12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лидия Юрьевна26

Конспект урока.

Тема: Решение планиметрических задач по теме: «Окружность».

Актуальность. Анализ результатов ОГЭ, диагностических работ по математике показывает, что процент выполнения геометрических заданий (2-ой части) достаточно низкий. Большинство обучающихся не приступает к их решению. Проблемной зоной решения геометрических задач является, помимо математической подготовки, неумение связано и логично излагать свое решение, доказывать и обосновывать его основные шаги.

Цель работы на уроке:

Образовательная: Систематизировать знания учащихся по ключевым разделам планиметрии. Создать содержательные и организационные условия для применения школьниками комплекса знаний для решения задач по теме «Окружность», включаемых в материалах ОГЭ.

Развивающая: Развивать личностно-смысловые отклонения учащихся к изучаемому предмету. Способствовать формированию коллективной и самостоятельной работы, формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательная: Развитие межличностного общения в группе, способности обобщать, развитие самоконтроля.

Задачи:

Определить пробелы в знаниях.

Отработать умение решать задачи по теме «Окружность»различного уровня сложности, предлагаемые в тестах ОГЭ.

Тип урока: Повторение, обобщение и систематизация знаний.

Технология урока: Дифференцированного обучения, групповая.

Ход урока:

Актуализация знаний.

t1705399394aa.jpg

Работа в гетерогенных группах (15 минут). Учитель делит учащихся на 4 группы, чтобы в каждой группе получилось примерное количество учеников, усвоивших материал на базовом и повышенном уровне. Каждая группа получает задания: (приложение 1).

1 уровень - 4 варианта по 2 задачи;

2 уровень - 2 варианта по 2 задачи (1 вариант - 1 и 2 группа, 2 вариант 3 и 4 группа).

3 уровень – 1 вариант для всех групп.

На столах у детей так же находится раздаточный материал (приложение 4) и чек – лист (приложение 2) для оценки результатов работы группы. Учитель рекомендует в группе совместно обсудить план выполнения заданий и распределить работу между членами группы.

Результаты работы группы.

По результатам проверки учащиеся заполняют чек-лист. Комментарии: задача 1 уровня 1 балл, 2 уровня 2 балла и 3 уровня 3 балла. Итого 9 баллов.

Самопроверка задач 1 - го уровня.

Взаимопроверка решения задач 2 - го уровня.

Защита задач 3 – уровня (представитель от группы).

Рефлексия.t1705399394ab.jpg

Домашнее задание. По группам, сильные решают задачи второй части, остальные – карточки (приложение 3).


 

Пt1705399394ac.png риложение 1

Задачи 1 уровня

1. Хорды АВ и CD окружности пересекаются в точке К. Найдите КА, если КВ = 6 см, КС = 8 см, КD = 3 см.

Решение: AК ∙ КВ = СК ∙ КD; AК ∙ 6 = 8 ∙ 3; AК = 4

Ответ: 4

t1705399394ad.png

 

2. Точки А и В делят окружность на две дуги, длины которых относятся как 4:8. Найдите величину центрального угла, опирающегося на меньшую из дуг.

Решение: 4х + 8х = 360

х = 30

АОВ = 4 ∙ 30 = 120 Ответ: 120

 

t1705399394ae.png

3. В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол OCD равен 30°. Найдите величину угла OAB.

Решение: Угол OCD вписанный, опирается на дугу ВD.

Угол ОАВ также вписанный и опирается на ту же дугу BD, следовательно, тоже равен 30°. Ответ: 30

t1705399394af.png

4. Радиус вписанной в квадрат окружности равен t1705399394ag.gif Найдите радиус окружности, описанной около этого квадрата.

Решение: Сторона квадрата вдвое больше радиуса вписанной в него окружности. Поэтому АВ=t1705399394ah.gif

Радиус описанной вокруг квадрата окружности равен половине его диагонали. Поэтому t1705399394ai.pngt1705399394aj.gif Ответ: 4

 

5. Центральный угол AOB опирается на хорду AB длиной 6. При этом угол OAB равен 60°. Найдите радиус окружности.

Решение: ОА=ОВ=R, значит треугольник АОВ равнобедренный, т.к. угол ОАВ=60, то равносторонний, следовательно, R=АВ=6 Ответ: 6

 

6t1705399394ak.png . Прямоугольный треугольник с катетами 5 см и 12 см вписан в окружность. Чему равен радиус этой окружности?

Решение: Радиус окружности, описанной около прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы. По теореме Пифагора

t1705399394al.gif

Значит R = 13/2=6,5 Ответ: 6,5

 

t1705399394am.png7. В угол C величиной 157° вписана окружность, которая касается сторон угла в точках A и B, точка O  — центр окружности. Найдите угол AOB. Ответ дайте в градусах.

Решение: т.к. СА и СВ касательные к окружности, то САОА и СВОВ. В четырехугольнике АОВС сумма углов равна 360, значит АОВ = 360 – 157 – 180=23 Ответ: 23

 

8t1705399394an.png . Радиус окружности, вписанной в трапецию, равен 16. Найдите высоту этой трапеции.

Решение: высота трапеции равна диаметру вписанной окружности, т.е.

t1705399394ao.gif Ответ: 32

 

t1705399394ap.gifЗадачи 2 уровня

В угол величиной 70° вписана окружность, которая касается его сторон в точках A и B. На одной из дуг этой окружности выбрали точку C так, как показано на рисунке. Найдите величину угла ACB.

