Календарный план по теме «Насекомые»
Тема недели «Насекомые, цветущие растения»
Цель: способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы; познакомить с признаками и свойствами растений как живых организмов (питаются, дышат, растут); расширять представления о сезонных изменениях, простейших связях в природе; закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы
Итоговое мероприятие Игра-ситуация «Меня укусило насекомое».
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Понедельник 11 мая |
Утро |
Двигательная д-ть. Утренняя гимнастика. Комплекс «Волшебное колесо» Коммуникативная д-ть По вопросам: «Какие насекомые появились с приходом весны? Что делают насекомые зимой? Какую пользу они приносят людям?». Игровая д-ть Дидактическая игра «Расскажи о насекомом». Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинке. Музыкальная д-ть Слушание пьесы А. Гречанинова «Какое прекрасное утро». Цель: формировать позитивное, радостное общение с музыкой. |
Коммуникативная д-ть С детьми Семеном Д. и Катей Ш. о том, кто где был 9 Мая. Предложить детям рассказать, что они видели, как поздравляли ветеранов, участников Великой Отечественной войны.. |
Коммуникативная д-ть Разучивание текста по ролям «Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи?» Двигательная д-ть Физкультминутка «На паркете в восемь пар мухи танцевали…»
|
Познавательно- исследовательская д-ть Упражнение «Бабочка» (выкладывание из мозаики силуэта бабочки по образцу). Игра В. В. Воскобовича «Чудо-соты» |
ННОД |
Физическое развитие. По плану инструктора по физическому воспитанию Социально-коммуникативное развитие «Проснулись жуки и бабочки» Задачи: развивать двигательную активность детей; учить выразительным движениям. (Н.Губанова «Разв. игр.деят.», с.115) |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за насекомыми. Цели: закреплять представление о насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых, воспитывать любознательность. (картотека № 24 май). Игровая д-ть Подвижная игра «Охотник и зайцы». Цели: формировать умение соблюдать правила игры, воспитывать самостоятельность. |
Коммуникативная д-ть Игра с мячом «Подбери слово» с детьми Владом Г.и Владом С. |
ВХЛ Знакомство с приметами о насекомых Игровая д-ть Дидактическая игра «Что это за насекомое?». Эл.быт.труд Пропалывание травы в грядках огорода; различение культурных растений от сорняков |
Игровая д-ть Игры с мелкими игрушками-насекомыми. С динамической моделью «Бабочка, складывающая крылья» |
|
Вечер |
Коммуникативная д-ть О гусенице, ее строении, окраске. Рассматривание иллюстраций с изображением гусениц. Двигательная д-ть Этюд «Гусеница» (немое кино) Изобразительная д-ть Лепка на тему «Гусеница» (коллективная работа). Цели: учить раскатывать пластилин в тонкий жгут, сворачивать его в круг, скатывать маленький шарик и расплющивать его, соединять части в целое |
Двигательная д-ть Дыхательное упражнение с детьми Даши С. и Ромы Ч. «Звуковое дыхание» |
ВХЛ Предложить прослушивание аудио-сказки Н.Боброва о насекомых «Муравьиная история». Цель: расширение кругозора детей, воспитание интереса к творчеству детских писателей. |
Игровая д-ть Строительство домиков из разных материалов для насекомых. |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть Наблюдение за насекомыми. (картотека № 24 май). ВХЛ Знакомство с поговорками и пословицами, загадывание загадок о комаре. Двигательная д-ть Подвижные игры «Поймай комара», «Зайцы и волк» |
Игровая д-ть Игра» «Чудесный мешочек» с детьми Дашей П. и Максимом Ч. |
Эл.быт.труд Наведение порядка на участке. Цель: прививать чувство удовлетворения от результата труда. Игровая д-ть Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем». |
Игровая д-ть Игры с куклами «Расскажи кукле о насекомых». |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вторник 12 мая |
Утро |
