Семинар-практикум «Активные методы обучения»

0
0
Материал опубликован 27 May 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«________________________________-»

Джанкойского района Республики Крым













ММО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Семинар – практикум

«Активные методы обучения»







Подготовила и провела:

учитель начальных классов

( )







сt1590587504aa.gif . Рощино

Муниципальное методическое объединение учителей начальных классов

Семинар-практикум


Тема: «Активные методы обучения».


Цель:

определить сущность АМО и необходимость их применения учителями начальных классов в учебно-воспитательном процессе.


Задачи:

- познакомить учителей с понятием, содержанием и особенностями АМО;

- рассмотреть классификации и характеристику АМО;

- показать эффективность применения АМО на разных этапах урока;

- выявить опыт учителей по данной теме;

- создать благоприятную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.


Оборудование:

презентация «Активные методы обучения»;

визитные карточки;

трафареты ладошек по количеству участников;

картинки деревьев и фруктов;

трафарет светофора, кружки зеленого, красного и желтого цветов;

картинки шарика и тучки;

таблица «Стратегии обучения»; карточки для работы в группах;

таблица «Составление кластера»;

музыкальное сопровождение к АМ релаксации;

таблица «На линии огня»,

белая бумага, фломастеры, цветные карандаши.







План проведения семинара


I. Организационная часть.

1. Открытие семинара. Сообщение плана работы семинара. Цели и задачи семинара.

2. Тренинг-настрой. АМ «Поздоровайся ладошками».

3. Упражнение «Представление» («Визитная карточка»).

4. Упражнение «Что себе подарить?»

II. Вступительная часть.

1. Выяснение ожиданий и опасений участников семинара. АМ «Фруктовый сад» («Ладошки»).

2. Методическая разминка «В школе животных».

3. Вызов. Включение в тему семинара. Дискуссия.

4.Актуализация знаний педагогов по теме семинара. Работа в группах.

АМ «Светофор».

III. Теоретическая часть.

Выступление-презентация по теме «Методы обучения в условиях реализации ФГОС».

IV. Практическая часть.

1. Мастер-класс «Применение АМО на разных этапах урока в начальных классах».

2. Упражнение «Три рисунка».

3. Притча «Девочка и море».

V. Рефлексия.

1. АМ «Фруктовый сад» («Ладошки»).

2. Обмен опытом по внедрению АМО в начальных классах.

VI. Итог семинара-практикума.













ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА


«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее добывать»

А. Дистервег


I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.


1. Открытие семинара. Приветствие. Сообщение плана работы семинара. Цели и задачи семинара.


2. Упражнение «Представление» («Визитная карточка»).


Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя и изображает цветок, с которым он себя ассоциирует. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.


3. Тренинг-настрой. АМ «Поздоровайся ладошками».


Ведущий:

- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками!»

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя).


Формирование групп.

Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группах.


4. Упражнение «Что себе подарить?»


II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.


1. Выяснение ожиданий и опасений участников семинара.

АМ «Фруктовый сад» («Ладошки»).


Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад» .
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).


Ведущий:

-А мы с вами запишем на «Ладошках».

Давайте определим, что вы ожидаете от нашего семинара, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне ладони напишите ожидания, а на другой опасения.

В конце занятия мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мероприятии.

2. Методическая разминка «В школе животных».

Цель - сфокусировать внимание участников мероприятия на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.


Ведущий рассказывает притчу:

-Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.


3. Вызов. Включение в тему семинара. Дискуссия.


Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.

1.Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

2.Как учить разных учеников?

3.Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

(Ответы участников семинара).


Ведущий

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.


4.Актуализация знаний педагогов по теме семинара. Работа в группах.

Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что несмотря на наличие огромного количества исследований в области новых образовательных технологий, в педагогической практике продолжают доминировать пассивные методы. Можно назвать следующие причины:

более длительная традиция использования пассивных методов,

недоверие к относительно инновационным методам,

отсутствие собственного опыта интерактивного обучения у педагогов,

недостаточная методическая подготовленность педагогов.


Различия между пассивными, активными и интерактивными методами.


Многие хотели бы определить для себя разницу между пассивными, активными и интерактивными методами обучения.

Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса.

