Научно-исследовательская работа «Образы счастья и блаженства в представлении русского языка и русских поэтов»
XXII Региональная научно-практическая
конференция для молодежи и школьников
«Шаг в будущее, Сибирь!»
Образы счастья и блаженства в представлении русского языка и русских поэтов.
Автор: Эгго Анастасия, учащаяся 9 «а» класса МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» Иркутской области, Усть-Удинскогго района, п. Усть-Уда.
Руководитель: Крыс Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» Иркутской области, Усть-Удинскогго района, п. Усть-Уда.
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Оглавление
Введение
Теоретическая часть
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СЧАСТЬЕ.
1.1 Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
1.2«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля
1.3 Это подтверждается также толковыми словарями современного русского языка
1 4.Образа « счастье» в русских пословицах и поговорках.
1.5.Образ счастья в русской литературе 18-19 века
1.6.Происхождение и значение образа « блаженство»1.7 Образ Блаженства в русской литературе 18-19 веков.
Практическая часть
2.1Анализ значения и происхождения слова « счастье»
2.2 Смысловые группы слова « счастье» в русских пословицах и поговорках
2.3 Анализ образа счастья в русской литературе 18-19 века
2.4 . Анализ происхождения и значения слова « блаженство»2.5 Анализ образа Блаженства в русской литературе 18-19 веков
3. Анкетирование
Литература
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Усть-Удинская СОШ№2»
П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район.
Эгго Анастасия Васильевна
9класс
Аннотация
Тема моего исследования:«Образы счастья и блаженства в представлении русского языка и русских поэтов».
Эта тема, как видим, актуальна и относится к вечным темам.
Цель моей работы: составить сравнительный портрет двух образов: счастья и блаженства в устном народном творчестве (на примере пословиц и поговорок) и литературы 18-19 веков.
Задачи:
1.Изучить теоретические сведения по теме.
2.Проанализировать произведения русской литературы 18-19 веков.
3.Провести опрос среди жителей п. Усть-Уда
Объект исследования: Слово « Счастье» и « блаженство», пословицы и поговорки, произведения русской литературы 18-19 веков.
Методы: чтение и исследование литературы, теоретических сведений; сопоставление и наблюдение; обобщение и систематизация данных.
Проделав работу, я выяснила, что «счастье и блаженство» - это важная часть нашей жизни, которая волновала людей в разные времена. Само понятие этого слова меняется в зависимости от возраста человека, его культуры, социальных условий. Поэтому данная тема на самом деле является актуальной и сейчас.
Региональная научно-практическая конференции для молодежи и школьников
«Шаг в будущее»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Усть-Удинская СОШ№2»
П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район.
Эгго Анастасия Васильевна
9класс
Теоретическая часть
Введение
Слова «счастье ,блаженство» - синонимы. И каждый вкладывает в них свой смысл. Даже многие философы, учёные, писатели, художники, изобретатели и т.д., так и не могут сказать точно, что же такое счастье и блаженство
Счастье. Порой само звучание этого слова наводит на нас какое-то блаженство. Человек всю жизнь ищет формулу счастья, т.е. счастье – это по всем признакам единственная цель нашей жизни. Смысл жизни – стать счастливым, быть счастливее других, оказаться наисчастливейшим.
Очень редко встретишь человека, который скажет, что он счастлив. Но гораздо больше людей, которые говорят, что они были когда-то счастливы, или еще смешнее – они обязательно будут когда-то счастливы, но ни один не сказал про настоящий момент.
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СЧАСТЬЕ.
1.1 Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004 Счастье Общеслав. Суф.-преф. производное (с помощью приставки съ- в значении «хороший» (см. сдоба) и суф. (-иj-) от чясть (через «юс» малый). Буквально — «хорошая часть, доля».
1.2«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля трактует понятие «счастье» следующим образом: А). Рок, судьба, часть и участь, доля. Б). Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут и тревоги; покой и довольство; вообще все желанное, все то, что покоит и доволит человека, по убежденьям, вкусам и привычкам его» (1980, т. 4: 371).
