СИСТЕМА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Опыт работы учителя школы-интерната г. Новочеркасска Богницкой С.Н.
Новочеркасск-2016
Повторов нет! Неповторимы
Ни мы, ни ты, ни я, ни он.
Неповторимы эти зимы,
И этот легкий ковкий звон...
Д. Самойлов
Диалогическое изучение литературы выстраивается на основе логики человеческих отношений, логики личностного развития конкретных учеников. Мы выделяем две повторяющиеся фазы взаимодействия, отражающие эту логику развития человеческих отношений. Автор работы «Метафизика коммуникации» Дитрих фон Гильдебранд высказывает мысль, что подлинное единение заключается в обоюдном пребывании друг с другом, в особого рода взаимопроникновении, которое является не чем-то воображаемым, а объективной фактической связью. Гильдебранд размышляет о внешнем и внутреннем соприкосновении личностей, о невозможности личностям сплавиться в какое-либо единство. Они могут только определенным образом быть духовно связанными друг с другом — быть в объединении, в общности. Ситуацию взаимопроникновения личностей он понимает в двух фазах: «Я-Ты-контакт» — соприкосновение друг с другом как частей одного целого; «Мы-контакт» — внимание людей устремлено на один и тот же объект, совместное осуществление действий. Этапы изучения литературы мы представляем, таким образом, как смену этих фаз: «Я-Ты-контакт» и «Мы-контакт», отражающих процесс возникновения и осуществления диалогической ситуации, в которой сначала происходит встреча, знакомство, узнавание разных сторон, а потом взаимообогащение.
Первый этап — «индивидуально-познавательный»
На этом этапе важно создать такие ситуации общения, в процессе которых ученики познакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого и осознают (не обязательно вслух) свои личностные проблемы и необходимость самоизменения. На этом этапе к ученику приходит понимание того, что свои личностные проблемы он может решить, не объявляя о них, с помощью учебного предмета и других людей.
В процессе установления диалогических отношений и на их начальном этапе необходимо размежеваться, чтобы впоследствии соединиться. Диалог не обезличивает индивидуальность, а возвышает ее, причем не за счет подавления другой индивидуальности, а за счет такого же ее возвышения. Поэтому так важно познать каждую индивидуальность («Я-Ты-контакт»). Только такое познание не выявляет того, кто сильнее, выше, умнее, а определяет «особости» каждого, границы возможностей личности, ее картины мира, языка, который следует научиться понимать. Вот почему важно предлагать ученикам такие занятия, в которых могла бы обнаружиться их непохожесть, оригинальность и возникал бы предмет разговора.
Целью первого этапа диалогического образования является познание личностью себя и другого как непохожих друг на друга участников диалога, познание индивидуальностей, в которых живут диалогическое и монологическое начала, и пробуждение интереса к ситуации предъявления себя в диалоге. Такое познание начинается с осознания себя как носителя ценностей и понятий, с вопросов: «Что я собой представляю?», «Каким выгляжу в глазах других?», «Чем могу быть интересен собеседникам?», «Какой вклад в урок я вношу?», «Что важнее для меня – деятельность или видимость деятельности, искренность или недоверие во взаимодействии с людьми?». Подобные вопросы осознаются скорее всего не умозрительно, не через рациональный поиск аргументов, а с помощью интуитивных ощущений. И для того чтобы ученик задумался над этими вопросами, необходимо сначала, чтобы он их почувствовал и понял, что для него выгоднее и лучше – защищаться от мира и людей или сотрудничать с ними, «выключаться» из общения или присутствовать. Необходимо создать такую ситуацию, которая ненавязчиво дала бы понять каждому участнику, что на нем самом лежит ответственность за его выбор, что он – хозяин своего положения. При каких условиях это возможно? Тогда, когда с самого начала учитель даст понять ученикам, что все, происходящее на уроке, имеет право на существование, что все нормально: молчание, нерешительность, недоверие к собеседнику, зажатость, неправильный ответ, ошибка, незавершенность, недоговоренность и т.п. При этом учитель одинаково заинтересован и в молчащем, и в говорящем ученике.
