12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Балагурова Анастасия Александровна55
Россия, Костромская обл., Кострома


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА





Тема урока «Окончания существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.»


Тип урока: «открытие» нового знания


Цель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.


Задачи урока



Дидактические:

Познакомить учащихсяс падежными окончаниями имен существительных в именительном, родительном падежах множественного числа.

Учитьправильно склонять существительные во множественном числе.

Развивающие:

Развивать орфографическую зоркость.

Развивать внимание при работе с понятиями.

Воспитательные:

Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.

Воспитывать аккуратность, организованность.








ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)


Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на
личностно-значимом уровне

Формы: фронтальная
Словесный метод: беседа

1.Создание эмоционального настроя.



-Здравствуйте! Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.


«Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке» Л.Н. Толстой.

- Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке?

-А важны для нас знания?

-Что мы получаем вместе со знаниями?

-Поднимите руку, кто готов сегодня получить хорошие оценки? Тогда скорее приступим к работе.



1.Показывают готовность к уроку.







-Нужно понятно, четко и красиво говорить.

-Да.


-Да

-Оценки.









Метапредметные:

П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя

К:участвовать в диалоге

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Слайд с эпиграфом

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная.
Словесный метод: беседа.

1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.


-Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа».

-Ребята, я сейчас буду загадывать слова, а вы должны понять, что это за слово.

Запишите, обозначьте ударение,орфограмму.

1.Крупное морское судно.

2. Специалист с высшим техническим образованием.

3.Специалист, управляющий самолётом, вертолётом.

4.Врач - специалист по глазным болезням.

5.Ровная, без высоких холмов земная поверхность

6.Обозначение, название места жительства.

7.Обладатель миллиона.

-Устно составьте предложение с любыми словами, выделите в нём грамматическую основу.

-Чем выражены подлежащее и сказуемое?


1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.











-Корабль.

-Инженер.



-Лётчик.



-Окулист.

-Равнин.



-Адрес.

-Миллионер.


Предметные: знать толкования слов;

уметь выделять орфограммы в словах.

Метапредметные:

Р:устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная.

Словесный метод: беседа

Проблемный метод: подводящий диалог.

1.Подводит учащихся к постановке целей и темы урока.


На доске слова:

Ребус, города, без друга, задача, без загадки, страна.

-Прочитайте слова. Чем эти слова похожи?

-Устно определите склонение и падеж, а так же назовите окончание в именах существительных.

-В каких падежах стоят имена существительные?

-Одинаковые окончания у слов?

-Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?



-Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.



-Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?


1.Отвечают на вопросы.







- Часть речи






-И.п, Р.п.



-Нет


- «Города», это существительное в форме множественного числа.


-Окончания существительных в именительном и родительном падежах множественного числа


-Научиться правильно писать окончания существительныхИ.п. Р.п. в мн.числе.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Слова на доске

"Открытие" детьми нового знания
(8 мин)

Построение детьми нового способадействий и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Словесный метод: беседа.

1.Изучение нового материала.
2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

Чтобы разгадать тайну окончания слова в И.п., Р.п. множественного числа выполним следующее задание:

Прочитайте группы слов.

земли леса

юношиокна

рощи поля

мамыслоны

бабушки дожди

-Что общего у всех этих слов?

-Чем отличаются слова каждого столбика?

-Как вы определили склонение?

-На какой вопрос отвечают слова?

-В каком падеже имена существительные могут отвечать на вопрос кто?

-В каком падеже имена существительные могут отвечать на вопрос что?


-Какие окончания имеют существительные 1, 2, 3-го склонения в именительном падеже?

- Определите склонение каждого существительного и выделите окончания. Затем каждое существительное поставьте в форму Р.п. мн.числа.

- Какие окончания имеют существительные множественного числа1 склонения, 2 склонения, 3 склонения?




1. Выполнение заданий.





















-Сущмн.ч.

- Склонением


-Поставили слово в форму ед. числа



-Кто? Что?


-И.п



-И.п, В.п.




-







Делают вывод

Предметные: знать склонения имен существительных;

уметь работать в парах.

Метапредметные:

Р:умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

П: умение обобщать и классифицировать по признакам

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Слова на слайде

Первичное закрепление
(5мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная, групповая.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: упражнение.

1.Применение новых знаний.


Найдите слова, стоящие в именительном падеже множественного числа.

На огромных берёзах просыпаются галки. Некоторые птицы строят гнёзда на земле. Зазвенели звонкие голоса птиц. У ручья растут цветы.


-Ребята, в зимнее, холодное время пернатые друзья нуждаются в нашей помощи.

- Я призываю вас: покормите птиц зимой! Будем беречь наших братьев меньших! А птицы порадуют нас своим прекрасным пением, помогут сохранить наши плодовые деревья от насекомых-вредителей! И порадуют нас своим существованием!

-Сейчас мы запишем предложение.

Ребята развесили кормушки н ветках берез, осин, елей и насыпали туда несколько граммов ягод.

Алгоритм:

1.Найду слово – командир

2.Задам о него вопрос к слову

3.Посмотрю на предлог, если н есть.

4.Определю падеж.

5.Выделю окончание.

Ребята.обратите внимание на написание слова «граммом». Его нужно запомнить.



ФИЗМИНУТКА.




1.Применяют новые знания.


Доказывают. Почему именно И.п.

Ответы детей.




















Дети работают по алгоритму.

Проверяют.

Берёз, осин, елей, граммов, ягод.


Предметные: уметь определять склонение имен существительных.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Текст на слайде

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная.

Взаимопроверка.

Практический метод: самостоятельная работа.


1.Организует выполнение самостоятельной работы.


-Теперь самостоятельно поработайте в карточках, не забудьте их подписать.

Задание. 

1.Запиши слова в форме множественного числа именительного падежа.

Варежка - ______________, ель - ____________, узор - ______________,

путешествие - _____________, капель - ___________, трава - _________.

- А теперь давайте проверим.




1.Выполняют самостоятельную работу.

















Коллективная проверка отдельного упражнения.


Предметные: уметь правильно выполнять задание;

Метапредметные:

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Проверка на слайде









Карточка №1

(приложение)

Включение в систему знаний, повторение

(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног

Форма: фронтальная.

Словесный метод: беседа

.

1.Повторение изученного материала.


Исправь ошибки. Выделите окончание.

-В лесную школа пришли зайц.., мыш.., белк.. Учител.. ждут всех на урок.

Ребята, а теперь послушайте загадку-шутку. Как сказать правильно?

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

-В этой шутке есть доля правды: представлены все три нормативных окончания формы род.падежамн.числа: ов (ев), ей, нулевое.






1.Повторяют изученный материал.


- школу, зайцы, мыши, белки, учителя.





-У рыб нет зубов.




Предметные: знать виды разборов;

уметь выполнять разборы.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.






Карточка №2

(приложение)

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.
Форма: фронтальная.

1.Оценивает деятельность учащихся на уроке.


-Итак, наш урок подходит к концу.

-Какова была тема нашего урока?





-Какие цели мы ставили на этот урок?





-Кто сможет проанализировать свою работу на уроке? Достиг ли он поставленных задач или не достиг? Почему?

- У вас на партах лежать сигнальные карточки: красного, желтого, зеленого цветов.

Если вам было все понятно, поднимите карточку красного цвета. Если возникли трудности, карточку желтого цвета. Если было трудно, карточку зеленого цвета.


-Отлично! На этом наш урок подошёл к концу. Пишите грамотно! До свидания!

1.Отвечают на вопросы.




-«Окончания существительных в именительном и родительном падежах множественного числа». 


-Научиться правильно писать окончания существительных И.п. Р.п. в мн.числе.



-Я достиг задач, потому что…





Работа с сигнальными карточками.

Предметные: анализировать собственную деятельность.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Карточки в приложении.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.