Методическая разработка «Тимбилдинг. Сплочение команды» (5–11 класс)

7
2
Материал опубликован 24 August 2023

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительное образование «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги





Тимбилдинг (построение команды)

для детей 10-17 лет






Автор-составитель: Петрова Елена Ильинична

Должность: методист, педагог дополнительного образования





Калуга, 2023


Аннотация

Данная работа представляет опыт методиста и педагога дополнительного образования в проведении интерактивных занятий с детьми среднего и старшего возрастов по формированию soft skills — надпрофессиональных навыков, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

Авторы-составители методической разработки имеет опыт реализации мероприятия как в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, так и рамках программы смены в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

Методическая разработка предназначена для педагогов-организаторов, старших вожатых, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, учителей, заинтересованных в формировании компетенций, необходимых в современном обществе.

Представленное мероприятие может использоваться как для сплочения временного детского коллектива смен в сфере отдыха и оздоровления детей, так и для укрепления коллективных связей в стабильной команде.


Пояснительная записка

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детского коллектива (объединения). Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Актуальность представленного «веревочного курса» заключается, прежде всего, в том, что создается реальное поле для проявления сплоченности детей и подростков, осознания ими совместной цели, достижения ее посильными действиями, повышения своей компетентности в области организаторской деятельности.

Игра-соревнование представляет совой вариант «веревочного курса», дополненного заданиями для сплочения коллектива, осознания детьми общей цели команды и необходимых для ее достижения действий. В этом видится новизна представленной методической разработки.


Цель: содействие формированию сплоченной команды временного коллектива, воспитанию товарищеских отношений и взаимопонимания.

Задачи:

Воспитательные:

способствовать осознанию цели коллектива, которая принимается всеми участниками;

создать доверительные отношения между участниками команды;

Обучающие:

заложить основы самостоятельной организаторской деятельности детей;

продемонстрировать действенную форму работы по сплочению коллектива;

Развивающие:

развить коммуникативные способности, лидерский потенциал членов команды;

развить координацию, ловкость, физическую активность детей.


Ожидаемый результат

Удовлетворенность детей в реализации потребности собственной востребованности, общении со сверстниками, проведении интересного досуга.

Работоспособная дружная команда временного детского коллектива, осознанно действующая для достижения общей цели.

Созданное поле деятельности для реализации лидерского потенциала и творческих способностей членов команды.

Привитие детям новых знаний, умений и навыков по организаторской работе.

Более развитая коммуникативная сфера детей.

Чувство удовлетворения от проведенного с пользой для здоровья и саморазвития личности времени.


Способы оценки результата: рефлексия, опрос.

Категория участников: 2-3 команды по 8-15 человек 10-17 лет.

Время проведения: 45-60 минут.


Необходимые ресурсы:

Кадры: «мастера игры» – педагоги или взрослые дети, помощники вожатых (2-4 человека).

Площадка для игры.

Спортзал или спортивная площадка с специальном покрытием размером 10X10м.

Реквизит для игры: канат или веревка для создания «паутины», длина 20м – 1 шт. (или несколько веревок); лавочки (физкультурные) или парты, между которыми натягивается «паутина»; писчая бумага (6-12 листов), фломастеры, ручки или карандаши; планшеты или парты.

Ход игры

Готовится трасса (между лавочками натягиваются зигзагом, перекрещиваясь, веревки, так, чтобы организовать «паутину» длиной 6-10 метров.

Команды тянут жребий, в каком порядке они будут приступать к прохождению испытаний.

По очереди трассу («паутину») проходит 1 участник команды, стараясь не задеть веревку и не сдвинуть «паутину». Если участник допускает ошибку – проходит трассу представитель следующей команды.

Добравшись до конца трассы участник получает задание, бежит к своей команде по свободному от трассы месту. Команда в полном составе выполняет задание.

Команды проходят трассу по очереди, пока одна выполняет задание, вторая команда (1 участник) проходит трассу.

Цель игры для каждой команды – за отведенное время (45-60 минут в зависимости от возраста участников) выполнить как можно больше заданий.

Во время прохождения трассы члены команды не имеют право ругаться, обзываться, шуметь, за это их участник может быть снят с прохождения и ход перейдет к следующей команде.

Побеждает та команда, которая за отведенное время выполнит больше заданий.


Методические рекомендации

В игре принимают участие все дети отряда (команды), если количество не равное, необходимо договориться, кто может пройти трассу повторно.

