12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулина Анна Николаевна64
Россия, Ростовская обл., Персиановский

t1603908924aa.gif


t1603908924ab.jpg

Подготовили и провели учащиеся 9 «Б» класса

Классный руководитель Гулина Анна Николаевна


п. Персиановский


Тема Традиции и обычаи донских казаков


Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.


Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества; 


2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники;


3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

t1603908924ac.jpg

Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.


Помни, брат, что у казаков:

ДРУЖБА - обычай;

ТОВАРИЩЕСТВО – традиция;

ГОСТЕПРИИМСТВО - закон.

Характер казака

Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества.

В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и недоступен. Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы.

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу –
десять заповедей Христа

Не убей

Не укради

Не прелюбодействуй

Трудись по совести

Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков

Заботься о детях своих и родителях

Дорожи девичьим целомудрием и женской честью

Помогай бедным

Не обижай сирот и вдов

Защищай от врагов свое Отечество

t1603908924ad.jpg

Обращение среди казаков

У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свёкор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.

Для казачки, явиться на людях с непокрытой головой, считалось грехом и позором. Грехом и позором считалось появление на людях в мужской одежде, или с короткими волосами.

К незнакомой женщине обращение казаков зависело от её возраста. Старшую, по возрасту, женщину казак обязан был называть мамашей, ровесницу – сестрой, младшую по возрасту – дочкой или внучкой. К жене — индивидуально, каждый, согласно усвоенному порядку с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана», к пожилым годам — нередко «мать», а то и по имени-отчеству.

Казаки и родители, отношение к старшим

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».
Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением

Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим.

При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться.
При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

Отношение к женщине

В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. По чести женщины, по её поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца.

Эталоном взаимоотношений мужа и жены являлось священное писание, а в священном писании написано следующее: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». При всём при этом строго придерживались правила, что жена не вмешивается в мужские дела, а мужа не должны интересовать дела женские.

Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына, крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог представлять атаман.

Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило, женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило, кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы.
Делу время – потехе час. Когда солнышко катилось к закату, собирались красны девицы, чтобы песни любимые попеть, да любимым делом заняться. Пели песни грустные, печальные. Вливающие в сердце раздумья и переживания. До боли радостные, красивые и духовные песни, конечно же, относились прежде всего к печальной любви, горькой доли сиротинки и тяжелой вражеской неволе.

Песни любили, лелеяли и потому-то вечерами, сидя за рукоделием женщины и девушки так отдавались песне.

t1603908924ae.jpg


Гостеприимство казаков

Гость считался божьим посланцем.

Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.

И мы как гостеприимные хозяева хотим угостить вас традиционной казачей кашей с тыквой.

t1603908924af.jpg


Сватовство

На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным свататься.

Гости говорили: - Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, Вы часом, не находили? - Находили, находили… - отвечает отец невесты, - вон на шубницу повесили, нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против, на это сват мог возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал: - Эй, Марьяна! Ну-ка, подай папаху, чья это она у нас!

Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз, это означало, что она за парня идти согласна. Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован.

t1603908924ag.jpg

Свадьба

Молодые, выходя из церкви, проходят под тремя «воротами».

Выйдя из дверей собора или церкви, были ворота из двух обнаженных клинков. Называлось это «пройти под шашками».

Пройти под вторыми воротами: два казака держали над головами новобрачных снятые фуражки или папахи. Так это и называется — пройти под фуражками, что означало наделение семьи и всего потомства юридической защитой, всею полнотой законных прав, которыми охранялась семья. Третьи ворота образуются от вскинутого аркой рушника, символа семейных обычаев. После, над их головами, обрушивался дождь зерна, мелких монеток и конфет в бумажках.



Игра с залом «Угадай значение слова»

Курень (дом)

Утирка (носовой платок)

Катух (сарай)

Карпетки (носки)

Жамки (помидоры)

Кочет (петух)

Серники (спички)


t1603908924ah.jpg


Обряды, связанные с рождением ребенка

Особой радостью для семьи считалось рождение мальчика. Если рождался мальчик, то считалось прибыток, семье наделяли земельный участок. Рождение девочки считали убытком, а девочку - разорительницей.

Первыми пелёнками для ребёнка служили отцовские рубашки, так как они имели обереговое значение.


При рождении девочки казака кормили «отцовской кашей». Она была и горькая, и солёная, пережжёная. Отец должен был съесть её всю не морщась, чтоб дочке в жизни меньше горького досталось.

Женщины тем временем купали девочку- « смывали с неё все заботы».

Девочек с детства учили быть хранительницами домашнего очага. Их учили шить, вязать, вышивать, готовить, печь хлеб. В обязанности девочек входило смотреть за маленькими детьми.


На седьмой день младенца крестили, давая имя строго по святцам. Крестили ребёнка в храме, при совершении этого обряда должны были присутствовать крёстные отец и мать, а также бабушка.

После крещения, выходя из церкви загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребёнок будет счастливым, женщина- к несчастью, если какое- нибудь животное, то будет богатым


Когда мальчику исполнялся год, крёстная мать с женщинами-родственницами (но без родной матери, которая не присутствовала и при крещении) усаживала его на кошму и первый раз в жизни стригла. Обряд сопровождался благими пожеланиями и ритуальными песнями. Остриженные волосы тщательно собирались и хранились в киоте именной иконы, которая дарилась ребёнку при рождении и сопровождала его всю жизнь.


После стрижки, ребёнка брал крёстный отец и в присутствии мужчин рода, сажал мальчика на неосёдланного коня, специально покрытого шёлковым платком, и провозили вокруг церкви. По тому, как вёл себя малыш, гадали о его воинской судьбе: хватался за гриву- будет жив, плакал, пытался слезть или валился с коня- будет убит. Крёстный отец вёл лошадь и запоминал все приметы, но матери ребёнка не говорил ни он ни другие.


Обычай носить серьги у казаков связан с военной стороной жизни. Не все казаки имели право носить серьги. Так серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом- последний мужчина в роду, а если у казака было по серьге в левом и правом ухе- это означало, что он один ребёнок у родителей.




Мы  являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала.

Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться  своими казачьими корнями.

t1603908924ai.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.