Итак, учитель заходит в класс и... приглашает детей к диалогу. Диалогу, который есть, как мы уже признали, трансцендентность, конгруэнтность, эмпатийность, толерантность, совместность, неконфликтность, рефлексивность, дистанцированность. И у учителя не имеется иного средства, кроме как на личном примере показывать в действии все эти составляющие. У него в распоряжении он сам, его личность, его самочувствие, его нервы — как некий инструмент, дидактическое средство. Своего рода установками для педагога в этом случае должны стать подобные высказывания: «Не корчите из себя ничего, простота есть отпечаток гения» (Л.Берне); «...Я получил некоторый доступ к самому себе» (М.Чехов); «Нужно, чтобы мы слышали ваш собственный голос, вашу кровь, ваши нервы» (Е.Б.Вахтангов).
Самопредъявление учителя. Это очень важный момент, который в дальнейшем определяет выбор ребенка – «быть или не быть» (в диалоге), который провоцирует его на ответный шаг. На этом этапе учителя может быть «много»: он задает тон разговору, снимает страхи, показывает пример диалогического поведения, диалогического решения проблем, заинтересовывает учеников ситуацией межличностного общения. На следующих этапах он постепенно будет переходить от ведущей роли к роли «один из участников диалога». Вхождение в диалог с детьми требует от учителя самоопределения, осознания своей деятельности как диалогической, фокусировки внимания на ребенке. В диалоге нужно личностное присутствие учителя – его опыт переживаний. Самопредъявление педагога не имеет ничего общего с самовосхвалением. Это раскрытие некоторого содержания своего внутреннего мира, своей заинтересованности в предмете, своих ценностей. Учитель вызывает уважение у учеников, если открыто признает свое замешательство при встрече с педагогической ситуацией, в которой нет пока сиюминутного решения проблемы. Учитель предъявляет свое умение активно слушать ученика. Он участвует в ответе ученика. Содержательность учителя проявляется в выборе им названий урока, подборе вопросов, заданий, которые он задает ученикам-собеседникам.
Начальный этап выстраивания диалогических отношений предполагает глубокое личностное погружение в предмет и ценностно-смысловое его освоение. Это этап поиска значимого для себя в предмете. В центре внимания оказываются не столько учебные задачи, сколько личностные проблемы, решаемые средствами предмета. Главной темой и проблемой урока становится сам ученик, изучающий учебную дисциплину, занимающий определенную позицию по отношению к своему образованию. Ученику интересен урок о нем самом, а значит, нужно акцентировать внимание не на учебной задаче, факте, событии, а на его отношении к ним. В этом случае происходит поиск точек соприкосновения участников диалога с культурой изучаемого предмета. На данном этапе возможно расширение диапазона творческих возможностей детей в условиях разнообразия дидактических приемов и форм работы. Здесь уместны проигрывания ситуаций, их театрализация, групповые виды работы, рефлексивные паузы, когда происходит осмысление того, что происходило в «видимой и невидимой» части урока.
Как отражение образности урока-диалога, способа материализации диалогических проблем предстает в нашей практике название урока. Оно задает определенную атмосферу, высвечивает общезначимое для учителя и учащихся, не позволяет «растекаться мыслию по древу» и тонуть в болтовне ни о чем. Заметим, что в рамках такого урока не теряется и учебная задача. Приведу примеры названий уроков-диалогов и собственно учебных тем внутри них при изучении литературы.
• «Если бы...» (Особенности содержания и композиции рассказа И.С.Тургенева «Ася»);
• «С любимыми не расставайтесь...» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза» и проблема конфликта разных семейных укладов);
• «Некуда пойти человеку» (Проблема человека и среды в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»);
• «Счастье прощать» (Философские страницы романа Л.Толстого «Война и мир»);
• «Истина в том, что у тебя болит голова...» (Проблема выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»);
• «Себе, любимому, посвящаю...» (По страницам лирики В.В.Маяковского).
Самопредъявление ученика.
На начальном этапе работы с детьми в условиях диалога надо дать понять им, что они стоят перед выбором: слова, поступка, участия в уроке, в его организации, в собственном образовании, что они вправе сами решать, быть им в монологе или диалоге. Чтобы ученики действительно раскрылись друг перед другом во всей полноте и многообразии своих способностей и возможностей, учителю следует выявлять и предлагать такие виды деятельности, в которых они продемонстрируют свою индивидуальность, неповторимость. Это не значит, что учебный предмет отодвигается на задний план, – меняется ракурс его изучения. Он изучается конкретным учеником в контексте его конкретной индивидуальной культуры. Чтобы понять ученика («текст»), необходимо иметь представление о его личности, его внутреннем мире, ценностях и понятиях, способах мышления, а также о его жизни («контексте»). А представление это будет складываться из той информации, которую «выдаст» сам ученик. Следует заметить, что у учителя под рукой на этот счет имеются собственные средства.
