12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга31

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме:

«Имя прилагательное как часть речи.

Связь имени прилагательного с именем существительным»

Цель: формировать умение устанавливать взаимосвязь имён прилагательных с именами существительными в словосочетании и предложении.

Задачи:

1) актуализировать знания учащихся по теме «Имя существительное», «Имя прилагательное»;

2) с помощью упражнений показать связь имени прилагательного с именем существительным;

3) подвести к составлению алгоритма определения связи имени прилагательного с именем существительным, научить применять алгоритм в практике.


Планируемые результаты

Предметные

обучающийся научится:

распознавать имена прилагательные;

ставить вопросы к именам прилагательным;

находить словосочетания с именами прилагательными в предложении;

подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные.


Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила;

Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия;

Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы, формулировать устное и письменное высказывание.


Оборудование:

Учебник по русскому языку (УМК «Школа России» В. П. Канакина)

Алгоритм действий.

Презентация.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность

УУД

учителя

учащихся

1. Мотивация учебной деятельности.


Упражнение для памяти

1 мин







Пальчиковая гимнастика

1мин

-Ребята, девиз нашего урока «У нас все получится!»


Урок начнем с минутки здоровья!


Показ упражнения для активизации полушарий и развития памяти «Зайчик-коза»

1.Левая рука – указательный и средний пальцы - зайчик.

2.Правая рука – указательный и мизинец – рожки.

Пальчики поменялись. Повторить 3-5 раз.

Тренируются в выполнении упражнения

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

межполушарное взаимодействие, активация левого и правого полушария.

Самомассаж пальцев.

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.

Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.

Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.

Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

Вместе с учителем выполняют самомассаж.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

4 мин






Слайд.

Каллиграфическая минутка

-Откройте тетради.

-Запишите число, классная работа.

- Запишите данные буквосочетания с правильным соединением до конца строчки:

ОЙ, ЫЙ, АЯ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ,

- Что напоминают вам данные буквосочетания?

- Назовите слова, которые бы оканчивались также?

- Какой частью речи являются придуманные слова?


А…уратный, р..бота, труд..любивая, маст..р, уч..ница, любимая.

Распределите слова в 2 группы, выделите орфограммы.

По каким признакам вы разделили?

Что такое имя существительное?

Что такое имя прилагательное?

Открывают тетради, пишут.


- Из наблюдений прошлого урока – это окончания имен прилагательных.



- Сильный, красивая, синее…

Именами прилагательными



В 1 группу – имена существительные, во 2 – прилагательные.


Регулятивные:

закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка,

положение тетради, ручки и т. д.

Коммуникативные:

развитие навыков совместной работы, исследовательских коммуникативных умений, подготовка к групповому общению и выступлению перед классом.

3. Постановка учебной задачи урока.

1 мин

Можно ли сказать, что эти слова связаны по смыслу?

Как это узнать?

- Попробуйте предположить, над какой темой будем работать на уроке?

Какая учебная задача урока?

- Будем изучать имя прилагательное и связь его с именем существительным.


Учиться находить словосочетания из имени прилагательного и имени существительного

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:

выделение существенной информации,

формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.


3 мин










Слайд.

Как эти слова можно связать по смыслу? Давайте это исследуем.

работа аккуратный

мастер трудолюбивая

ученица любимая

Какие слова связаны между собой по смыслу?

Как вы думаете, какое слово главное?

работа

С помощью чего установим связь?

работа (какая?)

К какой части речи зададим вопрос?

Какое прилагательное по смыслу связано с сущ. РАБОТА?

работа (какая?) любимая


Сделаем вывод: имена прилагательные и имена существительные связаны между собой.

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Как связано? (по смыслу)







имя существительное


с помощью вопроса


к имени прилагательному




с именем существительным

по смыслу

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения задачи,

структурирование знания.

5. Реализация построенного проекта.

Слайд.

3 мин

Алгоритм:

По какому алгоритму будем действовать?

1. Находим существительное.

2. Задаём вопрос от существительного к прилагательному.

3. Находим прилагательное.

4. Определяем главное и зависимое слово в словосочетании.


Составляем с комментированием остальные словосочетания по этому алгоритму:

мастер (какой?) аккуратный

ученица (какая?) трудолюбивая


- Не забываем наблюдать за окончанием имён прилагательных.

