12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных множественного числа".

Тема

Родительный падеж имен существительных множественного числа

Педагогическая цель

Познакомить с окончанием имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Развивать умение правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Личностные
результаты

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия
и термины

Существительное, родительный падеж, множественное число.

Методы и формы

Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный.

Оборудование


Учебник русского языка, 4 класс, 1 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация.



Этап урока


Виды работ на уроке

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Организационный

момент.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.

1.Приветствие.



2.Эмоциональный настрой


3. Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна.


- Я желаю вам успехов на уроке.


- Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка.

Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока.

Пальчиковая гимнастика.

1.Пальчиковая гимнастика.


- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал: (загибать по одному пальчику) Вот дубовый, Вот кленовый,      Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (спокойно уложить ладони на стол)

Осуществляет подготовку учащихся к письму, осуществляет показ выполнения пальчиковой гимнастики.

Учащиеся совершают активные действия под руководством учителя, выполняют пальчиковую гимнастику.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам

1. Минутка чистописания.





























2.Словарная работа


















3. Знакомство с новым словарным словом

- А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс.

- Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке:

Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает,
Чистит зубы, чистит пол,
А в обед — спешит на стол.

Ответ: буква Щ (щенок, щит, щетка, щи)


- Обратите внимание на образец написания на доске.

- Какое соединение между заглавной и строчной буквами Щщ? (верхнее).

Обратите внимание, что все элементы параллельны, так же не забывайте, что петелька не должна быть очень длинной.

- Запишите до конца рабочей строки буквосочетание заглавной и строчной букв Щщ, соблюдая расстояние и наклон.

Слайд 1

Щит война защищает его в бою и является отождествлением его статуса в обществе.

- Все ли слова вам понятны? (отождествление – показ).

- Назовите орфограммы в каждом слове.

- Спишите предложение, подчеркните орфограммы.

-Выполнит разбор предложения у доски, а вы в своих тетрадях. (щит – подлежащее, защищает – сказуемое, повеств., невоскл., полное., распрастр.)

- Ребята, для чего мы должны уметь красиво и разборчиво писать? (ответы учащихся)

- Молодцы, верно. Но, мы должны писать не только красиво и разборчиво, необходимо помнить и о грамотности вашего письма.


Слайд 2

- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.

Посмотрите на слайд. На нем текст с пробелами, вам нужно заполнить пропуски словарными словами:


Во время летнего отпуска Аня решила отправиться в путешествие в Москву. В то время, как она стала собирать багаж, ей позвонил Максим, ее лучший друг. Он был директором художественной школы и очень хорошо разбирался в искусстве. Лучший друг Ани тоже был путешественником, как и она. Они договорились встретиться в музее возле портрета «Моно Лизы». А позже, они разожгли костер на берегу океана и долго беседовали о жизни. Так и закончились заметки в дневнике – путешественника.


Запишите словарные слова из этого текста, ставя ударение и выделяя орфограммы. По одному слова начнем записывать. Знаете ли вы, что, если брать с собой на борт небольшую сумку, вес которой не превышает 3 кг, то это считается ручной кладью, а вот если уже больше, то вам необходимо сдать ее в грузовой отсек самолета.


Как вы думаете, правильно написать слово нужно только на уроке русского языка или еще и на других предметах? (и на др).

Вспомните, какие меры измерения массы вы знаете. Сегодня на уроке вы не раз услышите слово килограмм и грамм, потому что это новые словарные слова.

кИлОграММ, граММ.

- Обратите внимание на слайд, прочтите словарные слова и назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в словах. Что обозначают эти слова? (мера измерения массы).

- Запишите словарные слова в тетрадь с комментированием. (в слове килограмм ударение падает на третий слог, на гласную букву а, нужно запомнить правописание безударной гласной буквы и, о, запомнить удвоенную букву мм на конце слова; в слове грамм ударение падает на первый слог, на гласную а, нужно запомнить написание удвоенной буквы м на конце слова.)

Молодцы ребята, мы с вами вспомнили написание словарных слов.

Ставит перед учащимися учебную задачу.












Проговаривает элементы букв, соединений между буквами.

Показывает образец написания.




























Проводить словарную работу, знакомит с новыми словами


Осуществляют запись буквосочетаний по образцу учителя,











Отрабатывают навык каллиграфического письма.






























Работают в соответствии с целевой установкой


III. Целеполагание

Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

1.Введение в тему урока






2.Формулирование темы и цели урока.




- А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. Для этого посмотрите внимательно на слайд. Что написано? (словосочетания). Сл.3

Крики птиц, мамы малышей, шум городов, стан туч.

- Запишите по одному словосочетанию с комментированием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж и число зависимых слов, назовите окончания.

- Что вы заметили? (все имена существительные являются зависимыми словами и стоят в родительном падеже и множественном числе).

- Сформулируйте задачи урока. (вспомнить окончания имен существительных в родительном падеже, узнать какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа.)

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .

Определяют задачи урока в соответствии с темой.

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Работа на с. 135, упр. 257.
















2. Работа на с.135, у. 258















3. Работа на с. 136, упр. 260











Физкультминутка.



4. Выполнение упражнения на с.136 упр. 259













5. Выполнение упражнения на с. 136, упр. 261







Как вы думаете, как правильно говорить килограмм или килограммов? Кто за килограмм? Килограммов? Мнения разошлись, чтобы узнать, кто прав, посмотрите на таблицу в учебнике на странице 135.

-Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже множественного числа? (нулевое).

-назовите окончания существительных 2 склонения. (ов, ев, ей).

-Назовите окончания существительных 3 склонения. (ей).

-Подберем слова первого склонения, которые в формы множественного числа в родительном падеже имеют окончание ей.