Поэтому предлагаем вам немного поработать.


Работа в группах.


Цель: актуализировать знания педагогов о пассивных, активных и интерактивных методах обучения.

Ведущий:

-Одной из самых популярных интерактивных форм работы у многих педагогов считается групповая работа. Как вы думаете, почему?


t1590587504ab.gif


t1590587504ac.gif

t1590587504ad.gif

Сейчас мы предлагаем вам одну из форм деления на группы. Вы выбираете карточку с рисунком, по рисунку определите к какой стратегии (пассивных, активных или интерактивных методов) относится данный рисунок. Выбираете эту стратегию, которую, по вашему мнению, раскрывает рисунок. (пересаживаетесь в эту группу). Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор, и результаты работы группы оформите на листе, заполняя таблицу:



Стратегии обучения


________________________________________методы


Роль учителя

Роль ученика

Способ взаимодействия

Источник информации














Слова для справок: Субъект процесса, пассивный объект, участник процесса, ведет исследование, центральная фигура, эксперт, консультант, определяет направление работы, источник информации,
линейное взаимодействие, круговое взаимодействие, совместное обсуждение;
книги, словари, сборники, ИКТ;
одностороннее взаимодействие, предлагает идеи, обучение через
проживание опыта, создаёт условия для инициативы учащихся;
нет инициативы, нет творчества; задаёт вопросы … .


Ведущий:

-А сейчас мы просим каждую группу представить свои результаты работы.

Предложите свои варианты использования данного приема на уроках математики и т.д.


Выступления групп.

Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:

одностороннее, линейное взаимодействие;

учитель - центральная фигура, он источник информации;

он распределяет время, работу;

много контролирует;

ученик - пассивный объект воздействия;

класс - масса;

нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;

нет инициативы учащихся, самостоятельности.

Активные стратегии или методы кругового воздействия.

Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:

учитель источник информации, эксперт;

ученик уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;

темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;

нет жесткой структуры занятия, т.к. учитель готов действовать по ситуации.

Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия.

Роль преподавателя резко изменяется:

он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

его роль- определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;

он консультант, помощник при серьезных затруднениях;

учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;

источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

процесс обучения во многом идет через проживание опыта.


АМ «Светофор»

(зеленый свет – согласен, желтый свет – сомневаюсь, красный свет – не согласен).

Вопросы для обсуждения:

- Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. (+)

- АМО можно применять на всех этапах урока. (+)

- Для каждого этапа урока используются свои методы обучения. (+)

- АМО строятся в основном на монологе (-), диалоге. (+)

- Учение – объект обучения. (-)

- Учитель – наставник, модератор, консультант. (+)


III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


Выступление-презентация по теме «Методы обучения в условиях реализации ФГОС» (СЛАЙД 1).


Переход начального общего образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ» (СЛАЙД 2).

На слайде (СЛАЙД 3) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.


Методологической основой ФГОС НОО (СЛАЙД 4)

является системно-деятельностный подход (СЛАЙД 5), который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

-  ставит цели,

-  решает задачи,

-  отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.


Меняется содержание образования, его методы и формы. (СЛАЙД 6)

Новый результат формулируется в виде конкретных задач:  

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения


Меняется и представление об уроке.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.


Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. (СЛАЙД 7). Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания.

2. Уроки рефлексии.

3. Уроки общеметодологической направленности.

4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. предъявление контролируемого варианта;

2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

  Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. Написание учащимися варианта контрольной работы.

2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.

3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

 

Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:

активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения. (СЛАЙДЫ 8-9). Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. (СЛАЙД 10).

Особенностями пассивной модели (СЛАЙД 11) является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы (СЛАЙД 12) предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное. Интерактивная технология (СЛАЙД 13) своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся субъект познания нового.

Вместе с тем, психологи отмечают, что и интерактивные методы обучения не являются единственно верными. Интерактивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучаемых.

Как же правильно выбрать методы обучения? (СЛАЙД 14)

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

(СЛАЙД 15)

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развивали бы универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.


