Урок литературы в 6 классе по теме «Родная природа в стихах поэтов XX века»
Урок литературы в 6 классе
Родная природа в стихах поэтов XX века
Цели урока:
1. Обучающие:
расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, Е.А. Баратынском, И.С. Никитине, А.Н. Майкове и А. К. Толстом;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.
2. Развивающие:
развивать умения выразительно читать стихотворение;
развивать навыка анализировать, сравнивать и обобщать;
развивать коммуникативные способности учащихся;
развивать навыки защиты проекта.
3. Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родной природе.
Форма урока: урок-проект.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; рисунки учащихся; выставка книг; музыкальные записи П.И.Чайковского и Вивальди «Времена года»; учебник Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина.- М.:Просвещение; тетради.
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; портреты поэтов; рисунки учащихся, словарная работа; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, «Благодарю».
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, презентация, тетрадь.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Опережающие задания: групповые задания по изучению и анализу творчества поэтов.
Ход урока
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев.
1. Оргмомент. Мотивация
Формируемые УУД:
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.
Р.: готовность к самообразованию.
П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.
Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.
2. Объявление темы урока. Работа с эпиграфом. Целеполагание
Методические рекомендации
1) При работе с эпиграфом можно предложить следующие вопросы и задания:
- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, почему именно эти стихотворные строки выбраны мною?
- Как они связаны с темой урока? Как вы их понимаете? Согласны ли вы с Ф.И.Тютчевым?
2) При целеполагании учитель задает наводящие вопросы:
- Как вы думаете ,зачем мы будем изучать стихи о родной природе?
- Чему мы будем учиться на данном уроке?
Формируемые УУД:
К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.
Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.
П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний
3. Освоение нового материала
1)Терминологическая работа: ПЕЙЗАЖ.
2) Защита мини-проектов.
1 группа: творчество Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.
Предварительные задания
- Изучите биографические справки о поэтах.
- Прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А. Фета. Как они связаны с жизнью авторов? Каким настроением они проникнуты.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворений, подобрав музыкальное сопровождение.
- Проанализируйте стихотворения ,составив словарь Ф.Тютчева и А.Фета.
План анализа
1) Тема, идея стихотворения.
2) Основные образы стихотворения.
3) Средства художественной выразительности, их роль.
- Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета?
- Прокомментируйте свои иллюстрации к данным стихотворениям.
2 группа: творчество Е.А.Баратынского.
Предварительные задания
- Изучите биографическую справку о поэте.
- Прочитайте стихотворения Е.Баратынского. Как они связаны с жизнью поэта? Каким настроением они проникнуты.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подобрав музыкальное сопровождение.
- Проанализируйте стихотворение ,составив словарь Баратынского.
План анализа
1) Тема, идея стихотворения.
2) Основные образы стихотворения.
3) Средства художественной выразительности, их роль.
- Прокомментируйте свои иллюстрации к данным стихотворениям.
3 группа: творчество Я.Полонского.
Предварительные задания
- Изучите биографическую справку о поэте.
- Прочитайте стихотворения Я. Полонского. Как они связаны с жизнью поэта? Каким настроением они проникнуты.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подобрав музыкальное сопровождение.
- Проанализируйте стихотворение ,составив словарь Баратынского.
План анализа
1) Тема, идея стихотворения.
2) Основные образы стихотворения.
3) Средства художественной выразительности, их роль.
- Прокомментируйте свои иллюстрации к данным стихотворениям.
3) Физкультминутка (зарядка для глаз).
Формируемые УУД:
К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.
Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.
П.: установление правил продуктивной работы.
4. Закрепление пройденного
1) Работа с репродукциями картин И.Левитана «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща», Волкова «Ранний снег»
- Ребята, предлагаю вашему вниманию картинную галерею. Посмотрите внимательно. Как вы думаете ,что роднит данные пейзажи со стихотворениями русских поэтов?
- Как художники создают образы природы? Каким настроением проникнуты их полотна?
- Подберите к каждому пейзажу стихотворные строки в качестве названий данных полотен.
Методические рекомендации: показ картинной галерее возможен через слайдовую презентацию (можно воспользоваться репродукциями, данными в учебнике)
2) Прослушивание и обсуждение фрагментов из «Времена года» Вивальди и Чайковского.
- Прослушайте музыкальные фрагменты. Как вы думаете, настроение какого времени года в них запечатлено? Почему?
- Как с помощью музыки композиторы воссоздают образ природы?
Формируемые УУД:
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
5. Обобщение
- Почему поэты, художники, композиторы так часто обращались в своем творчестве к теме природы?
- Действительно ли, в природе есть «душа»?
Формируемые УУД:
К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.
6. Итоги. Рефлексия.
1)Беседа
- Что нового вы узнали на уроке?
-Какие задания вам показались трудными, интересными?
2) «Благодарю»
- Поблагодарите того, кто , по вашему мнению, сегодня удивил вас своей работой.
Формируемые УУД:
К.: отображение в речи совершаемых действий.
Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.
П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.
7. Д/з: выучить наизусть стихотворение ,* написать мини-сочинение «Природа – не слепок, не бездушный лик».
Условные обозначения:
К. – коммуникативные УУД
Р. – регулятивные УУД
П. – познавательные УУД
Субботина Светлана Львовна
Абсалямова Айгуль Минихановна