Урок литературы на тему «"Капитанская дочка" уроки, которые пошли мне на пользу» (8 класс)
Михеева К.В.
Тема: «Капитанская дочка» уроки, которые пошли мне на пользу».
Цели:
- выявление исторической основы произведения, нравственных основ личности отца Петра Гринёва, смысла его наставлений и их роли в судьбе героя; особенностей образа рассказчика в романе;
-формирование навыка, художественного пересказа эпизода, выразительного чтения, лексической работы, развитие коммуникативных способностей учащихся.
-развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слов честь, благословение.
Задачи:
- развивать мыслительную деятельности учащихся, которая необходима как в учебе, так и в обычной жизни: умение работать с текстом, анализировать различные ситуации, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу.
- развивать способность к рефлективному творческому мышлению;
- учить выражать свои мысли чётко, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, уметь сотрудничать и работать в группе;
- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание.
Планируемые результаты
Личностные:
-Самостоятельность и личная ответственность за свои действия и за общее благополучие;
-умение понимать чувства других людей и сопереживать им, уважительно относиться к мнению одноклассников.
отношение к иному
Предметные:
-умение анализировать литературное произведение, понимание и формулирование темы, идеи;
-умение охарактеризовать героев, сопоставить их с фразами из текста;
-создание творческой атмосферы для работы, связанной с темой и проблемой произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: умение формулировать и понимать учебную задачу;
-применять установленные нормы и правила в планировании способа решения;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-различать способ достижения цели и результат.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-интерпретировать услышанную информацию.
Коммуникативные:
- умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-аргументировать свою точку зрения.
свою позицию и
координировать
информацию;
сравнивать
действия; -адекватно
воспринимать предложения
других людей по исправлению
допущенных ошибок; -
устанавливать соответстви
1. Приветствие. Положительный настрой на урок.
2. Вступление. Сегодня я хочу начать урок со слов Д.И. Писарева:
«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты».
- Немного подумайте и обсудите с соседом по парте (работ в парах) ваше отношение к этим словам. Ответьте на вопрос: «Какой важный совет дает нам Дмитрий Иванович?»
- Кто первый ответит? Ответ должен быть полным.
Ответы учащихся.
Вывод: читать надо вдумчиво, осознанно, лучше медленно, вдумываясь в каждое слово. Автор считает, что процесс познания бесконечен. (Сформулированный учащимися вывод можно записать в тетрадь).
-А какое произведение мы с вами прочитали?
- Кому произведение показалось сложным? А были те ребята, кому оно показалось легким и простым?
- Что мы обычно делаем после того, как завершаем изучение какого – либо произведения?
2. Записываем тему урока.
«Капитанская дочка» уроки, которые пошли мне на пользу». (Обобщение)
- Провёдем небольшую разминку на знание текста.
3. Вопросы для разминки (работа в группах).
Вопрос для первой группы.
Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? (19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни.)
Вопрос второй группе. Что помогло автору в создании повести? (Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.)
Вопрос четвертой группе. В какое время происходят события повести? (В 1773 – 1774 гг.)
4. Чтобы продолжить работу по обобщению, разгадыванию загадок произведения давайте вспомним страницы романа.
Устный индивидуальный блиц-опрос на проверку знания текста повести:
1. Герой какого произведения, изученного ранее, воспитывался так же, как Пётр Гринёв? (Митрофан — герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
2. Фамилия коменданта Белогорской крепости? (Миронов)
3. Каков смысл фразы «воспитывались мы не по-нонешнему»? Почему отец не следил за успехами сына в учении? (Отец полагал, что главным является не образование, а воспитание нравственных чувств).
4. Имя дочери Миронова? (Мария)
5. Почему Бопре был с позором изгнан из имения? (Бопре показал свою нравственную распущенность).
6. Когда Петру пошёл семнадцатый год, отец решил, что наступило время отправить сына на военную службу. Почему вместо столицы был избран Оренбург? Каков смысл эпиграфа к 1 главе романа? (Столичным гвардейцем Петруша Гринёв не станет и «потужит» — потянет очень нелёгкую армейскую лямку. Причём потянет, как и было сказано в эпиграфе, из-за отца. Старый служака Андрей Петрович Гринёв хорошо знает цену «весёлой петербургской жизни», о которой возмечтал было его сын, и сознательно направляет его в армейский гарнизон «в стороне глухой и отдалённой»).
7. Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чём его основной смысл? (Центральное место занимает наказ Андрея Петровича Гринёва сыну при расставании. В нескольких фразах отец сформулировал кодекс чести дворянина).
5. Обращение к иллюстрациям.
Обращение к иллюстрации художника С. Герасимова «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
Обращение к иллюстрации «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин.
6. Приём-словарик.
Учитель раздаёт карточки с отрывком из произведения. Обучающиеся читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значения которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний), и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает. Ребята используют различные словари.
Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».— А почему мне ехать вправо? — спросил ямщик с неудовольствием. — Где ты видишь дорогу? Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. — Ямщик казался мне прав. «В самом деле, — сказал я, — почему думаешь ты, что жило недалече?» — «А потому, что ветер оттоле потянул, — отвечал дорожный, — и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко».
7. Следующий приём «Письмо с пробелами» (реконструкция текста) (раздать заранее распечатанные задания).
Долг дворянина — служить Богу, Отечеству, императрице………..,заботиться о семье, чести, ……….совести. Как и Церковь, служба приобщает к высшим ценностям. С точки зрения Гринёва-отца, присяга — святое, чем нельзя поступиться. Присягу Андрей Петрович Гринёв принимал перед императором …….. и остался ему верен. Но его сын Пётр будет принимать присягу перед ………..и тоже должен будет служить ей до конца. В армии начальники имеют абсолютную власть над подчинёнными. Гринёв-отец предупредил сына, что дворянин не должен превращаться в …….., но начальников нужно слушать. Службу нельзя превращать в средство для карьерного роста и обогащения, она должна быть выше чьих-либо личных, …… интересов.
8.А сейчас проверим, как ребята понимают содержание романа.
Нужно ответить на вопросы, внимательно ознакомившись с текстовыми распечатками.
1. Как «исполнил» Петруша Гринёв волю отца?
2. Какой смысл приобретает эпиграф к главе «Вожатый»?
(Кратко описать, сделать вывод: чему можно научиться).
Вывод.
Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная череда испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.
9. Рефлексия.
-Вернемся к эпиграфу урока. Прочитайте. Теперь что вы скажете по эпиграфу урока? Умеем ли мы читать? Размышляем ли мы, читая?
-Чему мы научились, читая «Капитанскую дочку»?
10. Подведение итогов, информация о домашнем задании, выставление оценок.
Постоянная готовность заплатить жизнью за свою честь и любовь делает дворянина Гринёва до конца свободным. Такое поведение превращает самого простодушного героя «Капитанской дочки» в самого мужественного и стойкого из её персонажей. Эта серьёзность образа оттенена лёгкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачёв царствует в избе, оклеенной золотой бумагой, генерал планирует оборону от пугачёвцев в яблоневом саду, утеплённом соломкой… И только Гринёв и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачёвской ли крепости: туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них.
Список используемой литературы
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Литературный задачник по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Лишний.
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Кустова О.В.
Соловьева Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 8 класс.