Цель урока:
Сформировать у детей общие представления об учебном предмете
Задачи:
Образовательные:
Установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в начальной школе, и новыми знаниями по курсу «Природоведение»
Познакомить с основными методами познания природы
Сообщить о дополнительных видах внеурочной работы в связи с изучением данного предмета
Познакомить с особенностями учебника «Природоведение. 5 класс»
Развивающие:
Развивать интерес к изучению природы
Развитие речи учащихся
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе
Оборудование:
Учебник Пакулова, Иванова «Природоведение. Природа. Неживая и живая»
Элемент урока |
Содержание |
Методы и приёмы |
Организационный момент (5 мин) |
Приветствие. Отметить отсутствующих. |
|
Повторение (20 мин) |
Сегодня мы с вами начинаем изучать такой предмет, как «Природоведение». Вопрос классу: Как вы понимаете слово «природоведение»? (Природа и ведать, т.е знать, понимать) Вопрос классу: А что же такое природа? (Природа – всё то, что нас окружает. Это растения, животные, грибы, бактерии, вода, воздух, горные породы и сам человек тоже является частью природы) Не относится к природе то, что сделано руками человека. Вопрос классу: Помните ли вы из начальной школы, на какие два вида делят природу? (живую и неживую) Строим схему
Вопрос классу: А чем живая природа отличается от неживой? Для примера можно рассмотреть комнатные растения – за год они выросли, у них стало больше листьев. А рост это один из признаков живого. Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. На доске написаны слова: вода, микроорганизмы, грибы, воздух, человек, Солнце, полезные ископаемые, растения, животные. Необходимо распределить их на две группы: относящиеся к живой и неживой природе. (дополняем схему)
Приведите по три примера живой и неживой природы. Вопрос классу: Пшеница это объект живой природы или неживой? (колос, растущий на поле – живой, переработанная пшеница – неживой) Т.е. некоторые изделия, сделанные руками человека были когда-то частью живой природы. Вопрос классу: Какие изделия были когда-то частью живой природы ? (кирпичный дом, льняное полотенце, глиняная кружка, стальной нож.) (льняное полотенце) Задание классу: А теперь давайте попробуем понять, связаны ли между собой живая и неживая природа? (на схеме поставим взаимосвязи между телами живой и неживой природы) Вопрос классу: Какой можно сделать вывод, глядя на схему? (живая природа не может существовать без неживой) |
Беседа Построение схем |
Изучение нового материала (10 мин) |
Записываем тему «Человек и природа» Вопрос классу: Какое значение для человека имеет природа? Зачем человек изучает природу? Человек и природа неразрывны. Человек не может жить без использования природных богатств. Чтобы жить, ему нужен воздух, вода, нужна пища. Человек собирает фрукты, овощи, из зерен пшеницы и ржи делает хлеб, животные дают человеку мясо, молоко, одежду. Из древесины человек строит дома. Человек никак не может обойтись без природы. Поэтому он должен её беречь. Изучая природу человек учится правильно организовывать свою деятельность. Как человек смог изобрести самолет? (глядя на птиц и скопировав их форму) Как изобрёл застежки на липучках? (позаимствовал идею у растения репейника) Таким образом, человек изучает природу, чтобы правильно использовать её богатства. Методы познания природы: (записать) - наблюдения - постановка опытов Мы с вами в курсе природоведения будем проводить наблюдения и сами ставить опыты. Некоторые наблюдения вам нужно будет проводить дома самостоятельно. |
|
Знакомство с учебником (5 минут) |
Также мы часто будем работать с учебником. Откройте оглавление в конце учебника Давайте откроем стр. 3. Здесь дано вводное слово о том, как правильно работать с учебником. На странице 4 обратите внимание на значки «лиса» и «ёж» Прочитайте, что они значат. |
|
Домашнее задание (5 мин) |
Введение (стр. 5-6). |