Методическая разработка «Тимбилдинг. Сплочение команды» (5–11 класс)
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительное образование «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Тимбилдинг (построение команды)
для детей 10-17 лет
Автор-составитель: Петрова Елена Ильинична
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Калуга, 2023
Аннотация
Данная работа представляет опыт методиста и педагога дополнительного образования в проведении интерактивных занятий с детьми среднего и старшего возрастов по формированию soft skills — надпрофессиональных навыков, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Авторы-составители методической разработки имеет опыт реализации мероприятия как в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, так и рамках программы смены в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
Методическая разработка предназначена для педагогов-организаторов, старших вожатых, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, учителей, заинтересованных в формировании компетенций, необходимых в современном обществе.
Представленное мероприятие может использоваться как для сплочения временного детского коллектива смен в сфере отдыха и оздоровления детей, так и для укрепления коллективных связей в стабильной команде.
Пояснительная записка
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детского коллектива (объединения). Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Актуальность представленного «веревочного курса» заключается, прежде всего, в том, что создается реальное поле для проявления сплоченности детей и подростков, осознания ими совместной цели, достижения ее посильными действиями, повышения своей компетентности в области организаторской деятельности.
Игра-соревнование представляет совой вариант «веревочного курса», дополненного заданиями для сплочения коллектива, осознания детьми общей цели команды и необходимых для ее достижения действий. В этом видится новизна представленной методической разработки.
Цель: содействие формированию сплоченной команды временного коллектива, воспитанию товарищеских отношений и взаимопонимания.
Задачи:
Воспитательные:
способствовать осознанию цели коллектива, которая принимается всеми участниками;
создать доверительные отношения между участниками команды;
Обучающие:
заложить основы самостоятельной организаторской деятельности детей;
продемонстрировать действенную форму работы по сплочению коллектива;
Развивающие:
развить коммуникативные способности, лидерский потенциал членов команды;
развить координацию, ловкость, физическую активность детей.
Ожидаемый результат
Удовлетворенность детей в реализации потребности собственной востребованности, общении со сверстниками, проведении интересного досуга.
Работоспособная дружная команда временного детского коллектива, осознанно действующая для достижения общей цели.
Созданное поле деятельности для реализации лидерского потенциала и творческих способностей членов команды.
Привитие детям новых знаний, умений и навыков по организаторской работе.
Более развитая коммуникативная сфера детей.
Чувство удовлетворения от проведенного с пользой для здоровья и саморазвития личности времени.
Способы оценки результата: рефлексия, опрос.
Категория участников: 2-3 команды по 8-15 человек 10-17 лет.
Время проведения: 45-60 минут.
Необходимые ресурсы:
Кадры: «мастера игры» – педагоги или взрослые дети, помощники вожатых (2-4 человека).
Площадка для игры.
Спортзал или спортивная площадка с специальном покрытием размером 10X10м.
Реквизит для игры: канат или веревка для создания «паутины», длина 20м – 1 шт. (или несколько веревок); лавочки (физкультурные) или парты, между которыми натягивается «паутина»; писчая бумага (6-12 листов), фломастеры, ручки или карандаши; планшеты или парты.
Ход игры
Готовится трасса (между лавочками натягиваются зигзагом, перекрещиваясь, веревки, так, чтобы организовать «паутину» длиной 6-10 метров.
Команды тянут жребий, в каком порядке они будут приступать к прохождению испытаний.
По очереди трассу («паутину») проходит 1 участник команды, стараясь не задеть веревку и не сдвинуть «паутину». Если участник допускает ошибку – проходит трассу представитель следующей команды.
Добравшись до конца трассы участник получает задание, бежит к своей команде по свободному от трассы месту. Команда в полном составе выполняет задание.
Команды проходят трассу по очереди, пока одна выполняет задание, вторая команда (1 участник) проходит трассу.
Цель игры для каждой команды – за отведенное время (45-60 минут в зависимости от возраста участников) выполнить как можно больше заданий.
Во время прохождения трассы члены команды не имеют право ругаться, обзываться, шуметь, за это их участник может быть снят с прохождения и ход перейдет к следующей команде.
Побеждает та команда, которая за отведенное время выполнит больше заданий.
Методические рекомендации
В игре принимают участие все дети отряда (команды), если количество не равное, необходимо договориться, кто может пройти трассу повторно.
