Урок биологии «Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа» (8 класс)

3
0
Материал опубликован 1 November 2023 в группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тердунова Ирина Юрьевна,

учитель биологии МОАУ «СОШ № 86» г. Оренбурга

Класс:

8

Тема урока:

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа.

Тип урока:

Урок общеметодологической направленности

Цель урока:

Создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Задачи урока:

Воспитательные:

Развивающие:

Обучающие:

Формирование интереса к предмету, осуществить эстетическое воспитание учащихся при ознакомлении их с разнообразием форм кишечнополостных животных.

Развитие умений учащихся работать с текстом, наглядными пособиями, выверять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование знаний об особенностях строения кишечнополостных, образа жизни, расширение понятийного аппарата.

Планируемые результаты урока

Личностные:

Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

фомирование умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

учиться отличать правильно выполненное задание от неверного;

 умение анализировать и оценивать свою работу и полученный результат Познавательные УУД:

Умения использовать научные методы познания;

приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий;

наблюдать и делать выводы;

определять границы знания/незнания;

КоммуникативныеУУД:

Умение работать в группах;

слушать и понимать речь своих товарищей;

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий: устанавливать очередность действий;

уважительного отношения к одноклассникам;

умение  строить речевое высказывание в устной форме.

Предметные:

-Обучающиеся должны знать особенности строения кишечнополостных, как  низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания.

-Уметь распознавать  и сравнивать различные клетки гидры, знать их функции и значение.

Педагогические технологии:

технология проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, технология личностно-орентированного обучения, элементы информационно-коммуникативных технологий, технология критического мышления

Педагогические приемы и методы:

Развивающие методы, репродуктивный метод, приемы развивающего обучения, приемы, направленные на развитие самоконтроля, взаимоконтроля, наглядные(работа с рисунками), практические(составление кластера), поиск информации, дедуктивные( анализ, применение знаний, обобщение).

Формы организации работы:

фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Межпредметная связь:

География, история, математика

Оборудование:

Компьютер, мультемедийный проектор, доска, раздаточный материал

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., презентация, видео-ролик «Сцифоидная медуза», наглядный и раздаточный материал.

Содержание урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия (оргмомент)

Задачи этапа:

Подготовить класса к быстрому включению обучающихся в деловой ритм, Стабилизация эмоционального состояния.

Приемы и методы: фронтальная

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места учащихся и учителя, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Включается заставка из слайда, звучит музыка.

-Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать вас на нашем корабле и прямо сейчас мы отправляемся в путешествие! Для этого у вас есть все. У Вас есть глаза, чтобы увидеть информацию, у Вас есть разум, чтобы её воспринять, у Вас  есть смелость, чтобы последовать моим советам, у Вас есть Все , чтобы  " подняться на вершину знаний"! Поэтому не будем стоять на месте, а будем двигаться только вперед!

А нам в помощь будет Судовой журнал, который вы найдете на своей парте. В нем мы будем выполнять задания, и делать записи! (Приложение 1)

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя, настраиваются на работу, изучают Судовой журнал.



t1698850616aa.png

Слайд 2

https://music.yandex.ru/album/3869584/track/267292

Этап актуализации и пробного учебного действия

Задачи этапа:

Осуществить контроль по результату и по способу действия.

Приемы и методы:

Фронтальный опрос

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Какое царство живой природы мы изучаем?

Назовите признаки царства животные

(отвечают по цепочке).

Почему возможности одноклеточных в освоении новых сред обитания и источников питания ограниченны?

Как вы думаете, чем клетки многоклеточных организмов отличаются от клеток одноклеточных организмов?

Назовите гипотезы происхождения многоклеточных организмов.

К какому типу относят наиболее примитивные многоклеточные организмы?

Прошел первый этап – устный счет. Оцените себя в Судовом журнале.

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

Отвечают на вопросы.

Проводят самопроверку.


t1698850616ab.png

Приложение 1-Судовой журнал

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Приемы и методы: Развивающие методы

Это животное обладало огромными размерами. Практически во всех источниках ее сравнивают по размерам с Цербером, ибо тело ее было телом собаки. Но вместо собачей головы у нее было несколько змеиных голов, причем количество их варьировалось от 7 до 100, причем одна из ее голов была бессмертной, и часто ее изображали полностью золотой. Самое интересное, что если отрубить одну из голов, то на ее месте сразу же вырастали 2 новые. При этом считалось, что все ее головы обладали ядовитым дыханием, а главная голова – вообще могла изрыгать огонь. Кроме того, она могла убить человека, даже если тот сумел проскользнуть мимо нее. Для этого ей достаточно было подуть на его следы, после чего смертного настигала ужасная участь.

