Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Грамматические нормы современного русского литературного языка
Тема урока: Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Грамматические нормы современного русского литературного языка.
Новая форма итоговой аттестации в 11-м классе включает задания, призванные проверить знание учащимися грамматических норм русского языка.
Целью урока является формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ЕГЭ, что соответствует цели программы среднего общего образовании по русскому языку в 11 классе: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задача урока:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста и отдельных предложений;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Разработанный урок отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций: языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу уроков положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, система уроков создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 11 классе.
Оборудование:
презентация «Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Грамматические нормы современного русского литературного языка».
Ход урока.
Для полного понимания задания необходимо познакомить учащихся со структурой задания 7 ЕГЭ по русскому языку. (слайд 2)
Все нормы СРЛЯ делятся на: орфоэпические, грамматические (синтаксические и морфологические) и лексические (слайд 3).
Наш урок сегодня посвящен грамматическим (морфологическим и синтаксическим) нормам русского языка.
Чаще всего в задании 7 ЕГЭ по русскому языку представлены следующие грамматические ошибки в предложениях (слайд 4):
Нарушение управления
Неправильное согласование приложения с определяемым словом.
Неправильное согласование подлежащего и сказуемого
Неправильное построение предложения с однородными членами
Неправильное употребление двойного союза в предложении с однородными членами
Нарушение согласования причастного оборота с определяемым словом
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом
Смешение прямой и косвенной речи
Попробуем на практике разобраться в данных типах ошибок (слайд 5).
Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. В данном предложении нарушено управление (так как предлог благодаря употребляется с дательным падежом. Исправим предложение: Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти).
(слайд 6).
Весной в пищевом рационе следует включать больше овощей и фруктов. В данном предложении ошибка допущена в структуре словосочетания: Весной в пищевой рацион следует включать больше овощей и фруктов).
Далее учащиеся аналогично знакомятся под руководством с помощью объяснений учителя с грамматическими ошибками, пытаясь исправить их.
В конце урока предлагается самостоятельная работа, закрепляющая полученные знания о грамматических нормах русского языка.