Тест по общей биологии, раздел «Генетика и основы селекции» (10–11 классы)

8
1
Материал опубликован 4 July 2017 в группе

Тест по теме: «Основы генетики и селекции»

10 - 11 класс

Задания с выбором одного ответа:

А1. Какой учёный ввёл в науку термин «ген»:

А) Г. Мендель; Б) А.С. Серебровский; В) В. Иогансен; Г) Т. Морган.

А2. Строго определённое место гена в хромосоме называется:

А) Нуклеотид; Б) Локус; В) Аллель; Г) Хромосома.

А3. Если генотипы гибридов дали расщепление 1:2:1, то генотипы родителей:

А) АА х аа; Б) АА х Аа; В) Аа х аа; Г) Аа х Аа.

А4. Как называется тип скрещивания, если родительские особи различаются по двум признакам:

А) Моногибридное; Б) Дигибридное; В) Тригибридное; Г) Анализирующее.

А5. Как называется появление новой комбинации генов у потомства:

А) Неполное доминирование; В) Ретрансляция;

Б) Репродукция; Г) Рекомбинация.

А6. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвёртого поколения коз, если у самца в этих клетках 60 хромосом:

А) 50; Б) 120; В) 60; Г) 30.

А7. Кто из учёных вывел закон сцепленного наследования генов:

А) Г. Мендель; Б) С.С. Четвериков; В) Т. Морган; Г) А.С. Серебровский.

А8. Где располагаются сцепленные гены:

А) Они находятся в одной хромосоме; В) Они находятся в одной аллели;

Б) Они находятся в разных хромосомах; Г) Они находятся в разных аллелях.

А9. Как называется влияние одного гена сразу на несколько признаков:

А) Сцепленное наследование; В) Сверхдоминирование;

Б) Кроссинговер; Г) Плейотропия.

А10. Сцеплено с полом наследуются гены, которые находятся в:

А) 4-й паре хромосом; В) 21-й паре хромосом;

Б) 16-й паре хромосом; Г) 23-й паре хромосом.

А11. Признак, по которому у ребёнка диагностируется синдром Дауна, это:

А) Трисомия 21-й пары хромосом;

Б) Мутация одного гена;

В) Разворот участка хромосомы на 1800;

Г) Отсутствие одной из половых хромосом в кариотипе.

А12. Как называется наследственное заболевание, при котором человек не может различать некоторые цвета:

А) Близорукость; Б) Дальнозоркость; В) Астигматизм; Г) Дальтонизм.

А13. Какой гибридизации не существует:

А) Отдалённой; Б) Приближённой; В) Внутривидовой; Г) Межвидовой.

А14. Какой метод не используется в селекции животных:

А) Самооплодотворение; В) Гибридизация;

Б) Искусственный отбор; Г) Искусственное осеменение.

А15. Какие свойства микроорганизмов определяют разработку особых методов для выведения новых штаммов:

А) Микроскопические размеры;

Б) Большая скорость размножения;

В) Микроскопические размеры и большая скорость размножения;

Г) Способность жить в разных условиях.

Задания на анализ биологической информации.

В1. Выберите три верных ответа из шести:

А. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха.

Б. Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян.

В. В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие плоды только с жёлтыми семенами.

Г. Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения как с жёлтыми, так и с зелёными семенами.

Д. При этом половина гибридов была с жёлтыми семенами.

Е. Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной.

В2. Приведена запись скрещивания и его результатов. Найдите в этой записи ошибки:

ААВв х ♀ АаВв

Гаметы: А, В, вА, В, в

F1: ААВВ, АаВв, ААвв, аавв

В3: Соотнесите особенности и результаты моно и дигибридного скрещиваний:

Особенности видов скрещивания

Виды скрещивания

А. Гены расположены в паре гомологичных хромосом

Б. Расщепление по фенотипам в F2: 9:3:3:1

В. Гены расположены в разных парах хромосом

Г. Полная гетерозигота даёт два типа гамет

Д. Расщепление в F2 по генотипу: 1:2:1

Е. Полная гетерозигота даёт четыре типа гамет

Моногибридное

Дигибридное

В4: Прочитайте текст:

ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ

В клетках живых организмов генетический материал содержится в виде макромолекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют многие процессы, происходящие в клетке, а также регулируют синтез белков.

Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых разных признаках организмов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК в различные белки организма.

Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один конкретный белок. Наследственные изменения генов называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные для организма изменения.

Хромосомы – нитевидные структуры, которые находятся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.

Исследования кариотипов различных организмов показали, что в клетках может содержаться как двойной, так одинарный наборы хромосом. Двойной набор состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и содержащейся в них наследственной информации. Такие парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.

В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных.

Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопросы.

1) Какие функции выполняет хромосома?

2) Что представляет собой ген?

3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько –в неполовых клетках?

 

Задания с полным развёрнутым ответом:

С1: Как связаны между собой наследственные особенности организма и проблема пересадки органов и тканей?

С2: Всегда ли проявляется признак, доставшийся нам от родителей? Поясните свой ответ.

Инструкция по выполнению теста

"Основы генетики и селекции"


 

Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся по разделу Общей Биологии "Основы генетики и селекции". Также данный тест может быть использован для подготовки к Единому Государственному Экзамену.

Тест состоит из трёх частей.

В части А нужно выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных вариантов.

В части В предлагаются задания на анализ биологической информации. Нужно выбрать правильные ответы из нескольких вариантов, найти ошибки в записи, а также задание на установление соответствия и анализ текста.

В части С нужно дать полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос.


 

В процессе подготовки теста были использованы следующие источники информации:

Биология. Общая биология. 10 - 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.


 

ЕГЭ 2017. Биология. Сборник заданий/ Г.И. Лернер. – Москва: Эксмо, 2016.


 

ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2011.


 

Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс/ Сост. И.Р. Григорян. – М.: ВАКО, 2011.


 

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge


 

Ответы на задания теста:


 

А1 - В

А6 - В

А11 - А

А2 - Б

А7 - В

А12 - Г

А3 - Г

А8 - А

А13 - Б

А4 - Б

А9 - Г

А14 - А

А5 - Г

А10 - Г

А15 - В


 

В1. Верные ответы: А; В; Г.

В ответе Б ошибка: в количестве признаков, семена различались по одному признаку, а не по двум. Окраска семян (жёлтая и зелёная) - это один признак.

В ответе Д ошибка: жёлтые семена были не у половины, а у 3/4 семян.

В ответе Е ошибка: окраску семян, проявившуюся в двух поколениях назвали доминантной.


 

В2. Ошибка в записи типов гамет, следовательно, неправильно определены генотипы F1.

Правильное решение:

Гаметы: ♂ АВ; Ав ♀ АВ; Ав; аВ; ав

F1

♂ ♀

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

ААвв

АаВв

Аавв

 

В3. 1 А; Г; Д

2 Б; В; Е


 

В4. 1. В хромосоме хранится определённая часть наследственной информации.

2. Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок.

3. В неполовых (соматических) клетках 8 хромосом, значит в половых клетках в два раза меньше, т.е. 4 хромосомы.


 

С1: 1. Каж­дый ор­га­низм ин­ди­ви­дуа­лен по стро­е­нию белков.

2. При пе­ре­сад­ке ор­га­нов и тка­ней су­ще­ству­ет угро­за их отторжения из-за не­сов­ме­сти­мо­сти бел­ков до­но­ра и реципиента.


 

С2: Нет, не всегда. Признак может находиться в рецессивном состоянии и тогда он не проявится у детей, но может проявиться у внуков.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хороший тест! Достаточно лаконичный по формулировкам вопросов и достаточно обширный по содержанию. Я бы такой провела на уроке!

22 August 2017