12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефремова Алиса Юрьевна62
Россия, Тверская обл., Тверь
5

Урок на тему «Географическое положение и история исследования Антарктиды»



Конспект урока географии в 7 классе по теме

«Географическое положение и история исследования Антарктиды».

Тема урока: «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель урока: сформировать знания обучающихся об истории открытия и исследования Антарктиды, о географическом положении материка.

Задачи урока:

Образовательные:

-сформировать образ материка на основе полученных знаний во время урока;

-продолжить формирование умений работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания;

-продолжить формирование у обучающихся умение определять физико-географическое положение материка, используя навыки работы с типовыми планами и географическими картами;

Коррекционно-развивающие:

-коррегировать зрительное и слуховое восприятие посредством презентации с аудио- и видеосопровождением;

-развивать монологическую и диалогическую речь в ходе устных ответов на вопросы, пересказа прочитанного;

-коррегировать внимание при работе над текстом (выборочное чтение, поиск нужной информации);

-коррегировать пространственную ориентацию при работе с картой;

-коррегировать мышление посредством работы с зашифрованным текстом.

Воспитательные:

-способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззренческой географической культуры личности, патриотизма.

Оборудование: физическая карта мира; атласы; учебники; мультимедийная презентация; аудиозапись, видеофрагменты «Открытие Антарктиды», «Открытие Южного полюса»; компьютер с мультимедийным проектором.

Применяемые технологии и методики: ИКТ технологии, коррекционно-развивающая технология, технология деятельно-ориентированного подхода, личностно-ориентированного обучения, смена динамических поз, упражнение для формирования правильной осанки, гимнастика для глаз, физкультминутка.

Средства обучения: учебник «География. Земля и люди, атласы 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов.-5-ое изд.-М.:Просвещение, 2017., атласы 7 класс. Настенная карта «Физическая карта мира». Мультимедийное оборудование, слайд-презентация об Антарктиде, фрагменты видеофильмов «Интересные факты об Антарктиде», «Открытие Антарктиды», «Открытие Южного полюса».

Ход урока

  • Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Я рада видеть вас. Надеюсь, наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на работу и начнём урок! Садитесь, пожалуйста!

Для того чтобы ваши осанки были красивыми, выполним упражнение, которое называется «Великан».

1 упражнение «Великан» (для формирования осанки). Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего занятия.

2.Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжаем путешествие по материкам Земли. Вспомните и покажите на карте, на каких южных материках мы уже побывали?(Выходит ученик ,называет южные материки и показывает на карте: Африка, Южная Америка, Австралия)

Учитель: Чем они отличаются друг от друга? (Размерами: Африка-второй, после Евразии, по величине материк, его площадь с островами 30,3 млн км2; площадь Южной Америки с островами — 18,3 млн км2,а Австралия-самый маленький материк. Площадь с островами 8,51 млн км2. Также отличаются природными условиями: Африка жарче, Австралия суше, Юж. Америка самый влажный материк земли )

Учитель: Вспомните характерные черты каждого из материков. У вас на партах лежат карточки с очертаниями трех материков - Африка, Южная Америка, Австралия, но они не подписаны. Я буду называть характерные черты материков, а вы должны догадаться, к какому из 3-х материков это относится, и поднять карточку с нужным материком.

Второй по величине материк (Африка).

Материк почти целиком расположен в Южном полушарии (Южная Америка).

Это единственный материк, который находится сразу в 4-х полушариях: северном и южном относительно экватора, западном и восточном относительного начального меридиана (Африка).

Самый маленький и сухой материк, расположенный в Восточном и Южном полушариях Земли (Австралия).

На этом материке расположена самая большая в мире низменность (Амазонская) и самые протяжённые горы суши (Анды), самая полноводная река (Амазонка) и самый высокий водопад (Анхель) (Южная Америка).

Самый жаркий материк (Африка).