Актуальность данной проблемы подвела меня к выбору темы самообразования «Формирование ключевых компетентностей младших школьников путем внедрения активных методов обучения в условиях реализации ФГОС НОО». (СЛАЙД 16)


Цель: теоретическое обоснование и апробирование активных методов обучения на уроках, как условие формирования ключевых (учебно – познавательных) компетенций младших школьников.

Задачи: изучить теоретические аспекты по проблеме; поиск методов развития ключевых компетенций учащихся; проанализировать работу по формированию ключевых компетенций у детей средствами диагностики; создать методические разработки уроков.

Методы исследования: эмпирические: анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций на основе использования активных методов обучения.

Объектом моего исследования являются активные методы обучения школьников в педагогическом процессе.

Предметом исследования является процесс формирования ключевых компетентностей учащихся через использование активных методов обучения.

Гипотеза исследования: я предполагаю, развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения, если:

учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;

педагог будет понимать значимость использования активных методов обучения в целях развития и воспитания школьников.

(СЛАЙД 17-18)

Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20–30 % аудиторных занятий.

За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни.

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов обучения в учебном процессе.


(СЛАЙДЫ 19-20)

Сегодня я хочу рассказать об АМО, которые позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.

АМО строятся на:

деятельностном подходе к обучению,

использовании знаний и опыта обучающихся,

вовлечении в процесс всех органов чувств,

групповой форме организации работы,

разнообразных коммуникациях,

творческом характере обучения,

практической направленности,

диалоге и полилоге,

интерактивности,

игровом действе,

рефлексии, движении.


Эффективность АМО (СЛАЙД 21) определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Все это является одним из главных требований ФГОС.

При использовании АМО принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей. 

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учащихся класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, АМО направлены именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. АМО эффективно решают эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.


IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


1. Мастер-класс «Применение АМО на разных этапах урока в начальных классах».

(СЛАЙД 22)

Сегодня вы наглядно увидите возможность применения различных АМО на всех этапах учебного занятия.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа


АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НАЧАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(СЛАЙД 23)

Активные методы начала образовательного мероприятия эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

АМ начала образовательного мероприятия:

«Подари подарок другу».

«Поздоровайся локтями».

«Поздоровайся глазами».

«Добро в ладошке».

«Индейское имя».

«Галерея портретов».

«Расскажи о себе».

«Круг дружбы».

«Познакомься с игрушкой».

«Любознательная Людмила».

«Представление» («Визитная карточка»).

«Поздоровайся ладошками».

«Фруктовая корзина».

«Мой цветок».

«Поздоровайся частями тела».

«Летающие имена».

«Комплименты».

«Измерим друг друга».

«Улыбка».


АМ «ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ» (СЛАЙД 24)

Цель:

- встреча друг с другом, приветствие, знакомство,

- содействовать возникновению межличностных коммуникаций,

- обеспечить позитивный настрой к началу урока,

- разгрузить эмоциональную напряжённость.

Численность – весь класс.

Время – 5-10 минут.

Подготовка: следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.


Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.



АМ ВЫЯСНЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, ОЖИДАНИЙ И ОПАСЕНИЙ

(СЛАЙД 25)

Методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений:

«Фруктовый сад».

«Что у меня на сердце».

Поляна снежинок».

«Солнышко и туча».

«Лицензия на приобретение знаний»

«Мишка боится, что …».

«Воздушные шарики».

«Голуби».

«Дерево ожиданий».

«Разноцветные листы».

«Список покупок».

АМ «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

(СЛАЙД 26)

Цель: Выяснить ожидания и опасения детей от предстоящей деятельности.

Материалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков и тучек, плакат, фломастеры, скотч, листочки бумаги.

Время работы: 5 мин.

Проведение:

Педагог заранее подготавливает ватман с нарисованным на нем человечком (ребенком). Каждому ребенку раздается по вырезанному из цветной бумаги воздушному шарику и тучке.

Каждому ребенку предлагается озвучить свои ожидания и опасения от предстоящей деятельности. Ожидания - это воздушные шарики, а опасения - тучки. Шарики и тучки прикрепляются скотчем к общему ватману: шарики – над человечком, тучки – справа и слева от него.

По мере проведения деятельности несбывшиеся тучки - опасения можно убирать.


