Конспект урока «Решение планиметрических задач по теме "Окружность"»
Конспект урока.
Тема: Решение планиметрических задач по теме: «Окружность».
Актуальность. Анализ результатов ОГЭ, диагностических работ по математике показывает, что процент выполнения геометрических заданий (2-ой части) достаточно низкий. Большинство обучающихся не приступает к их решению. Проблемной зоной решения геометрических задач является, помимо математической подготовки, неумение связано и логично излагать свое решение, доказывать и обосновывать его основные шаги.
Цель работы на уроке:
Образовательная: Систематизировать знания учащихся по ключевым разделам планиметрии. Создать содержательные и организационные условия для применения школьниками комплекса знаний для решения задач по теме «Окружность», включаемых в материалах ОГЭ.
Развивающая: Развивать личностно-смысловые отклонения учащихся к изучаемому предмету. Способствовать формированию коллективной и самостоятельной работы, формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательная: Развитие межличностного общения в группе, способности обобщать, развитие самоконтроля.
Задачи:
Определить пробелы в знаниях.
Отработать умение решать задачи по теме «Окружность»различного уровня сложности, предлагаемые в тестах ОГЭ.
Тип урока: Повторение, обобщение и систематизация знаний.
Технология урока: Дифференцированного обучения, групповая.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Работа в гетерогенных группах (15 минут). Учитель делит учащихся на 4 группы, чтобы в каждой группе получилось примерное количество учеников, усвоивших материал на базовом и повышенном уровне. Каждая группа получает задания: (приложение 1).
1 уровень - 4 варианта по 2 задачи;
2 уровень - 2 варианта по 2 задачи (1 вариант - 1 и 2 группа, 2 вариант 3 и 4 группа).
3 уровень – 1 вариант для всех групп.
На столах у детей так же находится раздаточный материал (приложение 4) и чек – лист (приложение 2) для оценки результатов работы группы. Учитель рекомендует в группе совместно обсудить план выполнения заданий и распределить работу между членами группы.
Результаты работы группы.
По результатам проверки учащиеся заполняют чек-лист. Комментарии: задача 1 уровня 1 балл, 2 уровня 2 балла и 3 уровня 3 балла. Итого 9 баллов.
Самопроверка задач 1 - го уровня.
Взаимопроверка решения задач 2 - го уровня.
Защита задач 3 – уровня (представитель от группы).
Рефлексия.
Домашнее задание. По группам, сильные решают задачи второй части, остальные – карточки (приложение 3).
П риложение 1
Задачи 1 уровня
1. Хорды АВ и CD окружности пересекаются в точке К. Найдите КА, если КВ = 6 см, КС = 8 см, КD = 3 см.
Решение: AК ∙ КВ = СК ∙ КD; AК ∙ 6 = 8 ∙ 3; AК = 4
Ответ: 4
2. Точки А и В делят окружность на две дуги, длины которых относятся как 4:8. Найдите величину центрального угла, опирающегося на меньшую из дуг.
Решение: 4х + 8х = 360
х = 30
АОВ = 4 ∙ 30 = 120 Ответ: 120
3. В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол OCD равен 30°. Найдите величину угла OAB.
Решение: Угол OCD вписанный, опирается на дугу ВD.
Угол ОАВ также вписанный и опирается на ту же дугу BD, следовательно, тоже равен 30°. Ответ: 30
4. Радиус вписанной в квадрат окружности равен Найдите радиус окружности, описанной около этого квадрата.
Решение: Сторона квадрата вдвое больше радиуса вписанной в него окружности. Поэтому АВ=
Радиус описанной вокруг квадрата окружности равен половине его диагонали. Поэтому Ответ: 4
5. Центральный угол AOB опирается на хорду AB длиной 6. При этом угол OAB равен 60°. Найдите радиус окружности.
Решение: ОА=ОВ=R, значит треугольник АОВ равнобедренный, т.к. угол ОАВ=60, то равносторонний, следовательно, R=АВ=6 Ответ: 6
6 . Прямоугольный треугольник с катетами 5 см и 12 см вписан в окружность. Чему равен радиус этой окружности?
Решение: Радиус окружности, описанной около прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы. По теореме Пифагора
Значит R = 13/2=6,5 Ответ: 6,5
7. В угол C величиной 157° вписана окружность, которая касается сторон угла в точках A и B, точка O — центр окружности. Найдите угол AOB. Ответ дайте в градусах.
Решение: т.к. СА и СВ касательные к окружности, то САОА и СВОВ. В четырехугольнике АОВС сумма углов равна 360, значит АОВ = 360 – 157 – 180=23 Ответ: 23
8 . Радиус окружности, вписанной в трапецию, равен 16. Найдите высоту этой трапеции.