Крайняя северная точка — мыс Йорк, южная — мыс Саут-Пойнт (Австралия)

Это самый влажный и самый зелёный материк (Южная Америка)

Западная крайняя точка- мыс Альмади. Восточная крайняя точка-Рас-Хафун (Африка)

Северная крайняя точка материка — мыс Гальинас, Южная (материковая) — мыс Фроуорд (Южная Америка)

Крайние точки: восточная - мыс Байрон, западная — мыс Стип-Пойнт (Австралия)

Северная крайняя точка - мыс Бен-Сека. Южная крайняя точка-мыс Игольный (Африка).

Площадь — 18,1 млн км2, с островами — 18,3 млн км2 (Южная Америка).

Это самый бедный реками материк (Австралия)

Западная крайняя точка — мыс Париньяс , Восточная — мыс Кабу-Бранку (Южная Америка)

Материк расположен в пределах трёх основных тёплых климатических поясов Южного полушария: субэкваториального (на севере), тропического (в центральной части), субтропического (на юге) (Австралия).

3.Создание проблемной ситуации.

Учитель: Что объединяет Африку, Южную Америку и Австралию? (Эти материки объединяет географическое положение: все они расположены в южном полушарии - Австралия - полностью, а Африку и Южную Америку экватор пересекает. Поэтому их и назвали Южные.) Ребята, я предлагаю отправиться на поиски нового материка и узнать, какой ещё материк относится к Южным. Для этого вы должны отгадать ребус (на слайде ребус, который обучающиеся разгадывают).

Учитель: Какое слово зашифровано? (Антарктида) Правильно! Мы начинаем изучение нового материка – Антарктиды. Скажите, какие ассоциации возникли у вас при слове Антарктида? (ледяная, холодная, безжизненная, далекая)

А вот Ричард Берд об этом материке сказал: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов”.

Также мне хочется вспомнить цитату из одной старой песни:

Хочу сказать тебе, мой друг,

Ты только не таи обиду.

Хороших много мест вокруг,

Зачем ты едешь в Антарктиду?

- На протяжении двух уроков мы с вами будем искать ответ на вопрос из песни: “Зачем люди едут в Антарктиду?”.

Запишите в тетрадях тему урока: «Географическое положение и история исследования Антарктиды». Сегодня на уроке мы:

Рассмотрим особенности географического положения Антарктиды;

Узнаем, кто и когда открыл этот материк.

4.Изучение нового материала.

Учитель: Антарктида далеко,

Добираться нелегко.

Мы к таинственной земле

Поплывём на корабле!

- Итак, начинаем путешествие на один из самых удивительных материков нашей планеты – Антарктиду.

Видеофрагмет «Интересные факты об Антарктиде»

Перед тем, как отправиться в Антарктиду нам нужно взять с собой вещи первой необходимости. Посмотрев видеофрагмент, я думаю, вы сможете выбрать те предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, и объяснить свой выбор.

На доске учителя прикреплены: тёплая одежда, очки, верёвка, компас, зонтик, резиновые сапоги. (Учащимся нужно выбрать предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, при этом ученик объясняет свой выбор).

Таким образом:

1. Антарктида – самый холодный материк, там зарегистрированы самые низкие средние годовые температуры (теплая одежда).

2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра (верёвка).

3. Это самый снежный материк, и чтобы не потеряться в пургу (компас)

4. В Антарктиде самое высокое альбедо, отражение солнечных лучей снегом (очки).

Учитель: Чтобы попасть в Антарктиду, нам надо узнать, где она находится. Поэтому мы будем определять географическое положение Антарктиды по плану, который перед вами на слайде и у каждого на парте. А помогут нам: учебник и атласы. Открываем учебник стр.112 параграф 36 и атласы стр.50. Работать будем устно.

Географическое положение материка.

План.

Определите площадь материка.

Определите, как расположен материк относительно экватора и нулевого меридиана.

Найдите крайние точки материка.

В каких климатических поясах расположен материк?

Определите, какие океаны и моря омывают материк.

Как расположен материк относительно других материков?

Площадь материка -13,9 млн. км2 (почти вдвое больше Австралии и примерно равна Южной Америке) – 5 место среди материков.

