12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Инна Беломеря28
1

Урок по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме « Правописание окончаний имён существительных единственного числа»; закрепить знания учащихся о правописании безударных и ударных окончаний имён существительных; развивать память, внимание, связную речь учащихся; умения работать в группах, индивидуально, с заданиями разного уровня; воспитывать положительное отношение к уроку, трудолюбие; любовь к природе.

Тип урока: урок по закреплению знаний и способов деятельности.

Оборудование: карточки, иллюстрации, снежинки, музыкальное сопровождение, ИКТ, тесты, наглядность на доске, снежинки, сосульки, шишки, ёлочка, ёлочные украшения, словари.

Ход урока:

I. Организация урока. Мотивация.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!

- У нас на уроке гости. Поздоровайтесь, улыбнитесь и гостям, и друг другу. Садитесь. Хорошего вам настроения на этот урок.

- Наш урок проходит в канун больших праздников. Каждый из вас ожидает чего - то нового, интересного, долгожданного, сказочного, волшебного. И от нашего урока вы тоже чего – то ожидаете. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня откроет для себя что – то новое. У вас на партах лежат снежинки. Напишите свои ожидания от нашего урока и повесьте на доску свои ожидания. ( На доске тучка с надписью «Ожидания». Дети по группам выходят к доске и вешают ожидания)

II. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.

- Какое число на календаре? (11)

- Какая это часть речи?

- Какая орфограмма в числительном одиннадцать?

- Какое это число в математике? ( Двузначное)

- А какой месяц сейчас? ( Декабрь)

- А кто знает этимологическое значение слова « декабрь»? ( Читает учитель)

ДЕКАБРЬ

Древнерусское  декабрь.

Старославянское  декабрь.

Латинское  december.

Происхождение слова «декабрь» связано с латинским существительным «december», образованным, в свою очередь, от другого слова «decet» (десять). Связь этих двух слов «декабрь» и «десять» не случайна, поскольку раньше год начинался с марта и, следовательно, декабрь был десятым месяцем. Слово вошло в обиход в XI в., ранее двенадцатый месяц календарного года назывался «студень».

Производные: декабрьский, декабрист.

- А как будет декабрь в украинском языке? Почему?


 

- Запишите: 11 декабря

Классная работа

- Посмотрите, пожалуйста, на доску и пропишите красиво эти соединения букв.

каб янв раль

- А теперь посмотрите на « Волшебный квадрат» на доске. В этом

« Волшебном квадрате » спрятались названия зимних месяцев, найдите их и покажите. (Один ученик у доски показывает)


 

д

е

к

а

з

я

н

ф

е

в

б

ё

щ

в

у

ц

р

р

ь

р

а

ь

л

а

ь

ж

э

ю


 

- Запишите эти слова, подчеркните орфограммы. Это словарные слова, правописание которых надо запомнить. ( Дети записывают слова)

- Почему эти слова называются словарными? ( Их правописание можно проверить только по словарю).

- Какая это часть речи?

- Определите род, число, склонение этих существительных (Устно по группам)

- Что можно сказать о названиях зимних месяцев? (У них одинаковые род, число и склонение)

- Составьте предложение с одним названием зимних месяцев по группам. Подчеркнуть в них существительные и определить склонение. Проверяем

« Светофором»

(Дети зачитывают свои предложения по одному от группы).

III. Подготовительная работа.

- Послушайте стихотворение:


 

Явилась вслед за осенью

Я по календарю

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка

Ну, кто же я?....( Зима)

- Правильно. По календарю уже зима. А чего нам не хватает за окном?( Снега)

- Закройте глазки и представьте себе снегопад. Если вы сильно захотите, пойдёт снег. ( Снегопад на экране).

- А вот и снег. (Звучит тихо мелодия Чайковского « Времена года. Декабрь»)

( На фоне снегопада и музыки дети слушают стихотворение И. Никитина

« Встреча зимы»)


 

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

- У вас на листиках есть это красивое зимнее стихотворение. И первое задание по группам:

1 –я: подчеркнуть существительные 1 склонения (зима, песня, река, гостья)

2 –я: подчеркнуть существительные 2 склонения (север, лес, раздолье, мост, ковёр, мороз)

3 –я: подчеркнуть существительные 3 склонения (милость, степь, кровь)

-Давайте повторим правило. Как определить склонение имён существительных? ( Надо поставить имя существительное в единственном числе в Им.падеже)

- На эту работу 1 минута. Время пошло. Проверка задания « Светофором»

- 1 – я группа, какие вы подчеркнули имена существительные? Зачитать слова, которые вы подчеркнули ( 2-я и 3-я группа так же проверяют)

МОЛОДЦЫ!

Итог в конце каждого ответа:

- Так какие имена существительные относятся к 1 – му склонению? Ко 2 – му склонению? К 3 –му склонению?

- Что помогло вам просклонять и правильно определить склонения существительных? ( Правило о склонениях имён существительных и падежные окончания )

VI. Сообщение темы

- Давайте вспомним алгоритм и вместе прочитаем его. ( Дети читают вместе алгоритм на доске)

Алгоритм:

· определить падеж;

· определить склонение существительного;
· вспомнить нужное окончание.

Падеж

Тип склонения

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем

П.п


 

- А теперь переверните листики и просклоняйте одно из этих существительных, выделите окончания.

песня мост степь

( Проверка задания « Светофорами»)

- Как вы думаете, над чем мы с вами сегодня будем продолжать работать на уроке? ( Дети высказывают свои предположения)

- Правильно, тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа (Тема на слайде)

Физминутка

Раз на улице зима, мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки: хлоп- хлоп – хлоп.

Рукавицы мы надели, не боимся мы метели, да, да, да.

Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее,

Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее.

Мы с морозом подружились, как снежинки закружились:

Так-так-так. И за парты приземлились,

И в работу мы включились.

V. Повторение изученного материала.

- Зимушка – зима принесла нам следующее задание. Объединитесь в группы по цветам.

1 « Автобусная остановка» и « Светофор»

( Дети берут свои карточки с заданиями, объединяются в группы по цветам, а потом возвращаются обратно)

1 уровень - репродуктивный (1 группа) выделить окончания и определить склонения

По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое.

2 уровень - продуктивный (2 группа) самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж и склонение.

О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, на озер…, к кормушк ….

3 уровень – творческий (3– группа) подобрать существительные с безударным падежным окончанием, выделить окончание и определить падеж вставленных существительных и склонение.

Телеграмма для (мама, дочь).

Рассказ о ( дедя, дом, помощь).

Гулял в (роща, парк).

- (У детей третьей группы спросить, почему разные окончания у существительных? ( Потому что у существительных разные склонения)

( Проверяем по группам « Светофором»). Итог по этому заданию.

VI. Работа по учебнику. Работа со словарём и со словом.

- Зимушка – зима принесла нам следующее задание.

А теперь открываем учебники с.127 упр. 241.

- Прочитайте глазками текст.

- Сколько здесь предложений?

- Списать первое предложение, вставить пропущенные окончания, поставить ударение в этих словах, определить падежи склонение.

(Проверяем со « Светофором»)
- А какое слово у вас были выделено? (
Ельник) Что с ними нужно сделать? ( Найти значение этих слов в словаре). Дети выполняют эту работу и отвечают на вопросы:

- К какой части речи оно относится?

- К какому склонению?

- Давайте разберём это слово по составу.

- От какого слова образовалось слово ельник? (Ель)

- Подобрать однокоренные слова к слову ельник: ель – еловая – ёлочная.

- Давайте составим словосочетания с этими словами:

красивая ель;

ёлочная игрушка;

еловая веточка.

- Ребята, скоро наступят новогодние праздники. Наши дома украсят красивые ели. На уроках труда мы с вами уже изготавливаем ёлочные украшения. А давайте ими украсим нашу красавицу – ёлочку:

игрушками – кто получил много знаний по изучаемой теме;

шишками – кто не всегда уверен;

снежинками – кому надо доработать.

( Дети по группам выходят к доске и вешают на ёлочку свои украшения).

- Ребята, посмотрите, какая у нас стала нарядная ёлочка – красавица.

- А теперь посмотрите на картинки: ель, ельник, ёлочная игрушка, еловая веточка. (На доске)

- Что общего? ( Корень в словах).

- Давайте побываем в ельнике. Закройте глазки, откройте. На экране физминутка для глаз« Ёлочка».

- Давайте сравним ель и ёлочку.

- Отличаются они в природе или нет? ( Нет)

- К какой части речи они относятся?

- Одинаковые эти имена существительные или нет, если просклоняем? ( Они относятся к разным склонениям)

VII. Закрепление

- Зимушка – зима принесла нам следующее интересное задание.

- У вас 1 минута, чтобы выбрать правильные варианты ответов. Если вы выполните правильно это задание, то прочитаете слово, которое спряталось по вертикали. Время пошло. Кто справится – показать.

1. Имена существительные обозначают:

К) признак предмета 
Л) действие 
М) предмет

2. Имена существительные отвечают на вопрос:

М) что делает? 
Н) какой? Какое? 
О) кто? что?

3. Имена существительные бывают:

К) м.р., ж.р.; 
Л) м.р., ж.р., с.р. 
М) ж.р., с.р.

4. Имена существительные изменяются:

О) по числам и падежам; 
Н) по родам;

5. Сколько падежей в русском языке: А) 7; 
Б) 9; 
Д) 6.

6. Склонение – это:

Ж) словообразование; 
Е) словоизменение.

7. Сколько склонений в русском языке:

М)1
Е) 2
Ц) 3

- А теперь прочитайте слово, которое у вас получилось, если вы правильно ответили на все вопросы. МОЛОДЕЦ

- Вы сегодня на уроке тоже были молодцы и за это вам маленькие подарочки. ( Детям вручаются подарки)

И следующее задание в группах (если останется время). У вас на партах есть зимние картинки, вам нужно за 1 минуту составить « Синквейн» слова «Зима». Время пошло.

1.Зима

2. Снежная, холодная, морозная, пушисто–белая, блестящая, хрустящая, холодная, серебристая, студёная, чудесная, весёлая.

3. Лепить, бросаться, играть, резвиться, одевает, морозит, заметает, очаровывает, чарует, сверкает, порошит, щиплет.

4. Я очень люблю зиму. Зима приносит радость, восторг, веселье, игры.

5. Волшебница, чародейка, мороз, вата, снег, снегопад.

(Один человек из группы зачитывает полученные ответы)

МОЛОДЦЫ

VIII. Рефлексия. Итог урока.

- А теперь скажите, у кого сбылись ожидания и какие? ( Дети отвечают)

- Мы с вами готовимся к новогодним праздникам. Я желаю вам, чтобы он поскорее наступил. И для вас, и для наших гостей пусть этот новый год будет мирным, добрым, позитивным, добрым, хорошим.

- Что вы, ребята, пожелаете нашим гостям? ( Дети желают по группам и дарят снежинки, сделанные своими руками)

- Пусть наши весёлые снежинки подымут вам настроение. Спасибо, дети, за урок, а гостям спасибо, что пришли.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.