Справочный материал к уроку русского языка в 9 классе «Траектория развития предметных компетенций на уроках русского языка»

2
0
Материал опубликован 28 February 2022

 

Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

Траектория развития

предметных компетенций

на уроках русского языка

в 9 классе

 

 

 

 

 

Автор: учитель русского языка

и литературы I категории

Алжибаева Л. Н.

«Красноярская школа № 9»

(отделение)

 

 

 

 

Красноярск

2021-2022 учебный год

 

Пояснительная записка

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса нацелена на проверку предметных компетентностей, заявленных в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов (ФК ГОС): языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Формирование и развитие данных компетенций по русскому языку, в основном, заложена в работе с текстом. Вот на этом и основываются данные методические рекомендации.

 

Цель: формирование умений и навыков работы с текстом посредством различных методов и приёмов при подготовке учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку.


Основная задача: разработать систему методов и приёмов анализа текста, обеспечивающих формирование и совершенствования компетенций учеников, заявленных в ФК ГОС.

 

Актуальность

Актуальность данного опыта работы обусловлена трудностями, возникающими на практике при подготовке учащихся к написанию сочинения и изложения: постоянной сменой состава учеников в отделении КГБОУ «Красноярская школа № 9», которая находится на территории противотуберкулёзного санатория. Трудности составляют разные авторы учебников, по которым работали ученики в предыдущих школах, а часто большие пробелы в знаниях учеников из-за пропущенных по болезни уроков.

 

Основа положительной динамики работы с текстом

Основой положительной динамики при формировании заявленных выше компетенций в настоящее время являются методы и приёмы работы с текстом, как основным объектом деятельности ученика на уроках русского языка. Именно работа с текстом является основным видом деятельности учителя и ученика на этапе подготовки к формированию умений и навыков воспринимать информацию, анализировать, определять тему текста, находить и выделять проблемы текста, выявлять лексические и стилистические компоненты текста. Опыт работы по данной теме позволяет добиваться положительных результатов при сдаче ОГЭ, а также способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

 

Виды деятельности учеников:

1. Коллективная деятельность учеников при работе в группах;

2. Работа в парах;

3. Индивидуальная работа учащихся с текстом.

(При этом надо помнить, что всякое новое действие должно быть подготовлено).


 


 

Методы работы с текстом

1. Анализ текста как единицы речи;

2. Анализ текста как единицы языка;

3. Стилистический анализ текста;

4. Структурный анализ текста


 

Приёмы работы с текстом:

1. Анализ текста как единицы речи:

а) определение темы текста и нахождение проблем в тексте;

б) определение тезиса и аргументов автора;

в) формулирование вопросов к тексту; создание кластера;

г) нахождение аргументов на основе иллюстрации;

д) определение гражданской позиции автора

2. Анализ текста как единицы языка:

а) частично- языковой анализ текста: эмоционально окрашенные слова и выражения;

б) анализ лексических средств в тексте;

в) анализ фонетических средств, использованных автором;

г) самостоятельный подбор пропущенных в тексте слов;

д) нахождение слов, отражающих течение времени и определяющих развитие действия

3. Стилистический анализ текста:

а) определение стиля и типа речи в тексте;

б) создание текста с заменой примеров автора своими примерами, не нарушающими стиля текста;

в) определение стихотворного размера текста;

г) составление синквейна к тексту

4. Структурный анализ текста:

а) восстановление порядка абзацев текста;

б) письменный сокращённый пересказ; создание текста по кластеру

в) анализ микротем текста; нахождение средств связи в тексте;

г) анализ абзацев текста, краткий пересказ текста


 

Практическая работа с текстом (карточки)


 

Анализ текста как единицы речи

Карточка № 1

Нахождение проблемы в тексте по тезису и аргументам

Карточка № 2

Нахождение в тексте ответов на вопросы для определения проблемы

Карточка № 3

Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

Карточка № 4

Выделение в тексте часто повторяющихся слов для определения проблемы

Карточка № 5

Определение аргументов на основе иллюстрации к тексту

Карточка № 6

Создание кластера к тексту

Карточка № 7

Выделение в тексте слов, помогающих раскрыть тему

Карточка № 8

Определите гражданскую позицию автора

Анализ текста как единицы языка

Карточка № 9

Нахождение в тексте средств выразительности

Карточка № 10

Нахождение слов, которые определяют развитие действия

Карточка № 11

Нахождение слов, отражающих течение времени

Карточка № 12

Нахождение эмоционально-окрашенных слов и выражений в тексте

Карточка № 13

Определение в тексте лексических средств: омонимов, синонимов, паронимов

Карточка № 14

Определение в тексте фразеологизмов

Карточка № 15

Фонетические средства, позволяющие придать тексту звучание

Карточка № 16

Определение значения устаревших слов с опорой на контекст

Карточка № 17

Определение значения диалектных слов с опорой на контекст

Карточка № 18

Замена устаревших слов современными синонимами

Карточка № 19

Замена слов синонимами из книжной лексики

Карточка № 20

Замена выделенных слов синонимами с заданным ударением

Карточка № 21

Определение значения заимствованных слов с опорой на контекст

Карточка № 22

Восстановление пропущенных слов в тексте с опорой на контекст

Стилистический анализ текста

Карточка № 23

Нахождение в тексте стилистических особенностей

Карточка № 24

Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами

Карточка № 25

Определение типов речи в тексте

Карточка № 26

Определение стихотворного размера текста на основе представленных схем

Карточка № 27

Составление синквейна по тексту

Структурный анализ текста

Карточка № 28

Доказательство, что информация является текстом

Карточка № 29

Восстановление порядка следования абзацев

Карточка № 30

Определение микротем текста

Карточка № 31

Нахождение средств связи в тексте

Карточка № 32

Создание текста по кластеру

Карточка № 33

Краткий письменный пересказ текста

 

Заключение.