- Подберем слова второго склонения, которые в родительном падеже имеют окончание ов, ев. (Дождей, снегов, чижей, птенцов).

-а теперь подберем слова третьего склонения, которые в родительном падеже имеют окончания ей. (елей, дочерей, печей.).

И так ребята, выясним, кто прав. Слово килограмм какое имеет склонение? (второе). Посмотрите в таблице, какое окончание имеет второе склонение во множественном числе? (ов). Значит, правильно говорить килограммов.


Скажите ребята, знакомы ли вы с творчеством Паустовского? Большая часть его произведений посвящена природе, он очень любил наблюдать за явлениями, происходящими вокруг.

-Обратите внимание на упражнение 258. Прочтет высказывание Константина Паустовского, великого русского писателя…

-А теперь прочтет задание... О чем хотел сказать автор? (русский язык очень богат и для каждого предмета или явления есть слова).

-Найдите имена существительные в форме множественного числа в родительном падеже. (облаков, дождей, лесов, болот, рек, озер, лугов, полей, цветов, трав, слов.) отметьте их карандашом. Назовите их окончания. (ов, ев, от, нулевое). В каком падеже они стоят? (родительном).

-Запишите упражнение 258. Запишем с комментированием, выделяя окончания имен существительных в форме множественного числа в родительном падеже.

-Обратите внимание на слово, которое нужно разобрать как часть речи. (в природе). У доски разберет, а вы делаете в тетради.

Так о каком качестве русского языка говорил Паустовский? (о его богатстве).


Сейчас вы потренируетесь не только в правописании окончании имен существительных в форме множественного числа родительного падежа, но и поупражняетесь в выразительном чтении.

-Перелистните страницу, обратите внимание на упражнение 260. Прочитает задание. Прочитает выразительно стихотворение. Раскроем скобки. (Звезд, деревьев и кустов).

-Запишите в тетради упражнение 260. Запишите с комментированием по одной строке, выделяя окончания имен существительных, которые были записаны в скобках. Теперь нужно определить падеж выделенных имен существительных. В правописании чего вы сейчас тренировались? Пора отдохнуть, встаньте со своих рабочих мест.


Плечи поднять, отвести назад, опустить – 2 раза. Голова на месте, работают только глазки, смотрим в левый верхний угол, смотрим в левый правый угол, смотрим вверх, поморгали. Присаживайтесь.


Теперь узнаем, как вы запомнили правописание окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Для этого:

Запишите упражнение 259 в своих тетрадях. Прочитает текст упражнения. Задание к упражнению. Запишем с комментированием, выделяя окончания существительных в родительном падеже.

Директора – директоров, фермеры – фермеров, повара – поваров, комбайнеры – комбайнеров, спортсмены – спортсменов, юристы – юристов.

Носки – носков, банты – бантов, торты – тортов, метры – метров.

Помидоры – помидоров, апельсины – апельсинов, абрикосы – абрикосов, килограммы – килограммов, граммы – граммов.

Трамваи – трамваев, братья – братьев, колосья – колосьев.

Легко ли вам было упражняться в правописании? Повторим, как вы изменили слово килограмм и грамм. (килограммов, граммов) Почему? (второе склонение).


Запишите в тетради упражнение 261. Прочитает задание к упражнению. Запишите с комментированием по одному слову, выделяя окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

При выполнении этих упражнений, какой навык развивался? (правописания имен существительных родительного падеже во множественном числе).

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.
























Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.








Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.



Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления.

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное речевое высказывание (П);

- построение логической цепи рассуждений и доказательств ;












Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.









Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления.



Закрепление знаний и способов.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1.Самостоятельная работа






2. Работа с предложением





3. Игра

Сейчас вы выполните небольшую проверочную работу по теме урока.

Ребята, я буду читать вам слова, а вы должны будете записать их в форме родительного падежа, при этом выделяя окончания.

Инженеры, носки, торты, граммы, муравьи, гнезда, сторожа, облака, платья, реки, ручей.

А теперь, взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Прочтет свои слова.


Составьте из слов, записанных в тетради предложение. Запишет у доски и разберет его по составу.

Ручеек, протекающий под птичьими гнездами, перерастёт в бурную реку, а инженеры разработают план и построят там электростанцию.


Ребята, а сейчас мы поиграем. Я называю вам слова, а вы должны определить, имеет ли это слово в родительном падеже множественном числе нулевое окончание, если окончание нулевое, вы хлопаете. Огурцы Улицы Фабрики Помидоры Килограммы Сапоги Яблоки Места Задачи. (улицы, фабрики, сапог, мест, задач).

Какие слова имеют нулевые окончания? (слова 1 склонения в форме множественного числа в родительном падеже).

А какие слова имеют окончание ев, ов? (слова 2 склонения в форме множественного числа в родительном падеже).

Вы очень хорошо запомнили материал урока.

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое, классифицируют и систематизируют, выявляют внутрипредметные и межпредметные связи.

Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


1.Обобщающая беседа.


И так ребята, что нового вы узнали на уроке?

Где пригодятся эти знания?

Какие окончания имеет существительные второго склонения в родительном падеже множественном числе?

Какое окончания имеет существительные первого склонения в родительном падеже множественном числе?

Какие окончания имеет существительные третьего склонения в родительном падеже множественном числе?


Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое, классифицируют и систематизируют.

2. Рефлексия

- Чему научились на уроке?

- Что интересного вы узнали для себя?

- Что для вас было труднее всего?

- Что для вас было легче всего?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обобщения);

- Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, намечают дальнейшие цели деятельности:

3. Домашнее задание и выставление оценок

Дома вы должны выполнить.

Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения.




Учитель:___________________

Методист: __________________





Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.