1.3 Это подтверждается также толковыми словарями современного русского языка, которые трактуют «счастье» как «1. Состояние полной удовлетворенности жизнью, чувство высшего (курсив наш. - О.М.) довольства, радости. 2. Удача, успех. 3. Хорошо, удачно, приятно (в значении сказуемого или вводного слова). 4. Участь, доля (с пометой «просторечное»)» (Словарь современного русского литературного языка, 1963, т. 14: 1311; Большой толковый словарь русского языка, 1998: 1297; Словарь русского языка, 1999, т 4: 320; Толковый словарь русского языка, 2000, т. 4: 615).
Следовательно, то, «что этимологически исходное значение «участь, доля, судьба», занимающее у В. Даля первое место в словарной статье (Даль 1980, т. 4: 371), в словарях современного русского языка перемещается на последнее место с пометой «разговорное» и «просторечное», также свидетельствует об изменении значимостной составляющей слова «Счастье» в русской культуре.
1 4.Образа « счастье» в русских пословицах и поговорках.
Материалом для исследования образа «счастья» стал словарь пословиц и поговорок русского языка В.И. Даля (Даль, 1996),
Счастливому и промеж пальцев (в зубах) вязнет; счастливому (богатому) не что деется: живет да греется; кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; где нет доли, тут и счастье невелико; кто запаслив, тот и счастлив; тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платье с тушу, денег с нужу и под. не в деньгах счастье, счастье не в кошельке, счастье в руках; счастье за деньги не купишь; счастье лучше (дороже)богатства, со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь; в схватке - счастье великое дело; счастливый на коне, бессчастный пеш; счастье на коне, бессчастье под конем; не родись красивый, а родись счастливый; не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив; тот счастлив плут, где сыщет кривой суд и под. счастье у каждого под мозолями лежит; там счастье не диво, где трудятся нелениво; паши нелениво - проживешь счастливо; каждый человек кузнец своего счастья; счастье не в кошельке, счастье в руках; нового счастья ищи, а старого не теряй. счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке; счастье, что трясье: на кого; счастлив бывал, да бессчастье в руки поймал; во сне счастье, наяву ненастье; во снах счастье, а в быль напастье,счастье с несчастьем двор обо двор живут (в одних санях ездят); счастье с несчастьем смешалось - ничего не осталось; счастье ума прибавляет, несчастье последний отымает; кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.
счастье не батрак: за вихор не притянешь; счастье не кляп: в руки не возьмешь; в счастье - не в бабки: свинчаткой кону не выбьешь; счастье не корова: не выдоить; счастье не конь: хомута не наденешь и под.
счастлив тот, у кого совесть спокойна; неволя счастья не дает; седина напала, счастье пропало; к людям ближе, счастье крепче; кто дружбу водит, счастье находит; гость на порог - счастье в дом; тому будет всегда счастливо, кто пишет нельстиво; где правда, там и счастьсчастье, где счастье, там и радость; нет счастья, не жди и радости и под.
1.5.Образ счастья в русской литературе 18-19 века
А)Отрывок из произведения В.Г. Короленко»Пародокс»
И мы оба вышли с тем. же чувством содрогания, с каким, исполняя приказ, входили в темную комнату... Маленькие и смущенные, мы остановились против тележки, под взглядом странного существа, смеявшимся нам навстречу. Мне казалось, что он сделает над нами что-то такое от чего нам будет после стыдно всю жизнь, стыдно в гораздо большей степени, чем в ту минуту, когда мы слезали с забора под насмешливым взглядом Павла... Потом он быстро заскрипел пером, и его нога протянулась ко мне с белым листком, на котором чернела ровная, красивая строчка. Я взял листок и беспомощно оглянулся кругом.
- Прочитай,- сказал, улыбаясь, отец.
Я взглянул на отца, потом на мать, на лице которой виднелось несколько тревожное участие, и механически произнес следующую фразу:
- "Человек создан для счастья, как птица для полета"...
