12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ермакова Юлия Дмитриевна33
1

Традиционные и инновационные аспекты содержания литературного образования при аксиологическом подходе к обучению

Ермакова Юлия Дмитриевна


Традиционные и инновационные аспекты содержания литературного образования при аксиологическом подходе к обучению

Принято считать, что понятие «аксиология» появилось в науке в 1902 году, было введено философом из Франции П. Лапи. а уже в 1908 г. его активно использовал немецкий ученый Э. Гартман. В разного рода философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях.

Аксиология – это раздел философии, занимающийся изучением разного рода материальных и духовно-культурных ценностей личности, а также наука о нравственности не только отдельной личности, но и коллектива, общества в целом[3]. Понятие «ценность» появилось в философской науке намного раньше понятия «аксиология», и XIX века стало применяться для наименования свойств объектов и явлений, теорий и идей, которые служат чем-то вроде образца качества и идеалом должного в соответствии с социально обусловленными приоритетами развития культуры. В связи с этим стали подниматься на поверхность некие проблемы ценностей.

В нашей стране аксиология как учение о ценностях возникло в конце XIX века, почти одновременно с немецкой аксиологией, которая оформилась в новую философскую дисциплину.

Времени, в котором мы живем, свойственны самые тяжелые трагедии, потрясения и утраты. К большому сожалению, мы видим, что конфликты между странами и даже войны не перестают затихать, мир с каждым днем пополняется все большим количеством зла, негатива и ненависти. Человечество почти утратило высшие ценности. Взаимное доверие постепенно исчезает, родители уже не являются авторитетом, как и учителя, правительство тоже не имеет такого высокого статуса, как в прежние времена. Все это ведет к непременной потере ценности человека, человеческой жизни, ее духовных, культурных, материальных аспектов, некогда стоявших на первом месте.

Мы считаем, что очень ярко характеризуют происходящее сегодня слова Н.А.Бердяева: «Современное общество растеряло духовное измерение вещей и деяний, оно разлюбило духовность в жизни и вместе с тем разучилось любить, а научилось ожесточаться и ненавидеть…»

Очевидно, что наше общество в значительной степени нездорово, и прежде всего, духовно. Мир нестабилен, а человек нуждается в нравственных ориентирах. Этим объясняется лёгкость, с которой люди впитывают современные ценностные ориентации, которые  определяют поступки и действия.

Попытки деструктивных изменений ценностных (аксиологических) параметров основ человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, вызываются в большей мере тем, что мы с каждым днем все более отрываемся от своей истории, от своих корней, мы становимся пренебрежительны к памятникам литературы, культуры. А ведь справедливо будет отметить, только благодаря этим знаниям, человечество до сих пор и существует. История показывает нам, насколько трагична судьба народов, отрекшихся от своей памяти, истории и культуры. По словам И.А.Ильина, при этом «они не создают никакой новой; они сходят в истории на «нет» в снижении, разложении, разврате, принимая свои больные и дурные создания за некое «новое слово» «новой культуры».

Здесь уместным будет вспомнить слова известного всем романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…» Получается, что подобные проблемы сопровождали человеческое общество всегда. Вопрос в их преодолении с учётом особенностей, характерных для каждой новой эпохи.

Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод: человечеству не стоит ждать, когда кто-то или что-то откроет ему, бестолковому прожигателю жизни, основы истины, ведь для каждого эта самая истина своя.

Единственным верным путём изменения или перенаправления мыслей человека, его моральных и нравственных взглядов, на сегодняшний момент является образование во всех его вариативностях. Оно играет важную роль в жизни каждого человека с самого рождения, оно формирует собственное мировоззрении, в связи с этим появляется необходимость в расширении методом, приемов образования, среди которых на первый план должен встать аксиологический подход в образовании не только школьном, а всех ступенях формирования и развития человеческой личности.

Это, конечно, задача очень трудная, так как современный школьник имеет «клиповое мышление», а его окружающий мир представляет собой разрозненную мозаику из разных фактов, а осведомленность почти по любым вопросам стала бессмысленной, бессистемной. Современные учащиеся в итоге становятся морально дезориентированными с раннего детства, хотя дети как более всего нуждаются в духовной поддержке.

Это время формирования нравственных ориентиров, осознания проявления несправедливости, обмана, поэтому образование должно обязательно включать в себя формирование у учащихся теоретического рефлексивного мышления, которое позволит подросткам анализировать окружающий мир, искать ошибки и их решение.

