Тема: «Насекомы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
Составил: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г.о.Самара Епифанцева Екатерина Викторовна
Тема: «Насекомые»
Цель: Закрепить знания о насекомых.
Задачи:
1. Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о насекомых, закрепить характерные особенности данного вида живых организмов:
а. об их многообразии и многочисленности;
б. их строении, способах передвижения;
в. закрепить характерные особенности данного вида живых организмов; узнавать насекомых по внешнему виду
г. донести до детей знания о том, что в природе не бывает ничего лишнего
Инструменты и материалы: презентация, карточки с небылицами, карточки с цепочкой слов,
2 картинки со строением насекомых, карточки со словами из которых нужно сложить предложение, карточки с пословицами и картинками подсказками
.
Воспитатель: Ребята, наступила весна, проснулись насекомые, даже стали залетать в дома через окно, а у нас сегодня тоже гость, это муравей
Слайд1 Ребята, Муравей оказался далеко от дома. А где живут муравьи, Кто знает? Поможем ему добраться до муравейника, пока не наступил вечер? (ответы детей)
Слайд 2
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о муравьях?
Как у всех насекомых у муравья есть голова, брюшко и 6 ног. С помощью усиков муравей чует запахи, вкус и сообщает об этом остальным муравьям. Ребята, а вы знаете, оказывается, муравьи плохо видят и никогда не спят!
- Кто знает, почему муравьев называют трудолюбивыми? (ответы детей)
Слайд 3- Муравьи трудятся от рассвета до заката. Один муравей может поднять груз в 10 раз больше, чем весит сам. Если здоровый муравей несколько раз подряд ничего не приносит в муравейник, его «казнят» – убивают и пускают его на корм. А с теми муравьями, которые получили травму или заболели поступают по-другому. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду. Больные муравьи постукивают усиками по определенным участкам головы здорового муравья и те их кормят.
-Ой, кто это к нам залетел? (муха)
-Давайте поиграем с мухой, чтобы она нам больше не мешала.
(Дети выполняют зрительную гимнастику стоя)
Громко муха зажужжала
И над нами виться стала.
Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами.
Муха, муха полетела
И на нос к нам прилетела.
Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировав взгляд на кончике пальца.
Снова муха полетела,
И на ухо она села.
Снова муха полетела,
На другое ухо села.
Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Также медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживая движения взглядом.
Муха вверх и муха вниз.
Ну, ребята, берегись!
Резко перемещают взгляд вверх, вниз, вправо, влево.
Воспитатель:
- Давайте поспешим на помощь к муравью, чтобы он успел вернуться в свой муравейник до заката. А помогать найти дорогу к муравейнику нам будут другие насекомые.
Послушайте загадку про первого нашего помощника
Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной.
- Кто это? (Гусеница-землемер)
слайд4 «Гусеница-землемер»
Воспитатель:
- Почему Гусеница-Землемер так называется? (ответы детей)
- У этих гусениц всего две пары ножек спереди и сзади. Она отмеряет на земле, сколько в ней роста, и опять в дугу скрючивается, так и ползет, как будто землю меряет. Еще ее называют пяденицей.
Чтобы гусеница помогла муравью, командам нужно назвать, как можно больше насекомых. Я Знаю 5 названий насекомых которые ползают, которые летают, которые жалят или кусают, которые считаются полезными для человека .
Наш муравьишка отправляется дальше.
- Слушайте следующую загадку:
С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку.
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
- Кто это? (Кузнечик)
5 слайд «Кузнечик»
Воспитатель:
- А вы знаете, что орган слуха у кузнечиков находится на ногах, а стрекочут они крыльями.
- Кузнечик просит муравьишку правильно построить предложения. Поможем ему? ДЛЯ этого давайте разделимся на две команды, одна команда будет зачитывать задание, а другая выполнять и так по очереди
Дети сами читают и исправляют ошибки.
Первая команда
- Муха ходит по пруду, водомер жужжит в саду.
(Муха жужжит в саду, водомер ходит по пруду)
- Огурцы играют в прятки, малыши растут на грядке.
(Огурцы растут на грядке, малыши играют в прятки.)
Вторая команда
- Волки плавают по дну, щуки воют на луну.
(Волки воют на луну, щуки плавают по дну.)
- Комар на цветке сидит, бабочка в лесу пищит.
(Комар в лесу пищит, бабочка на цветке сидит.)
- Мы помогли кузнечику, а он поможет муравьишке быстрее добраться до дома.
-Послушайте еще одну загадку:
Вот какой чудесный жук,
Не комар он, не паук,
И скользит он по воде!
Всё обмеряет везде.