АМ ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Активные методы презентации учебного материала (СЛАЙД 27)

позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Активные методы презентации учебного материала

«Инфо-угадай-ка».

«Написание синквейна».

«Написание эссе».

«Лекция со стопами».

«Ковер идей».

«Мозговой штурм».

«Составление кластера».

«Пометки на полях» (или «Инсерт»).

«Маркировочная таблица».

«Золотой ключик».

«Ажурная пила».

АМ «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА» (СЛАЙД 28)

            Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. 

Цель: структурирование учебного материала.

Участники: все учащиеся.

Материалы: плакат, схемы.

Проведение:

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.


Знакомство с составлением кластера проводится в следующей последовательности:

1. Объясняются правила составления кластера.

2. Приводится несколько вариантов составления кластеров.

3. Задается тема для составления кластера.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Творческая работа в группах. Составление кластера на заданную тему.

6. Выступления групп. Заслушиваются варианты составления кластеров.


1. Объясняются правила составления кластера.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Записывается в центре листа ключевое понятие, например: ЧАСТИ РЕЧИ, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

2. Приводится несколько вариантов составления кластеров.

_ Уважаемые коллеги, предлагаю вам вариант составления кластера по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» (СЛАЙД 29).

3. Задается тема для составления кластера.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках

продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения».

4. Фиксируется время на данный вид работы.

Время проведения: 10-15 минут.

5. Творческая работа в группах. Составление кластера на заданную тему.

6. Выступления групп. Заслушиваются варианты составления кластеров.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (СЛАЙД 30).


АМ «НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА»


Цели: представление нового материала, структурирование материала.

Группы: все участники.

Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Проведение:

1.Объясню правила написания синквейна.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от учащихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы (СЛАЙД 31):

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, синоним, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.


2.В качестве примера приведу несколько синквейнов.

Написание синквейна требует от учащегося в кратких выражениях подать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Например, составим синквейн со словом «степь». (СЛАЙД 32)

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках окружающего мира при изучении природных зон.

Степь.

Бескрайняя, плодородная.

Простирается, славится, разрушается.

Степь – это царство тепла и сухих ветров..

Зона.

Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления

характеристики героя (СЛАЙД 33).

Для примера можно взять произведение В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».


Роза.

Нежная, душистая.

Росла, плакала, расцвела.

Лучшее происшествие в жизни розы.

Красота.

3. Практическая работа в группах.

Тема синквейна: «Активные методы обучения».

4.Время проведения:10-15 минут.

5. Выступления групп.

Заслушиваются варианты синквейнов (СЛАЙД 34).


АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Активные методы релаксации (СЛАЙД 35):

«Четыре стихии».

«Постройся по росту».

«Пантомима».

«Земля, воздух, огонь и вода»

«Домик, мышки, землетрясение».

«Обезьяна, слон. Пальма».

«Переполох на заднем дворе».

«Тряпичная кукла и солдат».

«Энергия - 1».

«Роботы».

«Красная Шапочка и Серый Волк».

«Шест».

АМ «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» (СЛАЙД 36)


Цель: расслабление, восстановление энергии в классе.

Численность: весь класс.

Время: 5-10 минут.


Проведение:

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь.

Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете.

Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку.



АМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!

Для работы над темой урока (СЛАЙД 37):

«Ульи»

«Визитные карточки»

«Экспертиза»

«Карта группового сознания»

«Парный выход»

Для проведения дискуссии и принятия решений:

«Cветофор»

«Приоритеты»

«На линии огня»

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся: «Инфо-карусель»

«Автобусная остановка»

«Ярмарка»

«Экспресс-портрет»


АМ «АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА»

АМ представления материала самостоятельной работы обучающихся

(СЛАЙД 38)

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек.
Численность: весь класс.
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.


АМ «НА ЛИНИИ ОГНЯ»

АМ проведения дискуссии и принятия решения

(СЛАЙД 39)

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в группах.
Численность: весь класс.
Время: 15-20 мин.
Проведение:

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.


Знакомство с основными правилами проведения АМ «На линии огня»:

1. Объясняются правила проведения.

2. Приводится несколько вариантов проведения.