Двигательная д-ть. Утренняя гимнастика. Комплекс «Волшебное колесо» Познавательно- исследовательская д-ть. Развивающая образовательная ситуация «Экологическая тропа весной». Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы (приложение) Музыкальная д-ть Разучить песенку «Веселый жук» муз и сл.Р.Котляревского «Бал» сказочных персонажей, радующихся приходу весны - выполнение детьми танцевальных движений в соответствии со взятой на себя ролью. Двигательная д-ть Пальчиковой гимнастики «Прилетела к нам вчера полосатая пчела» |
Двигательная д-ть Подвижная игра «Мячик кверху» с детьми Олегом К. и Егором Б. |
Самообслуживание Задание «Научи Лесовичка умываться» ВХЛ Чтение детьми стихотворения А. Прокофьева «Березка». Познавательно- исследовательская д-ть. Рассматривание картинок объектов экологической тропы: березы, клумбы, скворечника на дереве, кормушки для птиц, пня. |
Изобразительная д-ть Рисование на тему «Что вам особенно запомнилось на весенней прогулке». Организация выставки детских рисунков |
ННОД |
Познавательное развитие (ФЭМП). «Цветные числа», занятие №17 Задачи: развитие умения запоминать, комбинаторных способностей; называние и сравнение чисел в пределах десяти. (З.А.Михайлова «Мат. от 3 до 7», с.83) Художественно –эстетическое развитие (Музыка). По плану музыкального руководителя |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за растениями. Цель: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов. (картотека № 14 май). Игровая д-ть Дидактическая игра «Закончи предложение». |
Коммуникативная д-ть Упражнение «Путешествие на машинах» с детьми Вероникой Г. и Викой Б. |
Эл.быт.труд Подметание участка. Двигательная д-ть Подвижная игра «Птички и кошка» ВХЛ Знакомство с приметами, чтение стихотворения С. Маршака «Июнь». |
Игровая д-ть Сюжетно-ролевая игра «Полечим насекомых». |
|
Вечер |
Познавательно- исследовательская д-ть. «Как спрятаться бабочкам?» Цель. Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Коммуникативная д-ть По вопросам: «Где мы побывали сегодня? Что видели, о чем узнали? Что вам особенно запомнилось на экскурсии по экологической тропе?». |
Двигательная д-ть. Упражнение «Кузнечики прыгают» с детьми Софией М. и Сашей В. - прыжки с продвижением вперед |
ВХЛ Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» Двигательная д-ть. Координация речи с движением «Мотылек». Музыкальная д-ть Музыкально-ритмическое упражнение «Изобрази животное» под музыку В. Ребрикова, В. Витлина, Н. Любарского, А. Руббака. Цель: развивать умение входить в игровой образ, творческое воображение, инициативу, импровизационные навыки. |
Игровая д-ть Игра «Собери фотографию насекомого» (разрезные картинки). Изобразительная д-ть Изготовление атрибутов к сказке «Муха-Цокотуха» совместно с детьми. |
|
ННОД |
Социально-коммуникативное развитие «Пешеходный переход» Задачи: расширить знания детей о правилах поведения пешехода; закрепить представления детей о назначении светофора и его сигналах; воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве. (Н.Н.Авдеева «Безопасность», с.113) |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за растениями. (картотека № 14 май) Двигательная д-ть Подвижная игра «Охотник и зайцы» Цель: развивать двигательную активность ВХЛ Знакомство с поговорками и пословицами о лете, загадывание загадки о лете. |
Игровая д-ть. Игра «Жуки» с детьми Софией Б. и Максимом М. |
Игровая д-ть. Дидактическая игра: «Какая, какой, какое?». Эл.быт.труд Полив растений на клумбе. ВХЛ Слушание стихотворения С. Городецкого «Весенняя песенка». |
Двигательная д-ть. Катание и качание детей на качелях. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Среда 13 мая |
Утро |
Двигательная д-ть. Утренняя гимнастика. Комплекс «Волшебное колесо» Коммуникативная д-ть Рассказывание детьми закличек о божьей коровке. Двигательная д-ть Упражнение «Пчелы». Цель: воспитывать умение переключать активное внимание на качество выполнения действий, необходимых в этот момент; способствовать нормализации мышечного тонуса; формировать чувство коллективных действий. |
