Тема открытого урока «Лес и человек»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Лес и человек».
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Развивать познавательный интерес.
Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучат голоса птиц.
С. Погорельский
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь –мы свои!
II. Сообщение темы и целей урока.
– Почему мы начали наш урок со стихотворения С.Погорельского?
Тема нашего открытого урока: “Лес и человек”.
-В народе говорят: «Лес – наш зеленый друг»
Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Сказка
Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - подумал он. - Лес — это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья — березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошие у него получились деревья. А в углу картины Художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-Лесовичка. Потому что какой же это лес без Лесовичка? Повесил Художник картину на стену и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине одни сухие стволы.
- Что случилось? - удивился Художник. - Почему засох мой лес?
- Какой же это лес?- вдруг услышал художник. - Это не лес, а одни деревья.
Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок-лесовичок разговаривает с ним.
- Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? - продолжал лесовичок.
- Не может, - согласился Художник и начал рисовать новую картину.
Он опять нарисовал деревья. Они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а на земле — среди зеленой травы — много ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - сказал Художник, - вот теперь у меня получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали сохнуть.
- Ты забыл нарисовать грибы, — сказал Лесовичок Художнику.
- Да, - согласился Художник, но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз был в лесу, а грибы находил не часто.
- Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательны без них не будет леса. И Художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал сохнуть.
- Это потому, что в твоем лесу нет насекомых, - сказал Лесовичок.
Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
- Ну, теперь все хорошо! - подумал Художник и опять уехал куда-то.
А когда снова увидел картину, не поверил своим глазам: вместо трав и цветов на картине была только земля. И деревья стояли голые, как зимой. Художник подошел к картине. Все на ней было покрыто жуками и гусеницами.
- Это лесовичок виноват! - закричал Художник.- Он сказал, чтобы я нарисовал насекомых. А они съели весь лес... Что же делать? Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, - сказал Старичок-Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц!
Художник взял кисти, нарисовал деревья и кусты, траву и цветы, грибы, бабочек и жуков, стрекоз, птиц. Потом нарисовал он лягушек и ящериц; и еще — зайца, белку, лису и других зверей. Когда он окончил работу, было совсем темно.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал Лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес. Хочешь знать, что значит лес? Это сосны до небес, Ели да осины, да кусты калины. Шелест листьев в синеве, Утром пенье птичек, И в некошеной траве
Огоньки лисичек.
Лес меняется, растёт
Долгими годами,
Всё живое в нём живёт,
Вечно дружит с нами.
III. Проверка знаний и умений.
1.Фронтальная работа.
– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились. Ученик Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена темно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.Но между зоной «Тундры» и зоной «Лесов» есть ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЗОНА – это ЛЕСОТУНДРА. Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, тем природные условия становятся мягче.
Располагаются леса южнее тундры. Начинают они расти постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Поэтому после тундры еще идет, как бы прослойка, лесотундра. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России. Эти леса называют тайгой. Если мы поднимемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.
Тайга
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Ель — всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта — отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки.
Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны
. Смешанный лес
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.
Расположение смешанных и широколиственных лесов.
Широколиственный лес
Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.
И так давайте с вами ещё раз повторим какие бывают леса и какие деревья в них растут.
Тайга | Смешанный лес | Широколиственный лес |
ель | берёза | клён |
сосна | ольха | дуб |
пихта | сосна | липа |
Но не только разнообразен растительный мир лесов, но и животный. Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы -Поиграем в игру “Я знаю лес ” (слайды № 4, 5)
Я вам буду рассказывать о животном, а вы постарайтесь угадать, о ком идёт речь?
а) Этот зверёк похож на белку, но меньше её. Вдоль спины у него пять тёмных
полосок. Питается кедровыми орехами и другими семенами. (бурундук)
б) Этот зверь хищник, его основная добыча – грызуны. Он предпочитает жить в тёмной глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. (соболь)
в) Этот зверь любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)
-А теперь загадки: (слайд № 6)
1. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос. (медведь)
2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета. (заяц – беляк)
3.Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте: это… (лось)
4. В птичник повадится – Жди беды. Рыжим хвостом заметает следы… (лиса)
IV. Молодцы! А теперь Послушаем стихотворение Сергея Никулина “Русский лес”
Нет ничего милее | Ищу грибов поляну |
А будет жажда мучить, | Лес очень любит пеших, |
Нагнусь к нему напиться – | Жизнь кажется иною, |
Нас ждут в лесу рябина, |
|
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении (Между человеком и лесом)
– Чем является лес для человека?
Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”….)
Лес не только для забавы
Он богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Все растенья надо знать
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит .)