Я не сразу понял значение афоризма и только по благодарному взгляду, который мать кинула на феномена, понял, что все кончилось для нас благополучно. И тотчас же опять раздался еще более прежнего резкий голос феномена:
- Обойди!
Б)Автор: А. С. Грибоедов « Горе от ума»
— Да, счастье у кого есть эдакий сынок;
Имеет, кажется, в петличке орденок? —
— За третье августа, засели мы в траншею:
В) « Семейное счастье» Л.Н. Толстой,гл5,часть1
Я ничего не отвечала и невольно смотрела ему в глаза. Вдруг что-то странное случилось со мной; сначала я перестала видеть окружающее, потом лицо его исчезло передо мной, только одни его глаза блестели, казалось, против самых моих глаз.Накануне дня, назначенного для свадьбы, перед вечером погода разгулялась. И после дождей, начавшихся летом, прояснился первый холодный и блестящий осенний вечер. Всё было мокро, холодно, светло, и в саду в первый раз замечался осенний простор, пестрота и оголенность. На небе было ясно, холодно и бледно. Я пошла спать, счастливая от мысли, что завтра, в день нашей свадьбы, будет хорошая погода.
Г) Н.В. Гоголь отрывок из « Мертвых душ»
Напрасен труд, я не буду играть.
– Да ведь это не в банк; тут никакого не может быть счастия или фальши: все ведь от искусства; я даже тебя предваряю, что я совсем не умею играть, разве что-нибудь мне дашь вперед.
«Сем-ка я, – подумал про себя Чичиков, – сыграю с ним в шашки! В шашки игрывал я недурно, а на штуки ему здесь трудно подняться».
– Изволь, так и быть, в шашки сыграю.
– Души идут в ста рублях!
– Зачем же? довольно, если пойдут в пятидесяти.
Д) А.С.Пушкин «Жуковскому»
Когда, к мечтательному миру
Стремясь возвышенной душой,
Ты держишь на коленах лиру
Нетерпеливою рукой;
Когда сменяются виденья
Перед тобой в волшебной мгле
И быстрый холод вдохновенья
Власы подъемлет на челе,—
Ты прав, творишь ты для немногих,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей.
Не всякого полюбит счастье,
Не все родились для венцов.
Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Кто наслаждение прекрасным
Е) Л.Н. Толстой « Детство» Глава 15
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо ее не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился — и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.
1.6.Происхождение и значение образа « блаженство» Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984блаженство
-а, ср.
Высшая степень счастья.
Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя. Пушкин, Евгений Онегин.
[Жадов:] Нет, Полина, вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом. А. Островский, Доходное место.
|| Наслаждение.
О, какое это было удовольствие, даже блаженство — хорошенько намылиться душистым мылом, посидеть в горячей воде, вычистить зубы, а потом лечь в удобную постель. Катаев, Поездка на Юг.
- на верху блаженства
По данным этимологических словарей исходное слово «благо» заимствовано из старославянского (церковнославянского) языка.
Первоначально (в праславянском языке) означало «богатство (сильного, взятое силой)», далее - «процветание, преуспевание» и затем - «счастье, блаженство» (слово «благодать» образовано от блага «благая» и дать «даяние, доля, часть»; «блаженный» от блажити «почитать, хвалить», первоначально - «почитаемый», затем - «святой», и наконец «юродивый, глупый»).
1.7 Образ Блаженства в русской литературе 18-19 веков.
А)И.С. Тургенев « Рудин»
Шутка не возражение, - заметила Дарья Михайловна, - особенно, когда сбивается на клевету...
- Не знаю, как истина, а правда, видно, глаза колет, - пробормотал Пигасов и с сердцем отошел в сторону.
А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил. Он доказывал, что человек без самолюбия ничтожен, что самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть, но что в то же время тот только заслуживает название человека, кто умеет овладеть своим самолюбием, как всадник конем, кто свою личность приносит в жертву общему благу...
- Себялюбие, - так заключил он, - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого ... Да! человеку надо надломить упорный эгоизм своей личности, чтобы дать ей право себя высказывать!