Изобразительная д-ть Упражнение «Украсим крылья бабочки» с детьми Семеном Д. и Катей Ш. |
Коммуникативная д-ть Упражнения: «Кто лишний? Почему?»; «Чем похожи все бабочки и чем отличаются?». Игровая д-ть Упражнение «Кого укусил комарик?» Эл.быт.труд Задание «Покажи бабочке, как ты дежуришь» |
Конструирование Изготовление бабочки из пластиковой бутылки. Игровая д-ть. Игра «Напоим бабочку чаем» |
ННОД |
Физическое развитие. По плану инструктора по физическому воспитанию Речевое развитие «Рассказывание из опыта «Где мы были, что мы видели»» Задачи: закрепить представления о родном городе и его достопримечательностях. Закрепить умение составлять рассказ из личного опыта на основе вопросов. Учить вслушиваться в звучание слов, выделять в словах звуки. (Н.С.Голицина «Конс, компл.-темат. зан.», с.208) |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за ласточками. Цель: обобщать представление о птицах, об их строении; знакомить с многообразием птиц, с птицами близкого окружения (картотека № 8 май). Коммуникативная д-ть «Что едят птицы?» Двигательная д-ть Подвижная игра «Летает- не летает» Цель: развивать внимание, изображать движения летать, плавать. |
Коммуникативная д-ть Повторение закличек о божьей коровке с детьми Владом Г.и Софией М. |
ВХЛ Знакомство с приметами о птицах Игровая д-ть. Дидактическая игра «Что это за птица?». Эл.быт.труд Помощь дворнику в уборке мусора на дорожке вокруг сада. |
Игровая д-ть. Игры детей с песком «Построй домик для своего любимого насекомого». |
|
Вечер |
Познавательно- исследовательская д-ть Развивающая образовательная ситуация «В гости к хозяйке луга». Цели: расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; учить отгадывать загадки о насекомых. ВХЛ Загадывание загадок о бабочке, пчеле, муравье. Коммуникативная д-ть О том, что помогает бабочкам спрятаться от птиц (разноцветная окраска помогает им «превратиться в цветы») |
Игровая д-ть Игра с детьми Софией Б. и Сашей В. «Придумай слова со звуками [ш], [с]» |
Двигательная д-ть Физкультминутка «Пчелка». Игровая д-ть Игра «На полянку шли, насекомых нашли» ВХЛ Чтение стихотворения И. Мазнин «Светлячок» |
Коммуникативная д-ть Рассматривание картинок с изображением насекомых, сравнение насекомых. Изобразительная д-ть Лепка. «Божья коровка» Цель: учить передавать в пластическом образе характерные особенности божьей коровки, соблюдать пропорции. Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать знания детей по лексической теме. Воспитывать навыки аккуратности. |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть Наблюдение за ласточками (картотека № 8 май). Двигательная д-ть Подвижные игры «Мышеловка», «Пчелки и ласточки» ВХЛ Знакомство с поговорками и пословицами о птицах, загадывание загадки про птицу |
Двигательная д-ть Прыжки через скакалку с детьми Дашей П. и Максимом Ч. |
Игровая д-ть Дидактическая игра «Кто (что) летает». Двигательная д-ть Упражнение «Паучок» |
Эл.быт.труд Наведение порядка в лунках для цветов; подготовка для посадки семян или рассады. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Четверг 14 мая |
Утро |
Двигательная д-ть. Утренняя гимнастика. Комплекс «Волшебное колесо» Изобразительная д-ть Раскрашивание изображений насекомых, оформление коллективной композиции «Весенний луг». Игровая д-ть Игра «Один - пять». Коммуникативная д-ть Упражнение «Назовите насекомых, у которых есть/нет крыльев» |
Игровая д-ть Игра с разрезными картинками «Сложи цветок» с детьми Артемом Н. и Дашей П. |
Коммуникативная д-ть На тему «Чего много на весеннем лугу?» (красивых цветов и разных насекомых). ВХЛ Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками») Цель. Развитие памяти, моторики, умения ориентироваться в пространстве, речи, чувство ритма. |
Познавательно- исследовательская д-ть. Рассматривание открыток с изображением луговых и садовых цветов. Игровая д-ть Предложить крупный конструктор для совместной игры «Муравейник». |
