Материал к уроку русского языка в 4 классе «Окончание существительных именительном и родительном падежах множественного числа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока «Окончания существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.
Задачи урока
Дидактические:
Познакомить учащихсяс падежными окончаниями имен существительных в именительном, родительном падежах множественного числа.
Учитьправильно склонять существительные во множественном числе.
Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость.
Развивать внимание при работе с понятиями.
Воспитательные:
Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
Воспитывать аккуратность, организованность.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на | Формы: фронтальная | 1.Создание эмоционального настроя. -Здравствуйте! Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке» Л.Н. Толстой. - Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? -А важны для нас знания? -Что мы получаем вместе со знаниями? -Поднимите руку, кто готов сегодня получить хорошие оценки? Тогда скорее приступим к работе. | 1.Показывают готовность к уроку. -Нужно понятно, четко и красиво говорить. -Да. -Да -Оценки. | Метапредметные: П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя К:участвовать в диалоге Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества | Слайд с эпиграфом |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная. | 1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу. -Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа». -Ребята, я сейчас буду загадывать слова, а вы должны понять, что это за слово. Запишите, обозначьте ударение,орфограмму. 1.Крупное морское судно. 2. Специалист с высшим техническим образованием. 3.Специалист, управляющий самолётом, вертолётом. 4.Врач - специалист по глазным болезням. 5.Ровная, без высоких холмов земная поверхность 6.Обозначение, название места жительства. 7.Обладатель миллиона. -Устно составьте предложение с любыми словами, выделите в нём грамматическую основу. -Чем выражены подлежащее и сказуемое? | 1.Воспроизведение учащимися умений и навыков. -Корабль. -Инженер. -Лётчик. -Окулист. -Равнин. -Адрес. -Миллионер. | Предметные: знать толкования слов; уметь выделять орфограммы в словах. Метапредметные: Р:устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: планируют учебное сотрудничество Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная. Словесный метод: беседа Проблемный метод: подводящий диалог. | 1.Подводит учащихся к постановке целей и темы урока. На доске слова: Ребус, города, без друга, задача, без загадки, страна. -Прочитайте слова. Чем эти слова похожи? -Устно определите склонение и падеж, а так же назовите окончание в именах существительных. -В каких падежах стоят имена существительные? -Одинаковые окончания у слов? -Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему? -Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока. -Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? | 1.Отвечают на вопросы. - Часть речи -И.п, Р.п. -Нет - «Города», это существительное в форме множественного числа. -Окончания существительных в именительном и родительном падежах множественного числа -Научиться правильно писать окончания существительныхИ.п. Р.п. в мн.числе. | Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Слова на доске |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способадействий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Словесный метод: беседа. | 1.Изучение нового материала. Чтобы разгадать тайну окончания слова в И.п., Р.п. множественного числа выполним следующее задание: Прочитайте группы слов. земли леса юношиокна рощи поля мамыслоны бабушки дожди -Что общего у всех этих слов? -Чем отличаются слова каждого столбика? -Как вы определили склонение? -На какой вопрос отвечают слова? -В каком падеже имена существительные могут отвечать на вопрос кто? -В каком падеже имена существительные могут отвечать на вопрос что? -Какие окончания имеют существительные 1, 2, 3-го склонения в именительном падеже? - Определите склонение каждого существительного и выделите окончания. Затем каждое существительное поставьте в форму Р.п. мн.числа. - Какие окончания имеют существительные множественного числа1 склонения, 2 склонения, 3 склонения? | 1. Выполнение заданий. -Сущмн.ч. - Склонением -Поставили слово в форму ед. числа -Кто? Что? -И.п -И.п, В.п. - Делают вывод | Предметные: знать склонения имен существительных; уметь работать в парах. Метапредметные: Р:умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П: умение обобщать и классифицировать по признакам К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Слова на слайде |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Формы: фронтальная, групповая. Словесный метод: беседа. Практический метод: упражнение. | 1.Применение новых знаний. Найдите слова, стоящие в именительном падеже множественного числа. На огромных берёзах просыпаются галки. Некоторые птицы строят гнёзда на земле. Зазвенели звонкие голоса птиц. У ручья растут цветы. -Ребята, в зимнее, холодное время пернатые друзья нуждаются в нашей помощи. - Я призываю вас: покормите птиц зимой! Будем беречь наших братьев меньших! А птицы порадуют нас своим прекрасным пением, помогут сохранить наши плодовые деревья от насекомых-вредителей! И порадуют нас своим существованием! -Сейчас мы запишем предложение. Ребята развесили кормушки н ветках берез, осин, елей и насыпали туда несколько граммов ягод. Алгоритм: 1.Найду слово – командир 2.Задам о него вопрос к слову 3.Посмотрю на предлог, если н есть. 4.Определю падеж. 5.Выделю окончание. Ребята.обратите внимание на написание слова «граммом». Его нужно запомнить. ФИЗМИНУТКА. | 1.Применяют новые знания. Доказывают. Почему именно И.п. Ответы детей. Дети работают по алгоритму. Проверяют. Берёз, осин, елей, граммов, ягод. | Предметные: уметь определять склонение имен существительных. Метапредметные: П: работать по предложенному плану К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Текст на слайде |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная. Взаимопроверка. Практический метод: самостоятельная работа. | 1.Организует выполнение самостоятельной работы. -Теперь самостоятельно поработайте в карточках, не забудьте их подписать. Задание. 1.Запиши слова в форме множественного числа именительного падежа. Варежка - ______________, ель - ____________, узор - ______________, путешествие - _____________, капель - ___________, трава - _________. - А теперь давайте проверим. | 1.Выполняют самостоятельную работу. Коллективная проверка отдельного упражнения. | Предметные: уметь правильно выполнять задание; Метапредметные: П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | Проверка на слайде Карточка №1 (приложение) |
Включение в систему знаний, повторение (7 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног | Форма: фронтальная. Словесный метод: беседа . | 1.Повторение изученного материала. Исправь ошибки. Выделите окончание. -В лесную школа пришли зайц.., мыш.., белк.. Учител.. ждут всех на урок. Ребята, а теперь послушайте загадку-шутку. Как сказать правильно? У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей. У рыб нет зуб. -В этой шутке есть доля правды: представлены все три нормативных окончания формы род.падежамн.числа: ов (ев), ей, нулевое. | 1.Повторяют изученный материал. - школу, зайцы, мыши, белки, учителя. -У рыб нет зубов. | Предметные: знать виды разборов; уметь выполнять разборы. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Карточка №2 (приложение) |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа. | 1.Оценивает деятельность учащихся на уроке. -Итак, наш урок подходит к концу. -Какова была тема нашего урока? -Какие цели мы ставили на этот урок? -Кто сможет проанализировать свою работу на уроке? Достиг ли он поставленных задач или не достиг? Почему? - У вас на партах лежать сигнальные карточки: красного, желтого, зеленого цветов. Если вам было все понятно, поднимите карточку красного цвета. Если возникли трудности, карточку желтого цвета. Если было трудно, карточку зеленого цвета. -Отлично! На этом наш урок подошёл к концу. Пишите грамотно! До свидания! | 1.Отвечают на вопросы. -«Окончания существительных в именительном и родительном падежах множественного числа». -Научиться правильно писать окончания существительных И.п. Р.п. в мн.числе. -Я достиг задач, потому что… Работа с сигнальными карточками. | Предметные: анализировать собственную деятельность. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Карточки в приложении. |