- Не можете ли вы одолжить мне карандашика? - обратился Пигасов к Басистову.
Басистов не тотчас понял, что у него спрашивал Пигасов.
- Зачем вам карандаш? - проговорил он наконец.
Б) . Слова с корнем благ
Слово «Блаженство» широко представлено в русском языке. Всего в словарях современного русского литературного языка представлено примерно 109 слов, имеющих в своем составе корень «благ-».
Благочинный
Благоверный
Благоприобретённый
Благовест
Благоприятствование
Благожелательность
Благодать
Благость
Благодарность
Благопреемственность
Благополучие
Благозвучие
Благородство
Благословение
Благорасположение
Благопристойность
Благочестие
Благоденствие
Благодушие...
В) М.Ю. Лермонтов « Вадим»
Где скрывался Вадим весь этот вечер? - на темном чердаке, простертый на соломе, лицом кверху, сложив руки, он уносился мыслию в вечность, - ему снилось наяву давно желанное блаженство: свобода; он был дух, отчужденный от всего живущего.
Г) Ф.И. Тютчев «Последняя любовь»
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность
Региональная научно-практическая конференции для молодежи и школьников
«Шаг в будущее»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Усть-Удинская СОШ№2»
П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район.
Эгго Анастасия Васильевна
9класс
Практическая часть
2.1 Анализ значения и происхождения слова « счастье»
Проанализировав весь материал о слове « счастье», я выделила следующее:
Существительное счастье - древнее слово. Оно образовано при помощи приставки съ- и суффикса -uj- от слова часть. Его буквальное значение в прошлом "хорошая часть, доля".
Слово счастье получило ряд основных значений:
а) Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо (семейное счастье; народное счастье) .
- Человек создан для счастья (В. Короленко. Парадокс) .
б)Внешнее проявление этого чувства.
- Самое полное счастье светится на лице его (Ф. Достоевский. Подросток) .
в). Успех, удача.
- Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастье. Затмевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, - и все удавалось ему (Л. Толстой. Хаджи-Мурат) .
г) Хорошо, удачно (в значении сказуемого) .
- Какое счастье, что мы уже вместе (Г. Николаева. Жатва) .
д)) Судьба, доля, участь (простор. ) - Всякому свое счастье.
Слово счастье и его производные вошли в ряд фразеологизмов: попытать счастья; родиться под счастливой звездой; счастливо оставаться; счастливые часов не наблюдают (из "Горя от ума" А. С. Грибоедова).
Морфемный состав слов счастье такой: счаст-ье. Мы не чувствуем в этих словах былую приставку с-.
2.2 Смысловые группы слова « счастье» в русских пословицах и поговорках.
В результате проведенного анализа образа «Счастье» мы условно выделили 12 смысловых групп:
1.В обиходном сознании укоренены воззрения на Счастье как на условие (или синоним) богатства:
счастливому и промеж пальцев (в зубах) вязнет; счастливому (богатому) не что деется: живет да греется; кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; где нет доли, тут и счастье невелико; кто запаслив, тот и счастлив; тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платье с тушу, денег с нужу и под.
2 Счастье не в деньгах.
не в деньгах счастье, счастье не в кошельке, счастье в руках; счастье за деньги не купишь; счастье лучше (дороже)богатства и под.
3. Часто Счастье отождествляется с удачей и некой привилегированностью:
со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь; в схватке - счастье великое дело; счастливый на коне, бессчастный пеш; счастье на коне, бессчастье под конем; не родись красивый, а родись счастливый; не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив; тот счастлив плут, где сыщет кривой суд и под.
4. Была выделена группа, где счастье является результатом труда, личных заслуг человека:
счастье у каждого под мозолями лежит; там счастье не диво, где трудятся нелениво; паши нелениво - проживешь счастливо; каждый человек кузнец своего счастья; счастье не в кошельке, счастье в руках; нового счастья ищи, а старого не теряй и под.
