Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку — разбор заданий по теме «Предложение»
При подготовке с учащимися к ОГЭ, ЕГЭ сталкиваемся с заданиями по теме «Предложение». Из предложений состоит наша речь. Предложение – одно или несколько слов, выражающих законченную мысль. Это очень сложная по своему устройству единица: грамматическая и синтаксическая цепочка членов. Чтобы предложение было правильно построено, важно соблюдать порядок слов, последовательность в расстановке различных членов предложения.
В начальных классах, начиная изучение предложений, даётся акцент на простые предложения. Ученики узнают, что предложения могут составляться только и из двух или одного слов. При этом такие предложения называются простыми. А если ещё и «пригласить к этим словам соседей», то получится распространённое предложение. Например: Улетают птицы. Перелётные птицы улетают в тёплые края. До сведения учеников доводится, что бывают «спокойные предложения, которые нам о чём-нибудь рассказывают. Их называют повествовательными и в конце их ставится точка. Бывают и такие предложения, которые очень весело, с восторгом, изумлением, гневом выражают свои мысли. Они выражают их восклицанием. Это восклицательные предложения. В конце таких предложений встаёт гордый восклицательный знак. (Какое чудо! Сегодня прекрасная погода!). Есть ещё «любопытные» предложения. Они любят задавать вопросы. В конце такого предложения ставится вопросительный знак. (Ты выучил уроки? Сколько будет дважды два?). Эти знаки помогают людям общаться, правильно понимать друг друга.
В последующих (средних, старших) классах тема «Предложение» постепенно и последовательно уже изучается более углублённо. Вводятся понятия односоставные, неполные, сложноподчинённые, бессоюзные…
Предлагаю элементы урока в 5 классе на тему «Предложение».
1.-Для начала сделаем разминку. Решим ребус
Ребус.
Н=Л , ,
ПРЕД Е
(получается слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
- Слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» будет названием страны.
(слово«предложение» устанавливается на верхнем уголке классной доски)
2. Нам предстоит попасть в эту страну. Для этого поиграем в игру
«ПАРОВОЗИК».
К доске приглашаются 5 учеников. Им раздаются карточки-вагончики
со словами и рисунком паровозика. Они выстраиваются в ряд перед
учащимися. Например:
ЛИСТВОЙ
|
|
БЕРЁЗЫ |
|
|
|
ПОКРЫЛИСЬ |
|
ЗОЛОТОЙ |
- Чтобы упорядочить состав паровоза нужно назвать словосочетания,
спрятанные в этом составе.
( ученики называют словосочетания. Учитель записывает их на доске.
Покрылись листвой, золотой листвой)
- У этих словосочетаний определите главное и зависимое слова
( покрылись листвой- чем? Сущ. Т.п.,
листвой золотой- какой? Прил., ед.ч., ж.р. )
-На что вы опирались, называя эти словосочетания?
(- на смысл, грамматические признаки)
Формирование новых понятий и способов действий.
1. - Используя названные словосочетания, составьте предложения.
У нас получится правильный состав паровоза.
|
|
БЕРЁЗЫ
|
|
ПОКРЫЛИСЬ |
|
ЗОЛОТОЙ |
|
ЛИСТВОЙ |
( Получившееся предложение учитель прикрепляет на доске)
- Молодцы! Ответьте на вопросы:
- О чём сообщает нам это предложение?
( Наступила осень, пожелтели листья берёзы )
-Можно ли этим предложением о чём-то спросить?
( Берёзы покрылись золотой листвой? )
- Можно ли о чём-то повелевать?
- В предложении - Берегите лес! – есть повеление?
( Да, велит беречь лес )
- А можно ли прочитать предложение с чувством восхищения? (ученики
читают с чувством восхищения).
Изучая подтемы объёмной темы«Предложение»,на уроках русского языка
можно предложить ученикам мини-тесты с заданиями как:
- какая характеристика соответствует данному предложению;
- расположить предложения, чтобы получился текст;
- какое слово или сочетание слов является грамматической основой в
одном из предложений;
- найти предложение, где допущена пунктуационная ошибка;
- найти в тексте простые (сложные) предложения;
- найти предложение с ошибочной (правильной) характеристикой;
- подтвердить пунктуационные правила к данному предложению;
- определить соответствующее предложение к предложенной схеме;
- определить предложение с обособленным обстоятельством;
- в каком предложении есть вводное слово (однородные сказуемые) и т.п.
Например:
Задание 1.
Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится
двоеточие:
1) Дунул ветер __ всё дрогнуло, ожило и зашумело.
2) Прошёл дождь __ зашумели деревья в лесу.
3) Я взглянул в окно __ на безоблачном небе разгорались звёзды.
4) Хвалы приманчивы __ как их не пожелать?
Задание 2.
Сколько частей в предложении?
Кое-где уже вспыхнули звёзды, гул работы в бухте прекратился, лишь
порой оттуда тихие, как вздохи, доносились возгласы людей.
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
Задание 3.
Замените словосочетание на листе бумаги (предложение 1), построенное
на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Эффективные результаты могут дать и применение на уроках
Сингапурской методики, которая направлена на преобразование
Обучения для XXI века, фокусируется на развитие навыков и
компетенций в гармонии с углубленным изучением учебной программы.
Возьмём Модель Фрейера. Это обучающая структура, помогающая
Учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции.
Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая
его обязательные и необязательные характеристики, примеры и
антипримеры (то, что не может являться примером).
Например : при закреплении темы «Односоставные предложения» в 8
классе можно предложить ученикам составить Модель Фрейера, указывая
обязательные и необязательные признаки односоставных предложений с
примерами к ним и противоположными примерами.
Также важным этапом подготовки к итоговой аттестации по русскому
языку является выполнение типовых экзаменационных вариантов по
пособиям И.П.Цыбулько, С.В.Драбкиной, Н.А.Сениной и др.
Под конец хочется сказать, что, какие бы методы, задания, тесты не
применял учитель при подготовке к итоговой аттестации, это всё позволит
закрепить полученные знания, совершенствовать грамотность и
подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Использованная литература.
1. Программа по русскому языку для 5-11 класса татарской средней
общеобразовательной школы. Казань. «Магариф».
2 . М.Т.Баранов. Русский язык. Справочный материал для учащихся.
Москва. «Просвещение»
3 В.В.Волина. Я познаю мир. Дет.энцикл.: Русский язык. Москва. «АСТ»,
1998г.
4. Images.yandex.ru|yandsearch
5. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для
школьников.» Москва. «Школьная пресса» 2008г. №1,2.
6. Программный офис реализации проекта «Совершенствование
Качества Преподавания в РТ» Казань ИРО РТ 2013г.