Конспект открытого урока в 4 классе по окружающему миру «Жизнь леса. Лес — природное сообщество»
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС
Дата: 16.12.16 Предмет: Окружающий мир Класс: 4
Учитель: Карташова Е.А.
Тема урока |
Жизнь леса. Лес – природное сообщество. |
||
Тип урока |
Освоение новых знаний; форма урока: урок-заседание |
||
Цели урока |
Образовательные: Создание условий для формирования представлений учащимися о лесе как природном сообществе Ознакомление с ярусами леса. Закрепление знаний о лесных обитателях: о растительном и животном мире. Раскрытие связи между членами лесного сообществ Развивающие: Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях. Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать и слышать. Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы. Воспитательные: Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным и растениям. Содействовать формированию экологической культуры. |
||
Основное содержание темы |
На данном уроке ребята знакомятся с таким понятием как сообщество, рассматривают лес как единство растительного и животного мира. Впервые вводится понятие ярусы леса. Классифицируется растительный мир леса по ярусам. Закрепляются знания о растительном и животном мире смешанного леса. Составляются и анализируются пищевые цепи. |
||
Методы работы с информацией |
Получение и нахождение; понимание и преобразование информации; применение и представление информации (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.) |
||
Технологии достижения |
Исследовательская, деятельностная, проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная |
||
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания |
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им при работе в паре и группе. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи |
Формирование представления о лесе как о природном сообществе. Развитие умений узнавать и называть представителей лесного сообщества, выделять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Осознавать разрушительное и негативное воздействие на лес человека. Формулировать правила поведения в лесу. |
|
Организация урока |
|||
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
|
Литературное чтение, математика, экология |
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, демонстративный материал для оформления коллажа, плакат с условными знаками, оценочный лист урока |
Фронтальная Индивидуальная Парная Командная |
|
Этапы изучения темы |
|||
Самоопределение деятельности |
|||
Цели: |
Планируемый результат: |
||
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности Создание эмоционального настроя Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока, плана изучения темы. |
Рассматривание карты природных зон России Прослушивание стихотворения о лесе Определение темы урока Работа над определением «Сообщество» Постановка цели и плана работы на уроке |
Вхождение в урок, создание рабочего настроения. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Определение темы и цели урока, плана изучения темы. . |
|
Учебная деятельность |
|||
Цели: Первоначальное осознание в процессе моделирования коллажа и прослушивание отрывка из сказки «Как один художник решил нарисовать лес», что лес – это единство растений и животных. Знакомство с понятием «ярусы леса», классификация растений по ярусам. Знакомство с ролью грибов в жизни лесного сообщества. Развитие логического мышления при решении математической задачи. Систематизировать знания о животных леса, уметь отличать их от представителей других природных зон. |
Составление коллажа «Жизнь леса» Отрывок сказки «Как один художник решил лес нарисовать» Знакомство с ярусами леса, чтение отрывка из произведения М.М.Пришвина (повторение разнообразия растительного мира леса) Чтение отрывка о роли грибов, решение логической задачи Игра на перечисление представителей животного мира леса, решение математической задачи. Групповая работа по классификации зверей по общему признаку с взаимопроверкой. |
Планируемый результат: Получение первичного представления о лесе как едином сообществе растений и животных. Создание модели лесного сообщества. Распределение животных по ярусам. Получение знаний о том, что такое ярусы леса. Введение нового понятия. Ознакомление с заселением животных по разным ярусам. Подтверждение личного опыта отрывком из литературного произведения. Проверка правильности распределение на модели леса животных по ярусам. Представление о функциях грибов в лесном сообществе. Развитие логического мышления. Перечисление представителей животного мира леса с опорой на жизненный опыт. Упражнение в решение математической задачи, выяснение продолжительности жизни зайца. Распределение зверей разных природных зон по группам, определение животных леса в одну группу. |
|
Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
|||
Цели: |
Варианты заданий (информационный, импровизационный, эвристический) |
Планируемый результат: |
|
Составление цепи питания, сравнение своей цепи питания с цепью питания соседа по парте. Обсуждение взаимосвязей каждого звена. Выстраивание предположения последствий при изменении вида питания хищников. Подтверждение предположений, что лес – сообщество. Аргументированное подтверждение данного вывода.
Формирование экологической культуры.