3. Задается тема для проведения дискуссии.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Творческая работа в группах. Составление аргументов «за» (1 группа) и «против» (2 группа) на заданную тему.

Тема: «Активные методы обучения».

6. Выступления групп. Дискуссия «На линии огня» по теме «Активные методы обучения».

  Аргументы «за» (СЛАЙД 40):

Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Практически исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуктивные решения, участвовать в дискуссиях. Общаться с другими людьми.

АМ развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

АМ снимают нервную нагрузку школьников, дают возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика.

Активные методы обучения помогают учить учащихся самостоятельно добывать знания,

Активные методы обучения помогают развивать интерес к предмету,

позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Формирование положительной учебной мотивации; • повышение познавательной активности учащихся; • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; • стимулирование самостоятельной деятельности; • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления; • эффективное усвоение большого объема учебной информации; • развитие творческих способностей и нестандартности мышления; • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; • развитие навыков самостоятельного умственного труда; • развитие универсальных навыков.

Аргументы «против» (СЛАЙД 41):

Даже АМ обучения не могут преодолеть нежелание ребенка участвовать в процессе обучения.

Для некоторых детей АМ являются чем-то, что разрушает их привычное понимание процесса обучения, что вызывает внутренний дискомфорт.

Несмотря на выслушивание разных мнений, может доминировать мнение одного учащегося, если выступающий психологически доминирует в группе.

Для некоторых учащихся работа в команде с использованием АМО – это возможность ничего не делать.

Если учитель в должной мере не владеет АМО, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :

не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение АМО может увести от основной цели урока – получение знаний по конкретной теме.


Вывод:

Как показывает практика использования АМО, они способствуют не только эффективной организации учебного процесса, активизации процесса обучения, но и учат детей конструктивному общению, поиску компромиссов, что немаловажно в современной школе. Поэтому я говорю активным методам обучения: ДА!


АМ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.


Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы (СЛАЙД 42):


«Ресторан».

«Ромашка».

«Мудрый совет».

«Итоговый круг».

«Комплименты».

«Письмо самому себе».

«ХИМС».

«Чемодан наших успехов, достижений».

«Солнышко и туча».

«Все у меня в руках!»

«Что я почти забыл?»

«Аплодисменты по кругу».


АМ «РОМАШКА»

(СЛАЙД 43)

Этот метод помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.

Цель: позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Время: 5-8 минут.
Численность: все ученики.
Материал: лист большого формата, ромашка с отрывными лепестками.

Проведение:

     Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.


АМ «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ»

Цель: снять напряжение и усталость; поблагодарить всех участников за работу.

Время: 6-8 минут.
Численность: все участники.

Проведение:

Все участники сидят по кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру и т.д. Таким образом. Начинают хлопать все участники.


 

АМ «Воздушные шарики»

Заключительная часть метода «Воздушные шарики»

(проводится в конце урока)


Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Участники: все обучающиеся.

Численность: все участники.

Необходимые материалы: карточки с изображением шарика и тучи для каждого ученика.

Проведение:

Каждый ученик подходит к своему шарику и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает шарик на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание шариков над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.


Подведение итогов мастер-класса

Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся. 
Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. 
Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни. 
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют: 
а) формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

б) получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

в) повышению активности и самостоятельности учащихся;

г) овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

д) осознанию учеником ценностей совместного труда;

е) повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы.


Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

Заключение. (СЛАЙД 44)

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.

Я надеюсь, что вам удалось получить базовое представление об АМО и их возможностях. Если же у вас возникло желание более подробно познакомиться с этими методами, вы можете найти информацию на сайте www.moi-universitet.ru (СЛАЙД 45)

Также я предлагаю вам диски, где содержится методическая копилка активных методов обучения для использования на разных этапах урока.

2. Упражнение «Три рисунка».


V. РЕФЛЕКСИЯ.

1. АМ «Фруктовый сад» («Ладошки»).

2. Притча «Все в твоих руках».

В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и нужным, а самое главное, успешным.


3. Обмен опытом по внедрению АМО в начальных классах.

4. Коллективное исполнение песни-караоке «Улыбка».


VI. ИТОГ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА.

Ещё Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”, а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.




















31


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.