Материал на проверке

Конспект ознакомительного урока для первого класса «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок»

2
0
Материал опубликован 21 September 2015

Ход урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности

 

-Сейчас у нас урок математики.

- Скажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (осень)

-Чего нам не хватает в отличие от лета? (тепла, солнечных лучей, солнышка)

- Правильно. И сегодня к нам на урок пришел гость – это солнышко, которое будет дарить вам тепло, будет радоваться за ваши успехи, а вы не огорчайте ее и за хорошую работу она будет давать вам свои лучики.

- И солнышко принесло вам первое здание: Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

1. Сколько шей у пяти журавлей? (5)

2. Утренняя еда до обеда? (завтрак)

3. Первый день недели? (понедельник)

4. Назови осенние месяцы? (сентябрь, октябрь. ноябрь)

5. Назови три математических знака? (+, -. =)

- А теперь сосчитайте, сколько всего игрушек?

К Наташи – кукла Маша,

Мишка плюшевый – у Паши,

У Танюшки – кошка.

У Жени – матрешка.

Лошадка у Павлуши,

Машина – у Илюши.(6 игрушек)

- Молодцы, солнышко очень довольно вашей работой, ей понравилось, как вы отвечали. Ей очень интересно, как вы будете работать дальше и оно хочет остаться.

- и давайте мы расскажем нашему солнышку, что мы будем делать дальше и проведем игру, которая называется «Заселяем домик». Как вы думаете, какое задание здесь будет?

- На доске у меня карточки с цифрами. Вам нужно выбрать нужный и проговорить, как получилось число 5?

5 это 4 да1

5 это 3 да 2

5 это 2 да 3

5 это 1 да 4

- Ребята, а можем ли мы заселить в окошко 3 и 4? (нет, в ответе получится больше, чем 5)

- Молодцы! Что мы сейчас с вами повторили?

- Давайте еще раз хором прочитаем состав числа 5?

 

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Ребята, посмотрите, что-то невообразимое творится на доске.

 

 

 

 

 

 


- Я не понимаю, что это такое, непонятная запись какая то. (Это точки, линии прямые и кривые, отрезок)

- Ой, ребята, а я и не знала. А правы ли вы, давайте разберемся, а для этого мы сегодня с вами отправляемся в путешествии в чудесную страну под названием «ГЕОМЕТРИЯ».

- Кто же знает, что такое геометрия? (в переводе с греческого означает «землемерие», «гео» – земля, «метрио» – измерять.)

- Появление геометрии было связано с разными измерительными работами, при строительстве зданий. Обычно с геометрией знакомятся в 5 классе, а мы с вами познакомимся с этой интересной наукой в 1 классе.

 

 

III. Выявление места и причины затруднения

-Ребята, сейчас я хочу загадать вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, какими инструментами пользуются в стране геометрии.

Палочка волшебная

Есть у меня друзья.

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход. (Карандаш)

 

В тетради я бываю

Косая и прямая

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

-Ребята, а понадобятся ли нам эти измерительные приборы на сегодняшнем уроке?

- Ребята, а как вы думаете, какое из этих объектов (линия, точка, отрезок) является главным в геометрии? (Открывается доска, на котором изображена Веселая Точка)

- Верным помощником и экскурсоводом в стране Геометрии будет веселая точка. Как вы думаете, почему? (Из точек состоят линии)

- Ребята, а такую ли большую точку мы будем изображать в тетради и на доске? (нет, легким прикосновением карандаша или ручки к бумаге) Давайте построим из точек линию.

- Теперь открыли тетради и нарисуйте точку, а солнышко смотрит на вас, как у вас получается.

-Ребята, что такое у меня изображено на доске? (линии)

 

 

 

 

 

 


 

 

- Как называются эти линии? (прямая линия и кривая линия)

- Чем прямая линия отличается от кривой линии? (Нужно воспользоваться чертежным инструментом, чтобы начертить прямую линию)

-У вас карточки на парте. Что изображено на нем? (Прямая и кривая линии)

-Давайте проверим, так ли это? (Подставить линейку)

- Как называется этот чертежный инструмент? (линейка)

-Почему ее так назвали? (Чертит прямые линии)

- Про линейку даже есть стихотворение:

Я – линейка,

Прямота – моя главная черта.