Затрудняются ответить зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)


t1698850616ac.png

Слайд 3

Целеполагание и мотивация

(подготовка к основному этапу занятия)

Задачи этапа постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Приемы и методы: Репродуктивный метод

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? «Тип Кишечнополостные» (Особенности организации на примере Гидры пресноводной» Подумайте, что конкретно мы хотим узнать сегодня? И что нам в этом поможет? (рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и доказать её принадлежность к царству животных)

Предлагают и согласовывают тему урока, формулируют цель.

Выбирают способ построения нового знания, а так же средства для построения нового знания


Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Задачи этапа: подготовить ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществить логический переход к основному этапу урока.

Приемы и методы: индивидуальная, работа в парах,

приемы развивающего обучения

приемы, направленные на развитие самоконтроля, взаимоконтроля, приемы обучения смыслового чтения и работы с текстом.

Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока. К кишечнополостным относят более 9 видов. Это исключительно водные животные, преимущественно морские. Среди них встречаются как свободноживущие, так и прикрепленные ко дну или водным предметам.

Посмотрите на экран- попробуйте описать внешнее строение гидры, коралла.


Выдвигают различные гипотезы, предлагают методы исследования.

Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Отвечают на вопросы.



t1698850616ad.png











Слайд 4





t1698850616ae.png









Сt1698850616af.png лайд 5











Слайд 6

Динамическая пауза

Задачи этапа: обеспечить двигательную активность обучающихся

Учитель проводит динамическую паузу.

Пора сделать перерыв и хорошенько отдохнуть перед дальнейшим погружением!

Ученики выполняют упражнения под песню Пираты Карибского моря.

Аудиозапись

https://sparkmusic.ru/?mp3=Танец+–+пираты+карибского+моря

Этап включения изученного в систему знаний

Задачи этапа: создать продуктивную деятельность обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

Приемы и методы:

Работа с таблицами

Работа в группах

Развитие математической грамотности

Учитель организует работу в группах. Каждая группа выбирает биологическую задачу из Судового журнала. Обучающиеся определяют проблему и принимают решение, которое сообщает представитель группы и предлагают советы для решения этой проблемы.

1. В теле кораллов (тип кишечнополостные) нашли себе приют одноклеточные жгутиковые водоросли – зоо-ксантеллы, а в порах «скелета» — еще и нитчатые зеленые водоросли. Они-то и окрашивают живые ткани полипов зеленоватые и желтоватые тона. Какое значение может иметь такое сожительство?

2. Одним из подвигов Геракла, героя древнегреческих мифов, было уничтожение девятиглавой гидры, которая обитала в Лернейском болоте. Она пожирала путников и от­равляла дыханием все живое. Вступив в единоборство, Геракл отрубил одну за другой головы чудовища, но на месте отрубленной вырастали две новые. Что могло послужить обоснованием для возникновения таких мифов?

3. Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?

Смотрят короткометражный фильм

Отвечают на вопросы: Какие есть опасные медузы? Что делать если произошел контакт с медузой?

Какие методы предосторожности нужно соблюдать, отдыхая на море?

Фиксируют ответы в судовом журнале

Устно работают с учителем

https://yandex.ru/video/preview/4471811121922272553

Контроль и самоконтроль.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Приемы и методы:

самоконтроль и взаимоконтроль деятельности детей

Организует выполнение задания – составить кластер, отражающий общие признаки типа Кишечнополостные (делает заготовку на доске)


Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

Ребята выполняют задания и проводят самооценку.



Этап рефлексии учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Рефлексия:

Пятерочка“ или «Пять пальцев»

На листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на доску и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею. 

«Мысль» - мизинец (какие знания я приобрел)

«Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» - большой (как я физически себя чувствовал) (приложение2)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы



Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Задачи этапа: создать условия для успешного выполнения домашнего задания.

Учитель задает дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание: параграф 18

Учащимся предлагается выбрать творческое домашнее задание.

1 Сделать макет гидры пресноводной из любого материала.

2 Подготовить сообщение о кишечнополостных животных (медузах, кораллах, актиниях).


Итог урока

Задачи этапа:

соотнести полученный результат с намеченной целью занятия и дать оценку успешности ее достижения, наметить перспективу деятельности на следующее занятие

Учитель собирает судовые журналы, прощается с обучающимися.

Ребята вы отлично постарались и прошли путешествие, вы узнали много новой информации, которая обязательно вам пригодиться! До новых встреч!


Сдают судовые журналы учителю.
























Приложение 1- Судовой журнал


t1698850616ag.png

t1698850616ah.png









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации