующих факторов на формирование климата различных территорий России
Задачи:
обучающие:познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическом положением, солнечной радиацией
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, картами атласа, дополнительной литературой.
воспитательные: формирование культуры общения.
коррекционные: усвоение и произношение новых слов сложных по своему составу; расширять географический словарь учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
• сформировать представления учащихся офакторах, определяющих климат России;
• сформировать знания раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы.
Метапредметные:
• формировать умения делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, определять цель, проблему в деятельности, излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая его фактами.
Познавательные:
• формирование и развитие посредствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
• умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Личностные:
• развивать ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
Регулятивные:
• способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- дать определение понятиям: климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, поглощённая радиация,
- выявлять и называть особенности факторов формирования климата на территории России;
- читать и анализировать тематические карты;
- описывать особенности влияния факторов формирования климата для разных территорий страны.
Личностные:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя.
- Планировать свою деятельность под руководством учителя.
- Уметь работать с различными источниками информации.
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
- Работать с текстом: выделять главное, составлять логические цепочки, таблицы, схемы.
- Выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, таблицы, схемы создавать объяснительные тексты, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение,
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Тип урока:изучение нового материала
Основные понятия усвоения: климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, поглощённая радиация, арктический, субарктический, умеренный, субтропический климатические пояса.
Способы действия учащихся: изучить текст учебника, работать с картой атласа.
Ценностный компонент урока: сформировать понятие офакторах, образующий климат России.
Средства обучения:Учебник. Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким В.А. «География России: Природа и население». 8 класс. - М.: Дрофа, 2019.
Атлас. География России. 8 класс. М: Дрофа, электронная презентация «Факторы, определяющие климат России», карты: «Физическая карта России», «Климатическая карта России, таблица «Климат» ООО «Спектр-М».
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа с картами, работа в парах.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
План урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
IV. Актуализация опорных знаний.
VI. Закрепление нового материала.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, выставление оценок за работу на уроке).
Ход урока:
I. Организационный момент
Психологический настрой учащихся на работу на уроке.
II. Вступительное слово учителя
Учитель:Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Проверьте вашу готовность к уроку.Хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Сегодня мы с вами начнём изучать новую тему :«Климат.Факторы, определяющие климат России». На уроке будут звучать новые понятия. Следите за речью, произносите и пишите слова правильно. Желаю успехов. Мы начинаем.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Учитель:«Власть климата сильнее всех властей»- согласны ли вы с этим утверждением французского просветителя Ш.Монтескьё?»
Зачем людям знания о климате?
IV. Актуализация опорных знаний |
Учитель:Ребята, мы продолжаем изучать природу России. Вспомните:
1. Что такое климат?
2. Назовите основные показатели климата?
3. Что такое климатообразующий фактор?
4. Какие выделяют климатообразующие факторы? (ответы учеников)
V. Изучение нового материала
(Запись темы урока в тетрадь, учебник стр. 81)
Тема сегодняшнего урока «Факторы, определяющие климат России»
Целеполагание:
Учитель: разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.
Обучающиеся формулируют цель урока – изучение влияния климатообразующих факторов на формирование климата различных территорий России.
Изучим… особенности солнечной радиации.
Узнаем…виды солнечной радиации - суммарной, поглощенной и отраженной.
Проверим …закономерности распределения суммарной солнечной радиации по территории страны.
Учитель: - Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации(работа с учебником стр.83)
Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на см ² (Ккал/см²).
Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли (отраженная радиация), остальная поглощается поверхностью и нагревает ее (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.
Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами. А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности.
Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли. Суммарная радиация на картах изображается в виде линий.
Учитель: - Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Как? Почему?
- Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности?
- Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией?
- В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1см²?
- Почему?
- Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации?
VI. Закрепление нового материала
Учитель: (работа в парах)
используя картурис. 44 стр.85,установите районы России, имеющие разные показатели радиационного баланса и суммарной солнечной радиации и данные занесите в таблицу:
Субъект РФ | Показатель радиационного баланса | Показатель суммарной солнечной радиации |
| | |
VII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
VIII. Рефлексия
Сегодня я узнал(а) … Было интересно … Было сложно … Я выполнял(а) задание … Я понял(а), что … Теперь я знаю … | |
IX. Домашнее задание
п. 11 читать, пересказ, выучить ключевые слова и выражения.