Защита проекта «Разнообразие природы родного края» (3 класс)
Интегрированный урок окружающего мира и кубановедения.
Форма проведения: урок-путешествие.
Тема: Защита проекта «Разнообразие природы родного края».
Цели проекта:
1) Рассказать о природе Краснодарского края, наиболее распространенных растениях, животном мире.
2) Развить навыки поиска и понимания информации, а также творческие навыки при составлении сообщения.
3) Научить одноклассников и друзей любить природу, заботиться об окружающей среде родного края.
4) Составить «Книга природы родного края» с иллюстрациями и кратко изложенной полезной информацией.
Оборудование: презентация по теме урока; карта Краснодарского края; страницы из «Книги природы родного края» (работы детей); проекты «Нет в мире краше Родины нашей»; газета «Стань природе другом!» (создана детьми); фигурки путешественников.
Ход урока:
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
- Начинается наш урок стихотворением кубанского поэта Вадима Неподобы «У каждого на свете есть, наверно...»
Ученик:
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по–особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По–детски чисто тянется душа...
Ученик: Известный русский учёный Дмитрий Никифорович Кайгородов изучал русскую природу. И, только представьте себе, о чём он мечтал: «Мне рисуется в далёком будущем такой замечательный идеал: с появлением первого зелёного листа на дереве двери всех классов закрываются и все уроки… переносятся в ту великую аудиторию под открытым небом, где восседает самый великий в мире профессор – сама Природа». И мы тоже об этом мечтаем.
Ученик: Мы уже многое узнали о природе, растениях и животных – это огромный мир, в котором всё взаимосвязано. Некоторых представителей животного и растительного мира можно встретить только на территории Краснодарского края.
Ученик: Изучая природу родного края на уроках кубановедения и окружающего мира, мы поняли, что можно узнать ещё очень много новой и интересной информации.
Сообщение темы и целей
- Сегодня мы совершим путешествие по родному краю, побываем в разных его уголках и поделимся своими научными находками. В течение месяца ребята работали над проектом по окружающему миру «Разнообразие природы родного края». Цель проекта: изучить растительный и животный мир Краснодарского края, подумать о том, как следует вести себя на природе и что можно сделать для защиты окружающей среды.
Защита проекта
Ученик: Мы решили создать свою классную «Книгу природы родного края» и рассказать в ней о растения и животных, которые находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу Краснодарского края. И вот что у нас получилось.
Ученик:
Мой край родной, ты так велик,
Нельзя познать тебя за миг.
Твою лесную красоту,
Хребтов кавказских высоту
И ширь полей, степную даль
И голубых небес вуаль,
И синь морей, теченье рек.
Здесь вольно дышит человек.
Звенит ручей, поёт ручей
О милой Родине моей,
Где я живу, где я учусь,
Люблю свой край и им горжусь.
- Путешествовать по родному краю нам помогут ребята-экскурсоводы.
Экскурсовод: Первая остановка «Азовское море» (показать на карте).
Азовское море мелкое, поэтому быстро нагревается и вода в нём остаётся тёплой до самой осени, но и быстро остывает. Берег песчано-ракушечный. Азовское море - уникальный водоём, ещё недавно считался самым богатым по рыбным запасам. На Азовском море расположено много разных населённых пунктов. Самый известный город Ейск. Среди тарани, сельди, судака, пиленгаса, которые обитают в Азовском море, под охраной находится царь-рыба семейства осетровых – белуга, о которой нам расскажет Женя. (Показать рисунок.)
- На Азовском море побывали. А теперь полетаем?
Физминутка «Чударики. Самолёт»
- Вы обратили внимание, что мы летели над северной частью края?
Ученик: Северная часть Краснодарского края (показать на карте) похожа на разноцветное лоскутное одеяло из-за разнообразия растений – это и травы, и кустарники, и деревья. Об одном из них, морознике кавказском, расскажет Злата. (Показать рисунок.)
Экскурсовод: Следующая остановка «Чёрное море» (показать на карте).
Живописные берега Чёрного моря надолго остаются в памяти тех, кто хоть раз побывал там. Узкой полосой тянутся песчаные и галечные пляжи, окружённые горами и покрытые лесом.
Лес протянулся широкой полосой возле Чёрного моря. Он отличается своей красотой и породами деревьев необычайной ценности. В лесах созданы заповедники. Один из них называется «Красный лес». Там живут олени, косули, кабаны, лисицы, зайцы и много других животных.
- Предлагаю посмотреть небольшой фильм «Животные Красной книги Краснодарского края». Интересно то, что автор фильма – ученик 2 класса Герман Браун. О чём же он нам расскажет?
Просмотр фильма "Животные Красной книги Краснодарского края"
- На страницах нашей книги вы найдёте более подробную интересную информацию о многих животных. Давайте послушаем Кристину. На её страничке кавказский лесной кот. (Показать рисунок.)
- А вот о птицах в фильме, который мы посмотрели, ничего не было сказано. В зоне Кавказского хребта (показать на карте) обитает горная птица, которая находится под угрозой исчезновения, – это Кавказский тетерев. О нём расскажет Лолита. (Показать рисунок.)
- В нашей книге есть страницы и о других птицах, например, дрофа, хохлатый баклан, кудрявый пеликан, беркут, аист и другие.
Экскурсовод: Путешествуем дальше. Следующая остановка «Река Кубань».
Посмотрите на карту Краснодарского края, она покрыта тонкими извилистыми синими жилками. Это наши реки. Одни из них спокойные, равнинные, другие горные – бегут быстро, бурно. Главная река нашего края - Кубань. (Показать на карте.) По её названию наш край называют Кубанью. Берёт начало высоко в горах и впадает в Азовское море. У Кубани очень много притоков, одним из которых является река Лаба.
Речных обитателей очень много. И одна из них, скажем так, не красавица. Многие, увидев её, шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от неё большая! Догадались? Это жаба. На берегах рек живёт кавказская жаба, о которой расскажет Ваня. (Показать рисунок.)
Итог урока
- Наше путешествие завершается. Мир вокруг прекрасен, не правда ли? Им бы только восхищаться, природа очень щедра на выдумки. Только её нужно беречь! Я думаю, во время работы над проектом и, создавая газету «Стань природе другом!», вы это хорошо поняли.
Давайте подведём итоги. Как вы оцениваете свою работу над проектом?
Ученик: Работа была интересной и творческой. Готовить сообщения нам помогали родители, за помощь хотим их поблагодарить и сказать «большое спасибо»!
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Рефлексия
- Наш сегодняшний урок освещало солнышко, но для каждого оно светило по-особенному, так как мы по-разному видим мир вокруг. Его лучи кого-то грели, и настроение стало весёлым, а кому-то взгрустнулось в пути. У вас на партах лежат два солнышка – одно унылое, другое радостное. Выберите то из них, которое соответствует вашему настроению, и оставьте на память о нашем сегодняшнем путешествии.
- Покажите, какое солнышко вы выбрали.
- Урок окончен. Всем большое спасибо!