Материк находится в западном, восточном и южном полушариях.

3. Крайние точки:

Учитель: Так как Антарктида находится в пределах Южного полюса, а для полюса не существует направления на восток или на запад, то невозможно выделить самую южную точку Антарктиды, впрочем, как и западную и восточную. Все направления от Южного полюса ведут только на север. В Антарктиде можно определить только крайнюю северную точку, и находиться она на полуострове Антарктический.

Северная – мыс Сифре

4. Находится в антарктическом климатическом поясе.

5. Омывается водами 3 океанов: Атлантического, Индийского и Тихого – вместе образуют Южный океан.

Морями: Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена, Дейвиса, Лазарева и т.д.

Учитель: Ребята, сколько всего морей омывают Антарктиду? (13 морей)

6. От других материков Антарктида отделена огромными океаническими пространствами, но ближе всего расположена Южная Америка, отделённая от Антарктиды самым широким проливом мира - проливом Дрейка.

Учитель: При изучении этого материка мы встретимся с двумя понятиями: «Антарктида» и «Антарктика».

Нам надо выяснить, что обозначает то и другое. Внимание на слайд.

Антарктида - часть света, состоящаю из материка Антарктиды и прилегающих островов.

Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней южные участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Учитель: Запишите определения в тетрадь (фоном звук метели).

Учитель: Замёрзли? А теперь давайте согреемся: все встанем и выполним физкультминутку!

Физкультминутка на экране (видеоролик)

История открытия материка и южного полюса.

Учитель: Послушайте стихотворение и определите дальнейшую тему нашего разговора (включается аудиозапись).

Под вековым тяжёлым одеялом

Почти совсем нетающего льда,

От всех морозов спряталась устало

Неведомая южная земля.

Её напрасно много лет искали,

И вот наперекор седым волнам

«Восток» и «Мирный» как – топаз пристали

К высоким, льдистым, хмурым берегам.

Свои законы здесь вершит природа:

Полгода день, полгода длится ночь.

Там вихри снежные лихой буран срывает,

Уносит в бесконечный океан.

Конвертом белым айсберг отплывает

Посланием для дальних тёплых стран.

Суровый климат, строгая природа

Преграды людям строят на пути,

Но человек, как исполин

Не устаёт через снега идти.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить дальше? (об истории открытия Антарктиды). Верно, мы поговорим об истории открытия, исследования и изучения Антарктиды. Из шести материков Земли Антарктида была открыта последней и намного позже других материков. Как вы думаете, почему? (Далеко удалена от других материков, низкие температуры, окружена льдами, частые штормы, плотные туманы и снега, айсберги). Да все эти факторы затрудняли её открытие и изучение. В 6 классе мы уже изучали историю открытия Антарктиды. Давайте вспомним, кем и когда был открыт этот материк. Внимание на экран.

Видеоролик «Открытие Антарктиды».

Учитель: Вопросы ученикам по видеоролику: 1. Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев)2. Как назывались корабли, на которых они отправились в кругосветную экспедицию? («Восток» под командованием Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием Лазарева); 3.Что преграждало путь морякам? (Айсберги) 4. Когда открыли Антарктиду?(28 января 1820 года)

Учитель: Молодцы, ребята! Мы с Вами вспомнили, кем и когда была открыта Антарктида. Теперь путешественников влекла другая цель – покорение Южного полюса. В эту борьбу включились норвежец Руаль Амундсен и англичанин Роберт Скотт. Мы с вами попытаемся разобраться с этим историческим моментом. И в этом нам поможет Виталик и Абубакир. (Выходят два ученика, между которыми происходит диалог от имени Р. Амундсена и Р. Скотта) .

 

Амундсен Руаль - норвежец

(14 декабря 1911 г.)

 

 

Скотт Роберт – англичанин

(18 января 1912 г.)

 

- Здравствуй Роберт.

 

- Здравствуй Руаль. Я слышал, ты собираешься покорять полюс.

 

- Да, есть такая мысль в моей голове.