- Какой вывод сделаем?












Окончание прилагательного в некоторых случаях совпадает с окончанием вопроса.

Личностные:

формирование мотивов достижения целей.

Коммуникативные:

использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: учёт правила в планировании и контроле способа решения,

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

6. Физминутка

(Приложение 1)

2 мин

1). Гимнастика для шейного отдела по М.Норбекову.

Упражнение №1. Тянемся к плечам

Упражнение №2. Наклоны головой

Упражнение №3. Круговые движения

2). Наклоны

3). Приседы

4). Кардио-прыжки «Джампинг Джек»

Бег на месте с подниманием колен

Выполняют движения под музыку.

Личностные:

развитие интереса к здоровому образу жизни


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



7 мин












Дидактическая игра по теме урока


2 мин





Слайд

1) Любое уменье трудом даётся.

Как понимаете поговорку? Почему так говорят?

- Найдите орфограммы.

- Запишем поговорку с комментированием. Выделите орфограммы.


Найдите словосочетания имён прилагательных с именами существительными в поговорке:

Работаем по алгоритму с комментированием.

1. Нахожу сущ. …

2. Задаю вопрос …

3. Нахожу прилагательное …

4. Определяю главное слово сущ. и зависимое слово прил. …

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Как связано? (по смыслу)


2) Я сейчас буду называть словосочетания. Если имя прилагательное не связано с именем существительным – руки на парте, если связано – делаете 2 хлопка.

умелый мастер

большая труд

золотые руки

интересный работа

маленькое дело

всякое уменье

аккуратная ученик

трудолюбивый человек

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Как связано? (по смыслу)


Комментированное письмо.

Ученик: «Лю-бо-е пишем с заглавной буквы начало предложения; у-мень-е в слове разделительный мягкий знак; тру-дом; да-ёт-ся в действии «ца»- пишем тся, (что делает?) без ь»





уменье (какое?) любое

С существительным

По смыслу













С существительным

По смыслу

Личностные:

формирование границ «знания» и «незнания».


Коммуникативные:

- ориентировка на позицию партнёра,

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

- контроль действий партнёра.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


7 мин

Упр. 153

-Прочитайте выразительно загадки. Отгадайте их.

-Что мы знаем о ромашке?

Задание: Выпишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

Работаем по алгоритму в паре.

Проверим по эталону.

Слайд

- Проверим, как усвоен новый способ.

Реснички (какие? ) белые

Донце (какое?) золотое

Глазок (какой?) жёлтый

Платьица (какие?) нарядные

Брошки (какие?) жёлтые

Объясните орфограммы в словах.

Самооценка.

Оцените свою работу.

- Во всех загадках говорится о ромашке.

Ромашка – это лекарственное растение. Из этого растения делают настои, которые обладают противовоспалительным противомикробным действием.









Познавательная:

восприятие на слух и понимание различные виды сообщений.

Личностные:

- развитие самооценки личности.

Регулятивные:

- учёт правил в контроле способа решения,

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.

10. Зрительная гимнастика

(Приложение 2)

2 мин

Упражнение «Бабочка»

Упражнение «Диагональ

Упражнение «Восьмерка

Упражнение «Круг»


Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Выполнить движения глазами: вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали. Ладони убрать. Открыть глаза.

Дети выполняют упражнения под руководством учителя.

Регулятивные:

предупреждение зрительного утомления; сохранение работоспособности на уроке;

Познавательные:

формирование навыков для создания здорового образа жизни.

11. Включение в систему знаний и повторение.


6 мин



Упр. 152, работа в паре.

-Какие предметы изображены на картинках?

- Какую ценность они приносят организму человека?

- Продукты растительного происхождения обогащают наш организм витаминами и микроэлементами, необходимыми для нашего организма.

Задание: выберите любой предмет и подберите признаки предмета по размеру, цвету, форме, вкусу. Запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

Работаем по алгоритму.

Проверяем по эталону.

Большое, красное, круглое, сладкое яблоко;

Средний, жёлтый, овальный, кислый лимон;

Большая, оранжевая, продолговатая, сочная морковь;

Маленькая, алая, круглая вишня.

Объясните орфограммы.

