Исследование: Лексикон учащихся 8-11 классов моей школы
Тема: Лексикон учащихся 8-11 классов моей школы.
Цель: изучение лексикона учащихся 8 -11 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.
Задачи
1. Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.
2. Изучить специальные слова в речи учащихся.
3. Изучить жаргонную лексику школьников.
Изучить сленг школьников 8—11 классов.
Объект исследования - устная речь учащихся 8—11 классов.
Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.
Работа может быть использована на уроках русского факультативе по русскому языку.
Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология.
Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.
Мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы -это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.
Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.
1. Диалектная лексика
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 8-11 классов.
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
• одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;
• другие считают, что в наши дни это не актуально;
• некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.
2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
• Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
• Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.
Профессионализм |
Что означает |
Медикаменты |
Лекарства |
Педиатр |
Детский врач |
Мировоззрение |
Точка зрения |
Дискуссия |
Спор |
Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».
3. Русский молодежный сленг
Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками.
На основе анкетирования была составлена небольшая табли-
ца часто употребляемого сленга.
Молодежный сленг |
Что означает |
Здорово |
Здравствуй |
Клава |
Клавиатура |
Зеньки |
Глаза |
Чувак |
Человек |
Супер, класс |
Отлично |
Чел |
Человек |
Пацик |
Юноша |
Деваха |
Девушка |
Краб |
Рука |
Бабло |
Деньги |
Перчики |
Юноши |
Локаторы |
Уши |
В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаше всего.
Из диаграммы 1 следует, что сленг как самостоятельная единица лексики употребляется гораздо чаще, чем профессионализмы и диалектизмы.
4. Жаргонная лексика
Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов,
занятий.
В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 8-11 классов.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.
Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.
Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указано не все) часто употребляемого жаргона.
Жаргонная лексика |
Что означает |
Балдеж |
Веселье |
Башка |
Голова |
Дивидишка |
Проигрыватель |
Домашка |
Домашняя работа |
Камп |
Компьютер |
Малявка |
Тот, кто младше |
Мобила |
Мобильный телефон |
Музон |
Музыка |
Предки |
Родители |
Смыться |
Удрать |
Тачка |
Машина |
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление. Из диаграммы 2 следует, что учащиеся 8-11 классов очень часто смешивают сленг и жаргон, чуть реже профессионализмы и сленг, еще реже жаргон и другую лексику, чаще всего встречается смесь диалектов и сленга, всей лексики.
5. Классификация словарного состава
Принципы классификации словарного состава
По происхождению
Исконно-русская Заимствованная
По степени употребления
Пассивный Активный
Сфера употребления
Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально
Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.
Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Заключение
Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.
Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.
Хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась.верна, потому что сленг занимает 1-е место по употребляемости среди учащихся 8-11 классов. Усть –Удинской средней школы № 2 (31 человек); 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика (12 человек). И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы (8).