5. Счастья как непредсказуемая стихия, и, как следствие, - стихия ненадежная, о чем
счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке; счастье, что трясье: на кого захочет, на того и нападет; счастье легко на помине не бывает; счастье вольная пташка: где захотела, там и села и под; счастье, что волк: обманет, да в лес уйдет; счастье - вешнее ведро; счастье с несчастьем двор обо двор живут; счастье без ума - дырявая сума; мужик на счастье сеял хлеб, а уродилась лебеда; легче счастье найти, чем удержать; первое счастье не меняют на последнее и под.
6 Счастью «недоверяют», осторожное отношение к его поискам счастья, некое «предостережение» от него:
счастью не вовсе верь, на счастье не надейся; счастью не верь, а беды не пугайся; счастье пытать - деньги терять; не отведывай счастья, не купи коня хрома; счастье искать - от него бежать и под.
7. Как следствие, у окружающих людей Счастье другого человека может вызывать негативные чувства:
счастливым быть, всем досадить; где счастье, там и зависть и под.
8. Нельзя не отметить также, что Счастье в русском самосознании и фразеологической картине мира очень часто противопоставляется уму его обладателя:
глупому счастье, а умному бог дает; счастье везет дураку, а умному бог дал; счастье без ума - дырявая сума; счастье со счастьем сойдется, и то без ума не разминется; глупому счастье, а умному напасть; (но, счастье ума прибавляет, несчастье последний отымает; мудреному и счастье к лицу) и под.
9. Характерным для русского обыденного сознания является противопоставление Счастья и Несчастья во многих случаях как сна и действительности, прошлого и настоящего:
счастлив бывал, да бессчастье в руки поймал; во сне счастье, наяву ненастье; во снах счастье, а в быль напастье и под.
10. Вполне типичным в языке пословиц и поговорок русского народа можно считать сопоставление Счастья и Несчастья как неразрывного целого:
счастье с несчастьем двор обо двор живут (в одних санях ездят); счастье с несчастьем смешалось - ничего не осталось; счастье ума прибавляет, несчастье последний отымает; кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает и под.
Интересен тот факт, что Счастье в русских пословицах и поговорках часто определяется через отрицательные, а не сравнительные конструкции с союзом «как»:
счастье не батрак: за вихор не притянешь; счастье не кляп: в руки не возьмешь; в счастье - не в бабки: свинчаткой кону не выбьешь; счастье не корова: не выдоить; счастье не конь: хомута не наденешь и под.
11. Также в обыденном сознании закрепился ряд условий, без которых Счастье невозможно, наиболее широко из них представлены такие условия, как дружба, общение, правда:
счастлив тот, у кого совесть спокойна; неволя счастья не дает; седина напала, счастье пропало; к людям ближе, счастье крепче; кто дружбу водит, счастье находит; гость на порог - счастье в дом; тому будет всегда счастливо, кто пишет нельстиво; где правда, там и счастье и под.
12. Была выявлена небольшая группа пословиц, в которых Счастье связывалось с положительными эмоциями:
где счастье, там и радость; нет счастья, не жди и радости и под.
Это, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что в сознании русского народа не оформилось полное представление о Счастье как о полноте и радости бытия, что и нашло свое выражение во «фразеологическом языке». Вероятнее всего, это связано с тяжелыми условиями жизни крепостного крестьянства и религиозными представлениями русского народа в целом.
2.3 Анализ образа счастья в русской литературе 18-19 века
Как показывает наш анализ, в текстах художественной литературы широко используется образ «счастье». На современном этапе развития русской культуры большинством носителей русского языка слово «счастье» воспринимается как:
1. Состояние полной удовлетворенности жизнью, чувство высшего довольства, радости.
Человек создан для счастья. (Короленко «Парадокс»);
2. Удача, успех.
- Сыграем в шашки... Ведь это не в банк; тут никакого не может быть счастья или фальши: все ведь от искусства. (Гоголь «Мертвые души);
3.Хорошо, удачно, приятно - модальные слова с утвердительным значением:
Да, счастье, у кого есть эдакий сынок! (Грибоедов «Горе от ума»).