Установление взаимных договоренностей между учителем и учащимися дает диагностический материал и выступает как условие сотрудничества. Старшекласснику необходимо осознать свою ответственность за собственное образование, и поэтому следует обсуждать предстоящую деятельность, ее цели, возможности ее выполнения, «права и обязанности» личности. Могут быть даже подписаны своеобразные контракты (в любой совместно принятой форме). Например, в нашей практике есть примеры подписания со старшеклассниками «Личных контрактов-обязательств», в которых ученики определяют степень своей заинтересованности в литературе, претензии к себе в связи с ее изучением, границы своей деятельности.
Очень важно, когда в процессе диалогического освоения учебного предмета ученик анализирует свою деятельность, оценивает свой вклад в урок. Можно предложить ведение «Рефлексивной карты», в которой делаются записи по поводу конкретного урока: «интересный момент»; «что не понравилось»; «мой вклад в урок»; «оценка, поставленная самому себе, – какая, за что»; «мои предложения». Такие карты можно заполнять в конце какого-либо урока с согласованной периодичностью. Рефлексивная пауза в уроке: «Хочу сказать...»; «Мне кажется...». Определенный настрой на совместное проживание урока появляется у учеников, если начать его с обмена впечатлениями о предыдущем или о предложенном накануне задании, о теме занятия или о чем-то, что позволит учителю обозначить учебную и личностную проблему. В конце можно дать уроку эмоциональную оценку.
Следует заметить, что каждая новая учебная ситуация вырастает из предыдущей, которая в некотором роде превращается в содержание этой следующей ситуации. Так, отбор содержания урока-диалога можно осуществлять на основе творческих работ, анкет учеников, на основе обращения к жизненным ситуациям, требующим решения тех или иных учебных задач. Можно использовать те или иные высказывания детей в качестве эпиграфа к уроку.
Содержание урока-диалога не ограничивается только предметной информацией. Молчание, переживание, сомнение, мысль, мнение, убеждение, конфликт, характер отношений, форма взаимодействия, способы деятельности – все является содержанием. Приведем пример урока в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Учитель предложил старшеклассникам вначале подумать о значимости для каждого встречи с писателем, его романом и главным героем, обрисовал цели, которые ученики могут поставить перед собой: осознать важность своей «встречи» с Базаровым как ситуацию собственного личностного развития; понять отношение Тургенева к герою и увидеть те художественные средства, с помощью которых он его выразил, определить степень «помощи» писателя в решении наших сегодняшних проблем. Предлагалось каждому сформулировать свое название урока в конце, дополнив фразу «... Базаров...». Начало урока – поиск и осознание личностных проблем старшеклассников и возможности «объединения» их в данном художественном материале. Это не означает, что нужно проговаривать конкретные проблемы конкретных учеников. Учитель ставит перед классом вопросы определенного характера, которые позволяют личности решать свои внутренние проблемы сообща, но в то же время не выходя за пределы своей интимности. Такие вопросы на уроке, посвященном «Отцам и детям», звучали так:
— Что вы думаете о своей собственной жизни, какой ее себе представляете?
— Можно ли сказать, что кто-то живет правильнее, чем другие?
— Как влияют наши пристрастия, установки, убеждения, жизненные принципы на качество нашей жизни?
— Помните ли вы чувство неприязни, раздражения, которое вы испытывали по отношению к какому-либо человеку? Почему он вас раздражает? Допускаете ли, что вы тоже кого-то не устраиваете?
— В поисках ответов на эти вопросы обратимся к личности Базарова, определим свое отношение к нему. Может быть, разобравшись в этом вопросе, мы поймем тайну наших чувств к конкретным реальным людям. Так кто он для вас, Базаров? Можно ли его назвать счастливым человеком? Каким видит его Тургенев?
