12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тимохина Лидия Анатольевна1562
41 год. Образование высшее. Замужем. Воспитываю 2 дочерей.
Россия, Рязанская обл., р.п. Шилово

Тест

Предмет: Русский язык

Аудитория: студенты 1 курса СПО

Разработчик: Тимохина Лидия Анатольевна , преподаватель русского языка и литературы Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шиловский агротехнологический техникум».


« Нормы современного русского литературного языка»


Орфоэпические нормы


1. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) Подкралась

2) Принялась

3) Заперлась

4) Началась

2. В каком слове ударение падает на последний слог?

1) Каракуль

2) Торты

3) Положить

4) Принял

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Не был

2) Не была

3) Ждала

4) Цемент

4. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Документ

2) Каракуль

3) Позвоним

4) Облегчим

5. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Принял

2) Принявший

3) Начала (петь)

4) Заперся

6. В каком слове ударение падает на последний слог?

1) Дочиста

2) Добела

3) Загодя

4) Набок

7. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Включена

2) Баловать

3) Портфель

4) Начали

8. В каком слове ударение падает на последний слог?

1) Инструмент

2) Торты

3) Принял

4) Понят

9. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Понят

2) Включит

3) Эксперт

4) Прибывший

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) издАвна

2) забрАла

3) завИдный

4) избАлован

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дОсуг

2) пОняв

3) знамЕние

4) (он) дозвонИтся

12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) щЁкотно

2) дОсуг

3) тОрты

4) лЫжня

13. В каком слове ударение указано верно?

1) Поверху (1-й слог)

2) Гражданство (1-й слог)

3) Аэропорты (5-й слог)

4) Баловаться (1-й слог)

14. В каком слове ударение указано верно?

1) Некролог (2-й слог)

2) Дралась (1-йслог)

3) Облегчит (2-й слог)

4) Сливовый (1-й слог)

15. В каком слове ударение указано верно?

1) Впилась (1-й слог)

2) Замкнутый (2-й слог)

3) Знамение (2-й слог)

4) Зазвонит (3-й слог)

Лексические нормы


1. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям»?

1) Меланхолик

2) Максималист

3) Мизантроп

4) Лицедей

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?

1) Революция

2) Деградация

3) Депрессия

4) Эволюция

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «»тот, кто проповедует расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

1) Террорист

2) Шовинист

3) Импрессионист

4) Милитарист

4. Какое из перечисленных слов имеет значение «политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений»?

1) Реваншизм

2) Национализм

3) Шовинизм

4) Милитаризм

5. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий»?

1) Библиофил

2) Филателист

3) Букинист

4) Дантист

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?

1) Архаизм

2) Фразеологизм

3) Неологизм

4) Диалектика

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»?

1) Кураж

2) Мираж

3) Ажиотаж

4) Антураж

8. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

1) Галерея

2) Бенефис

3) Аншлаг

4) Вернисаж

9. Значение какого слова употреблено неверно?

1) ДЁРН – верхний слой почвы

2) Дипломант – тот, кто удостоен диплома

3) ЭКСПЕРТ – научный работник

4) ДВОЙСТВЕННЫЙ – противоречивый

10. Значение какого слова определено неверно?

1) КОЛОРИТНЫЙ – сытный, содержащий много калорий

2) НАПРОЧЬ – совсем, окончательно

3) СТАБИЛЬНЫЙ – постоянный, устойчивый

4) СТИМУЛ – заинтересованность в совершении чего-либо

11.Значение какого слова определено неверно?

1) ЭКСПОНАТ – предмет для обозрения в музее, на выставке

2) КАНВА – главная идея произведения

3) ОБУЗА – нечто ненужное и обременяющее

4) ШТРАФ – денежное взыскание

12. Значение какого слова определено неверно?

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо

2) АУКЦИОН – публичная распродажа

3) ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ – сообщать искажённые или ложные сведения

4) ИМПОРТ – вывоз товара из страны для продажи

13. В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются действия, ПОСТУПКИ.

2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженные ПОСТУПОК одноклассника.

4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

14. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Оба брата были чрезмерно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми

2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.

