Тест по русскому языку 8 классе «Односоставные предложения»
Вариант I
1. Укажите верное утверждение.
1) Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.
2) Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.
3) Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.
2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
1) В нем нет подлежащего.
2) Основная форма сказуемого-глагола – 1-е или 2-е лицо.
3) Действие совершается определенным лицом.
3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.
1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн.
4. Укажите неопределенно-личные предложения.
1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)
5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это предложение?
1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому)
6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.
1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5 ) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)
7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?
1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом. 4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий)
8. Найдите грамматические основы в предложениях.
1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть.
9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.
10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.
1) Если заводишь друга, смотри в его сердце. (Пословица) 2) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. (И.С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг. (В.Г. Лидин)
Вариант II
1. Укажите неверное утверждение.
1) Если в предложении имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое), то оно является односоставным.
2) Если в предложении имеется одна основа, то оно является односоставным.
3) Односоставные предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными.
2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
1) В нем нет подлежащего.
2) Сказуемое-глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму прошедшего времени множественного числа.
3) Глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие.
3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.
1) Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Береги эту книгу. 3) На уроке математики первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по осени считают.
4. Укажите неопределенно-личные предложения.
1) Как делают бумагу? 2) Спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков. 3) Затем мелко-мелко рубят. 4) И варят с кислотой, очищая от ненужных примесей. 5) При этом в раствор переходят все составные части древесины. 6) И лишь целлюлоза остается твердой.
5. Найдите предложение, в котором есть только один главный член – подлежащее. Как называется это предложение?
1) Осень. 2) Хлюпает дождик. 3) Как ему не надоест целый день хлюпать? 4) Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. 5) А потом пойдут туманы. (По С.Черному)
6. Найдите безличное предложение и укажите, чем выражено в нем сказуемое.
1) Не все рады снегу. 2) Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу или жука. 3) И голодные птицы летят поближе к жилью, к людям. 4) Иногда им улыбается удача. 5) Они отыщут где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся со всех сторон. (По Н.Калининой)
7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?
1) В природе есть праздники. 2) Ледоход. 3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5) Первые соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. 7) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (По В.Пескову)
8. Найдите грамматические основы в предложениях:
1) Клин клином вышибают. 2) Рыбе дождь не страшен. 3) Соль едят во всем мире. 4) Огонь маслом не заливают. 5) Два медведя в одной берлоге не уживутся.
9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.
10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.
1) У многих народов дуб считался самым красивым деревом, и к нему относились с почтительностью и любовью. (Н.Верзилин) 2) Когда открываешь книгу с рисунками или фотографиями, то словно попадаешь в другой мир. (Е.Каменева) 3) Синее-синее небо, на котором ярко блестит солнце.
IIАнализ текста
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Учитель (здесь и далее по тексту слова учителя набраны прямым шрифтом, слова учащихся – курсивом).
Это стихотворение было опубликовано в 1913 году, когда Пастернак, блестяще окончивший университет, принял участие в издании альманаха небольшой группы «Лирика». Среди пяти стихотворений молодого поэта, напечатанных в этом выпуске, первым было то, которое мы с вами сейчас читаем. Позже Пастернак неизменно открывал им свои сборники. Как вы думаете: почему?
Наверное, потому, что придавал этому стихотворению особое значение.
В чем же заключается это особое значение? О чем стихотворение?
Первое слово – февраль. Название последнего месяца зимы напоминает о грядущей весне.
Какие еще приметы весны мы видим в произведении?
Это строки «Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит», «….ливень / Еще шумней чернил и слез», «…тысячи грачей / Сорвутся в лужи…», «…проталины чернеют».
Значит, стихотворение о весне?
Нет, не только. В нем есть и другая мысль. Февраль, приближение весны, по мнению художника, время поэтического творчества, позволяющее поэту выразить самые сокровенные чувства.
В каких словах звучит эта мысль?
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд…
С каким глаголом обычно употребляется наречие навзрыд?
Обычно оно употребляется с глаголом плакать.
Глагол плакать есть и у Пастернака. Но в чем особенность его употребления поэтом?
Наречие навзрыд здесь относится не к слову плакать, а к слову писать и в последней строфе к словосочетанию слагаются стихи.
Чего достигает этим поэт?
Возникает совершенно новый, до сих пор не известный поэзии образ. Писать, слагать стихи навзрыд – значит выражать в них все те самые серьезные переживания и эмоции, которые обычно заставляют нас навзрыд плакать.
Поэт не случайно так любил одно из первых своих стихотворений. В нем, с одной стороны, выразились особенности эстетики и поэтики раннего Пастернака, который верил в слитность окружающего мира и человека, в невозможность отделить человека от природы, поэзию от жизни. С другой стороны, это юношеское произведение с непривычными образами воплотило в себе и отчетливо выраженную проясненность принципов художника, характерную для поздней лирики Пастернака. Поэтому поэт и возвращается к нему в каждом новом сборнике.
Для ранней лирики поэта характерен также необычайный синтаксис. Какие особенности синтаксического построения произведения бросились вам в глаза?
Стихотворение насыщено односоставными предложениями.
Найдите в тексте односоставные предложения и определите вид каждого из них.
Февраль. Назывное.
Достать чернил и плакать! Безличное.
Писать о феврале навзрыд… Безличное в составе сложного.
Достать пролетку. Безличное.
За шесть гривен, / Чрез благовест, чрез клик колес / Перенестись туда… Безличное в составе сложного.
Какова роль односоставных предложений в этом поэтическом тексте?
Назывное предложение, как обычно, начинает текст и тем самым вводит читателя в атмосферу конца зимы и начала весны.
Безличные предложения сами по себе и в составе сложных взаимосвязанно выражают внутреннее состояние человека и состояние природы, помогают автору создать особый эмоциональный настрой текста, а также передать неразрывную слитность природы, жизни, окружающего мира с поэзией.
Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги нашей работы?
Односоставные предложения занимают важное место как в художественной, так и в разговорной речи, являются ярким изобразительно-выразительным средством языка.