После того как старшеклассники высказали свои мнения о Базарове, учитель предлагает им обратиться к главе 21, где наиболее глубоко показан внутренний мир героя «Отцов и детей». Ищется подтекст в тексте, анализируется контекст той или иной фразы, мысли, суждения. Что рассказал (точнее, «зашифровал») в себе Базаров, говоря о том, что сейчас он уже не чувствует безмятежности возле ямы и осины, куда он любил приходить в детстве? Почему он говорит о своем дедушке, что тот «должно быть, врал», рассказывая о переходе с Суворовым через Альпы? Базаров мрачно замечает, что поднимает глаза на небо, когда хочет чихнуть, – это он про что? Что «сообщает» о себе человек, который просит друга не смотреть на него спящего, потому что «всякого человека лицо глупо, когда он спит»? Десятиклассники без труда вдруг обнаруживают, что Базаров – глубоко несчастный человек, оказавшийся в плену своих установок. Он не разрешает человеку (и себе в первую очередь): быть ребенком, быть слабым, мечтать, чего-то не знать, выглядеть жалким и смешным. Он воспринимает жизнь однобоко. Но тогда чем же он отличается от Обломова, который есть, с одной стороны, полная его противоположность, а с другой – родственная душа, полагающая, что жизнь хороша только тогда, когда из нее можно вычеркнуть что-то неугодное?! Представив героя не литературным образом, а живым человеком с историей своего детства и взросления, запутавшегося в тайне своего существования и этим так похожего на всех нас, ученики понимают всю его «самоломанность», весь его трагизм. Ученикам интересно соотнести точки зрения критиков на Базарова, увидевших в нем человека, которого уважает автор (Д.И.Писарев), «ядовитое существо» (М.А.Антонович), «саму жизнь» (Н.Н.Страхов). Решая проблему понимания художественного текста в условиях пребывания в диалоге, старшеклассники учатся решать свои личные проблемы и личностно расти. В тетради каждый из них записал свое название урока и сформулировал реальный его результат: открытие, что литературный герой помог осмыслить свою собственную жизнь.
Диалог на начальном этапе – это разговор и с классом, и с каждым в отдельности. В это время происходит выявление интересов учеников и приглашение к участию в диалоге в той роли, которая наиболее ярко и выгодно раскрывает каждого. Увлечения музыкой, живописью, компьютером, книгами, спортом – любые интересы учеников должны найти свою нишу в совместном изучении конкретного учебного предмета. Важен не только вообще диалог, но и отдельный диалог с конкретным учеником, когда учитель невербально контактирует с ним, задает адресованные ему вопросы (возможно, риторические). Между учителем и учениками может возникнуть переписка: это может быть открытое письмо или «лично в руки» или записка на уроке.
Со вниманием и интересом воспринимают ученики вот такие, например, письма-задания от учителя: «Дорогой друг! Мне бы хотелось познакомиться с тобой поближе и узнать твой индивидуальный язык общения с миром. В художественном произведении, как ты знаешь, нет ничего случайного, мир организован волей своего творца, все подчиняется смыслу, называемому образом. Создай, пожалуйста, образ своего детства, используя определенную форму (например, сказку, дневник или что-то другое); выдели идею (главную мысль) и подчини ей все повествование. Обрати внимание на мир, который тебя окружал в детстве, на людей, на характер твоих отношений и конфликтов, на переживаемые тобой чувства, на мечты и планы. Можешь обратиться к примерам из «Грозы», «Отцов и детей», «Обломова», использовать оттуда цитаты. Можешь использовать вымысел. Подбери эпиграф. Или же напиши книгу о себе (что-то вроде «Героя нашего времени»), о своей жизни, но обязательно как художественное произведение. Оформи так, чтобы можно было твое произведение кому-то подарить (хотя бы себе). Это будет твоя первая книга о себе, созданная по законам художественного искусства. Придумай ей название. Пусть твоя книга поможет тебе по-новому посмотреть на себя и по достоинству себя оценить».
Обобщая, можно сказать, что на этапе «индивидуально-познавательном» необходимы следующие условия и дидактические приемы, способствующие установлению контакта учеников с учителем, друг с другом, с предметом и с собой:
• признание права личности на свободу выбора;
• выявление особенностей индивидуального пути изучения учеником предмета;
• поиск совместно с учениками волнующей их личностной общей проблемы;
• помощь в накоплении коммуникативных умений;
• система договоренностей, выявления круга прав и обязанностей учителя и ученика, их взаимозависимостей;
• анализ своей деятельности;
• фиксирование диалогических проявлений (эмпатийности, конструктивности, толерантности) в процессе взаимодействия;
• творческие задания, позволяющие обнаружить смысл личностного контакта с предметом.