Как показал анализ, образ «Счастья» широко представлен в русской литературе. Кроме этого, собранный нами материал позволяет сделать еще ряд наблюдений.
Источником Счастья может быть только то, что в общественном сознании или в сознании индивида имеет положительную окраску.
Прежде всего, в отобранном материале следует отметить разнообразие источников Счастья, представленных в текстах художественной литературы, ставших неотъемлемой частью русской культуры:
Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни. (Белинский «Сочинения Александра Пушкина»); Я пошла спать, счастливая от мысли, что завтра … будет хорошая погода. (Л. Толстой) Вы забыли, что человек счастлив заблуждениями, мечтами и надеждами; действительность не счастливит. (Гончаров ) и т.д.
Следует подчеркнуть также тот факт, что в языке художественной литературы отразились представления о Счастье как о непредсказуемой стихии, тоже воплотившиеся во «фразеологическом языке» русского народа:
Не всякого полюбит счастье, Не все родились для венцов. (Пушкин «Жуковскому»);
В художественных текстах, являющихся отражением языкового сознания их авторов, определение «счастливый» употребляется не с именами существительными одушевленными (наименованиями лиц), а с именами существительными неодушевленными, часто с абстрактной, не предметной семантики (счастливые: мысль; пора детства; мелодия; ночь; время; смерть; освещение; минута; исход; монолог; талант; случайность и др.):
Мне пришла в голову счастливая мысль. (Гончаров); Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (Л. Толстой) и т.д.
Собранный нами материал позволяет отметить то, в чем может состоять Счастье человека (в любви, в игре), что является смыслом/Счастьем жизни и, как следствие, - мотивацией всех поступков, действий, желаний и т.д. человека:
Образ «Счастье», как существительные «счастливчик, счастливец(ица)» и наречие «счастливо», представлена в текстах художественной литературы в основном в значении «обладающий удачей», «привилегированностью», «удачно», например:
Леша Шириков был счастливчиком. Ему везло от рождения и везло во всем, за что бы он ни брался. (Лавренев «Счастье Леши Ширикова»); Бывают счастливцы, - сказал человек. - Твоя облигация?- спросил он у Саши. - Да . - Десять тысяч выиграла, - сказал человек. - Повезло. (Панова «Времена года») и т.д. 2.4 . Анализ происхождения и значения слова « блаженство»Проанализировав весь материал о слове «блаженство», я выделила следующее:
блаженство - высшая степень счастья.
Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя. Пушкин, Евгений Онегин.
Наслаждение.
О, какое это было удовольствие, даже блаженство — хорошенько намылиться душистым мылом, посидеть в горячей воде, вычистить зубы, а потом лечь в удобную постель. Катаев, Поездка на Юг
.Слово «Блаженство» широко представлено в русском языке. Всего в словарях современного русского литературного языка представлено примерно 109 слов, имеющих в своем составе корень «благ-».
По данным этимологических словарей исходное слово «благо» заимствовано из старославянского (церковнославянского) языка.
Первоначально (в праславянском языке) означало «богатство (сильного, взятое силой)», далее - «процветание, преуспевание» и затем - «счастье, блаженство» (слово «благодать» образовано от блага «благая» и дать «даяние, доля, часть»; «блаженный» от блажити «почитать, хвалить», первоначально - «почитаемый», затем - «святой», и наконец «юродивый, глупый»).
2.5. Анализ образа блаженства в русской литературе 18-19 века.
Как показал анализ, традиционное для обыденного сознания, зафиксированное в толковых словарях понимание Блаженства широко представлено в текстах русской литературы.
1. Все, что идет на пользу человеку и обществу, дает удовлетворение; добро, счастье, благополучие:
«Тот только заслуживает название человека, кто умеет овладеть своим самолюбием, как всадник конем, кто свою личность приносит в жертву общему благу» (Тургенев «Рудин»). «В ученье зрим мы многих благ причину» (Крылов «Водолазы») и т. д.
