12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вишневецкая Галина22
1

Тема урока: Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Грамматические нормы современного русского литературного языка

Тема урока: Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Грамматические нормы современного русского литературного языка.

Новая форма итоговой аттестации в 11-м классе включает задания, призванные проверить знание учащимися грамматических норм русского языка.

Целью урока является формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ЕГЭ, что соответствует цели программы среднего общего образовании по русскому языку в 11 классе: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задача урока:

обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

применение обобщённых знаний и умений при анализе текста и отдельных предложений;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Разработанный урок отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций: языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

редактирование собственного текста;

применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

соблюдение в практике письма основных норм языка;

использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу уроков положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, система уроков создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 11 классе.

Оборудование:

презентация «Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Грамматические нормы современного русского литературного языка».

Ход урока.

Для полного понимания задания необходимо познакомить учащихся со структурой задания 7 ЕГЭ по русскому языку. (слайд 2)

Все нормы СРЛЯ делятся на: орфоэпические, грамматические (синтаксические и морфологические) и лексические (слайд 3).

Наш урок сегодня посвящен грамматическим (морфологическим и синтаксическим) нормам русского языка.

Чаще всего в задании 7 ЕГЭ по русскому языку представлены следующие грамматические ошибки в предложениях (слайд 4):

Нарушение управления

Неправильное согласование приложения с определяемым словом.

Неправильное согласование подлежащего и сказуемого

Неправильное построение предложения с однородными членами

Неправильное употребление двойного союза в предложении с однородными членами

Нарушение согласования причастного оборота с определяемым словом

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

Смешение прямой и косвенной речи

Попробуем на практике разобраться в данных типах ошибок (слайд 5).

Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. В данном предложении нарушено управление (так как предлог благодаря употребляется с дательным падежом. Исправим предложение: Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти).

(слайд 6).

Весной в пищевом рационе следует включать больше овощей и фруктов. В данном предложении ошибка допущена в структуре словосочетания: Весной в пищевой рацион следует включать больше овощей и фруктов).

Далее учащиеся аналогично знакомятся под руководством с помощью объяснений учителя с грамматическими ошибками, пытаясь исправить их.

В конце урока предлагается самостоятельная работа, закрепляющая полученные знания о грамматических нормах русского языка.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.