- Кто это? (Жук-Водомер)
7 слайд «Жук-Водомер»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему водомер может передвигаться по воде? (ответы детей)
- Оказывается, ножки жука-водомера смазаны жиром, поэтому он легко передвигается по воде. Жук водомер предлагает найти в цепочке не насекомое, но чтобы справиться с этим задание, мы должны еще раз вспомнить основные признаки насекомых Какие?
У каждого из вас карточка, вы должны сказать, кто в ней не насекомое и почему
Оса, паук, божья коровка, кузнечик
Шмель, скорпион, муравей, пчела
Задание для второй команды
Бабочка, пчела, червяк, комар
Стрекоза, колорадский жук, мокрица, богомол
Сороконожка, муха, клоп, долгоносик
А сейчас мы поиграем в игру «Запрещенное движение». Мы все превратимся в бабочек, бабочки плавно машут крыльями. Поднимать крылья вверх нельзя. Как только вы услышите слово «вверх», вы должны стоять и не двигаться. Вам понятны правила? (дети стоят в шеренге)
Физкультминутка: Крылья в стороны и вверх.
Сели, встали, сели встали.
Крылья кверху все подняли.
Наклонились, покружились.
Крылья вверх и приземлились.
Вы были внимательны, молодцы. А водомер переправил муравья через речку.
- У нас есть еще загадка:
Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель - очень милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт.
- Ребята, вы узнали кто это? (Майский жук)
8слайд «Жук-Хрущ»
Воспитатель:
- А почему майского жука так прозвали? (ответы детей)
- Другое название майского жука – Хрущ.
- А вы знаете, что на него отлично ловится рыба.
- Жук просит муравьишку составить предложения из слов у каждой команды свои
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Вторая команда
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась )
-Все справились с заданием, молодцы. Мы снова помогли муравьишке.
Отгадайте следующую загадку:
Ползает по веточке,
Объедает листья,
И легко на ниточке
Может вниз спуститься.
- Угадайте, кто это? (Гусеница-листовертка)
9 слайд «Гусеница-листовертка»
Воспитатель:
- Гусеницы-листовертки сворачиваются с помощью паутины в трубки из листочков, в этих трубках они и укрываются. Отсюда и название – листовертки. Листовертка просит муравья ответить на вопросы
.Какие животные самые древние и многочисленные на планете? (насекомые).
2. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т.к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено).
3. Общие черты всех насекомых? (тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 лап).
4. Для чего насекомым усики? (органы чувств – для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы).
.1. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных).
2.. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн – поднимает 1,5 тонны).
3. . Почему пчелу относят к домашним животным, а таракана и моль нет
4. Чем питаются комары и «комарихи»? (комары только нектаром цветов и соком как вы отвечали на воросырастений, « комарихи» – кровью, без которой они понравились гусениц. вспомнить пословицы про на секомых и сказк и них
Собери пословицы и поговорки»Подсказка насекомые из этих пословиц будут перед глазами у детей
Первая команда
В закрытый рот и … не залетит (муха).
Где цветы, там и … (бабочки).
Зима страшна волками, лето — … (комарами).
Вторая команда
Шуршат, как … за печкой (тараканы).
…не велик, а горы копает (муравей)
Яблоньку за яблоки любят, а…- за мед (пчелу)
Мы помогли гусенице, а она помогла муравью.
- Давайте сядем, отдохнем.
10 слайд «Муравей у муравейника»
Воспитатель:
11 слайд- Какую сказку про муравья вы знаете? («Как муравьишка домой спешил»)
- А кто написал эту сказку? (В.Бианки)
12слайд «Портрет В.В. Бианки »
- Сегодня мы узнаем много интересного о жизни муравья и его сказочных друзьях.
- С какими насекомыми мы сегодня повстречались?
- Что интересного, нового вы насекомых вы узнали?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Вы мне тоже понравились, потому что не бросили муравьишку в беде. Наш друг муравей добрался до муравейника и машет нам лап
кой.
Первая команда
- Муха ходит по пруду, водомер жужжит в саду.
(Муха жужжит в саду, водомер ходит по пруду)
- Огурцы играют в прятки, малыши растут на грядке.
(Огурцы растут на грядке, малыши играют в прятки.)
Вторая команда
- Волки плавают по дну, щуки воют на луну.
(Волки воют на луну, щуки плавают по дну.)
- Комар на цветке сидит, бабочка в лесу пищит.
(Комар в лесу пищит, бабочка на цветке сидит.)
Задание для первой команды
Оса, паук, божья коровка, кузнечик
Шмель, скорпион, муравей, пчела
Задание для второй команды
Бабочка, пчела, червяк, комар
Стрекоза,колорадский жук, мокрица, богомол
Первая команда
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Вторая команда
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась )