Тест по общей биологии, раздел «Генетика и основы селекции» (10–11 классы)
Тест по теме: «Основы генетики и селекции»
10 - 11 класс
Задания с выбором одного ответа:
А1. Какой учёный ввёл в науку термин «ген»:
А) Г. Мендель; Б) А.С. Серебровский; В) В. Иогансен; Г) Т. Морган.
А2. Строго определённое место гена в хромосоме называется:
А) Нуклеотид; Б) Локус; В) Аллель; Г) Хромосома.
А3. Если генотипы гибридов дали расщепление 1:2:1, то генотипы родителей:
А) АА х аа; Б) АА х Аа; В) Аа х аа; Г) Аа х Аа.
А4. Как называется тип скрещивания, если родительские особи различаются по двум признакам:
А) Моногибридное; Б) Дигибридное; В) Тригибридное; Г) Анализирующее.
А5. Как называется появление новой комбинации генов у потомства:
А) Неполное доминирование; В) Ретрансляция;
Б) Репродукция; Г) Рекомбинация.
А6. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвёртого поколения коз, если у самца в этих клетках 60 хромосом:
А) 50; Б) 120; В) 60; Г) 30.
А7. Кто из учёных вывел закон сцепленного наследования генов:
А) Г. Мендель; Б) С.С. Четвериков; В) Т. Морган; Г) А.С. Серебровский.
А8. Где располагаются сцепленные гены:
А) Они находятся в одной хромосоме; В) Они находятся в одной аллели;
Б) Они находятся в разных хромосомах; Г) Они находятся в разных аллелях.
А9. Как называется влияние одного гена сразу на несколько признаков:
А) Сцепленное наследование; В) Сверхдоминирование;
Б) Кроссинговер; Г) Плейотропия.
А10. Сцеплено с полом наследуются гены, которые находятся в:
А) 4-й паре хромосом; В) 21-й паре хромосом;
Б) 16-й паре хромосом; Г) 23-й паре хромосом.
А11. Признак, по которому у ребёнка диагностируется синдром Дауна, это:
А) Трисомия 21-й пары хромосом;
Б) Мутация одного гена;
В) Разворот участка хромосомы на 1800;
Г) Отсутствие одной из половых хромосом в кариотипе.
А12. Как называется наследственное заболевание, при котором человек не может различать некоторые цвета:
А) Близорукость; Б) Дальнозоркость; В) Астигматизм; Г) Дальтонизм.
А13. Какой гибридизации не существует:
А) Отдалённой; Б) Приближённой; В) Внутривидовой; Г) Межвидовой.
А14. Какой метод не используется в селекции животных:
А) Самооплодотворение; В) Гибридизация;
Б) Искусственный отбор; Г) Искусственное осеменение.
А15. Какие свойства микроорганизмов определяют разработку особых методов для выведения новых штаммов:
А) Микроскопические размеры;
Б) Большая скорость размножения;
В) Микроскопические размеры и большая скорость размножения;
Г) Способность жить в разных условиях.
Задания на анализ биологической информации.
В1. Выберите три верных ответа из шести:
А. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха.
Б. Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян.
В. В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие плоды только с жёлтыми семенами.
Г. Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения как с жёлтыми, так и с зелёными семенами.
Д. При этом половина гибридов была с жёлтыми семенами.
Е. Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной.
В2. Приведена запись скрещивания и его результатов. Найдите в этой записи ошибки:
♂ ААВв х ♀ АаВв
Гаметы: А, В, вА, В, в
F1: ААВВ, АаВв, ААвв, аавв
В3: Соотнесите особенности и результаты моно и дигибридного скрещиваний:
Особенности видов скрещивания |
Виды скрещивания |
А. Гены расположены в паре гомологичных хромосом Б. Расщепление по фенотипам в F2: 9:3:3:1 В. Гены расположены в разных парах хромосом Г. Полная гетерозигота даёт два типа гамет Д. Расщепление в F2 по генотипу: 1:2:1 Е. Полная гетерозигота даёт четыре типа гамет |
Моногибридное Дигибридное |
В4: Прочитайте текст:
ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ
В клетках живых организмов генетический материал содержится в виде макромолекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют многие процессы, происходящие в клетке, а также регулируют синтез белков.
Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых разных признаках организмов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК в различные белки организма.
Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один конкретный белок. Наследственные изменения генов называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные для организма изменения.
Хромосомы – нитевидные структуры, которые находятся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.
Исследования кариотипов различных организмов показали, что в клетках может содержаться как двойной, так одинарный наборы хромосом. Двойной набор состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и содержащейся в них наследственной информации. Такие парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.
В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных.
Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопросы.
1) Какие функции выполняет хромосома?
2) Что представляет собой ген?
3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько –в неполовых клетках?
Задания с полным развёрнутым ответом:
С1: Как связаны между собой наследственные особенности организма и проблема пересадки органов и тканей?
С2: Всегда ли проявляется признак, доставшийся нам от родителей? Поясните свой ответ.
Инструкция по выполнению теста
"Основы генетики и селекции"
Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся по разделу Общей Биологии "Основы генетики и селекции". Также данный тест может быть использован для подготовки к Единому Государственному Экзамену.
Тест состоит из трёх частей.
В части А нужно выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных вариантов.
В части В предлагаются задания на анализ биологической информации. Нужно выбрать правильные ответы из нескольких вариантов, найти ошибки в записи, а также задание на установление соответствия и анализ текста.
В части С нужно дать полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
В процессе подготовки теста были использованы следующие источники информации:
Биология. Общая биология. 10 - 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
ЕГЭ 2017. Биология. Сборник заданий/ Г.И. Лернер. – Москва: Эксмо, 2016.
ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс/ Сост. И.Р. Григорян. – М.: ВАКО, 2011.
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
Ответы на задания теста:
А1 - В |
А6 - В |
А11 - А |
А2 - Б |
А7 - В |
А12 - Г |
А3 - Г |
А8 - А |
А13 - Б |
А4 - Б |
А9 - Г |
А14 - А |
А5 - Г |
А10 - Г |
А15 - В |
В1. Верные ответы: А; В; Г.
В ответе Б ошибка: в количестве признаков, семена различались по одному признаку, а не по двум. Окраска семян (жёлтая и зелёная) - это один признак.
В ответе Д ошибка: жёлтые семена были не у половины, а у 3/4 семян.
В ответе Е ошибка: окраску семян, проявившуюся в двух поколениях назвали доминантной.
В2. Ошибка в записи типов гамет, следовательно, неправильно определены генотипы F1.
Правильное решение:
Гаметы: ♂ АВ; Ав ♀ АВ; Ав; аВ; ав
F1
♂ ♀ |
АВ |
Ав |
аВ |
ав |
АВ |
ААВВ |
ААВв |
АаВВ |
АаВв |
Ав |
ААВв |
ААвв |
АаВв |
Аавв |
В3. 1 А; Г; Д
2 Б; В; Е
В4. 1. В хромосоме хранится определённая часть наследственной информации.
2. Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок.
3. В неполовых (соматических) клетках 8 хромосом, значит в половых клетках в два раза меньше, т.е. 4 хромосомы.
С1: 1. Каждый организм индивидуален по строению белков.
2. При пересадке органов и тканей существует угроза их отторжения из-за несовместимости белков донора и реципиента.
С2: Нет, не всегда. Признак может находиться в рецессивном состоянии и тогда он не проявится у детей, но может проявиться у внуков.
Елена