Решение: высота трапеции равна диаметру вписанной окружности, т.е.
Ответ: 32
Задачи 2 уровня
В угол величиной 70° вписана окружность, которая касается его сторон в точках A и B. На одной из дуг этой окружности выбрали точку C так, как показано на рисунке. Найдите величину угла ACB.
Решение: Угол АСВ – вписанный, он равен половине дуги АВ. Уго АОВ – центральный, опирается на ту же дугу. Проведём радиусы ОА и ОВ в точки касания. Сумма углов в четырёхугольнике АОВД равна 360. Поэтому
Ответ: 55
Отрезки АВ и CD являются хордами окружности. Найдите длину хорды CD, если АВ = 10 см, а расстояния от центра окружности до хорд АВ и CD равны соответственно 12 см и 5 см.
Решение: АХ = 5; по т. ПифагораОА = =13
ОА = ОС = 13
по т. ПифагораСY =
CD = 24
Ответ: 24
Радиус окружности, описанной около равнобедренного треугольника равен 5 см, а высота, проведенная к основанию, равна 8 см. Найдите площадь треугольника.
Решение: Т.к. треугольник равнобедренный, то центр описанной окружности лежит на высоте, проведенной к основанию. ОА = ОВ = R = 5
ОН = 8 – 5 = 3. По т. Пифагора
ВН также является медианой, значит СА=2АН=8
О твет: 32
Найдите площадь прямоугольной трапеции, боковые стороны которой равны 10 см и 16 см, если известно, что в эту трапецию можно вписать окружность.
Решение: Т.к. в трапецию можно вписать окружность, то суммы противоположных сторон трапеции равны.
Т.к. трапеция – прямоугольная, то АВ = h
АВ + CD = ВС + AD = 26
Ответ: 130
З адачи 3 уровня
Окружность радиуса 4 касается внешним образом второй окружности в точке В. Общая касательная к этим окружностям, проходящая через точку В пересекается с некоторой другой их общей касательной в точке A. Найдите радиус второй окружности, если АВ = 6.
Решение: Обозначим центры первой и второй окружностей за О1 и О2 а точки касания, с общей касательной, не проходящей через точку В за M и N. Прямоугольные треугольники АО1М и АО1В равны по катету и гипотенузе. Аналогично, равны треугольники АО2N и AO2B . Значит, прямые O1A и O2A являются биссектрисами углов MO1B и NO2B соответственно. Прямые MO1 и NO2 параллельны, поэтому сумма углов MO1B и NO2B равна 180°, а сумма углов AO1B и AO2B равна 90°, то есть треугольник O1O2A — прямоугольный. Поскольку AB — высота, проведённая к гипотенузе, треугольники AO1B и AO2B подобны. Значит,
Ответ: 9
Приложение 2
Чек-лист по решению задач по теме:
«Окружности».
№ группы_______________________________________
Уровень 1____баллы____________________________
Уровень 2____баллы____________________________
Уровень 3____баллы____________________________
РЕЗУЛЬТАТ_____________
Чек-лист по решению задач по теме:
«Окружности».
№ группы_______________________________________
Уровень 1____баллы____________________________
Уровень 2____баллы____________________________
Уровень 3____баллы____________________________
РЕЗУЛЬТАТ_____________
Чек-лист по решению задач по теме:
«Окружности».
№ группы_______________________________________
Уровень 1____баллы____________________________
Уровень 2____баллы____________________________
Уровень 3____баллы____________________________
РЕЗУЛЬТАТ_____________
Приложение 3.
Карточки с домашним заданием.
1 вариант |
2 вариант |
Сторона квадрата равна 56. Найдите радиус окружности, вписанной в этот квадрат. |
Сторона квадрата равна 62. Найдите радиус окружности, вписанной в этот квадрат. |
Угол A трапеции ABCD с основаниями AD и BC, вписанной в окружность, равен 53°. Найдите угол C этой трапеции. Ответ дайте в градусах. |
Угол A трапеции ABCD с основаниями AD и BC, вписанной в окружность, равен 79°. Найдите угол B этой трапеции. Ответ дайте в градусах. |
Через точку A, лежащую вне окружности, проведены две прямые. Одна прямая касается окружности в точке K. Другая прямая пересекает окружность в точках B и C, причём AB=2, AC=8. Найдите AK.
|
Через точку A, лежащую вне окружности, проведены две прямые. Одна прямая касается окружности в точке K. Другая прямая пересекает окружность в точках B и C, причём AB=3, AC=12. Найдите AK.
|
Хорды AC и BD окружности пересекаются в точке P, BP=12, CP=15, DP=25. Найдите AP
|
Хорды AC и BD окружности пересекаются в точке P, BP=7, CP=14, DP=10. Найдите AP |
Приложение 4.