Роль педагога всегда сводилась к главной задаче – оказать помочь ученику, помочь ему в обретении уверенности, в поиске верного ориентира, смысла жизни. Особая ответственность за осуществление поставленных задач ложится, конечно, на учителя-словесника. Считаем важным, что именно сегодня, именно с современными учащимися уместно обращение с произведением литературы, как с ценностью. Ценностью не только литературной, но и исторической, культурной, духовной. Вспоминаются известные слова из Нобелевской лекции А.И. Солженицына: «Кто сумел бы косному, упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью такое в мире есть! Это искусство. Это литература… Искусство воссоздаёт опыт, пережитый другими, - даёт усвоить как свой собственный».

Таким образом, важность применения аксиологического подхода на уроках литературы полностью оправдана. Вопрос остается только в методическом исполнении данного метода. Н уроках с аксиологическим подходом на помощь приходят имеющиеся в арсенале каждого учителя-словесника высокоэффективные современные педагогические технологии (проблемного обучения, коммуникативные, интегрированного обучения (межпредметные связи на занятиях словесностью, связи литературы с музыкой, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, историей, информатикой, иностранным языком, психологией, МХК), личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающие), разнообразные приёмы, формы, виды работы, методики проектной деятельности, развития связной речи учащихся, разностороння, многоуровневая работа с текстом как «опредметченной духовностью» с разных точек зрения (лингвистической, литературоведческой, историко-культурной) при помощи разных методов (системно-функционального, конкретно-исторического, типологического, сравнительно-исторического).

Аксиологический подход к формированию личности учащихся на уроках литературы предполагает не только поиск в художественном произведении ценностей высшего назначения, но и воспитание отношение к книге как к ценности высокого уровня.

Для достижения запланированного результата деятельности учителя-словесника следует поставить следующие методические цели:

- стремиться развивать интерес учащихся к чтению, формировать читательские компетенции на уроках литературы;

- развивать чувство слова;

- совершенствовать на уроках коммуникативные навыки учащихся, их умственную деятельность в соответствии с возрастными особенностями;

- научить понимать, интерпретировать и анализировать тексты разных функциональных стилей, типов речи, жанров.

Необходимо научить учащихся:

- создавать собственные грамотные тексты, творческие работы;

- глубже проникать в суть художественных произведений, интерпретируя их через разные формы анализа (лингвистический, стиховедческий, текстоведческий, культурологический;

- видеть функции средств художественной и речевой выразительности;

- устанавливать взаимосвязь между текстами одного и того же автора;

-  устанавливать интертекстуальные связи между произведениями разных авторов и эпох, обращая внимание на диалектику общего и индивидуального;

- грамотно высказывать свое восприятие текста, совершенствуя свою речь (как устную, так и письменную);

- работать с научной литературой (литературно-критическими статьями, теоретическими справочниками, энциклопедиями, словарями, письмами, мемуарами, дневниковыми записями);

- видеть и устанавливать межпредметные связи, использовать их в работе на уроке литературы;

- осваивать новые методы и формы работы, как на уроках, так и в ходе внеурочной деятельности;

-побуждать к созданию самостоятельных научно-исследовательских произведений, то есть развивать научно-филологические способности учеников;

- поощрять и направлять ученическое творчество.        

В реализации запланированных задач можно использовать разнообразные виды уроков, на которых учащиеся будут не только постигать язык как средство коммуникации, но и будут приобщаться к культуре:

- уроки с нестандартными способами организации работы: лекция, семинар, публичная защита проекта, зачет, мастерская, диспуты, дебаты, дискуссии, ученическая конференция и т.д.;

- уроки-творческие мастерские:  спектакль,  коллективное сочинение,  концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующим творческим анализом);

- уроки-имитации: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция  и т.д.;

-    уроки – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям, сочинения-рецензии т.д.;

- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов. 