ННОД |
Художественно-эстетическое развитие (Рисование). «Нарисуй картинку про весну» Задачи: развивать умение детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение правильно располагать изображение на листе бумаги. Упражнять в рисовании красками: хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности. (Т.С.Комарова «Изодея-ть», с.81) Художественно –эстетическое развитие (Музыка). По плану музыкального руководителя |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за проклюнувшимися почками березы Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной. (картотека № 17 май). Познавательно- исследовательская д-ть Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства песка» (делаем дорожки и узоры из песка) Двигательная д-ть Подвижные игры «Поймай комара», «Мотылек». ВХЛ Знакомство с приметами о деревьях. |
Игровая д-ть Упражнение «Волшебные насекомые»: выкладывание контура насекомых по выбору из любого материала с детьми Владом Г. и Катей Ш. |
Игровая д-ть Дидактическая игры «Собери бабочку», «Парочки- насекомые». Цель: развитие внимания, логики, памяти, мышления. Двигательная д-ть Упражнение «Фонарик». |
Игровая д-ть Игра-драматизация по сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Конструирование Изготовление из природного материала поделок на тему «В загадочном лесу». |
|
Вечер |
Коммуникативная д-ть Игра-ситуация «Сады цветут». Цели: развивать творческое воображение детей; учить выбирать роль и выразительно в ней воплощаться. Игровая д-ть Инсценировка стихотворения Г. Галиной «Веселый бал» Цель: учить определять светлый, радостный образ весны в стихах русских поэтов. ВХЛ Чтение стихотворения О. Белявской «На лугу» |
Коммуникативная д-ть Побеседовать, с детьми Максимом М. и Артемом Н., что окружающие нас предметы сделаны людьми, все предметы нам нужны. Для изготовления предметов люди выбирают определенный материал. |
Музыкальная д-ть Слушание музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля», Р. Паулс - Музыка из кинофильма «Танец бабочек». Цель: развитие умения различать оттенки настроений, передаваемых музыкальным произведением |
Изобразительная д-ть Раскрашивание картинок в раскрасках Игровая д-ть Настольно-печатные игры по желанию детей с целью закрепления знаний о насекомых. |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть Наблюдение за красотой окружающей природы. Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор; обогащать словарный запас; активизировать память и внимание. (картотека № 25 май). Игровая д-ть Подвижная игра «Кто, где живет». Цель: учить группировать растения по их строению (деревья, кустарники). |
Игровая д-ть Дидактическая игра «Узнай, чей лист» с детьми Дашей Д. и Арсением А. |
Двигательная д-ть Дыхательное упражнение «Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо». Игровая д-ть Дидактическая игра «Закончи предложение». Коммуникативная д-ть Речевая игра «Бабочка и цветок» |
Игровая д-ть Игры с обручами. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пятница 15 мая |
Утро |
Двигательная д-ть. Утренняя гимнастика. Комплекс «Волшебное колесо» Коммуникативная д-ть По вопросам: «Как надо вести себя в природе? Можно ли ловить бабочек, жуков? Разорять муравейники? Рвать цветы? Ломать ветки деревьев? Почему?». ВХЛ Чтение стихотворения 3. Петровой «Весна на улице» Цель: учить определять светлый, радостный образ весны в стихах русских и современных композиторов и поэтов. Музыкальная д-ть Слушание песни «Комары-комарики» Л.Раздобариной |
Игровая д-ть Игра в лото «Насекомые» с детьми Ромы Ч. и Влада С. |
Коммуникативная д-ть. Дидактическое упражнение «Расскажи о правилах поведения в природе» Самообслуживание Задание «Расскажи жуку, что нужно для умывания муравьев». Двигательная д-ть. Игра «Паучок в паутине». Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, развивать умение решать поставленную задачу. |
Познавательно- исследовательская д-ть. Рассматривание иллюстраций с изображением муравейника. |
ННОД |
Художественно-эстетическое развитие (Аппликация) «Волшебный сад» Задачи: закреплять умение создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание своего изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой, закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное восприятие: представление, воображение. (Т.С.Комарова «Изодея-ть», с.79) Познавательное развитие (Природный мир) «Беседа о насекомых» Задачи: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,с.94) Физическое развитие (на прогулке). Занятие №3: (на воздухе) Задачи: упражнять детей в прыжках. (Е.И.Подольская, стр.58) |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за солнцем. Цели: закрепить представление о солнце; дать понятие о его роли в жизни всего живого; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе. (картотека № 13 май). Игровая д-ть Малоподвижная игра «Что происходит в природе?» Двигательная д-ть Подвижная игра «Паутинка», «Медведь и пчелы». Цель: учить детей выполнять действия в соответствии с текстом |
Игровая д-ть Игра «Кузнечик» (на сигнал быстро вставать на вторую-третью снизу рейки гимнастической стенки) с детьми Владом Г. и Максимом Ч. |
Игровая д-ть Дидактическая игра «Кто (что) летает?» Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память. Эл.быт.труд Уборка территории участка. |
Двигательная д-ть Игры детей со спортивным инвентарем. |
|
Вечер |
Познавательно- исследовательская д-ть. Игра-ситуация «Меня укусило насекомое». Цель: пополнение знаний детей о первой помощи. Совершенствование умения находить выход из сложных ситуаций. Коммуникативная д-ть По вопросам: «Что такое лес? Что растет в лесу? Какие бывают леса?». ВХЛ Загадывание стариком Лесовиком загадок о насекомых. Игровая д-ть Дидактическая игра «Назови ласково и много» |
Коммуникативная д-ть Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка» с детьми Ромой Ч. и Дашей П. |
Коммуникативная д-ть По вопросам: «Что любят осы? Как надо вести себя рядом с ними?». ВХЛ Чтение стихотворения Ю. Мориц «Веселый завтрак» Музыкальная д-ть Пение русской народной песни «А я по лугу», Цель: закреплять певческие навыки на знакомом песенном материале. |
Познавательно- исследовательская д-ть. Рассматривание альбома с иллюстрациями на тему «Лес». |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за ночным небом. Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с неживой природой; расширять кругозор. (картотека № 13 май). Двигательная д-ть Подвижная игра «Ловишки» |
Коммуникативная д-ть Игра «Сороконожка» с детьми Софией Б. и Максимом Ч. |
ВХЛ Загадывание загадки про луну и месяц. Игровая д-ть Дидактическая игра «Подбери похожие слова». |
Коммуникативная д-ть Игра «Божьи коровки, бабочки». |
Взаимодействие с родителями
Напомнить родителям, что, имея обязанности по дому, ребенок ощущает себя полноправным членом семьи.
Памятка для родителей «Ядовитые растения нашего края»
Домашнее задание: придумать песенку или танец от лица своего сказочного персонажа.
Индивидуальная помощь родителям в подборе аптечки для оказания первой помощи детям при укусах насекомых (советы врача детского сада)
Используемая литература:
1. Рабочая программа воспитателя : ежедневное планирование по программе «Детство». Средняя группа / авт.-сост. Н.Н.Гладышева, Ю.Б. Сержантова. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.:Просвещение, 1991.
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4. Михайлова З.А., Иоффе Э. Математика от трех до семи. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2009.
5. Авдеева Н.Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность» Санкт-Петербург Детство-Пресс,2005 г.
6. Голицина Н.С., Конспекты комплексно-тематических занятий. Cредняя группа. Интегрированный подход. Скрипторий 20037. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011
8. Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель 2014