12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»
1

Тема: «Организация технического обслуживания»

Тема: «Организация технического обслуживания»

 

Форма проведения: практическое занятие.

Цель: Создать условия для формирования представления о специфики процесса организации технического обслуживания.

Задачи:

Образовательная: сформировать у студентов основные представления о процессе организации технического обслуживания.

Развивающая: продолжить развитие у студентов способности исследования организации производственных процессов с целью выявления производительных действий и потерь.

Воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости и трудо­любию.

 

 

 

Ход занятия:

Организационный момент (внутренняя и внешняя мотивация).

 

 

1 этап: Формулирование цели

Нормальный ход производственного процесса может протекать при условии бесперебойного обеспечения его материальными запасами, инструментом, энергией, топливом, поддержания оборудования в работоспособном состоянии. Комплекс этих работ и составляет понятие техническое обслуживание производства.

Как вы думаете, для того чтобы данный комплекс работ осуществлялся слаженно, согласованно, скоординировано, что для этого необходимо сделать?

1.      Анализировать процесс технического обслуживания.

2.      Организовать процесс технического обслуживания.

 

Итак, какую же цель мы перед собой ставим? 

Освоение механизма расчета потребности инструмента в процессе технического обслуживания.

Таким образом, сегодня мы на практическом занятии должны научиться определять потребность в инструменте (необходимость решения данной задачи стимулирует познавательную мотивацию, стремление к достижению самостоятельного успеха), интерпретировать структуру запаса инструмента, дискутировать.

 

                                                      2 этап: Проблематизация учебных задач

 

Подумайте,  какие задачи мы должны включить в достижение нашей цели.

 

Обсуждение предложений студентов.

 

 Давайте, чтобы ничего не упустить четко наметим основные направления, которые необходимо обсудить и выполнить на практическом задании.

1.      Перечислить ключевые задачи организации технического обслуживания.

2.      Производить расчет потребности  инструмента на предприятии.

3.      Спроектировать структуру запаса инструмента на предприятии.

 

 

 

 

 

 

3 этап:  Постановка и решение учебной задачи

 

Мы определили три направления работы. И давайте перечислим ключевые задачи организации технического обслуживания и их направление. На эту работу вам отводится 8 минут.

После обсуждения ключевых задач организации технического обслуживания, мы переходим к определению потребности в инструменте, т.е к решению второй нашей задачи.

Преподаватель  на занятии выдает каждой группе  задачу, которую необходимо решить, и обсудить по группам.  На выполнение работы вам отводится 15 минут. На обсуждение по 2 минуты. Работа оценивается от 1-5 баллов.

 

Оценивание:

 

Критерии

Оценка в баллах (от 1-5)

Примечание

1

Ключевые задачи темы аргументированы и логически структурированы

 

 

2

Соответствие решения сформулированным в задаче вопросам

 

 

3

Эффективное использование формул при решении задачи

 

 

4

Соблюдение регламента

 

 

5

Готовность к дискуссии, контактность

 

 

 

Итоговая сумма баллов

 

 

Вариант №1

Определить расход режущего инструмента (отрезного резца из быстрорежущей стали размером 16х25 мм. ГОСТ 18874-73) на производственную программу (расходный фонд),  предприятия  ОАО «Деталь».

 

 

 

Исходные данные:

-        Годовой план выпуска деталей, обрабатываемых данными резцами, 80000 шт.

-         Машинное время обработки одной детали, 0,5 ч.

-        Стойкость инструмента до полного износа, 22 ч.

-  Число одновременно работающих  инструментов данного типоразмера, 30шт.

Нормативные данные для расчета

-        Коэффициент случайной убыли инструмента, 0,05.

-        Лимитирующий размер рабочей части инструмента, 8 мм.

-     Величина слоя допустимого стачивания, снимаемого при каждой переточке, 1 мм.

-      Стойкость инструмента между переточками, 2 ч.

 

 Решение:

 

 

1.    Для режущего инструмента норма стойкости (износа) до полного износа рассчитывается по формуле №1:

 

                                                                                  (1)

 

где L — лимитирующий размер рабочей части инструмента, мм;

i — величина допустимого стачивания рабочей части инструмента, мм;

 tст — стойкость (продолжительность работы) инструмента между двумя переточками, ч.

