Презентация на тему «Орфоэпические нормы современного литературного языка»
Орфоэпические нормы современного литературного языка <номер>
Орфоэпия – совокупность правил произношения звуков, а также правил постановки ударения. <номер>
Орфоэпический словарь русского языка Р.И.Аванесова <номер>
При изучении орфоэпии следует особое внимание обратить на следующий материал: Произношение сочетаний чн, чт и др.; Произношение согласных перед Е в заимствованных словах; Постановка ударения ( акцентологические нормы) <номер>
В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы <номер> Слова, в которых ЧН произносится только как [ШН]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, горчичник ( количество таких слов постепенно сокращается), а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична. 2. слова, в которых [чн ]произносится только как [Ч’Н]: точно, удачный, точечный, маскировочный. 3. слова, в которых нормативными считаются оба варианта – [Ч’Н] и [ШН]: подсвечник, булочная, горничная, порядочный.
В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: <номер> Сердечный [Ч’Н] приступ- друг сердечный [ШН] Перечница [Ч’Н] ( сосуд для перца)- чертова перечница [ШН] ( о злой, сварливой женщине) Копеечная монета [Ч’Н] – копеечная [ШН] душа
Сочетание ЧТ произносится как ШТ в слове ЧТО и его производных формах: что-нибудь, что-то. В слове НЕЧТО произносится [Ч’Т], в слове НИЧТО допустимы оба варианта.. <номер>
Сочетания ДЕ, ТЕ, ЗЕ, СЕ, НЕ, РЕ, и др. <номер> [Д’]: дебаты, дебют, девиз, дедукция, дезинфекция, декларация, декорации, демократия, демон, одеколон, Одесса, резиденция и др. [ДЭ]: декольте, дельта, дендрарий, дефиле, детектор, детектив, диадема, тенденция, цитадель, шедевр, рандеву и др. [Т’]: тенор, компетентный, патент, паштет, террор, терапевт, протест и др. [ТЭ]: антитеза, тезис, гротеск, интенсивно, метрополитен, патетика, альтернатива, бутерброд, контейнер, теннис, альтернатива, коктейль, и др.
[з’]:газета, зебра, зефир, дизель, музей, резерв и др. [зэ]:безе, зеро, кузен, Морзе, экземпляр, экзема и др. [с’]: бассейн, кассета, сеанс, сейф, секта, семестр, сенат, сервиз, сервант, серенада и др. [сэ]:антисептика, диспансер, нонсенс, сенсорный и др. <номер>
[р’]:акварель, барельеф, компресс, корректор, ребус, реванш, рейд, резонанс, ректор, ремарка, регламент [рэ]: регби, реквием, кабаре, пюре, тире и др. [н’]: неон, брюнет, шинель, слова с корнем невр – невродатолог и др. [нэ]:бизнес, гЕнезис, анастезия, генетика, майонез, тоннель и др. <номер>
Упражнение Распределите слова в 2 столбика: 1-й: произносится твердый согласный и 2-й: произносится мягкий согласный. Академия, депозит, тезис, музей, галифе, денди, кафе, профессор, кашне, компьютер, пенсне, идеал, ателье, свитер, фанера, интернат, пастеризованный, принтер, рандеву, термин, фонетика, депрессия, компетентный, лотерея, энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью. <номер>
Проверь себя! Произносится твердый согласный: тезис, галифе, денди, кафе, кашне, компьютер, пенсне, ателье, свитер, интернат, пастеризованный, принтер, рандеву, фонетика, лотерея, энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью. Произносится мягкий согласный: академия, депозит, музей, профессор, идеал, фанера, термин, депрессия, компетентный,. <номер>
Буква Ё Ответьте на вопрос: в каких словах под ударением следует произносить [э], а в каких [о]? Белесый, головешка, разношерстный, истекший срок, истекший кровью, разноплеменный, оседлый, валежник, опека, леска, афера, творительный падеж, падеж скота, крестный отец, крестный ход, блеклый, маневр, бытие. 30.10.19 <номер>
Проверь себя! [э] головешка, истекший срок, оседлый (уход. осёдлый), валежник, опека, леска, афера, творительный падеж, крестный ход, блеклый (равноправ. с блёклый), маневр (равноправ. с манёвр). [о] Белёсый (разг. белесый), разношёрстный, истёкший кровью, разноплемённый, падёж скота, крёстный отец, блёклый, манёвр, бытие. <номер>