Урок русского языка «Звуки и буквы (строчные и прописные). Соотнесение звука и букв»
Задачи:
- формировать умение выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
- формировать умение начертания письменных букв, слов;
- формировать умение писать предложения;
- формировать умение анализировать текст.
Оборудование:
карточки со словами;
карточки для работы в парах, группах;
карточки с цифрами;
цветные магниты.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. Актуализация
знаний
Работа с текстом. Выделение звуков [д], [д`] из слов.
Читаю текст и выставляю таблички со словами на доску в определённой последовательности ( это опора для запоминания ).
Это…(дом). Из трубы идёт…(дым). У дома растёт…(дуб). На дубе…(дупло). У дупла…(дятел). У дома сидит…(дед). Рядом с дедом играют…(дети).
- Какие слова помогли нам создать эту картинку?
- Что общего в этих словах?
- Какой это звук?
- Почему?
Читаю слова : дом, дым, дуб, дупло.
- Какой звук в начале этих слов?
- Каким цветом обозначим?
Читаю слова: дед, дети.
- Какой звук в начале этих слов?
- Каким цветом обозначим?
- Ребята, какую шапочку подарим схеме-человечку этих звуков?Проверим.
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
Составляем план работы на уроке.
Знакомство со звуками [д], [д`].
Знакомство с новой буквой.
Письмо букв, слогов, слов.
Чтение слогов, слов.
Работа с предложением.
Работа с текстом.
Работа с иллюстрацией.
- Что мы сейчас сделали?
(выставляю оранжевый кружок).
Каждый пункт плана обозначаем знаком.
Диалог учителя и учеников.
Обозначают синим кружком.
Обозначают зелёным кружком.
Познавательные:
1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
3). Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные:
3). Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные:
2). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Постановка учебной проблемы.
Открытие нового знания.
- Кто знает, какой буквой обозначают звуки [д], [д`]?
Найдём эту букву в печатном алфавите.
- Расскажите, что мы узнали про звуки, которые обозначаем буквой д.
1. Работа со схемой-человечком.
- Какие новые знания мы открыли?
- Какой пункт плана выполнили (отметили).
2. Сравнение печатной и письменной буквы д (на доске).
- Чем похожи, чем отличаются?
- На что похожа буква д?
Вот стоит, дымок пуская,
Буква д, труба печная,
Этот домик - буква д.
- А как сделать, чтобы в доме было тепло и уютно?
3. Работа в прописи. (стр. 14)
работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Как думаете, а в этом доме тепло и уютно? Почему?
- Назовите, глядя на рисунок. Как можно больше слов со звуками [д], [д`].
письмо буквы д.
1). - Из каких элементов состоит буква д?
- В каких буквах мы встречаем эти элементы?
- Что показывают точки?
- Что показывает стрелка?
2). Показ учителем (под счёт – раз и два).
3). Обведение буквы д в табло.
4). Письмо букв.
1 строка: обведите красной ручкой овал, зелёной ручкой – петлю.
Красной ручкой 3 – букву О.
Зелёной ручкой 3 – букву Д.
2 строка: элементы буквы д – красной, зелёной ручкой;
Наклонные линии – синей ручкой;
Буква д – красной, зелёной, красной…
Какой цвет дальше?
Обозначьте самую красивую букву.
- Какой пункт плана выполнили (отметили).
Диалог ученика и учителя.
Дают устную характеристику звукам.
Работа в парах (выполненные работы вывешивают на доску).
Рассказ о букве и звуках по схеме-человечку (проверка).
Обводят букву д.
Гимнастика для пальцев: постукивание, поглаживание.
Оцениваем работу по алгоритму.
Познавательные:
4). Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные:
4). Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
3). Формирование умения работать в паре.
Познавательные:
1). Формирование умения извлекать информацию из схем иллюстраций текстов.
Познавательные:
4). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.
7). Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
2). Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
1). Формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
3. Применение нового знания.
1). Составление рассказа по опорным словам.
- Прочитайте слова, в которых звук [д] твёрдый.
- Прочитайте слова, в которых звук [д`] мягкий.
- Кто попробует вспомнить нашу картинку и составить рассказ с помощью опорных слов?
- Можно ли сказать, что это – текст? Почему?
- Где происходят события?
- Как можно назвать наш текст?
- Какой пункт плана выполнили (отметили).