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Как связано? (по смыслу)

Какое слово главное, а какое зависимое?

Оцените свою работу.



- овощи, фрукты, ягоды

- витамины











12. Задание на дом.

3 мин

Упр. 157

Прочитайте.

- Сколько заданий в данном упражнении?

- Составьте предложение.

Задание по желанию: а) выписать словосочетания по алгоритму работы в классе

б) придумать продолжение (1-2 предложения)

На лесной опушке летней ночью распустился голубой колокольчик.

- Составить предложение, указать части речи, подчеркнуть главные члены и прилагательные.



13. Рефлексия учебной деятельности.

3мин







Что нового узнали сегодня на уроке?

О связи имени прилагательного с именем существительным.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?


- Продолжите словосочетание:

Урок (какой?) …интересный

Работа (какая?) …успешная

Знания (какие?) …полезные

Настроение (какое?) …хорошее


- Оцените свою работу в тетради.

Вербальная оценка работы на уроке учителем.

Спасибо за урок! Вы молодцы! С хорошим настроением у нас все получилось!











Личная самооценка - оценивание работы в тетради по линеечке достижений (Цукерман Г.А.)

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные:

- формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя.




Приложения (см ниже)



























Приложение 1

Разминка для шеи на каждый день М. Норбекова

Упражнение №1. Тянемся к плечам

Голову опустить на грудь, коснувшись ее подбородком. Поочередно поворачивать голову в сторону то левого, то правого плеча. Стараться дотянуться до плеч.



Упражнение №2. Наклоны головой

Выполняйте простые наклоны головы к груди с касанием тела подбородком. Задержаться в таком положении на 2-3 секунды, затем выдохнуть и сделать небольшую передышку. Повторить несколько раз.



Упражнение №3. Круговые движения

Совершайте вращение головой по кругу вверх. Подбородок необходимо поднимать к потолку. В завершении делайте легкие наклоны головы к левому и правому плечу.













Приложение 2

Гимнастика для глаз

1.Упражнение «Бабочка»: выполняем частые хлопки ресницами (моргаем) в течение 2 минут.

Крепко зажмуриваем глаза на 3-5 секунд, открываем их на 3-5 секунд. Число повторов – 7 раз. Выполняем медленно. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, расслабляет глазные мышцы.



2.Рисуем глазами буквы. Глаза при этом могут быть открыты или закрыты. Если глаза открыты, обращаем внимание на окружающие предметы. Упражнение укрепляет глазные мышцы.



3. Крепко закройте глаза. Затем откройте максимально широко. Повторяем 10 раз. Упражнение улучшает кровообращение в глазах.

4. Упражнение «Диагональ»: голова расположена прямо, работаем только глазами. Плавно переводим взгляд по следующей траектории: нижний левый угол – верхний правый угол, нижний правый угол – верхний левый угол. Повторяем 4-5 раз.

5. Упражнение «Восьмерка»: рисуем глазами горизонтальную «восьмерку» (в виде знака бесконечности). Медленно и четко проводим взглядом по всей «восьмерке». Сначала обводим ее в одном направлении несколько раз, затем в другом.

6. Упражнение «Круг»: представьте перед собой круг большого диаметра. Медленно обводите круг глазами сначала по часовой стрелке несколько раз, потом против часовой стрелки. Не напрягайте глаза, старайтесь сохранять их расслабленными.

7. Выберите предмет, близко расположенный к вам (например, кончик носа). Посмотрите на этот предмет, затем переведите взгляд в даль. Затем снова сфокусируйтесь на близком предмете и снова посмотрите вдаль. Повторите несколько раз.

8. На расстоянии 15-20 см от кончика собственного носа поставьте указательный палец. Посмотрите на палец несколько секунд, затем переведите взгляд на объект за пальцем (лучше всего, если этот объект будет удален от вас не менее, чем на 6 м). Упражнение нужно выполнять медленно, фокусируя взгляд как на ближнем объекте, так и на дальнем.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Паненкова Ирина Михайловна, 28.05.20 в 18:58 2Ответить Пожаловаться
Ольга, спасибо за разминку для шеи и гимнастику для глаз. Это нужно не только детям, но и взрослым.
Волкова Светлана Ивановна, 29.05.20 в 05:28 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный и полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.