12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4285
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва

Тематический классный час

День воинской славы России - День проведения военного парада на Красной площади

Актуальность данной разработки заключается в том, что патриотическое воспитание – это одно из основных направлений в работе с обучающимися. Эта тема в год 70-летия со дня окончания Великой Отечественной войны является значимой и основной в данном направлении работы.

Одним из важных событий во время этой великой войны, а также в истории Отечества является День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год), отмечаемый в нашей стране ежегодно 7 ноября. Эта дата установлена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Цели деятельности учителя:

познакомить учащихся с военными событиями 1941года и историей военного парада на Красной площади 7 ноября;

воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине и ее историческому прошлому.

Педагогические задачи:

создать необходимые условия, позволяющие школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности;

продолжить формирование объективных знаний о событиях Великой Отечественной войны;

развивать нравственно – патриотические чувства;

воспитывать уважительное уважение к старшему поколению, испытавшему все тяготы военного времени.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов педагогической деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками прочных социальных знаний.

Планируемые результаты:

предметные: обучать проявлению разумного чувства гордости за свое Отечество;

личностные:

- проявляют активный познавательный интерес к историческому материалу,

- испытывают моральное удовлетворение от результатов своей деятельности в ходе проведения классного часа.

Метапредметные (универсальные) учебные действия:

познавательные:

- общеучебные – формулируют логичные ответы на вопросы по теме проводимого занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме;

- логические – совершенствуют мыслительные операции;

коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят свое речевое высказывание;

регулятивные – осознанно принимают и в процессе проведения мероприятия сохраняют учебную задачу; самостоятельно планируют действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют общий и личностный контроль деятельности.

Форма проведения: военно-исторический журнал (устный журнал)

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, кадры кинохроники, музыкальное сопровождение. Выставка книг по тематике классного часа, герб и флаг России, репродукции картин, изображения памятников, посвящённых Великой Отечественной войне.

Предварительная работа: сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (найти и подготовить сообщение о военном параде в Москве 1941 года.), распределить учащихся на творческие группы, сообщив каждой из них темы их сообщений, подготовить выступающих учащихся.



Ход классного часа

Слово учителя (определение темы и целей классного часа)

История России богата знаменательными событиями. Во все времена непревзойденный героизм, мужество русских воинов, мощь и слава отечественного оружия были неотъемлемой частью величия несокрушимого Российского государства. Одной из незабываемых страниц в этой истории стали события Великой Отечественной войны, где каждое событие было демонстрацией силы и мужества, стойкости и веры в победу.

Проведение в 1941 году военного парада на Красной площади также имело большое военно-политическое значение, способствующее эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у каждого жителя страны. По силе воздействия на ход дальнейших военных событий многие военные деятели и историки приравнивают его к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Именно об этом важном историческом событии, которое Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года отмечается как День воинской славы, пойдет сегодня речь. Это был самый короткий парад в истории наших Вооруженных сил – он длился всего 25 минут вместе с речью Сталина. Но по силе своего воздействия на моральный дух советских войск, общества, да и человечества вообще, ему нет равных.


Основная часть

Ведущий

Сегодня мы попытаемся полистать страницы летописи Великой Отечественной войны, выделив среди них те, которые повествуют о великом параде, эхо которого слышал весь мир – это парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года.

Рассмотрим это событие с нескольких сторон:

- Москва накануне великого парада;

- парад 7 ноября 1941 года;

- историческое значение парада на Красной площади.

Творческая группа I.

Страница 1 «Из военной хроники»

Учащийся 1:

- На 7 ноября 1941 года Адольф Гитлер назначил парад своих войск в поверженной, как он считал к этому дню, Москве. Фашистским солдатам и офицерам уже выдали парадную форму, в которой они готовились маршировать по Красной площади. И вроде бы, как считал великий фюрер, для этого не было никаких серьезных препятствий. В 50 километрах от столицы уже громыхала тысячами танков и самоходных орудий двухмиллионная группировка фашистских армий «Центр», в тылу которой лежала поверженная Европа.

Учащийся 2:

- А сама Москва с 20-го октября 1941 года находилась на осадном положении: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. Например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля.

Учащийся 3:

По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали их вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город.

Творческая группа II.

Страница 2 «Решающий парад» (по ходу выступления учащихся демонстрируются кадры хроники)

Учащийся 1:

- Шестого ноября, сразу же после торжественного заседания, которое состоялось на станции метро «Маяковская», Иосиф Сталин объявил всему высшему партийному руководству о точном времени начала парада войск на Красной площади. Командирам воинских частей, участвующих в праздничном параде, об этом стало известно только в 23 часа, а вот приглашаемым на Красную площадь представителям трудящихся сообщали о проведении торжества с пяти часов утра уже непосредственно 7 ноября.

Учащийся 2:

- Беспримерными были и меры безопасности. Время начала парада в последний момент перенесли с традиционных 10 утра на два часа раньше. Большие опасения вызывала возможность бомбардировки Москвы в этот день германской авиацией с целью уничтожения высшего руководства СССР или его случайного ранения осколками зенитных снарядов. Поэтому уже с 5 ноября советские военно-воздушные силы наносили упреждающие удары по аэродромам противника. Днем 6 ноября военные метеорологи сообщили, что 7 ноября будет отмечено сильным снегопадом и пургой, поэтому вражеской авиации бояться не следует.