А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)
– Значит, лес для человека – это источник топлива.
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”
– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.) – Чем для них является лес?
– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.) – Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.
Дом для растений, животных, грибов
– Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! V. Физкультминутка. Таблица “Роль леса в природе и жизни людей”
Учитель. Опираясь на схему «Значение леса», скажите, какую роль играет лес в природе и жизни людей.
Ученики.
1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.
2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.
3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.
4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.
5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.
6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
7) Лес –защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.
9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.
Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Ученики. В стихотворении говорится о вырубке леса. – Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
Учитель. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.
Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).
Учащиеся заполняют схему:
Учитель. -У леса есть ещё одна проблема - браконьерство.
-Кто такие браконьеры? (Люди, незаконно убивающие животных) – Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены: жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень;
растения – женьшень, венерин башмачок;
птицы – филин, утка-мандаринка;
звери – зубр, амурский тигр.
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует создавшаяся проблема– это значит, что вы будете искать пути её решения.
Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте стихотворение
О какой проблеме леса говорится в стихотворении?
Вы в поход пришли ребята
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки,
Оставлять их здесь нельзя
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой.
Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.
В. Шефнер “Лесной пожар” Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
– А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь. -Тревожные слова о лесных пожарах долетают на Землю с каждого космического корабля. Космонавты часто видят внизу на зелёном бархате леса, страшные чёрные пятна дыма. То, что на космической фотографии выглядит невинными чёрными пятнами, на самом деле – ад кромешный. Ревёт, бушует огненная стихия, падают столетние деревья, мечутся в дыму, обезумев от страха, звери и птицы.
-По сигналу тревоги к месту пожара едут грузовики с добровольцами из ближайших посёлков и деревень; мчатся на помощь машины с солдатами; летят вертолёты и самолёты с пожарниками – десантниками.
-Людская беспечность – вот главная причина беды:
-Брошенная горящая спичка, окурок, незатушенный костёр, осколок стекла, брошенный на солнечном месте.
-Всё это может стать причиной лесного пожара.
-Наука о лесных пожарах называется – лесной пирологией.
-Потушили пожар – это хорошо. Плохо только, что теперь здесь на много- много лет останется мёртвая гарь. Нескоро ещё на месте пожарища зазеленеют первые деревца!
– Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? – Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.
Какие это действия?
Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
Груды мусора. Оставленные человеком после работы.
Загрязнение леса бытовым мусором.
Разведение костров.
Проблема леса | Пути решения |
вырубка | посадка молодых деревьев |
незаконная охота (браконьерство) | охотится и ловить рыбу только в местах отведённых специально для этого. |
пожары | соблюдать правила разведения костров, не забывать их тушить. |
загрязнение |
– В лесной зоне созданы заповедники. .
. Блиц-опрос
– Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
– Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато– красноватой или бурой корой.
Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)
– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
– Какое дерево является символом России? (Берёза)
– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)
– Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)
– У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук)
– Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)
– Узнай животное по описанию: “Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (Рысь)
VI. Работа по теме.
– О чём должны помнить люди, приходя в лес?
– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
VIII. Подведение итогов урока.
– Назовите значение леса для человека.
-Виды лесов.
-Проблемы леса.
-Рефлексия.
Если вы узнали, что-то новое закрасьте травку, Если вам, было, интересно закрасьте ствол у дерева, если вы запомнили проблемы леса закрасьте его крону, если вам понравился наш урок раскрасьте солнышко.
Закончить наш урок мне хочется стихотворением М.Дудина «Берегите Землю!».
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Стариков последнюю отраду –
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево Надежд и Беспокойства,
Откровение Земли и неба,
Сладость Жизни, Молока и Хлеба,
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб она за слабого сражалась,
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю!
Все доброе приемлю,
Только
Берегите
Эту Землю!
После обсуждения делаем вывод: Лес – это наше богатство.
Лес – это зелёный наряд нашей земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.
Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека . 2. Разгадывание кроссворда. (Слайд 5. )
1. Какое дерево является символом России? (Береза.)
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
5. Хвойный лес. (Тайга.)
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)
7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)
9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)
Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС.
Стихотворение (читают дети на фоне запрещающих знаков)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу-всего лишь гость
Здесь хозяин-дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшками,
Приготовь для них кормушки
И тогда любой зверёк
Будь то ласка иль хорёк
Ёж лесной, речная рыба
Скажет : «Ты мой друг ! Спасибо!»
Я думаю вы усвоили все правила природы , и никогда не дадите наш замечательный лес в обиду ,всегда защитите его от злостных нарушителей.
Дети исполняют песню на мотив «Песенка Крокодила Гены»