Решение: Угол АСВ – вписанный, он равен половине дуги АВ. Уго АОВ – центральный, опирается на ту же дугу. Проведём радиусы ОА и ОВ в точки касания. Сумма углов в четырёхугольнике АОВД равна 360. Поэтому t1705399394aq.gif

t1705399394ar.gifОтвет: 55

Отрезки АВ и CD являются хордами окружности. Найдите длину хорды CD, если АВ = 10 см, а расстояния от центра окружности до хорд АВ и CD равны соответственно 12 см и 5 см.

Решение: АХ = 5; по т. ПифагораОА = t1705399394as.gif=13

ОА = ОС = 13

по т. ПифагораСY =t1705399394at.gif

CD = 24

Ответ: 24

t1705399394au.png

Радиус окружности, описанной около равнобедренного треугольника равен 5 см, а высота, проведенная к основанию, равна 8 см. Найдите площадь треугольника.

Решение: Т.к. треугольник равнобедренный, то центр описанной окружности лежит на высоте, проведенной к основанию. ОА = ОВ = R = 5

ОН = 8 – 5 = 3. По т. Пифагора t1705399394av.gif

ВН также является медианой, значит СА=2АН=8

t1705399394aw.gif

Оt1705399394ax.png твет: 32

Найдите площадь прямоугольной трапеции, боковые стороны которой равны 10 см и 16 см, если известно, что в эту трапецию можно вписать окружность.

Решение: Т.к. в трапецию можно вписать окружность, то суммы противоположных сторон трапеции равны.

Т.к. трапеция – прямоугольная, то АВ = h

АВ + CD = ВС + AD = 26

t1705399394ay.gif

Ответ: 130

Зt1705399394az.png адачи 3 уровня

Окружность радиуса 4 касается внешним образом второй окружности в точке В.  Общая касательная к этим окружностям, проходящая через точку В пересекается с некоторой другой их общей касательной в точке A. Найдите радиус второй окружности, если АВ = 6.

 

Решение: Обозначим центры первой и второй окружностей за О1  и О2 а точки касания, с общей касательной, не проходящей через точку В за M  и N. Прямоугольные треугольники АО1М  и АО1В  равны по катету и гипотенузе. Аналогично, равны треугольники АО2N  и AO2B . Значит, прямые O1A   и O2A  являются биссектрисами углов  MO1B и NO2B  соответственно. Прямые MO1  и NO2  параллельны, поэтому сумма углов  MO1B и NO2B равна 180°, а сумма углов  AO1B и AO2B  равна 90°, то есть треугольник O1O2A  — прямоугольный. Поскольку AB  — высота, проведённая к гипотенузе, треугольники AO1B  и AO2B  подобны. Значит, t1705399394ba.gif

 

Ответ: 9

 

 

 

Приложение 2

 

Чек-лист по решению задач по теме:

«Окружности».

 

группы_______________________________________

Уровень 1____баллы____________________________

Уровень 2____баллы____________________________

Уровень 3____баллы____________________________

 

РЕЗУЛЬТАТ_____________

 

Чек-лист по решению задач по теме:

«Окружности».

 

группы_______________________________________

Уровень 1____баллы____________________________

Уровень 2____баллы____________________________

Уровень 3____баллы____________________________

 

РЕЗУЛЬТАТ_____________

 

Чек-лист по решению задач по теме:

«Окружности».

 

группы_______________________________________

Уровень 1____баллы____________________________

Уровень 2____баллы____________________________

Уровень 3____баллы____________________________

 

РЕЗУЛЬТАТ_____________

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Карточки с домашним заданием.

 

1 вариант

2 вариант

Сторона квадрата равна 56. Найдите радиус окружности, вписанной в этот квадрат.

t1705399394bb.png

Сторона квадрата равна 62. Найдите радиус окружности, вписанной в этот квадрат.

t1705399394bb.png

 

Угол A трапеции ABCD с основаниями AD и BC, вписанной в окружность, равен 53°. Найдите угол C этой трапеции. Ответ дайте в градусах.

t1705399394bc.png

 

Угол A трапеции ABCD с основаниями AD и BC, вписанной в окружность, равен 79°. Найдите угол B этой трапеции. Ответ дайте в градусах.

t1705399394bc.png

 

Через точку A, лежащую вне окружности, проведены две прямые. Одна прямая касается окружности в точке K. Другая прямая пересекает окружность в точках B и C, причём AB=2, AC=8. Найдите AK.

 

t1705399394bd.png

 

 

 

 

 

Через точку A, лежащую вне окружности, проведены две прямые. Одна прямая касается окружности в точке K. Другая прямая пересекает окружность в точках B и C, причём AB=3, AC=12. Найдите AK.

 

t1705399394be.png

 

 

Хорды AC и BD окружности пересекаются в точке P, BP=12, CP=15, DP=25. Найдите AP

 

t1705399394bf.png

 

 

Хорды AC и BD окружности пересекаются в точке P, BP=7, CP=14, DP=10. Найдите AP

t1705399394bg.png


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

t1705399394bh.jpg

t1705399394bi.jpg

t1705399394bh.jpg

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.