Если «веревочный курс» проводится не в зале, а на свежем воздухе, обязательно место проведения ограничивается специальной территорией: осмотрите ее заранее на предмет опасных участков (стекла, сильные неровности местности, выступающие корни деревьев и т.п.).
Необходимо настроить детей на достижение цели – прохождение трассы без обзываний и ругательств, дружное выполнение заданий для команд.
Перед началом игры дети должны пройти инструктаж по технике безопасности.
Чтобы команды не затягивали выполнение заданий, рекомендуйте им назначить ответственного тайм-менеджера, который будет следить за временем.
«Мастерам игры» необходимо строго следить за выполнением правил, настраивать детей на достижение цели, не допускать словесные и физические перепалки.
На трассе строго находится один участник игры, следующий приступает только после команды «мастера игры».
«Мастера игры» отслеживают не только прохождение трассы, но и выполнение заданий, дают «добро» на продолжение участия в игре, имеет смысл распределить обязанности: кто из мастеров следит за трассой, а кто-то будет прикреплен к командам, чтобы следить за выполнением заданий. Чем больше команд, тем больше «мастеров игры» необходимо задействовать.
Во время игры стоит присмотреться к ребятам, их действиям, ведь именно в таких испытаниях проявляются лидеры и будущие организаторы.
Поскольку это командная игра-соревнование, необходимо провести награждение лучшей команды (отряда), выдать проигравшей команде памятные дипломы, выделить лучших участников всех команд.
По итогам игры стоит провести рефлексию, обсудив следующие вопросы:
Понравился ли такой «веревочный курс»? Что хотелось бы выделить особенно?
Каким нужно быть, чтобы выиграть в командной игре-соревновании, что нужно сделать, чтобы достичь цели, поставленной перед коллективом?
Справился ли с заданием лично ты? Какой вклад внес в достижение общей цели?
Что хотелось бы изменить в игре? Улучшить? Добавить?
Литература
Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Семья Г.В. – М.: 1998.
Енин, А.В. Психология личности и коллектива. Игровые тесты и тренинги А.В. Енин. – Воронеж: ВОИПКиПРО, ВИИС, 2009.
Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Савченко, М.Ю. Формирование коллектива класса / М.Ю. Савченко, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания для команд
Рассказать хором стих (1 четверостишье) | Построиться по цвету глаз от более темных к светлым |
Прокричать всем вместе: «Когда мы едины, мы непобедимы!» | Построиться по размеру обуви от маленького к большому |
Соединить правые руки всех участников | Нарисовать цветочную поляну, при этом каждый участник рисует 1 цветок |
Произнести хором пословицу «Один в поле не воин» | Написать маленький рассказ о лагере, при этом каждый пишет 1 слово |
Спеть всем вместе 1 куплет песни | Всей командой встать на 4 листа газеты, прокричать фразу: «Мы – команда!», при этом ноги не должны касаться пола (только на газете) |
Построиться в алфавитном порядке по первой букве фамилии | Распутать «клубок», сделанный из участников игры |
Построиться по цвету волос: от светлого к темному | Встав в шеренгу (друг за другом, руки на плечи впередистоящему), пройти необходимое расстояние с закрытыми глазами |
Простоять на одной ноге всей команде сразу 30 секунд. | Всем одновременно прокричать свое имя (дружно) |
Взявшись за руки, всем одновременно присесть на корточки | Всем одновременно хлопнуть в ладоши |
Нарисовать портрет ученика школы, при этом каждый член команды рисует 1 деталь | Всем одновременно сказать: «Я – луноход-1, беру пробу на грунт: хрум-хрум» −, при этом не смеяться. |
Построиться в одну шеренгу, чередуя «мальчик-девочка». | Всем одновременно взять друг друга за уши |
Построить «башню» из рук, при этом каждый держит большой палец предыдущего человека | Построить башню из кубиков как можно выше, так, чтобы она не рассыпалась |
Построить треугольник из всех членов команды, взявшись за руки и при этом закрыв глаза. | Построить красивую фигуру из всех членов команды на счет: «Делай раз! Делай два! Делай три!» |
Прочитать стих А. Барто «Наша Таня громко плачет», используя всех участников «как печатная машинка» (каждый произносит одно слово) | Прыгнуть всей командой одновременно, чтобы на 1 секунду никто не касался пола ногами |
Станцевать «танец маленьких лебедей» всей командой | Нарисовать эмблему своей команды (так, чтобы каждый нарисовал 1 деталь) |
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Гаврииловна Гончарова