12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1741
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда

Тема: Лексикон учащихся 8-11 классов моей школы.

Цель: изучение лексикона учащихся 8 -11 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.

Задачи

1. Определить количественный состав групп общеупотреби­тельной лексики в речи учащихся.

2. Изучить специальные слова в речи учащихся.

3. Изучить жаргонную лексику школьников.

Изучить сленг школьников 8—11 классов.

Объект исследования - устная речь учащихся 8—11 классов.

Методы и приемы: анализ научной и методической литера­туры, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

Работа может быть использована на уроках русского факультативе по русскому языку.

Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о язы­ке, который изучает лексику, называется лексикология.

Современной наукой накоплен большой материал об упот­реблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попыт­ка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.

Мы предполагаем, что в речи учащихся преобла­дает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы -это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.

Методы и приемы: анализ научной и методической литера­туры, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

1. Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особен­ности, а также специфическую лексику.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благо­даря общению со старшими. В официальной ситуации подрос­ток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохран­ной сферой функционирования диалекта.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количе­ственно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обо­гащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 8-11 классов.

Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:

• одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречают­ся в речи людей пожилого возраста;

• другие считают, что в наши дни это не актуально;

• некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления отно­сятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин - это научное обозначение понятия, а профессио­нализм - полуофициальное слово, распространенное в разговор­ной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными вида­ми деятельности, есть названия разных предметов. Многие сло­ва, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лекси­кон детей. В результате анкетирования были выявлены некото­рые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.

Профессионализм

Что означает

Медикаменты

Лекарства

Педиатр

Детский врач

Мировоззрение

Точка зрения

Дискуссия

Спор

Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие ут­ачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интерес­нейший лингвистический феномен, который ограничен не толь­ко определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится пол­новодным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

Русский молодёжный сленг представляет собой интерес­нейший лингвистический феномен, бытование которого ограни­чено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая табли-

ца часто употребляемого сленга.

Молодежный сленг

Что означает

Здорово

Здравствуй

Клава

Клавиатура

Зеньки

Глаза

Чувак

Человек

Супер, класс

Отлично

Чел

Человек

Пацик

Юноша

Деваха

Девушка

Краб

Рука

Бабло

Деньги

Перчики

Юноши

Локаторы

Уши

В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаше всего.

Из диаграммы 1 следует, что сленг как самостоятельная еди­ница лексики употребляется гораздо чаще, чем профессиона­лизмы и диалектизмы.

4. Жаргонная лексика

Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ог­раниченным употреблением. Она является социальным вариан­том речи, называемой жаргоном, и употребляется в определен­ных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов,

занятий.

В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон уча­щихся 8-11 классов.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переос­мысления значений слов.

Жаргонная лексика пополняется также путем заимствова­ний. Для нее типичны сокращения.

Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически ис­каженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указано не все) часто употребляемого жаргона.

Жаргонная лексика

Что означает

Балдеж

Веселье

Башка

Голова

Дивидишка

Проигрыватель

Домашка

Домашняя работа

Камп

Компьютер

Малявка

Тот, кто младше

Мобила

Мобильный телефон

Музон

Музыка

Предки

Родители

Смыться

Удрать

Тачка

Машина

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи куль­турных людей, но повседневная бытовая речь школьников на­сыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подрост­ков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление. Из диаграммы 2 следует, что учащиеся 8-11 классов очень часто смешивают сленг и жаргон, чуть реже профессионализмы и сленг, еще реже жаргон и другую лексику, чаще всего встре­чается смесь диалектов и сленга, всей лексики.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава

По происхождению

Исконно-русская Заимствованная

По степени употребления

Пассивный Активный

Сфера употребления

Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально

Мы видим, что словарный состав классифицируется по сле­дующим принципам: по происхождению, по степени употребле­ния и по сфере употребления.

Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Заключение

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически ис­пользуют в своей речи. Они узнают новые слова из многих ис­точников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи уча­щихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диа­лектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуа­цией общения, знать о невозможности ее применения в норми­рованной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударе­ния, словоизменения, правописания.

Хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказа­лась.верна, потому что сленг занимает 1-е место по употребляе­мости среди учащихся 8-11 классов. Усть –Удинской средней школы № 2 (31 человек); 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика (12 человек). И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы (8).

Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.