Второй этап – коллективно-аналитический
Цель данного этапа состоит в развитии интереса личности к предмету, к коллективной мыследеятельности; в накоплении опыта межсубъектного взаимодействия; в формировании навыков выявления конфликтов в совместной деятельности и поиска компромиссных решений. Содержанием данного этапа диалога становится проблема взаимодействия личностей, сама коллективная форма работы и ее анализ, соотношение разных подходов, мнений, разных «Я». Происходит «Мы-контакт». Отбор предметного материала осуществляется с учетом наличия в нем критических оценок, противоречий, требующих коллективного анализа. Здесь важно, чтобы сами дети распределяли роли и функции внутри групп. Ученики совместно преобразуют учебно-предметное содержание, предложенное учителем, предлагают рапные формы урока.
Размышление вслух. Это ситуация коллективного размышления, когда на одни аргументы наслаиваются другие, возникают контраргументы. Отправной точкой такого размышления может быть любая мысль, подсказанная ходом предыдущих уроков и вписывающаяся в тему, необходимость обращения к которой обсудили учитель и ученики. Здесь для нас принципиально важно не то, что «правильнее», а то, как можно добиться согласования при обсуждении проблемы. Задачи, которые нередко на уроках пытаются решать дети дискуссионным путем, так и остаются нерешенными, и то, что происходило на уроке, становится всего лишь игрой. «Понарошку» ученики «спасают» город от экологической катастрофы, «понарошку» разыгрывают «суды» над литературными героями. А те проблемы, которые существуют здесь и сейчас, в данном ученическом коллективе, так и остаются неразрешенными. Остаются незамеченными проблемы робкой одноклассницы, которая не видит значимости своей деятельности среди сверстников, или проблемы одноклассника, который для себя поделил уже всех на «обыкновенных» и «необыкновенных»; мимо внимания проходит вопрос, как влияют на конкретного человека определенный тон общения и манеры собеседника доказывать свою точку зрения.
Работа в проблемных группах. Предлагается совместный поиск и решение учебных и личностных проблем в разных группах. Это может быть интерпретация того или иного материала, поиск ответов на предложенный вопрос, поиск аргументов к выдвинутой (учителем, учеником) гипотезе, написание коллективного сочинения, совместное решение задачи, коллективные ответы на предложенные вопросы, обмен вопросами и заданиями.
Творческая групповая работа игрового характера («Создание фильма» (конкурс киностудий); «Пресс-конференция»; «Слет ученых»; «Что? Где? Когда?»; «Художественный совет».) Ученики сами коллективно ищут содержание, подсказываемое той или иной формой работы.
Ситуационные игры (проигрывание жизненной ситуации с решением определенных учебных задач). Так, например, конкретные «предлагаемые обстоятельства» урока, когда дети пришли неподготовленными или не желают включаться в предложенную деятельность, когда возникло непонимание между участниками диалога, когда возник конфликтный момент, можно обыграть, «поместив» их в контекст какой-либо жизненной ситуации. Тогда стены классной комнаты как бы раздвигаются, и учебная задача становится жизненной задачей личности. Ученики понимают, что жизнь, в общем-то, ставит такие же задачи, которые возникают в учебной деятельности, и от характера включенности в нее зависит «качество» не только твоего образования, но и всей их жизни.
Защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы). Здесь важно не сравнение одной группы с другой, а осознание «вклада» каждого ученика. Именно такая позиция диалогична: каждый ли в полной мере раскрылся и что помешало более полному раскрытию. В этой работе ученики учатся не только коллективно делать дело, но и вместе его планировать, аргументировать свою позицию, анализировать и оценивать.
Третий этап — личностно-рефлексивный
Согласно логике развертывания диалогических отношений, после взаимопрезентации («Я-Ты-контакт») и коллективной деятельности («Мы-контакт») начинается этап нового уровня отношений, когда участник диалога осознает некую неудовлетворенность собой «прежним», когда возникает потребность быть в диалоге не только с другими, но и с «новым» собой.