3) В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.

4) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.

15. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.

3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.



Грамматические нормы

(морфологические нормы)


1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Звончее

2) В боку

3) Знаменитые профессора

4) Красивейший

2. Найдите ошибку в образовании формы слова.

1) Более моложе

2) Лягте

3) Без золотых погон

4) В двухстах шагах

3. Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) Более красивый

2) День именин

3) Менее семьдесят пять рублей

4) Поезжайте завтра

4. Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) Больше пятьдесят рублей

2) Их дети

3) Пять блюдец

4) Лягте на диван

5. Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) Вкусные торта

2) В аэропорту

3) Моложе брата

4) В трехстах метрах

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Береговые катера

2) Скоро выздоровеют

3) Трое братьев

4) У новых туфлей

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова?

1) В ста семидесяти восьми томах

2) Не машите руками

3) Шире

4) Ихние ошибки

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) К две тысячи пятому году

2) Жгёт костёр

3) Пачка макарон

4) Фильм интереснее

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Пара носков

2) Несколько полотенец

3) Поезжай быстрее

4) Около пятиста километров

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Пара сапогов

2) Гораздо лучше

3) Четырьмя способами

4) Лягте

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Пускай читают

2) Сильнее всего

3) В двух тысяч четвертом году

4) Их встречи

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Оденьтеся теплее

2) Пятеро студентов

3) С пятьюдесятью рублями

4) Спелых яблок

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Консервов

2) В двух тысяч первом году

3) Семеро смелых

4) Лечащий врач

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Высохнула

2) Оденьтесь теплее

3) С пятьюдесятью рублями

4) Спелых абрикосов

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) В две тысячи двадцать втором году

2) Несколько огурец

3) Совсем озяб

4) Старые пропуска.



Грамматические нормы (синтаксические нормы)


1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

         Выбрав пьесу,

1) началось распределение ролей.

2) оказалось, что там слишком много ролей.

3) была назначена первая репетиция

4) мы немедленно начали репетировать.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

         Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набирать номер.

2) наберите номер абонента.

3) набирается номер абонента

4) значит, линия свободна.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

         Возвращаясь с работы,

1) мной овладела тревога.

2) испортилась погода.

3) это займет меньше часа.

4) я зашел к приятелю.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

         Прогуливаясь по вечернему городу,

1) мы получили настоящее удовольствие.

2) у нас завязался разговор

3) подростками часто нарушаются правила поведения.

4) проспект произвел неизгладимое впечатление.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

        Анализируя состав слова,

1) у меня возник вопрос.

2) укажите его морфемы.

3) мне поставили «отлично»

4) часто не указывается основа.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

         Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины.

2) требуется немалая выносливость.

3) вы получаете большое удовольствие.

4) у меня сломалась фара.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

         Закрыв книгу,

1) герои надолго остаются в нашей памяти.

2) обдумывается противоречие.

3) постарайтесь представить ее героев.

4) у меня возникло желание перечесть ее.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.

4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

2) Многие из тех, кто побывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.

3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы домашней утвари.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1)Благодаря отцу я и сестра знаем французский, немецкий и английский.

2) В Петрозаводске я исследовал и начал серьезно интересоваться архивами.

3) По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

4) Все были уверены в том, что нужно продолжить работу над проектом.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря настойчивости и таланту он добился больших успехов.

2) Вследствие неточности в документе произошли серьезные недоразумения.

3) Надо отдавать себе отчет в своих поступках.

4) Преподаватель заметил о том, что лексика русского языка неоднородна.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку.

2) Учёные преображают мир сообразно своим теориям.

3) Оплату расходов берёт на себя благотворительная организация.

4) Приезжие любовались причудливыми каменными узорами церкви и восхищённо рассматривали их.

15. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) Умение говорить комплименты – это настоящее искусство, которое требует такта, остроумия и внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

2) Сказка – это устный рассказ о выдуманном событии, который носит фантастический, приключенческий и анекдотический характер.

3) Герои произведений Лескова – безвестные народные мастера, жизнь которых сложилась по-разному.

4) Текст – это группа предложений, которые объединены темой и основной мыслью.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.