2. Счастье, успех, удача; счастливое состояние внутреннего покоя, удовлетворения; изобилие чего-либо нужного, полезного и т.п., особенно предметов питания:
«Был небольшой промежуток, когда я как будто начал заывать вас, а потом старое вернулось с новой силой. Есть вещи, которые не знают благодати забвения» (Мамин-Сибиряк «Под липой»). «… рыбы попало пропасть, она трепетала и блистала своей чешуей… Но Еспер Иванович и не взглянул даже на всю эту благодать» (Писемский «Люди сороковых годов»). «Луна. Мороз./ И никого вокруг. Блаженная пора уединения. О, блаженное время покоя,/ Одиночества и чистоты» (иеромонах Роман) и т.д.
3. Безграничное счастье, полное и невозмутимое счастье, наслаждение, свобода:
«… снилось наяву давно желанное блаженство - свобода.» (Лермонтов «Вадим»); «Нет, Полина, вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом» (Островский «Доходное место») и т.д.
В текстах художественной литературы очень часто причина блаженства усматривается в любви, иногда даже любовь ценится выше рая, объект любви обожествляется:
«Все лицо его … дышало теперь блаженством. Он видел, наконец, перед собою ту, которая снилась ему» (Достоевский «Дядюшкин сон»); «О ты, последняя любовь!/Ты и блаженство, и безнадежность» (Тютчев) и т.д.
Сравнивая этимологию и значение слов «счастье» и «блаженство»,мы пришли к выводу, что их семантика была различной и данные понятия не являлись синонимами, но и относились к различным сферам употебления: светской и религиозной. Начиная с 17 века, под влиянием европейской культуры некоторые религиозные понятия постепенно приобрели светское значение.
3.Анкетирование
В опросе приняли участие 140 жителей п. Усть-Уда в возрасте от 17 до 75 лет разных социальных слоёв.
Результат обобщён:
- счастье-это обеспеченная жизнь, здоровье своё и детей, родителей, работа и мирная жизнь. 37% ответили, что непременной составной счастья являются любовь и взаимопонимание.
-Счастье просто не достаётся, к нему нужно стремиться, быть порядочным человеком, добрым, помогать другим. Счастье есть не у всех.
- Видят ли жители различие между счастьем и блаженством? 36 % видят различие,64% -нет.
ВЫВОД: понятие счастья в своей сути остаётся практически неизменным.
Выводы
Со счастьем (блаженством) люди обычно связывают все те признаки, которые необходимы в качестве признаков высшего блага, последней, конечной цели, цели всех прочих целей.
Понятие счастья (блаженства) раскрывает такую особенность человеческой деятельности, как ее стремление соответствовать своему назначению. При этом благо не есть то, что лежит за этими поступками в конце, что приобретается лишь по их завершении. Оно присутствует в самих поступках. Добродетельные поступки, поскольку они ведут к счастью, являются его неотъемлемым и самым важным элементом, сами есть величайшее удовольствие. И кто не радуется таким поступкам, не испытывает наслаждения при их совершении, тот не может считаться счастливым. Счастье - "это высшее и самое прекрасное (благо), доставляющее величайшее удовольствие
Блаженство в некоторых внешних предпосылках. К таким предпосылкам относятся благородство происхождения, удачливость, богатство, общественный почет, красота, наличие друзей и другие факторы, способствующие хорошим поступкам. Превратностям судьбы и другим внешним обстоятельствам не так уж и легко помешать человеческому счастью. Ведь добродетельный - это тот, кто поступает наилучшим образом не вообще, а с учетом сложившихся обстоятельств. Счастливый никогда не будет злосчастным, ибо даже при неудачах остается самим собой.
ЛИТЕРАТУРА
Большой толковый словарь русского языка, 1998:
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
Гоголь Н.В « Мертвые души»
Грибоедов А.С. « Горе от ума»
Лермонтов М.Ю.«Вадим»
Ожегов С Толковый словарь русского языка.
Толстой Л.Н. « Детство»
Толстой Л.Н «Семейное счастье».
Тургенев И.С. « Рудин»
Тютчев Ф.И « Последняя любовь»
Шанский Н. М,. Боброва Т. А Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004