Целью данного этапа выступает развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.
Диалогические ситуации «личностно-рефлексивного» этапа отличаются от предыдущих тем, что они в большей степени направлены на диалог ученика с самим собой как саморазвивающейся личностью, как субъектом своей деятельности, своего образования, на осознание им своего личностного содержания и диалогического потенциала как «материала» своего личностного самостроительства. Старшеклассник способен уже заметить, как именно срабатывает в его жизни один из фундаментальных законов психологии, утверждающий, что мы ведем себя по отношению к самим себе так, как мы ведем себя по отношению к другим. Партнер в учебной ситуации становится своеобразной «лакмусовой бумажкой», критерием личности в работе над собой.
Важную роль в диалоге на данном этапе обучения играют те виды деятельности, те формы работы, которые позволяют личности обращать внимание на функции управления собственным поведением, собственным внутренним миром, на процессы интериоризации (переход от внешнего к внутреннему) и экстериоризации (переход из внутреннего во внешнее). Как пишет Л.С.Выготский, лишь в том случае, «если человек объективирует то, что имеется в его внутреннем сознании и мышлении, если он выносит свои мысли на суд других, – лишь в этом случае он получает возможность оценить себя и получить оценку со стороны других». Но мы ведь утверждали, что диалогическое восприятие – это безоценочное принятие, и зачем тогда «выносить на суд»? Вот здесь учитель может помочь ученикам увидеть значение монолога и диалога как двух сторон ситуации отношения, осознать важность двух важных составляющих человеческого развития – безусловного принятия себя и другого, что дает ощущение защищенности и уверенности, и оценивания своих и чужих возможностей, что побуждает к движению. Заметим, что оценка личности другими не означает присваивания ей какого-либо балла и характеристики – она «прочитывается» личностью в отношениях. Право других – слушать или не слушать то, о чем говорит ученик, заинтересованно или незаинтересованно работать с ним, но такое же право есть и у самого говорящего – принимать это к сведению или не принимать. Развитие диалогического самосознания в процессе образования происходит, на наш взгляд, тогда, когда личность имеет возможность «входить» в диалог и «выходить» из него и понимает это, когда она научится оценивать свое поведение – осознавать то, как она воспринимается партнерами по общению. Виды работы на данном этапе диалогического взаимодействия связаны в основном с этим процессом рефлексирования, который, по возможности, происходит «вслух».
Рефлексивные паузы. Это своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в его разных новых возможностях. Они анализируют свою деятельность (письменно или устно), характер заданий и уровень их понимания, размышляют над своим поведением. Следует при этом учесть, что рефлексия не должна осуществляться во время «ходьбы», иначе это может напомнить пример с сороконожкой, которая задумалась о том, в каком порядке она передвигает свои ножки, и упала. Должен состояться факт, прецедент, по поводу которого в момент «остановки» возможна рефлексия. Здесь важна не конкретная установка «как можно сделать лучше», а вообще — «как можно еще по-другому организовать, прожить, пережить какой-то момент своей жизни, который несет образовательное значение». Для самостоятельного обдумывания можно предложить вопросы, такие, например:
• Кто и что повышает уровень нашего образования?
• Что зависит от меня, а что – от других в моем процессе обучения?
• Зачем я поступаю так, а не иначе?
• Как я распоряжаюсь своим временем в конкретной ситуации?
• Какой вклад вношу я в собственную жизнь и являюсь ли ее автором?
• Что влияло в данный момент на мое самочувствие, настроение, что отвлекало от дела?
• Как я умею управлять собой, своим вниманием?
• Почему характер моих действий, мое отношение к деятельности были таковыми?
• Не разрушаю ли я свою целостность, когда в той или иной деятельности занимаюсь не существом дела, а представлением себя в нем?
• Как обогащает мой внутренний мир данный предмет и взаимодействие с данными людьми?
В такие моменты «рефлексивных пауз» есть возможность сказать друг другу комплимент: кому-то – за эмоциональную речь, кому-то – за информацию, кому-то – за внимательное слушание или же констатировать факт «Если бы...». При этом здесь нет категорий «хорошо» и «плохо», внимание акцентируется на множестве возможностей человека и его ответственности за свой выбор.
Горбачева Вера Александровна