2.    Норма расхода для режущего инструмента данного типоразмера устанавливается на 1000 деталей и определяется по формуле №2:

 

                                                                                      (2)

 

где tм — машинное время работы данным инструментом при обработке одной детали (изделия), ч;

Ку — коэффициент случайной убыли инструмента (поломки);

 i — число одновременно работающих  инструментов данного типоразмера.

 

3.    Расход режущего инструмента на производственную программу (расходный фонд) определяется по формуле №3:

 

                                                                                                   (3)

где   Nм. — количество деталей, обрабатываемых с использованием данного инструмента в отчетном периоде, шт.

 

Вариант №2

 

Определить годовую потребность во фрезах цилиндрических со спиральным мелким зубом из быстрорежущей стали размером 75х100х40 мм. ГОСТ 29092-91.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходные  данные:

 

По плану на год в цехе механической обработки предприятия ООО «Механический завод» намечено изготовить 70000 изделий, обрабатываемых данным видом фрез.

 

Нормативные данные для расчета

На 1000 изделий расходуется 40 фрез.

 

 

Решение:

 

  1. Годовая потребность во фрезах цилиндрических со спиральным мелким зубом определяется по формуле №1:

 

                                                                                                   (1)

 

где   Vи  - объем изготовленных изделий, шт.;

        Нр  - норма расхода фрез.

 

 

 

 

 

Вариант №3

Определить минимальный, максимальный запас инструмента и запас точки заказа на предприятии  ЗАО «Механическая мастерская».

                                          

  Резцы прорезные ГОСТ 18874-73  4х4х50 (а = 4)              Резцы проходные упорные ГОСТ 18870-73  4х4х50

Дисковая фрезаImage                                         

 

 

       Дисковые фрезы   ГОСТ 3964-69                                 Фасонные фрезы ГОСТ 9305-93

Исходные данные:

-          среднедневная потребность ИРК цехов в  инструменте составляет 13 шт.

-          время срочного  изготовления партии инструментов составляет 5 дн.

-        периодичность возобновления запасов в ЦИСе  составляет 90 дн.;

-        периодичность поступления инструмента в ИРК составляет 30 дн.;

-        суммарная партия выдачи инструмента из ЦИС в ИРК по всем цехам составляет 120шт.

Нормативные данные для расчета

-          время нормального  изготовления партии инструментов составляет 12 дн.

-          страховой запас  в ЦИС  составляет 0,2 от суммарной партии выдачи инструмента из ЦИС в ИРК по всем цехам;

 

Решение:

Запас инструмента на центральном инструментальном складе определяется по формуле №1:

 

                                                                                             (1)

 

 

где Тп – периодичность возобновления запасов в ЦИСе;

        tп -  периодичность поступления инструмента в ИРК;

        Р – суммарная партия выдачи инструмента из ЦИС в ИРК по всем цехам;

        Зсм – страховой запас  в ЦИС.

 

 

Минимальный запас определяется по формуле №2:

 

                                                 Зmin = Дср. х Тс.изг.,                                                                       (2)

 

где Дср – среднедневная потребность ИРК цехов в данном инструменте, шт;

       Тс.изг.  - время срочного  изготовления партии инструментов составляет, дн.

 

Максимальный запас определяется по формуле №3:

 

                                       Зmax =  Дср. х Тп.з. + Зmin                                                    (3)

 

где   Тп.з.  – периодичность пополнения запаса, дн.;

         Зmin – минимальный запас.

     

 

 Запас точки заказа определяется по формуле №4:

 

                                                 Зm.з. = Дср. х Тн.изг.,                                                                       (4)

 

где Дср – среднедневная потребность ИРК цехов в данном инструменте, шт;

       Тн.изг.  - время нормального изготовления партии инструментов составляет, дн.

                                               

 

 

Вариант №4

Определить годовую потребность в токарном резце 20х12х120 ВК8  ГОСТ 18884 на предприятии  ООО «Токарные технологии».

 

Исходные данные:

-        Тип производства - мелкосерийное

-        Тип станка - токарно-винторезный

-        Количество станков, 6 шт.;

-        Сменность работы станков, 2;

-        Фонд рабочего времени станка,1830 ч.;

-        Станки загружены на 80% рабочего времени, Кз = 0,8;

-        Машинное время на данную операцию – 0,4 ч.

