План-конспект урока по истории на тему «Становление абсолютизма в России» (10 класс)
Разработала Щигарцова А. Г., преподаватель истории ГАПОУ «Брянский техникум питания и торговли».
Тема: «Становление абсолютизма в России»
Цель: -сформировать понятия абсолютизм, церковный раскол, старообрядцы;
-охарактеризовать процесс становления абсолютизма в России;
-дать представление о личности: Михаила и Алексея Романовых, патриарха Никона, протопопа Аввакума.
Тип урока- комбинированный.
Ход урока.
Фронтальный опрос:
Что такое смута? Назовите причины смуты в России? Каковы итоги и последствия смуты?
Какие задачи стояли перед новым правителем? Почему 17 век в России назван «бунташным»?
Изучение нового.
1.Усиление царской власти.
Первых Романовых: Михаил Фёдорович (1613-1645гг), Алексей Михайлович (1645-1676гг) – сообщение учащихся о личности царей.
Абсолютизм- форма государственного управления при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
1653г –прекращение созыва Земских соборов.
1649г. Соборное уложение-свод законов Российского государства.
Приказы- органы центрального управления в России 16-17вв. Их количество увеличилось до 80.
Местничество- система распределения должностей в России по знатности (отменена в 1682г.).
1630-1632гг. –военная реформа. Созданы «полки нового строя» - воинские части формировавшиеся в России из служилых («охочих») вольных людей, иностранцев, казаков и других наёмников по образцу западноевропейских армий.
Схема государственного управления в России 17 в.
2. Раскол в Русской православной церкви 1653г.
Патриарх Никон (1652-1667гг.) – сообщение учащегося о личности.
Цель реформы:
-привести в соответствие с византийскими канонами церковные книги и обряды;
- укрепить положение России среди православных стран.
Итоги реформы:
- раскол РПЦ;
- появление старообрядцев, староверов (духовенство, бояре, крестьяне, горожане)- противники реформы.
Протопоп Аввакум – сообщение учащегося о личности.
Староверы на Брянщине: Стародуб и юго-западные районы (Новозыбков, Злынка, Клинцы), всего 30 поселений.
3. Расширение территории России.
Работая с учебником и картой, составить таблицу.
«Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы».
Имя первопроходца |
Дата |
Открытые и изученные территории |
С. И. Дежнёв
В. Д. Поярков
Е. П. Хабаров
В. Атласов
|
1648г.
1643-1646гг.
1649-1653гг.
1696-1697гг. |
Открыл пролив между Азией и Америкой
Осваивал земли по р. Амур и р. Лене.
Присоединение приамурских земель к России.
Освоение Камчатки и Курильских островов. |
4.Внешняя политика России.
Работая с учебником и картой, определить основные направления внешней политики России:
-обеспечить выход к Чёрному и Балтийскому морям;
-возврат потерянных ранее земель на юго-западе;
-безопасность южных границ от набегов крымских татар.
Закрепление.
Что изменилось в государственном управлении при первых Романовых? Какие последствия имели реформы Никона? Что такое абсолютизм?
Д.з. 18.