 

- Я тоже собрался. А ты на какой?

 

-Я на южный! А ты?

- И я! Давай заключим пари кто быстрее!!!

 

- Да что тут спорить. Я конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.

 

- Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил пони и лошадей, моторные сани! Бери пример с меня!

 

- Ну что ты у меня таких средств нет.

 

- Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги

 

Фрагмент видеофильма

 

Учитель: Ребята, как вы думаете, кто из них первый добрался до ЮП? (Руаль Амундсен). Верно, первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года Руаль Амундсен, который установил на нём норвежский флаг.

Вы услышали, что группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего несколько километров до базы, где были продукты и топливо. - Что послужило роковой ошибкой Скотта? (снаряжение, средства передвижения).

-А какое было снаряжение и средства передвижения у Роберта Скотта? (моторные сани, которые по разным причинам вышли из строя и лошади (пони), которые проваливались под снег и не выдержали холода.) -А у Амундсена были ездовые собаки, которые приспособлены к снегам и льдам.

Физкультминутка и гимнастика для глаз «Жизнь полярников»

(под релаксационную музыку).

Учитель: Чтобы немного отдохнули вы и ваши глаза, давайте выполним физкультминутку и гимнастику для глаз. Я вам зачитаю текст, а вы должны выполнить все движения.

«Не только морозы определяют суровость климата Антарктиды. На материке свирепствуют сильные ветры, жестокие снежные бури. Сухой твердый снег в виде тучи мчится с огромной скоростью и бьет так больно в лицо! И так хочется закрыть лицо руками, согреть!

Потом потереть ладони друг о друга, чтобы ощутить тепло.

Локтями опереться о край стола, глаза закрыть и расслабиться.

Тяжело провести несколько месяцев без солнечного света, пока идет полярная ночь. Все время полярникам хочется спать. А когда начинается полярный день солнце не заходит, оно склоняется к горизонту и сразу восходит - тоже не легче. Днём прямой свет от солнца и отражённый от снега ослепляет глаза.

Открываем глаза, быстро моргаем, теперь крепко зажмурьте и считайте до 3 , открываем, посмотрим вправо, влево, вверх, вниз. Молодцы!

5. Закрепление знаний.

Учитель: Экспедиция в Антарктиду - это встреча с неизвестностью и опасностью, которая требует от людей отваги, способностей, знаний. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось во второй половине XX в. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820 г. С той поры прошло много лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском. В начале урока мы с вами поставили вопрос: «Зачем люди едут в Антарктиду?».

Пришло время ответить на него. (С целью изучения материка, проектирования городов будущего, в туристических целях)

Учитель: Для того, чтобы проверить как вы усвоили тему урока и закрепить свои знания, ответим на вопросы. Внимание на экран!(5 вопросов)

(Учитель выставляет оценки за урок).

Открываем дневники, записываем домашнее задание на среду (Д/з на слайде: прочитать параграф 36, составить в тетрадях «Визитную карточку ГП Антарктиды». Мы в вами устно определили географическое положение Антарктиды, дома вам нужно записать всё, что мы проговорили по плану, в тетрадь).

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: На экране вы видите незаконченные предложения:

- Сегодня я узнал (а)………

-Было интересно……

-Было трудно……..

-Я приобрел……

-Меня удивило….

-Теперь я могу…..

-Я понял (а), что…..

-Мне захотелось…..

Выберите любое предложение и закончите его.

Учитель: Ребята, у нас на доске айсберг. Я хочу, чтобы каждый из вас прикрепил красный магнит на айсберг по такому принципу: на вершину, если вы считаете, что вам все понятно, вы хорошо работали на уроке и приобрели новые знания; на середину, если вы не все поняли, работали не достаточно активно и приобрели мало новых знаний; на низ, если вы ничего не поняли, работали плохо на уроке и не приобрели новых знаний. (Дети выходят парами и прикрепляют по магниты)

Учитель: Я рада, что вам все понятно, и вы усвоили тему урока. Молодцы!

Благодарю всех за активную работу! Урок окончен!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.