Олимпиадные тесты по русскому языку для начальной школы
Департамент образования и науки г. Перми
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа бизнеса и предпринимательства»
Олимпиадные тесты
по русскому языку
для начальной школы
Составитель: учитель начальных классов Ирошникова Ольга Александровна |
1. Отгадай загадку, напиши отгадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
_______________________________________________________________
2. Какие буквы повторяются в словах: дымок, сыч, лыжник, рыба?
_______________________________________________________________
3. Запишите пять слов со звуком [о].
_______________________________________________________________
4.Закончите предложение, поставив вместо точек подходящее по смыслу слово.
На огороде выросли красные _____________________________________
5. Подберите к данным словам слова с противоположным значением:
медленно - __________________ холодно - ____________________
6. Прочитайте отрывок из сказки. Запиши автора.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
_______________________________________________________________
7. Замените в слове печка первую букву так, чтобы получилось другое слово. Запишите как можно больше таких слов.
_______________________________________________________________
8. Найдите в слове полк новое слово. Запишите его.
_______________________________________________________________
9. Лесенка.
Допишите недостающие буквы так, чтобы получились слова.
л - л - - - -
л - - л - - - - -
л - - - л - - - - - -
10. Разгадайте ребус. Запишите слово.
КА
ВА ______________________________
1. Спиши. Выдели корень в однокоренных словах.
У лесника.
Мой дед - лесник. Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром бегу на речку. Я умываюсь речной водой. По пути рву лесные ягоды. Дедушка научил меня узнавать птиц по пению.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Найди в каждом строчке «лишние» слова. Подчеркни их. Объясни, почему они «лишние».
воробьи пьет Ольга ручьи Илья
____________________________________________________________________________________________________________________________________
крыльцо вьет деньги большой пеньки
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите:
а) название языка, в котором пишется две буквы с _______________________________
б) название дорожки, обсаженной деревьями, в котором пишется две буквы л_________
в) название дня недели, в котором пишется две буквы б ___________________________
4. Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово: маиз, шиамна, теевр, акша _________________________________________________________________
5. Поставьте ударение в словах: библиотека, документ, ворота, звонит, столяр, добыча.
6. Спиши слова, рядом запиши их множественное число.
курица - ___________________________________________________________________
чудо - _____________________________________________________________________
небо - _____________________________________________________________________
ребенок - __________________________________________________________________
человек - __________________________________________________________________
7. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.
сено | овод |
банк | рот |
стол | ежи |
зал | глас |
свет | ода |
яр | вал |
воз | очки |
газ | елка |
гриб | марка |
хор | он |
бор | яр |
8. Вставь пропущенные буквы.
Я ружьишко зар ___ дил
И м ___ рковку прор ___ дил,
В ог ___ роде ув ___ дал,
Как кустарник ув ___ дал.
9. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные:
водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
___________________________________________________________________________
10. От прилагательного синий образуй имена существительные и глаголы.
___________________________________________________________________________
1. Вставь пропущенные буквы и укажи падежи имён существительных.
Тр___пинка п___тляла от деревн___ к деревн___ и стр___лой вых___дила на дорогу. Мама пост___лила на стол скатерть. Со___нце согр___вало оттаявшее поле.
2. Запиши «лишнее» слово по типу склонения.
Речь, весть, просека, власть _________________________________________________
Поляна, рука, черёмуха, рот _________________________________________________
Костя, Павлодар, поезд, вокзал _______________________________________________
Отвага, капель, жимолость, гордость __________________________________________
Детство, приключение, достояние, техника ____________________________________
Народ, остров, корзина, дар _________________________________________________
Тепло, наследие, гора, богатство _____________________________________________
Ягода, чаша, огонь, дружина _________________________________________________
3. Запиши предложения по схеме: определение, подлежащее, сказуемое.
Мы ждём поезда. __________________________________________________________
Вырос младший брат. ______________________________________________________
Птицы громко поют. _______________________________________________________
Жёлтые листья опадают. ____________________________________________________
Воскресный день закончился. _______________________________________________
Птичьи голоса звенят. ______________________________________________________
4. Спиши имена существительные. Образуй от них имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые согласные.
ярость - ______________________________________
прелесть - ____________________________________
радость - ____________________________________
известие - ___________________________________
5. Прочитай слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова ЛЁН – цифру __________________________________________
из слова ЛЕЙ – название дерева __________________________________
из слова ЛОБ – название настила _________________________________
Запиши слова по правилам орфографии.
6. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных и укажи их падеж.
На ручей ряб _____ и пёстр _____
За листком летит листок,
И струёй сух _____ и остр _____
Набегает холодок.
7. Поставь данные имена существительные в родительном падеже. Запиши.
Сапоги, земли, апельсины, носки.
__________________________________________________________________________
8. Предлагаемые фразеологизмы замени одним словом.
Зарубить на носу - _________________________________________________________
Клевать носом - ___________________________________________________________
Бить баклуши - ___________________________________________________________
Знать на зубок - ___________________________________________________________
9. Из данных слов, не меняя количество букв, образуй новые слова.
Укажи, к какому склонению они относятся.
Тьма, банка, кукла.
__________________________________________________________________________
10. Образуйте как можно больше слов из слова реклама.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Вставь пропущенные буквы.
На п___лянке были разброс___ны кусты мо___евельника. Ср___ди них на краю п___лянки подн___малась высокая ель. На верхушке её сидел пе___чий дроз___.
2. Выпишите из текста диктанта любое имя существительное, укажите всё, что вы о нём знаете. Морфологический разбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите 10 имён существительных с безударной гласной в корне слова на тему «Школа».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в словах:
Алф___вит, др___мота, кр___пива, щ___вель, р___мень, к___мбайнер, к___л___метр.
5. Напиши цепочку из 7 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего слова.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажи части речи.
Бабка Дарья холст чернила, внучка пролила чернила.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
7. Письменно объясни, как вы понимаете эти выражения.
Делать из мухи слона. ______________________________________________________
Как кошка с собакой. _______________________________________________________
8. Разгадай шараду.
Слово первое – синоним наказанию,
Уменьшает это только лишь признание.
На втором суда, бывает, застревают,
Коль маршрута верного не знают.
А всё целое – у деток за щекою,
Очень сладкое, хрустящее такое,
Да ещё с начинкою к тому же
Из лимона, яблока иль груши. _____________________________________________
9. Отгадайте слова, запишите отгадки.
Корень мой ищи в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
__________________________________________________________________________
Корнем с «дорогой» роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс - как в слове «родник»,
Целым же в космос летит.
__________________________________________________________________________
Мой корень - родственник «сраженью».
Приставка - в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй.
__________________________________________________________________________
10. Составь и запиши рассказ по его началу.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________