С. Соловейчик отмечал: «Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге – не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли – вот чтение». Поэтому на уроках литературы в современной профильной школе особое место занимают ниже указанные приемы:

 многосторонняя работа над текстом художественного произведения, подробный анализ на жанровое соответствие, а также работа с литературоведческим словарем;  речевой портрет героя;

Разные формы пересказа (близкий к тексту, фрагментарный, аналитический, сжатый, комментированный)

создание контекста к определенному факту, образу;

редактирование текста с помощью внесения разного рода средств художественной выразительности;

 сравнительно-сопоставительный анализ художественных текстов по одной тематической направленности;

 сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как писатель…», сочинение собственных рассказов и т.д.);

 стихосложение;

 ролевые игры и импровизации (пересказ эпизода произведения от лица одного из героев, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);

подготовка и защита проекто;

подготовка и презентация исследовательских работ;

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение аксиологического подхода в преподавании литературы в современных нам условиях успешно реализует наиважнейшие задачи:

помогает создать положительные условия для самореализации, самоопределения учащихся,  адекватного восприятия окружающего мира и себя в нём, формирование у школьников лучших морально-нравственных качеств (добро, красота, честность, вера) и личностных ценностей (творчество, компетентность, профессионализм, целеустремлённость), которые непременно помогут жить в современном мире и найти свое место в нем;

обеспечить условия для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы;

– сохранить и укрепить психическое, физическое, духовное здоровье школьника.

Современное образование и заложенная в нем система ценностей формирует будущее, от того, что будет заложено в учащихся, зависит развитие национальной и духовной культуры, целеустремленной и зрелой личности, и, соответственного, государства.

Смысл аксиологического подхода в обучении литературе может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:  равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;  равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;  экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо бессмысленных попыток оспорить существующие ценности, диалог и сотрудничество единоличия и безразлтчия. Согласно данному подходу, одной из главных задач современного образования становится выявление гуманистической направленности педагогики, в том числе и литературы, ее отношения к человеку как ценности. Образование как один из аспектов развития культуры и духовности в этой связи приобретает особое значение, так как является, пожалуй, основным средством развития гуманизма в современном школьнике.

Можно выделить следующие ценности образования, которые рассматриваются на уроке литературы как раз при использовании аксиологического подхода:

1.Социальные ценности.

а) Жизнь как человеческая ценность. Общеизвестным фактом является то, что жизнь есть наивысшая человеческая ценность. Главная цель педагога при рассмотрении жизни как ценности на уроке литературы – воспитание бережного отношения к жизни и здоровью каждого человека, влияние на утверждение данного явления в обществе.

б) Природа как ценность. К сожалению, современность диктует нам быстрый ритм жизни, который не оставляет времени задуматься о том, что нас окружает. Здесь как раз уместен вопрос о разрушении ресурсов природы, которое, в общем-то, равняется с разрушением жизни человека, ведь именно в природе черпаем силы, богатства, позволяющие жить. Потребительское и безрассудное отношение к окружающей среде, давление природу, ведет к неминуемым последствиям – экологическим катастрофам, исчезновению человека как вида. Поэтому воспитание ответственного отношения к экологии – одна из главных задач современного образования, лежащая на плечах, в первую очередь, учителя на уроках литературы, в частности.

в) Общество как ценность. Нельзя обойти стороной тот факт, что именно в обществе происходит становление жизни каждого индивида, самореализация, раскрытие способностей и возможностей, поэтому на сегодняшний день становится весьма актуальной идея формирования устойчивого общества, не стремящегося унизить, обидеть, оскорбить, а наоборот, стараться действовать таким образом, чтобы способствовать воплощению гуманизации, что позволяет осуществить аксиологический подход к литературе.

г) Семья как ценность. Одно из самых важных мест в жизни человека всегда отводилось семье. Именно в условиях семьи человеку предоставляется человеку возможность осознать истинные ценности. Семья – главный источник сохранения и передачи общечеловеческих ценностей, в семье формируются основы любви, добра, блага, бескорыстия и доброжелательности, самоотверженности и солидарности. Ребенок только в семье видит социальную значимость каждого из родителей. Одной из самых серьезных психологических проблем становится отчуждение человека от семьи, а. соответственно, семейных ценностей. Ослабление функции семьи непременно ведет к ожесточению, бессердечию и эгоизму.

2. Нравственные ценности. Область нравственных ценностей широка, можно сказать, что она охватывает почти все стороны мировосприятия человека, его внутрисоциальные отношения. Нравственные ценности отражаются в том, что движет человеком в совершении тех или иных поступков. Добром здесь принято считать то, что не противоречит общепринятым канонам, то, что приносит благо, поэтому нельзя не сказать о проблеме нравственного выбора, заключающегося в определении для себя, что важнее: интерес, обстоятельства, результат или выгода. Формирование нравственных ценностей – это очень важный аспект современного образования, особенно на уроках литературы.