Учащийся 3:

- В праздничный день ни один немецкий самолет не смог достигнуть площади. Для безопасности и защиты парада с воздуха с фронта было снято 550 истребителей. Как было сообщено на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 немецких самолёта. Так как войск для парада не хватало, в Москву были стянуты подразделения с фронта, задействованы курсанты и кавалеристы.

В ночь на 7 ноября по указанию Сталина кремлевские звезды были расчехлены и зажжены, от маскировки полностью был освобожден мавзолей Ленина.

Учащийся 4:

- К утру 7 ноября Красная площадь приобрела праздничный вид. В 7 часов 50 минут на трибуне мавзолея появились Сталин и члены советского правительства, остававшиеся в Москве. На командном пункте находился генерал армии Георгий Жуков. В 8 часов утра по всем громкоговорителям, которые в те дни не выключались ни днем, ни ночью, раздался торжественный голос диктора: «Говорят все радиостанции Советского Союза. Центральная радиостанция Москвы начинает передачу с Красной площади парада частей Красной Армии, посвященного 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции…».

Учащийся 5:

- Командовал парадом начальник гарнизона столицы генерал-лейтенант Павел Артемьев, принимал Маршал Советского Союза Семен Буденный.

t1676296064aa.png

В 8 часов из ворот Спасской башни на коне выехал Буденный. После рапорта командующего парадом и объезда войск с речью к войскам и народу страны обратился председатель Государственного комитета обороны (ГКО), Верховный Главнокомандующий и нарком обороны СССР Иосиф Сталин. Именно в этот день прозвучали великие слова главы государства: «Да пусть осенит вас бессмертный подвиг Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова!»

t1676296064ab.png

Учащийся 6: (звучит марш «Парад» автор С. Чернецкий ) – учащийся на фоне музыки рассказывает)

- Парад проводился по всей форме - в традициях Русской армии, с военной музыкой. Торжественный марш войск на Красной площади открыли курсанты артиллерийского училища. С развернутыми знаменами, под боевые революционные марши, исполняемые оркестром штаба Московского военного округа (МВО) под управлением Василия Агапкина — автора знаменитого «Прощания славянки», шли по главной площади страны артиллеристы и пехотинцы, зенитчики и моряки. Потом по Красной площади двинулись конница, знаменитые пулеметные тачанки, прошли танки Т-34 и КВ. Всего в параде участвовало около 28,5 тысячи человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков, 232 автомашины. Из-за плохой погоды (сильный снегопад, пурга, ограниченная видимость) в параде не приняла участия авиация. Парад продолжался всего 25 минут, но все, кто в этот день пришел на Красную площадь, убедились в том, что боевой дух армии не сломлен.

Творческая группа III.

Страница 3. «Великие уроки истории»

Учащийся 1:

- 7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву.

Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

t1676296064ac.png


Учащийся 2:

- Радиотрансляция с Красной площади велась на весь мир, а на трибунах по обе стороны Мавзолея, помимо рабочих и служащих, находились аккредитованные в столице корреспонденты иностранных газет. Парад на Красной площади слышал весь мир, репортаж о нем вел известный советский радиокомментатор и журналист Вадим Синявский.

В течение войны парады больше не проводились, войска прошли по Красной площади лишь в мае 1945 года. Это уже был великий парад Победы.

Учащийся 3:

- По силе воздействия на ход дальнейших событий сам парад на Красной площади приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В тревожные и тяжелейшие для страны дни начала войны парад продемонстрировал всему миру несгибаемый дух и волю народа к победе, что Москва стоит, и мало того - бросает вызов врагу. Слушая трансляцию с Красной площади, советские люди понимали, что Москва выстоит.

Учащийся 4:

- Ежегодно с 1995 года 7 ноября Россия празднует День воинской славы - проведения военного парада на Красной площади в 1941 году.

В 2003 году правительство Москвы приняло решение провести 7 ноября на Красной площади торжественное шествие воспитанников детских и молодёжных общественных организаций, кадетов и суворовцев.

К участию в этом памятном марше были приглашены рота почётного караула Московской военной комендатуры, кавалерийский эскорт Президентского полка, войска Московского гарнизона, сводный военный оркестр Министерства обороны России. С тех пор торжественный марш 7 ноября в честь исторического военного парада на Красной площади стал новой традицией. В 2015 году он пройдёт в тринадцатый раз.

Подведение итогов

Слово учителя

Седьмого ноября состоялся парад на Красной площади. Для всей страны парад стал неожиданным, потрясающе радостным событием. Как видим, с одной стороны, это был парад хотя и традиционный, но необыкновенный. Кроме этого это был парад не только военный, но и политический, парад-вызов, парад презрения к врагу, парад-пощечина: вот вам! Вы кричите о взятии Москвы, а мы проводим свой обычный праздничный парад!

Проведение военного парада на Красной площади в суровых военных условиях, показало еще раз всему миру могущество советского народа, одновременно этот день стал и Днем воинской славы России.

Рефлексия

Обмен мнениями

- Почему было принято решение провести военный парад на Красной площади в 1941 году?

- Как готовился этот парад?

- Кто принимал участие в этом параде?

- Кто из командующих принимал парад?

- Какое влияние оказал парад на дальнейший ход военных событий?

- Какие чувства у вас вызвал этот военный парад?





Литература

Амелькин, О.А. Дни воинской славы России - Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

Варакина, И.И., Парецкова, С.В. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.