Возможность выбора д/з и реализации творческого потенциала. |
Моделирование цепи питания и ситуации хищники – вегетарианцы Анализ связей растений и животных Вывод: лес-сообщество Экологическая игра «правила поведения в лесу» Эмоциональное завершение урока стихотворением Дифференцированное д/з |
Умение выстраивать цепи питания, обосновывать значимость каждого звена, прогнозировать последствия разрушения экологических связей. На основе жизненного опыта, наблюдений в ходе урока и анализа полученных знаний получить подтверждение, что лес – сообщество растительного и животного мира, в котором все взаимосвязано. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Выбор д/з на основе самооценки и мотивации. |
|
4 Рефлексивная деятельность |
|||
Цели: |
Самоанализ и самооценка ученика |
Планируемый результат: |
|
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Рефлексивный экран Слайд №…. Карточка «Оценочный лист урока» на основе собственного восприятия успешности учебной деятельности на данном уроке. |
Формирование умения анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, осознание качества и уровня усвоения, делать самостоятельно выводы; Познавательные: умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки. |
|
Самоанализ и самооценка учителя |
|||
Развитие рефлексивных навыков учителя. |
Соотнесение результата урока с поставленными целями. Анализ степени сформированности ключевых компетенций, формируемых в рамках изучения учащимися данной темы. |
Оценка эффективности проведённого урока с позиции требований ФГОС. Формулирование выводов с целью планирования дальнейшей педагогической деятельности. |
Ход урока
Организационный момент
Карта природных зон: Презентация слайд 2
Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры.
2. Определение темы и цели урока
О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (Дети высказываются.)
Саша:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес.
- А кто из вас скажет, что такое лес?
- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.
- Какова же тема нашего урока? (Жизнь леса, лес – природное сообщество). Вывешиваю на доску название.
- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? Подумайте, что это означает? По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Слайд 3
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Ставят цель: Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)
- Чтобы достичь цели, нам нужно составит план .Составляют план.
1. Что такое лес?
2. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
3. Как обитатели леса связаны между собой?
3. Реализация построенного проекта.
- И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.
Работа над новым материалом. Моделирование коллажа
- Мы с вами будем составлять коллаж : «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Дана рассказывает отрывок из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. Важную роль в жизни леса играет почва. Почему? ??? (Ответы детей) Жизнь леса невозможна без почвы.
«Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы.(уч-ся наклеивают деревья и кустарники)
А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. Почему, ребята, это не лес?
– Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (наклеивают травы и цветы)
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (наклеивают насекомых)
- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)
- Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (для осуществления фотосинтеза)
Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)
- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
- Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?
Резюмирование по моделированию коллажа
Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
- На какой пункт плана мы ответили? (1)
Итак, мы с вами в лесу.
– Внимательно рассмотрите лес.
– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.
- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи? По - научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
У. – Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. Что это за ярус? (деревья)
- Назовите деревья смешанных широколиственных лесов (
- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)
Итак, сколько же ярусов у вас получилось? (4) см презентация 5 слайд
Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришкин. Слайд 6
- Проверьте, правильно ли мы распределили животных по ярусам? (Коллективная проверка)
У.- Как вы думаете, лесу грибы нужны?
- Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. См.чт.
Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Слайд 7 Решите математическую задачу:
Из леса принесли 38 грибов: белых, подосиновиков и подберёзовиков. Подберёзовиков было в 4 раза больше, чем белых, а подберёзовиков и подосиновиков вместе было 34 гриба. Сколько грибов каждого вида принесли из леса? 38-34=4 – белые, 4*4=16 - подберезовики, 16+4=20 – белые и подберезовики, 38-20=18 - подосиновики
- О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Слайд 8
Д. О животных. Перечислите животных смешанных широколиственных лесов. Мозговой штурм
См. работа в группах «Классификация животных по общему признаку» со взаисопроверкой. Наклеить передать в др. группу свою работу
Задача: Продолжительность жизни белки 6 лет, что составляет 3/5 продолжительности жизни зайца. Сколько лет может жить заяц? 6:3*5=10(лет)
- Какой пункт плана выполнили? (2)
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Главным в любом сообществе являются пищевые цепи.
Работа в парах. Моделирование Цепи питания
- Сейчас мы займёмся моделированием.
- А что это такое?
- Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например: ель → жук→дятел→ястреб; сосна (шишка)→белка→ласка→волк.
Разбор цепи питания на доске. Убрали одно звено.
- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчез?
Моделирование ситуации «Хищники – вегетарианцы»
- Представьте, что хищники стали вегетарианцами. (Травоядные животные размножаются быстрее хищников, и их количество значительно увеличивается, они поедают все зеленые насаждения, которые вырабатывают кислород, значит, количество кислорода снизиться, дышать будет трудно, может произойти катастрофа. )
– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.) Слайд 9
- Какой пункт плана мы выполнили? (3)
5. Подведение итогов
У. – Подводя итог, что вы можете сказать о жизни леса?
Д. Макс: Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Мы называем лес природное сообщество.
– По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие?
Плакат «Правила поведения в лесу»
– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите о защите леса.
Уля:
Любите родную природу -
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
6. Домашнее задание.
- Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника; 2) выполните задание в тетради стр.76-77
3)творческая работа «Мини – сочинения».
– продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.
1. Если бы я был лесничий, я бы …
2. Я - лесной доктор, потому что …
3. Если бы я был зверек, я бы …
4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …
6. Рефлексия:
Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? (Изучить лес и все взаимосвязи) Мы её достигли?
- Расскажите, чему вы научились по схеме. Слайд 10
-Выполните в листе самооценке последние отметки. Оцените свою работу. ( оценочный лист урока)
- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!