12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
anna.shegartsova@yandex.ru26
Россия, Брянская обл., Брянск

Разработала Щигарцова А. Г., преподаватель истории ГАПОУ «Брянский техникум питания и торговли».

Тема: «Становление абсолютизма в России»

Цель: -сформировать понятия абсолютизм, церковный раскол, старообрядцы;

-охарактеризовать процесс становления абсолютизма в России;

-дать представление о личности: Михаила и Алексея Романовых, патриарха Никона, протопопа Аввакума.

Тип урока- комбинированный.

Ход урока.

Фронтальный опрос:

Что такое смута? Назовите причины смуты в России? Каковы итоги и последствия смуты?

Какие задачи стояли перед новым правителем? Почему 17 век в России назван «бунташным»?

Изучение нового.

1.Усиление царской власти.

Первых Романовых: Михаил Фёдорович (1613-1645гг), Алексей Михайлович (1645-1676гг) – сообщение учащихся о личности царей.

Абсолютизм- форма государственного управления при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

1653г –прекращение созыва Земских соборов.

1649г. Соборное уложение-свод законов Российского государства.

Приказы- органы центрального управления в России 16-17вв. Их количество увеличилось до 80.

Местничество- система распределения должностей в России по знатности (отменена в 1682г.).

1630-1632гг. –военная реформа. Созданы «полки нового строя» - воинские части формировавшиеся в России из служилых («охочих») вольных людей, иностранцев, казаков и других наёмников по образцу западноевропейских армий.

Схема государственного управления в России 17 в.

t1711737560aa.png

2. Раскол в Русской православной церкви 1653г.

Патриарх Никон (1652-1667гг.) – сообщение учащегося о личности.

Цель реформы:

-привести в соответствие с византийскими канонами церковные книги и обряды;

- укрепить положение России среди православных стран.

Итоги реформы:

- раскол РПЦ;

- появление старообрядцев, староверов (духовенство, бояре, крестьяне, горожане)- противники реформы.

Протопоп Аввакум – сообщение учащегося о личности.

Староверы на Брянщине: Стародуб и юго-западные районы (Новозыбков, Злынка, Клинцы), всего 30 поселений.

3. Расширение территории России.

Работая с учебником и картой, составить таблицу.

«Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы».

Имя первопроходца

Дата

Открытые и изученные территории

С. И. Дежнёв


В. Д. Поярков


Е. П. Хабаров


В. Атласов



1648г.


1643-1646гг.


1649-1653гг.


1696-1697гг.

Открыл пролив между Азией и Америкой


Осваивал земли по р. Амур и р. Лене.


Присоединение приамурских земель к России.


Освоение Камчатки и Курильских островов.



4.Внешняя политика России.

Работая с учебником и картой, определить основные направления внешней политики России:

-обеспечить выход к Чёрному и Балтийскому морям;

-возврат потерянных ранее земель на юго-западе;

-безопасность южных границ от набегов крымских татар.

Закрепление.

Что изменилось в государственном управлении при первых Романовых? Какие последствия имели реформы Никона? Что такое абсолютизм?

Д.з. 18.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.