Урок «Традиции и обычаи казаков» в рамках элективного курса «Семейная этика в воспитании казака» (5 класс)
«Технологическая карта урока «Традиции и обычаи казаков»
в рамках элективного курса « Семейная этика в воспитании казака».
Учитель Истоков и ОРКСЭ
МОУ Степновской СОШ имени Н.К. Иванова
Акатова Ирина Анатольевна
1. Общая часть |
|||||||||||
Предмет |
« Семейная этика в воспитании казака». |
Класс |
5 |
||||||||
Тема урока |
«Традиции и обычаи казаков» |
||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||
Чтить духовные традиции народа, связывать исторические и культурные понятия в целостную картину Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение. |
П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений. Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания. К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего coвременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, духовным ценностям казачества; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|||||||||
Цель урока |
Формирование у обучающихся понимания, что вековые традиции казачества, их жизненные поступки, обычаи держатся на силе нравственных законов, православных традициях. |
||||||||||
Задачи |
воспитывать у обучающихся уважение к старшему поколению через знакомство с народными традициями казачьих семей; способствовать пониманию обучающимися личной ответственности каждого человека пред членами своей семьи, обществом через работу с пословицами и поговороками ; создать условия для понимания обучающихся, что только через труд, труд на благо других, создание доброй атмосферы вокруг себя, служение обществу и своему Отечеству, можно прожить в гармонии с самим собой и окружающим миром. |
||||||||||
Художественно-педагогическая и нравственная идея занятия: |
Помни, брат, что у казаков: |
||||||||||
Средства ИКТ, раздаточный материал используемые на уроке |
Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, карточки с пословицами, карточки для рефлексии, Словарь «Чистый родник» часть 1 |
||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||
5 минут |
Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф нашего сегодня занятия и вставьте пропущенные слова Помни, брат, что у ???????: Используя опорные слова Казак, Обычай, Традиции. (Слайд ) Слушают отрывок песни – «На горе стоял казак». Опираясь на данный эпиграф и опорные слова, сформулируйте тему и цели нашего занятия. Самостоятельная формулировка учащимися темы урока. - Традиции и обычаи казаков Познакомится с обычаями казачьих семей и их традициями.
|
Личностные: Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели |
|||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
|||||||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||
2 мин |
Самоопределение к деятельности . Учитель - Правильно сегодня мы поговорим о казаках, их жизни, традициях и обычаях. А кто такие казаки? Д- формулируют своё понятие У- Казаки- люди вольнолюбивые, независимые, гордые Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные три правила ХОРОМ Старикам уважение Гостю- всё почтение А женщине- любовь.( Слайд) Учитель . - Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили |
Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. |
|||||||||
Этап 3. Практикум |
|||||||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||
30 мин |
. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. Найдите в словаре «Чистый родник» трактование слова Благословление. На Руси всегда спрашивали благословления своих родителей. Замечали, что без родительского благословления ничего не ладилось и не получалось.
(К отцу и матери обращались только на Вы). В. - Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Что это за правила? Казаки и родители Отношение к старшим Казаки и гости У. - Что не разрешалось делать в присутствии старших? (Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить). У. - Какие еще правила соблюдали казаки? (Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу). Как говориться в 5 Заповеди Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Ив каждой семье старались чтить и исполнять данную заповедь, потому что казаки считали, что сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным. У. - Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.
У. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Предлагаю вам познакомиться с пословицами. Предлагаю выполнить задание « Расшифруй пословицу.» Учитель: Какое самое основное предназначение казака. Служение Отечеству, Охрана границ. А теперь отгадаем загадки, которые нам приготовил потомственный казак, живущий в нашей деревне Степаново, Андрей Иванович Румянцев. Крепка, звонка, да отточена, Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля) Летит птица крылата, Без глаз, без крыл, Сама свистит, сама бьет. (Стрела) Мал мужичок - костяная ручка. (Нож) На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы) Погоны желтые, шашки острые. Пики длинные, кони борзые, .Полем едут с песнями .Искать царю чести, а себе - славы! (Казаки)
Учитель: Казаки были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запоминали. Поэтому до нас дошло много казачьих пословиц и поговорок. Некоторые из них мы учили, давайте их вспомним. Я начну, а вы заканчиваете, дружно хором отвечайте. (учитель начинает, дети заканчивают) 1. Казак в труде, как в бою ... славит родину свою. 2. Казак сам не поест, ... а коня накормит. 3. Без атамана казак ... кругом сирота. 4. Кто пули боится, ... тот в казаки не годится. 5. Жизнь сладка, ... где семья крепка (объяснение смысла). У- "Где труд, там и песня" - говорили в старину. Песня лучший рассказ о душе казака. Многие поколения вложили в нее свои радости и печали. Казаки воспевали дорогие сердцу края, пели о любви, прославляли тружеников. Недаром говорят, что песня - душа народа. Именно через песню стала оживать казачья душа. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Песня звучала повсюду Учитель: У казаков веселья не бывает без казачьей частушки! Исполнение частушек Девочки: 1. Чтобы дом свой защитить, сильным должен казак быть! Чтоб границу охранять, должен на коне скакать. 2. Я сидела на окошке, ехал казачок на кошке Стал к окошку подъезжать, не смог кошку удержать! 3. Ты до сборов не дорос, маленьким остался. На коня тебя сажать дядька отказался! 4. Мы девчата - казачата, не умеем мы тужить. Без частушек - прибауток нам и суток не прожить У –«Умей веселиться, умей и душу воспитывать», так говорили старые казаки. Слово не расходилось с делом, поэтому казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить церковь или храм в казачьей станице. В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества. Шапку казаки снимали только в церкви, при чтении Евангелия, и оголяли шашку на одну треть - это означало, что казак готов защищать честь России. К моменту переселения Уральских казаков-староверов в Галич деревянные церкви монастырей близ Рыбной слободы, пришли в ветхость. Церкви всегда строились всем миром и на пожертвования местных жителей, в том числе и казацких семей, было построено 3 храма. Один из которых существует и до сих пор. Это Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы ( Слайд) Жители Рыбной слободы любили свои церкви, с ними они связывали и своё рождение, и свадьбы, и свой уход из жизни, свои обычаи и праздники. Поэтому когда в 1932 году начали рушить церкви, жители Рыбной слободы делали все, чтобы препятствовать их разрушению: занимали круговую оборону, не отдавали ключи и т. п. Давайте познакомимся с правилами и и»неписанными законами», как говорили в старину. А что значит «неписанный закон»? Правило , которое знали и выполняли все так как он передавался из поколения к поколения. «Казачьи заповеди» (Каждую заповедь дети произносят по очереди): Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. (Слайд) • ЛЮБИ РОССИЮ, ИБО ОНА ТВОЯ МАТЬ, И НИЧТО В МИРЕ ТЕБЕ ЕЁ НЕ ЗАМЕНИТ; • ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ; • КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ»; • СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ; • ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ ТВОЕМ; • ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО; • ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ; • ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ; • ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА. А какая вера была? ПРАВОСЛАВНАЯ!!! БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ; • БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов рассказа учителя, электронных ресурсов; выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного, увиденного в результате анализа делают вывод. Коммуникативные: способность работать в групах; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить. Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил. Познавательные УУ) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Личностные УУД. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей. Коммуникативные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Регулятивные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
|||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
|||||||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||
3 мин |
Викторина Учитель: А что вы, ребята, знаете про казаков? Вопросы: 1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным) 2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет) 3. Как называется движение, которое лошадь имеет с рождения без специального обучения.(Аллюр) 4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул) 5. Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман) 6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода) 7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)
|
Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
|||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||||||
Длительность этапа |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Формируемые УУД |
|||||||||
3 мин |
Учитель: У каждого из вас за спиной на стуле разрезная картинка, сложите ее . Прикрепите их к нашей доске,. Дети по очереди прикрепляют , садятся на места, на доске появляется надпись: ЛЮБО). Учитель: Ребята, что за слово получилось? Как вы его понимаете? Правильно, так говорили казаки, когда им что-то нравилось, было хорошо. Любо ли вам было на уроке? (Прикрепите по сердечку- если , то что вы услышали на сегодняшнем занятии, вас заинтересовало, если было скучно, то прикрепите пустой квадратик, в знак того , что зря потрачено время.
|
Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные: оценивают процесс и результаты своей деятельности. Личностные: осознают важность полученных знаний. |
|||||||||
Домашнее задание 2 мин. |
1.. Презентация о небесных покровителях казачества. |