2). Чтение слогов (домик со слогами):
ДА ТА АД АТ
ДО ТО ОД ОТ
ДУ ТУ УД УТ
ДЫ ТЫ ЫД ЫТ
ДИ ТИ ИД ИТ
Читаем громко с буквой д, тихо – с т.
3). Игра «Доскажи словечко» (выбираем слог, дополняем до слова).
4). Работа в прописи. Письмо слогов. (использую карточки с цифрами)
ДО (синий) – 3
ОД (зелёный) – столько же, сколько слогов ДО
ДА (красный), АД (зелёный), ДУ (синий) – 2
ДЫ (синий), ЫД (зелёный), ДИ (красный) – 1
УД (зелёный, красный), ИД (зелёный, красный)
- Какой пункт плана выполнили .
5). Звуко-буквенный анализ слова Родина.
Загадка:
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Поле с тонким колоском,
Тёплый вечер за окном.
Как всё это мы зовём?
(Р1А)
- Ребята, а зачем нам уметь делать звуко-буквенный анализ слова?
6). Работа со словами.
- Прочитайте слова.
- Подчеркните слова, которые можно отнести к теме «Родина»:
дом, дуб, дорога, душа, дырка, ладони, родник.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Чем слово дом отличается от слова домик?
- Источник воды, бьющий из-под земли – что это?
7). Работа в прописи. Письмо слов (цветными ручками).
Родина, дом, род, родник, друг, подруга.
Списывание предложения с печатного текста.
Анализ предложения:
- постановка ударения в словах;
- подчёркивание опасных мест;
- выбор необходимой схемы предложения на доске;
- повторение правописания заглавной буквы в словах.
Коллективная работа.
В деревне.
Во дворе.
У деда.
Работа в парах (один читает слова с буквой д, другой – с т, потом - наоборот).
Один ряд – с д, второй ряд – с т.
Проверка: сверяют с образцом на доске.
Оцениваем по алгоритму.
Работа в группах.
Выполняют анализ по плану учителя.
Взаимопроверка.
Работа в парах.
Проверка фронтальная.
С комментированием.
Проверка (сверяют с образцом).
Оцениваем по алгоритму.
Познавательные:
1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Коммуникативные:
1). Формирование умения слушать и понимать других.
2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
3). Формирование умения работать в паре.
Личностные:
2). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
2). Формируем умение представлять информацию в виде схемы.
Познавательные:
3). Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов.
Познавательные:
4). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.
Регулятивные:
4). Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
2). Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
3). Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов.
5). Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
3). Формирование умения работать в парах.
Познавательные:
2). Формирование умения представлять информацию в виде схемы.
4. Итог.
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Все ли пункты плана выполнили?
- Кому было легко?
- Кому пока трудно?
- Кто или что помогло справиться?
- Кто доволен своей работой?
- Кто хотел бы что-то исправить?
- Что для этого нужно сделать?
- Как бы оценили свою работу на уроке?
Познавательные:
4). Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные:
4). Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Работа с текстом
В. Хмельницкого «Дымок» *
1). Работа с текстом до чтения.
- Что изобразил наш художник?
- Прочитайте название текста В. Хмельницкого.
- Как думаете, это сказка или рассказ?
2). Чтение по предложениям с комментированием (учитель).
Над трубой появился белый дымок.
- Представьте, какой был дымок.
Осмотревшись, он быстро помчался вверх.
- Автор оживил его, заметили?
- Постой, не спеши! – стала учить труба. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть.
- Каким был дымок?
- А как в тексте об этом узнаём?
- Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся.
- Почему так думает труба? А что ответит дымок? Предположите.
- А я сразу на все четыре стороны полечу! – выпалил дымок. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.
- Каким образом ответил дымок трубе? Что значит слово выпалил?
- Что случилось с дымком? Почему? Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял.
- Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.
- А как об этом говорится в тексте? Размышляем дальше. Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок?
3). Выявление первичного восприятия.
- За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо».
- Сказку подарил нам В. Хмельницкий или рассказ?
4). Творческое задание.
- А о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака?
Познавательные:
6). Формирование умения ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные:
1). Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
1). Формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
3). Формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие воспитания.
1). Воспитание нравственного чувства, этического сознания готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2). Гражданско-патриотическое воспитание.
3). Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4). Воспитание ЗОЖ.
5). Эстетическое воспитание.
Козубова Татьяна Владимировна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»