Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку — разбор заданий по теме «Предложение»

4
0
Материал опубликован 27 October 2015 в группе

При подготовке с учащимися к ОГЭ, ЕГЭ сталкиваемся с заданиями по теме «Предложение». Из предложений состоит наша речь. Предложение – одно или несколько слов, выражающих законченную мысль. Это очень сложная по своему устройству единица: грамматическая и синтаксическая цепочка членов. Чтобы предложение было правильно построено, важно соблюдать порядок слов, последовательность в расстановке различных членов предложения.

В начальных классах, начиная изучение предложений, даётся акцент на простые предложения. Ученики узнают, что предложения могут составляться только и из двух или одного слов. При этом такие предложения называются простыми. А если ещё и «пригласить к этим словам соседей», то получится распространённое предложение. Например: Улетают птицы. Перелётные птицы улетают в тёплые края. До сведения учеников доводится, что бывают «спокойные предложения, которые нам о чём-нибудь рассказывают. Их называют повествовательными и в конце их ставится точка. Бывают и такие предложения, которые очень весело, с восторгом, изумлением, гневом выражают свои мысли. Они выражают их восклицанием. Это восклицательные предложения. В конце таких предложений встаёт гордый восклицательный знак. (Какое чудо! Сегодня прекрасная погода!).  Есть ещё «любопытные» предложения. Они любят задавать вопросы. В конце такого предложения ставится вопросительный знак. (Ты выучил уроки? Сколько будет дважды два?).  Эти знаки помогают людям общаться, правильно понимать друг друга.

  В последующих (средних, старших) классах тема «Предложение» постепенно и последовательно уже изучается более углублённо. Вводятся понятия односоставные, неполные, сложноподчинённые, бессоюзные…

  Предлагаю элементы урока в 5 классе на тему «Предложение».     

                       1.-Для начала сделаем разминку. Решим ребус

                       Ребус.

                                     Н=Л         ,       ,

                          ПРЕД     Е          

                        (получается слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

                        - Слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» будет названием страны.

                        (слово«предложение» устанавливается на верхнем уголке классной доски)

                     2. Нам предстоит попасть в эту страну. Для этого поиграем в игру

                      «ПАРОВОЗИК».

                      К доске приглашаются 5 учеников. Им раздаются карточки-вагончики

                      со словами и рисунком паровозика. Они выстраиваются в ряд перед

                      учащимися.      Например:

 

ЛИСТВОЙ

 

 

 

 

 БЕРЁЗЫ

 

 

 

ПОКРЫЛИСЬ

 

 

 ЗОЛОТОЙ

                       -  Чтобы упорядочить состав паровоза нужно  назвать словосочетания,

                        спрятанные в этом составе.

                       ( ученики называют словосочетания. Учитель записывает их на доске.

                       Покрылись листвой, золотой листвой)

                       - У этих словосочетаний определите главное  и зависимое слова

( покрылись листвой- чем? Сущ. Т.п.,

 листвой золотой- какой? Прил., ед.ч., ж.р. )

                      -На что вы опирались, называя эти словосочетания?

                      (- на смысл, грамматические признаки)

                      Формирование новых понятий и способов действий.

1.     - Используя названные словосочетания,  составьте предложения.

У нас   получится правильный состав паровоза.

 

 

БЕРЁЗЫ

 

 

 

 

ПОКРЫЛИСЬ

 

 

ЗОЛОТОЙ

 

 

ЛИСТВОЙ

      ( Получившееся предложение учитель прикрепляет на доске)

                        - Молодцы!  Ответьте на вопросы:

                        - О чём сообщает нам это предложение?

                       ( Наступила осень, пожелтели листья берёзы )

                       -Можно ли этим предложением  о чём-то спросить?

                       ( Берёзы покрылись золотой листвой? )

                       - Можно ли о чём-то повелевать?

                       - В предложении -  Берегите лес! – есть повеление?

                       ( Да, велит беречь лес )

                         - А можно ли прочитать предложение с чувством восхищения? (ученики

                        читают с чувством восхищения).

Изучая подтемы объёмной темы«Предложение»,на уроках русского языка

 можно предложить ученикам мини-тесты с заданиями как:

- какая характеристика соответствует данному предложению;

- расположить предложения, чтобы получился текст;

- какое слово или сочетание слов является грамматической основой в

одном из предложений;

- найти предложение, где допущена пунктуационная ошибка;

- найти в тексте простые (сложные) предложения;

- найти предложение с ошибочной (правильной) характеристикой;

- подтвердить пунктуационные правила к данному предложению;

- определить соответствующее предложение к предложенной схеме;

- определить предложение с обособленным обстоятельством;

- в каком предложении есть вводное слово (однородные сказуемые) и т.п.

Например:

Задание 1.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится

двоеточие:

1)    Дунул ветер __ всё дрогнуло, ожило и зашумело.

2)    Прошёл дождь __ зашумели деревья в лесу.

3)    Я взглянул в окно __ на безоблачном небе разгорались звёзды.

4)    Хвалы приманчивы __ как их не пожелать?

Задание 2.

Сколько частей в предложении?

Кое-где уже вспыхнули звёзды, гул работы в бухте прекратился, лишь

порой оттуда тихие, как вздохи, доносились возгласы людей.

1)    2

2)    3

3)    4

4)    5

Задание 3.

Замените словосочетание на листе бумаги (предложение 1),  построенное

на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью

 согласование.  Напишите получившееся словосочетание.    

  Эффективные результаты могут дать и применение на уроках

Сингапурской методики, которая  направлена  на  преобразование

Обучения  для  XXI  века,  фокусируется  на  развитие  навыков  и

компетенций в гармонии с углубленным изучением учебной программы.

Возьмём Модель Фрейера.    Это обучающая структура, помогающая

Учащимся глубоко  понять и осознать изучаемые понятия и концепции.

Участники рассматривают какое-либо  понятие  с разных сторон, записывая

его  обязательные  и  необязательные  характеристики,  примеры  и

антипримеры (то, что не может являться примером).

Например : при  закреплении темы «Односоставные  предложения»  в 8

классе можно предложить ученикам составить Модель Фрейера, указывая

обязательные и необязательные признаки односоставных предложений  с

примерами  к ним и противоположными примерами.     

  Также важным этапом подготовки к итоговой аттестации по русскому

языку является выполнение типовых экзаменационных вариантов по

пособиям  И.П.Цыбулько, С.В.Драбкиной, Н.А.Сениной и др.

  Под конец хочется сказать, что, какие бы методы, задания, тесты не

применял учитель при подготовке к итоговой аттестации, это всё позволит

закрепить полученные знания, совершенствовать грамотность и

подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

 

  Использованная литература.

1.                Программа по русскому языку для 5-11 класса татарской средней

общеобразовательной школы. Казань. «Магариф».

2 . М.Т.Баранов. Русский язык. Справочный материал для учащихся.

 Москва. «Просвещение»

3 В.В.Волина. Я познаю мир. Дет.энцикл.: Русский язык. Москва. «АСТ»,

1998г.

4. Images.yandex.ru|yandsearch

5. Научно-популярный журнал  «Русский язык и литература для

 школьников.» Москва. «Школьная пресса» 2008г. №1,2.

6. Программный офис реализации проекта «Совершенствование

Качества Преподавания в РТ» Казань ИРО РТ  2013г.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.