Презентация к уроку чтения «Природа в произведениях писателей XX века» (4 класс)
Тема природы в творчестве писателей XX в.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!
Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души. Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
Писатели ХХ века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, какими должны быть отношения человека в бурный век научно-технической революции к природе. Писатели ХХ века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, какими должны быть отношения человека в бурный век научно-технической революции к природе.
Михаил Михайлович Пришвин- певец русской природы (1873 – 1954)
Михаил Михайлович очень много писал, и главной темой его творчества была природа, которая выписана с особым изяществом и любовью: фенологические записки «Календарь природы», цикл миниатюр «Лесная капель», сказка-быль «Кладовая солнца», повесть-сказка «Корабельная чаща». В умении передать мир, увиденный глазами «взрослого ребенка», главная привлекательность для детей рассказов Пришвина.
Чтобы точно передать движение времени и природы, М. Пришвин прибегает к сжатым синтаксическим конструкциям. Приход осени: «Дожди вовсе замучили хозяев. Стрижи давно улетели. Ласточки табунятся в полях. Было уже два мороза. Липы все пожелтели сверху и донизу. Картофель точно почернел. Всюду постелили лён. Показался дупель».
Из произведения «Этажи леса» дети узнают, что оказывается у птиц и зверей в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. Так каждый и занимает свой лесной ярус. Но однажды люди срубили дерево с гнездом синичек…
«Кладовая солнца» - одно из наиболее известных произведений писателя. Это сказка-быль о детях (Насте и Митраше), попавших в лапы коварных лесных болот. Смогут ли ребята выбраться из этого страшного места?... Придет ли им кто-нибудь на помощь?...
М. Пришвин в своих рассказах передает безграничную любовь и восхищение всем живым на нашей земле. Он призывает нас быть внимательными к окружающему нас миру живой природы, ценить растения и животных, беречь их. Так, если внимательно наблюдать за простыми одуванчиками, то можно заметить одно очень интересное свойство....
«Старик» Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И том о лесе рассказать Как этот человек… М. Цуранов
Книги М.М. Пришвина учат нас видеть в природе не только мастерскую и храм, где человек трудится и наслаждается её величием и красотой, но и понимать , что природа – это живое, развивающееся явление, где есть свои строгие законы, которые не должны нарушаться. Жизнь и развитие человечества неразрывно связаны с действием и функционированием миллионы лет складывавщихся важнейших законов природы, утверждает писатель.
Одним из продолжателей пришвинских традиций в литературе стал Одним из продолжателей пришвинских традиций в литературе стал Константин Георгиевич Паустовский. 31 мая 1892 — 14 июля 1968
Природа всегда была в центре внимания К. Паустовского. Какое бы произведение его мы ни раскрыли, везде его персонажей сопровождают ее образы. Паустовский много путешествовал и был влюблен в мир, который не успела затронуть городская цивилизация, где человек остается и сейчас гостем. Русская природа, особенно природа средней полосы России, к которой Паустовский испытывал особую любовь, у него живет своей тихой гармоничной, немного печальной жизнью, и эта жизнь находит сердечный отклик в его персонажах. Природа всегда была в центре внимания К. Паустовского. Какое бы произведение его мы ни раскрыли, везде его персонажей сопровождают ее образы. Паустовский много путешествовал и был влюблен в мир, который не успела затронуть городская цивилизация, где человек остается и сейчас гостем. Русская природа, особенно природа средней полосы России, к которой Паустовский испытывал особую любовь, у него живет своей тихой гармоничной, немного печальной жизнью, и эта жизнь находит сердечный отклик в его персонажах.
Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда глубоко лиричны. Особенностью писателя является его манера недоговаривать, не дорисовывать, он предоставляет читателю завершить в своем воображении ту или иную картину. Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда глубоко лиричны. Особенностью писателя является его манера недоговаривать, не дорисовывать, он предоставляет читателю завершить в своем воображении ту или иную картину.
Природа у Паустовского не фон действия, как это в основном бывает у писателей, а источник характеров, а сам человек – это часть природы, познающая себя через нее . Художественный принцип Паустовского – изображать «прекрасное в обыкновенном».
В чём же состоит прекрасное в обычном в творчестве Паустовского? Писатель хочет стать частью окружающего его мира и защищать его, если потребуется, оружием или словом. Вечным для него является прекрасная, хоть и неброская, природа родной страны, символизирующая для него понятие «родина», преходящим – то корыстное отношение к своей земле, которое свойственно многим людям и против которого восстаёт в своих очерках К.Г. Паустовский.
Вот какую историю пересказал Паустовский со слов знакомого лесника: " Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется - течет через всю нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой..." "Простые эти слова, - утверждает Паустовский, - открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах". Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что "родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа".
Виталий Валентинович Бианки. (1895–1959).
Особое место в литературе для детей принадлежит Виталию Бианки. Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы — «Лесная газета» — раскрывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Чьи ноги?»...
Виталий Бианки является основоположником советской природоведческой литературы для детей, несмотря на то, что и до него писали о птицах, зверях и рыбах. Заслуга Бианки в том, что каждого он назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено и действует так, как это присуще только ему. Писателю удалось показать стройность мира природы, его разнообразие и привлекательность и ввести в этот мир ребенка-читателя.
Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с ружьем, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед вами картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами. Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с ружьем, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед вами картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами. И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев — насекомых, птиц, зверей — и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научной точностью делают произведения Бианки ценным педагогическим материалом.
Велико воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям.
Чарушин Евгений Иванович. 29 октября 1901 – 18 февраля 1965 «Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное».
Любовь к природе родители прививали сыну с детства: "Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил".
« вместе с мамой выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей и голубей. Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания».
Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа". Рисовал начинающий художник "преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях» . ... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". По собственному определению он рос "с карандашом и кистью в руках".
Иллюстрации Е.И. Чарушина к своим рассказам.
Чарушин Евгений Иванович с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам: "для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в других странах, не станешь рисовать пупсиков…" Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребёнку.
Книги Е. И. Чарушина
Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.
Мы рассказали далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Мы рассказали далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой).