12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Викторовна465
Россия, Брянская обл., п. Чемерна

Урок литературы в 6 классе

Родная природа в стихах поэтов XX века

Цели урока:

1. Обучающие:

расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, Е.А. Баратынском, И.С. Никитине, А.Н. Майкове и А. К. Толстом;

закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.

2. Развивающие:

развивать умения выразительно читать стихотворение;

развивать навыка анализировать, сравнивать и обобщать;

развивать коммуникативные способности учащихся;

развивать навыки защиты проекта.

3. Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока: урок-проект.
 

Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; рисунки учащихся; выставка книг; музыкальные записи П.И.Чайковского и Вивальди «Времена года»; учебник Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина.- М.:Просвещение; тетради.

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; портреты поэтов; рисунки учащихся, словарная работа; выставка книг по данной теме.
 

Методические приемы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их  анализ, устное рисование, «Благодарю».

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, презентация, тетрадь.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Опережающие задания: групповые задания по изучению и анализу творчества поэтов.

Ход урока

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев.

1. Оргмомент. Мотивация

Формируемые УУД:

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

2. Объявление темы урока. Работа с эпиграфом. Целеполагание

Методические рекомендации

1) При работе с эпиграфом можно предложить следующие вопросы и задания:

- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, почему именно эти стихотворные строки выбраны мною?

- Как они связаны с темой урока? Как вы их понимаете? Согласны ли вы с Ф.И.Тютчевым?

2) При целеполагании учитель задает наводящие вопросы:

- Как вы думаете ,зачем мы будем изучать стихи о родной природе?

- Чему мы будем учиться на данном уроке?

Формируемые УУД:

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний

3. Освоение нового материала

1)Терминологическая работа: ПЕЙЗАЖ.

2) Защита мини-проектов.

1 группа: творчество Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

Предварительные задания

- Изучите биографические справки о поэтах.

- Прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А. Фета. Как они связаны с жизнью авторов? Каким настроением они проникнуты.

- Подготовьте выразительное чтение стихотворений, подобрав музыкальное сопровождение.

- Проанализируйте стихотворения ,составив словарь Ф.Тютчева и А.Фета.

План анализа

1) Тема, идея стихотворения.

2) Основные образы стихотворения.

3) Средства художественной выразительности, их роль.

- Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета?

- Прокомментируйте свои иллюстрации к данным стихотворениям.

2 группа: творчество Е.А.Баратынского.

Предварительные задания

- Изучите биографическую справку о поэте.

- Прочитайте стихотворения Е.Баратынского. Как они связаны с жизнью поэта? Каким настроением они проникнуты.

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подобрав музыкальное сопровождение.

- Проанализируйте стихотворение ,составив словарь Баратынского.

План анализа

1) Тема, идея стихотворения.

2) Основные образы стихотворения.

3) Средства художественной выразительности, их роль.

- Прокомментируйте свои иллюстрации к данным стихотворениям.

3 группа: творчество Я.Полонского.

Предварительные задания

- Изучите биографическую справку о поэте.

- Прочитайте стихотворения Я. Полонского. Как они связаны с жизнью поэта? Каким настроением они проникнуты.

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подобрав музыкальное сопровождение.

- Проанализируйте стихотворение ,составив словарь Баратынского.

План анализа

1) Тема, идея стихотворения.

2) Основные образы стихотворения.

3) Средства художественной выразительности, их роль.

- Прокомментируйте свои иллюстрации к данным стихотворениям.

3) Физкультминутка (зарядка для глаз).

Формируемые УУД:

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы.

4. Закрепление пройденного

 

1) Работа с репродукциями картин И.Левитана «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща», Волкова «Ранний снег»

- Ребята, предлагаю вашему вниманию картинную галерею. Посмотрите внимательно. Как вы думаете ,что роднит данные пейзажи со стихотворениями русских поэтов?

- Как художники создают образы природы? Каким настроением проникнуты их полотна?

- Подберите к каждому пейзажу стихотворные строки в качестве названий данных полотен.

Методические рекомендации: показ картинной галерее возможен через слайдовую презентацию (можно воспользоваться репродукциями, данными в учебнике)

2) Прослушивание и обсуждение фрагментов из «Времена года» Вивальди и Чайковского.

- Прослушайте музыкальные фрагменты. Как вы думаете, настроение какого времени года в них запечатлено? Почему?

- Как с помощью музыки композиторы воссоздают образ природы?

Формируемые УУД:

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

5. Обобщение

- Почему поэты, художники, композиторы так часто обращались в своем творчестве к теме природы?

- Действительно ли, в природе есть «душа»?

Формируемые УУД:

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

6. Итоги. Рефлексия.

1)Беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

-Какие задания вам показались трудными, интересными?

2) «Благодарю»

- Поблагодарите того, кто , по вашему мнению, сегодня удивил вас своей работой.

Формируемые УУД:

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.

7. Д/з: выучить наизусть стихотворение ,* написать мини-сочинение «Природа – не слепок, не бездушный лик».

Условные обозначения:

К. – коммуникативные УУД

Р. – регулятивные УУД

П. – познавательные УУД

Опубликовано


Комментарии (2)

Субботина Светлана Львовна, 29.04.16 в 13:07 0Ответить Пожаловаться
В оборудовании урока указана ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Абсалямова Айгуль Минихановна, 29.04.16 в 14:11 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, в этой разработке нет прикреплённых файлов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.