- Начертите в ваших тетрадях одну прямую линию и одну кривую. (Один работает у доски)

-Нужна ли линейка для того, чтобы начертить кривую линию. (нет)

 

V. Построение проекта выхода из затруднения.

-Поставьте в ваших тетрадях точку.

- Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну точку?  (высказывания детей)

- Проведите одну прямую линию.

-Можно ли провести еще?

-Проведите.

-А еще можно провести прямую линию через эту же точку?

-Проведите. Проверьте друг у друга, соседа, как он сделал?

- Какой вывод можно сделать? (Через одну точку можно провести бесконечно много прямых линий)

- Соответствует ли этот рисунок нашему выводу?

 

 

 

 

 

 

 


- Солнышко очень довольно вашей работой, а на что похож этот рисунок? (на солнышко)

- Молодцы! А теперь я вам покажу просто рисунок, а вы скажите, что хотел сказать автор этого рисунка.

 

 

 

 

 

 

 


(Через одну точку можно провести бесконечно много  кривых линий)

- А теперь поставьте в ваших тетрадях точку. К нашей точке пришла подружка. Сколько стало точек? (2)

-Сколько через них можно провести прямых линий? (Высказывания детей)

-Проведите прямую линию.

- Проведите еще одну прямую линию через эти же точки. (Дети пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что это сделать невозможно)

-Получилось ли у вас это сделать?

- Какой вывод из этого следует? (Через 2 точки можно провести только одну прямую линию)

 

 

 

 

 

 

 


-Расшифруйте последний рисунок. (Через 2 точки можно провести много кривых линий)

 

 

 

 

 

 

 


-Ребята, а имеют ли начало и конец прямые и кривые линии? (Они не имеют  ни начала, ни конца).

-На ваших карточках продолжите прямую и кривую линии. Чем мы пользуемся?

-Приведите примеры, на что похожа кривая линия? (на дорогу, тропинку…)

-Теперь мне в помощники нужны 2 ученика (они держат за концы длинную крепкую нить)

- Что в руках у наших учеников? (нить)

-Какую фигуру напоминает эта нить? (Прямую линию)

- Посмотрите, что я сделаю. (Ножницами отрезается от нити часть). Прикрепляем к концам этого отрезка две точки.

- У меня получилась новая геометрическая фигура. Кто знает, как она называется? (отрезок)

- Чем отличается отрезок от прямой линии? (отрезок имеет начало и конец)

-Начертите в ваших тетрадях отрезок.

- Назовите фигуры, которые не имеют ни начала, ни конца?

-Назовите фигуру, которая является королевой Геометрии?

-Чем отличается отрезок от прямой линии?

 

VI.  Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Сейчас открыли тетради по математике на стр.10. Нашли упражнение, где изображена линейка. Я буду говорить задания, а вы выполните. Солнышко будет смотреть и за правильно выполненное задание давать вам лучики.

1. Соедините т. 1 и 2, чтобы получился отрезок;

2. Через т.3 проведите сколько возможно кривых линий;

3. Добавляем т.5 и через т. 4 и 5 проведите сколько можно прямых линий.

 

VII. Включение в систему знаний и повторения.

- Что обозначает слово «геометрия»?

-Перечислите инструменты, которые нужны в стране Геометрия?

- Какие открытия мы сегодня сделали?

-Чем отрезок отличается от прямой линии?

-Что для вас было сложным, трудным?

-Что для вас было интересно?

 

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

- Ребята, чтобы еще раз вспомнить все то, о чем мы с вами сегодня говорили, солнышко предлагает предложения. Переверните карточки другой стороной. Если предложение верно, то ставите «+», если неверно, то «-».

1. Геометрия в переводе означает «земледелие».

2. Чтобы чертить прямые линии, линейка не нужна.

3. Линия состоит из точек.

4. Чтобы начертить кривую линию, нужна линейка.

5. Через одну точку можно провести много прямых линий.

6. Через две точки можно провести одну кривую линию.

7. Отрезок имеет начало и конец.

8.ж Через две точки можно провести одну прямую линию.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.