-        Материал режущей части резца - твердый сплав.

-        Обрабатываемый материал - серый чугун.

Нормативные данные для расчета

-         Коэффициент случайной убыли инструмента Ку = 0,15.

-         Расчетный срок службы инструмента с учетом количества переточек Т = 14,2 ч.

-        Коэффициент одновременной работы нескольких инструментов Ко = 1;

-          

Решение:

  1. Норма расхода инструмента данного типоразмера устанавливается укрупнено на 1000 станко-часов и определяется по формуле №1:

 

                                                                                      (1)

 

где Тиз. — машинное время работы данным инструментом при обработке одной детали (изделия), ч;

Км. — коэффициент машинного времени в общем времени работы станка;

Км. — коэффициент применяемости данного инструмента;

Ку — коэффициент случайной убыли инструмента (поломки);

 i — число одновременно работающих  инструментов данного типоразмера.

 

  1. Годовая потребность в токарном резце определяется по формуле №2:

 

                                                                                                      (2)

где   Кс. — количество станков, шт.;

         Сс.  -  сменность работы станков;

          Фд. – действительный фонд времени работы станка.

 

4 Этап  «Домашнее задание»

 

 Группы представляют домашнее задание (спроектированные структуры):

  1. Типовую структуру инструментального хозяйства.
  2. Схему оборота инструмента на предприятии.
  3. Структура запаса инструмента предприятия.
  4. Типовые формы списания и забора инструмента.

 

 

Преподаватель: Вы должны были дома приготовить схемы  структуры направленные на технического обслуживания производства.  Сейчас каждая группа в течение 5 минут по очереди представит свою работу. На обсуждение каждого представления по 3 минуты. На эту работу вам отводится 32 минуты. Этап оценивается от 1-5 баллов.

 

Оценивание:

 

Критерии

Оценка в баллах (от 1-5)

Примечание

1

Представленный материал соответствует заданию

 

 

2

Владение аудиторией, умение заинтересовать, грамотная речь

 

 

3

Наличие выводов

 

 

4

Соблюдение регламента

 

 

5

Готовность к дискуссии, контактность

 

 

 

Итоговая сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: На этом наша работа закончена.

5 этап: Оценка результатов  достижения целей. Рефлексия.

 

1.                           Какова была цель задания?

2.                           Удалось получить результат (решение, ответ)?

3.                           Что мы сделали для достижения цели?

 

 

                   

Преподаватель:    благодарит учеников за занятие.

 

Домашнее задание.

 

 Пока я  подвожу итоги,  предлагаю вам заполнить анкету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета участника

1. Определите степень значимости для Вас данного практического занятия:

А) очень высокая;

Б) высокая;

В) значимыми были лишь некоторые моменты;

Г) незначительная

 

2. Подготовка к занятию была для меня

А) интересной и познавательной;

Б) не вполне интересной и познавательной;

В) познавательной, но очень сложной и мало интересной;

Г) сложной, неинтересной, ненужной

 

3.  Проведение или принятие участия в дискуссии по итогам выполненного задания

А) представляло для меня неподдельный интерес;

Б) принимаю, потому что от этого  зависит оценка работы группы;

В) неинтересно для меня;

Г) не приемлю

 

4.  Работу своей группы оцениваю

А) высоко;

Б) достаточно высоко;

В) посредственно;

Г) неудовлетворительно

 

5. Свое участие в работе группы считаю

А) самым значимым;

Б) значительным;

В) менее значительным, чем участие других членов подгруппы;

Г) незначительным

 

6. Форма проведения занятия для меня была

А) интересной и значимой;

Б) достаточно сложной, но рациональной;

В) сложной, но приемлемой;

Г) неприемлемой

 

7. Какие моменты  в работе самые запоминающиеся?

 

8.    Какие знания, полученные на занятии, пригодятся Вам в профессиональной деятельности?

 

 

9.    Всегда ли охотно Вы работаешь в группе?

 

 

10.     Что хотелось бы изменить на следующих занятиях?

 

 

11.     Ваши  пожелания преподавателю в организации занятий.

 

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.