Если «веревочный курс» проводится не в зале, а на свежем воздухе, обязательно место проведения ограничивается специальной территорией: осмотрите ее заранее на предмет опасных участков (стекла, сильные неровности местности, выступающие корни деревьев и т.п.).

Необходимо настроить детей на достижение цели – прохождение трассы без обзываний и ругательств, дружное выполнение заданий для команд.

Перед началом игры дети должны пройти инструктаж по технике безопасности.

Чтобы команды не затягивали выполнение заданий, рекомендуйте им назначить ответственного тайм-менеджера, который будет следить за временем.

«Мастерам игры» необходимо строго следить за выполнением правил, настраивать детей на достижение цели, не допускать словесные и физические перепалки.

На трассе строго находится один участник игры, следующий приступает только после команды «мастера игры».

«Мастера игры» отслеживают не только прохождение трассы, но и выполнение заданий, дают «добро» на продолжение участия в игре, имеет смысл распределить обязанности: кто из мастеров следит за трассой, а кто-то будет прикреплен к командам, чтобы следить за выполнением заданий. Чем больше команд, тем больше «мастеров игры» необходимо задействовать.

Во время игры стоит присмотреться к ребятам, их действиям, ведь именно в таких испытаниях проявляются лидеры и будущие организаторы.

Поскольку это командная игра-соревнование, необходимо провести награждение лучшей команды (отряда), выдать проигравшей команде памятные дипломы, выделить лучших участников всех команд.

По итогам игры стоит провести рефлексию, обсудив следующие вопросы:

Понравился ли такой «веревочный курс»? Что хотелось бы выделить особенно?

Каким нужно быть, чтобы выиграть в командной игре-соревновании, что нужно сделать, чтобы достичь цели, поставленной перед коллективом?

Справился ли с заданием лично ты? Какой вклад внес в достижение общей цели?

Что хотелось бы изменить в игре? Улучшить? Добавить?


Литература


Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Семья Г.В. – М.: 1998.

Енин, А.В. Психология личности и коллектива. Игровые тесты и тренинги А.В. Енин. – Воронеж: ВОИПКиПРО, ВИИС, 2009.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Савченко, М.Ю. Формирование коллектива класса / М.Ю. Савченко, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2007.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания для команд



Рассказать хором стих

(1 четверостишье)



Построиться по цвету глаз от более темных к светлым


Прокричать всем вместе:

«Когда мы едины, мы непобедимы!»



Построиться по размеру обуви от маленького к большому


Соединить правые руки всех участников


Нарисовать цветочную поляну, при этом каждый участник рисует 1 цветок


Произнести хором пословицу

«Один в поле не воин»



Написать маленький рассказ о лагере, при этом каждый пишет 1 слово



Спеть всем вместе 1 куплет песни

Всей командой встать на 4 листа газеты, прокричать фразу: «Мы – команда!», при этом ноги не должны касаться пола

(только на газете)


Построиться в алфавитном порядке по первой букве фамилии



Распутать «клубок», сделанный из участников игры


Построиться по цвету волос: от светлого к темному


Встав в шеренгу (друг за другом, руки на плечи впередистоящему), пройти необходимое расстояние с закрытыми глазами


Простоять на одной ноге всей команде сразу 30 секунд.


Всем одновременно прокричать свое имя (дружно)



Взявшись за руки, всем одновременно присесть на корточки


Всем одновременно хлопнуть в ладоши


Нарисовать портрет ученика школы, при этом каждый член команды рисует 1 деталь



Всем одновременно сказать: «Я – луноход-1, беру пробу на грунт: хрум-хрум» −, при этом не смеяться.


Построиться в одну шеренгу, чередуя «мальчик-девочка».



Всем одновременно взять друг друга за уши


Построить «башню» из рук, при этом каждый держит большой палец предыдущего человека


Построить башню из кубиков как можно выше, так, чтобы она не рассыпалась


Построить треугольник из всех членов команды, взявшись за руки и при этом закрыв глаза.



Построить красивую фигуру из всех членов команды на счет: «Делай раз! Делай два! Делай три!»


Прочитать стих А. Барто «Наша Таня громко плачет», используя всех участников «как печатная машинка» (каждый произносит одно слово)


Прыгнуть всей командой одновременно, чтобы на 1 секунду никто не касался пола ногами



Станцевать «танец маленьких лебедей» всей командой



Нарисовать эмблему своей команды (так, чтобы каждый нарисовал 1 деталь)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Увлекательно! Особенно задание построиться по цвету волос!

24 August 2023

Спасибо за интересные и увлекательные конкурсы!

24 August 2023

Похожие публикации