3. Эстетические ценности. Эстетические ценности – еще один из аспектов формирования развитой, культурной и положительно настроенной личности. Они заключены в адекватном восприятии действительности и в умении видеть (даже в самом простом) что-то прекрасное, а также в умении понимать, переживать и наслаждаться. Основой эстетического является чувство прекрасного (прекрасным для каждого будет что-то свое), но это будет понимание особой красоты, гармонии, совершенности, и отличие в связи с этим явного безобразия, уродства, хаоса.

4. Труд как ценность. Труд – это определенного рода деятельность человека, направленная на преобразование, развитие и улучшение действительности. Труд является неотъемлемой составляющей каждого развитого физически и морально человека. Именно труд позволяет определить свою индивидуальность, особенность, талант, а также дает возможность самоутвердиться, выделиться и принести пользу не только себе, но и обществу в целом. Трудовая деятельность требует от человека применения волевых усилий, характера, которые должны помочь преодолеть разного рода сложности. От процесса занятия каким-либо трудом и по достижениям итогов и результатов труда человек обязательно должен испытывать удовлетворенность от своей деятельности. И, конечно же, именно образование внушает не только уважение к трудовой деятельности, но и ценностное к нему отношение, а также любовь к труду, который в определенный момент жизни должен стать привычкой.

5. Ценности гражданственности. Гражданственностью принято считать сознательное и заинтересованное участие граждан в управлении обществом и его формировании. Основой гражданских ценностей является правосознание, заключающееся в том, что каждый гражданин должен осознает свою роль в государстве, знает свои права и обязанности, умеет защищать себя законодательно и четко выполняет свой гражданский долг.

Одним из главных требований к образованию Закон РФ «Об образовании» считает «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (статья 14).

Именно поэтому в условиях воспитания ценностного отношения к миру, его адекватному восприятию, а также при формировании устойчиво развитой, культурной и духовной личности, на первый план встает аксиологический подход – системно-ценностный подход, позволяющий через современные приоритеты, основанный на традиционных и новых ценностях образования, подчеркнуть центральное положение человека в педагогической системе [13]. Он направлен, в первую очередь, на формирование общечеловеческих и национальных ценностей у учащихся.

Формирование и развитие на уроках литературы тех или иных ценностей приводит к появлению разлных типов образования. Первый тип (традиционный) характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй (инновационный) – основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.


Список использованных источников

Агапова, Л. А. Роль читательских компетенций в развитии представлений школьников (на материале мифа и библейских текстов) / Л. А. Агапова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. ‒ 2012. ‒ Т. 18. ‒ № 2. ‒ С. 117-121.

Акшабаева, Р. Ч. Образцы низшей славянской мифологии в русской литературе [Электронный ресурс] / Р. Ч. Акшабаева. – Режим доступа : http://almatylit.ucoz.ru/publ/russkij_jazyk_i_literatura_v_shkole/razrabotki_urokov/obrazy_nizshej_slavjanskoj_mifologii_v_russkoj_literature/30-1-0-386.

Артамонов, С. Д. Литература древнего мира : книга для учащихся старших классов / С. Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1988. – 254 с.

Афанасьев, А. Н. Происхождение мифа / А. Н. Афанасьев. – М. : Просвещение, 2012. – 638 с.

Ачина, Е. Методическая разработка «Античная мифология на уроках литературы» [Электронный ресурс] / Е. Ачина. – Режим доступа : http://www.zavuch.ru/methodlib/162/88400/#sthash.mcwFYY9g.dpuf

Барт, Р. Мифологии / Р. Барт ; пер. С. Зенкина. – М. : Академ. проект, 2014. – 351 с.

Белова, И. Т. Разработка урока с презентацией по теме : «Мифы народов мира» [Электронный ресурс] / И. Т. Белова. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/14/mify-narodov-mira

Белякова, Г. С. Славянская мифология : книга для учащихся / Г. С. Белякова. – М. : Просвещение, 1995. – 240 с.

Бражкина, Наталья Александровна Формирование понятия о мифе в 5-6 классах : автореф. дис… канд. пед. наук / Бражкина Наталья Александровна. – Самара, 2002. – 20 с.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.