12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чулкова Надежда Алексеевна796
Россия, Ленинградская обл., Волхов
Материал размещён в группе «Фрагмент урока»



Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Обучающие задачи:

Расширить общий кругозор ребенка.

Познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Развивающие задачи:

1.Развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей интерес к истории своего народа.

Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Воспитывать любовь к Родине.

Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.

Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, видеофильм, альбомы, масляная пастель.

Ход занятия

Организационный блок.

Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Педагог: Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

- Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться.

Дети: - Это самовар.

Педагог: Да. Это самовар. Давайте посмотрим
(дети рассматривают самова

Педагог: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

Вопросы к детям:

Какой формы делали самовары?

Из какого материала? (ответы детей)

Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Давайте вспомним геометрические фигуры: круг, цилиндр, конус, квадрат (показ фигур). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор(показ предметов сделанных из этих материалов).
Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос это прибор который сохраняет тепло или холод продукта). Самовары искусно украшались. Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (
ответы детей).

Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполненыв виде рыб,львов, петухов и пр. (просмотр сюжетов видеофильма).

На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай». Ребята, а как вы понимаете смысл этих пословиц (ответы детей).

Педагог: А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.
Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали  высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок
(
после игры дети садятся на стулья).

Педагог: Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица это главный город). Каких только самоваров они не делали!

(просмотр видео сюжетов)

В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Подвижная пауза «Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять - прыжки на обеих ногах на каждый счет,

Вышел дождик погулять. Маршируют.

Шел неспешно по привычке. Разводят руками,

А куда ему спешить? пожимают плечами.

Вдруг читает на табличке: ведут пальчиком правой руки слева направо,

«По газону не ходить!» движение головы слева направо.

Дождь вздохнул тихонько: Глубокий вдох и произнесение междометия

«Ох!» - на выдохе.

И ушел. Газон засох. Маршируют.


Педагог: А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и наши самовары прославятся на весь мир.
(Дети рисуют самовары, придумывая свой узор.)
Рефлексия.
Педагог: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные самовары?
- Как можно в современной жизни использовать самовар?

Проводится выставка самоваров. Обсуждаются формы, варианты узоров, украшений самоваров.

На стенде вывешен рисунок большого самовара.

Кому понравилось заниматься, кто справился со всеми заданиями приклейте на большой самовар весёлый смайлик. Кому было трудно, скучно – приклейте грустный смайлик.

Я смотрю наш самовар улыбается. Он доволен вами и я тоже. Молодцы!.







3


Опубликовано в группе «Фрагмент урока»


Комментарии (1)

Кучумова Ирина Викторовна, 04.04.23 в 18:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за познавательное занятие.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.