12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Луковкина Инна Ивановна18

Тема: «Факторы, определяющие климат России»

Урок географии в 9 классе

Учитель географии : Луковкина И.И.



Цель урока:изучение влияния климатообразующих факторов на формирование климата различных территорий России

Задачи:

обучающие:познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическом положением, солнечной радиацией

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, картами атласа, дополнительной литературой.

воспитательные: формирование культуры общения.

коррекционные: усвоение и произношение новых слов сложных по своему составу; расширять географический словарь учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

сформировать представления учащихся офакторах, определяющих климат России;

сформировать знания раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы.

Метапредметные:

формировать умения делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, определять цель, проблему в деятельности, излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая его фактами.

Познавательные:

формирование и развитие посредствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Личностные:

развивать ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

Регулятивные:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- дать определение понятиям: климат, кли­матообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, поглощённая радиация,

- выявлять и называть особенности факторов формирования климата на террито­рии России;

- читать и ана­лизировать тематические карты; 

описывать особеннос­ти влияния факторов формирования климата для разных территорий страны.

Личностные:

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

- Планировать свою деятельность под руководством учителя.

- Уметь работать с различными источниками информации.

- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

- Работать с текстом: выделять главное, составлять логические цепочки, таблицы, схемы.

- Выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, таблицы, схемы создавать объяснительные тексты, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение,

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Тип урока:изучение нового материала

Основные понятия усвоения: климат, кли­матообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, поглощённая радиация, арктический, субарктичес­кий, умеренный, субтропический климатические пояса.

Способы действия учащихся: изучить текст учебника, работать с картой атласа.

Ценностный компонент урока: сформировать понятие офакторах, образующий климат России.

Средства обучения:Учебник. Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким В.А. «География России: Природа и население». 8 класс. - М.: Дрофа, 2019.

Атлас. География России. 8 класс. М: Дрофа, электронная презентация «Факторы, определяющие климат России», карты: «Физическая карта России», «Климатическая карта России, таблица «Климат» ООО «Спектр-М».

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа с картами, работа в парах.

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.

План урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

IV. Актуализация опорных знаний.

V. Изучение нового материала.

VI. Закрепление нового материала.

VII.Подведение итогов урока.

VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, выставление оценок за работу на уроке).

IX. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент

Психологический настрой учащихся на работу на уроке.

II. Вступительное слово учителя

Учитель:Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Проверьте вашу готовность к уроку.Хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Сегодня мы с вами начнём изучать новую тему :«Климат.Факторы, определяющие климат России». На уроке будут звучать новые понятия. Следите за речью, произносите и пишите слова правильно. Желаю успехов. Мы начинаем.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Учитель:«Власть климата сильнее всех властей»- согласны ли вы с этим утверждением французского просветителя Ш.Монтескьё?»

Зачем людям знания о климате? 



IV. Актуализация опорных знаний



Учитель:Ребята, мы продолжаем изучать природу России. Вспомните:

1. Что такое климат?

2. Назовите основные показатели климата?

3. Что такое климатообразующий фактор?

4. Какие выделяют климатообразующие факторы? (ответы учеников)

V. Изучение нового материала

 (Запись темы урока в тетрадь, учебник стр. 81)

Тема сегодняшнего урока «Факторы, определяющие климат России»

Целеполагание:

Учитель: разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.

Обучающиеся формулируют цель урока – изучение влияния климатообразующих факторов на формирование климата различных территорий России.

Изучим… особенности солнечной радиации.

Узнаем…виды солнечной радиации - суммарной, поглощенной и отраженной.

Проверим закономерности распределения суммарной солнечной радиации по территории страны.

Учитель: - Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации(работа с учебником стр.83)

Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на см ² (Ккал/см²).

Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли (отраженная радиация), остальная поглощается поверхностью и нагревает ее (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.

Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами. А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности.

Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли. Суммарная радиация на картах изображается в виде линий.

Учитель: - Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Как? Почему? 

- Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности?

- Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией? 

- В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1см²?

- Почему?  

- Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации?

VI. Закрепление нового материала

Учитель: (работа в парах)

используя картурис. 44 стр.85,установите районы России, имеющие разные показатели радиационного баланса и суммарной солнечной радиации и данные занесите в таблицу:


Субъект РФ

Показатель радиационного баланса

Показатель суммарной

солнечной радиации






VII. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

VIII. Рефлексия

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было сложно …

Я выполнял(а) задание …

Я понял(а), что …

Теперь я знаю …







IX. Домашнее задание

п. 11 читать, пересказ, выучить ключевые слова и выражения.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.