Результатом целенаправленной деятельности должна стать положительная динамика роста умений и навыков ученика, то есть его «траектория развития». Свою «траекторию развития» ученик отслеживает самостоятельно, или с помощью учителя. Для этого был разработан и применён, совместно с учениками, график «Траектория развития компетенций», при выполнении которого ученик видит свои успехи и пробелы в знаниях. Зная недостатки, ученик всегда может устранить их как самостоятельно, так и с помощью учителя.
Хочется отметить, что начинать готовить учащихся к ОГЭ нужно с 5 класса, так как данные приёмы работают и в среднем звене школы, необходимо лишь изменять тексты и задания, учитывая возрастные особенности детей и их индивидуальность.

Изначально у учащихся, кроме карточек с текстом, должен быть дидактический материал с определениями: «проблема», «тема» текста, «этика, эстетика», «гражданская позиция автора» и другие, чтобы исключить путаницу школьников в понятиях. Образцы карточек (приложение 1)

 

Литература

1. Барт Ролан. Семиотика, Поэтика (Избранные работы): Прогресс, Универс, 1994. - 624с.

2. Брудный А.А. Психологическая герменевтика: Уч. пос. М., 1998. 336 с.

3.Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания / Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. –С.131-156.
4. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с. – (Методическая библиотека)
5. Лобичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся): Учебное пособие. - СПб: «САГА», 2005.
6. Роботова А.С. Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики: Научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 224 с.
7. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика: Учебное пособие. - СПб.: Форум, 2015. - 368с.
8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.- М., 1973.- С. 237.

9. Шакирова Л.З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии. – Казань: Магариф, 2008. – С. 27-34.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), 2013 // www.минобрнауки.рф

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Карточки с определениями понятий

 

ПРОБЛЕМА – сложный вопрос или задача, требующая решения, исследования

Проблемы могут носить разный характер: общественный, политический, личный, эстетический, педагогический, этический и т. д.

ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем произведения

 


 

 


 


 

 

ТЕЗИС – главная мысль, которую автор старается обосновать

 

АРГУМЕНТЫ – это доказательства, подтверждающие тезис: факты, примеры, объяснения, утверждения

 

КОНТРАРГУМЕНТЫ – довод, опровергающий мысль автора

 

ТЕМА главное, о чём хотел сказать читателю автор

 

 


 


 


 


 

 

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ — это ответ автора исходного текста на вопрос, сформулированный вами в качестве проблемы, или отношение автора исходного текста к заявленной проблеме.

 

ПОЗИЦИЯ АВТОРА иногда ограничивается постановкой вопроса, на который читателю предлагается самостоятельно найти ответ

 

 


 


 


 

 

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни

 

 


 


 

 

МИКРОТЕМА ТЕКСТА - это наименьшая составная часть общей темы текста. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац.

 

 


 


 

 

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА  – это лексика, связанная с книжными стилями речи: научным, официально-деловым, художественным, публицистическим. Она употребляется в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых бумагах, в художественных произведениях.

 

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ является противопоставлением книжной речи

 

 


 


 

 


 

КАРТОЧКА № 1

Нахождение проблемы в тексте по тезису и аргументам

ТЕКСТ

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности?(3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку.

(По Д. С. Лихачёву)

ЗАДАНИЕ

1. Прочти текст и найдите тезис и аргументы, которые выдвинул автор, запишите номера этих предложений без запятых

2. Опираясь на тезис и аргументы, определите, какую проблему поднимает автор

ОТВЕТ


 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 2

Нахождение в тексте ответов на вопросы для определения проблемы

ТЕКСТ

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли и чувства. И это всё благодаря языку.

(А. А. Леонтьев)

 

ЗАДАНИЕ

1. О чём говорится в тексте?

2. Зачем, с какой целью создаются тексты подобного рода?

 

ОТВЕТ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

КАРТОЧКА № 3

Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

ТЕКСТ

«Возлюби себя, как ближнего своего…» Поэт призывал к этому иронично, философ – всерьёз, но любовь к себе – это, действительно, первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий, - страшен.

Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других. Посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей, и вы убедитесь, что это так! Они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением; им не надо слишком уж скрывать недостатки, не надо бояться насмешек и осуждения.

Эта любовь естественна. А потому не заметна, в ней нет ничего вымученного. Такие вот люди – всегда любимцы, они показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом…

(По В. Леви)

ЗАДАНИЕ

1. Сформулируйте 5 вопросов по тексту и запишите их

2. По этим вопросам сформулируйте основную мысль текста и запишите её


 

ОТВЕТ

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 4

Выделение в тексте часто повторяющихся слов для определения проблемы

ТЕКСТ

Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. Берёзовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») стояла туманом.

«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли. (…)

Я бросил вёсла и смотрел на журавлей.

За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре.

Сейчас на реке мне подумалось, что шедевры существуют не только в искусстве. Но и в природе.

(По К. Паустовскому)


 

ЗАДАНИЕ

1. Подчеркните в тексте слова, которые встречаются 3 раза.

2. Определите по словарю значение этих слов.

3. На основе подчёркнутых слов определите проблему, которую поднимает автор, и запишите её

ОТВЕТ

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 5

Определение аргументов на основе иллюстрации к тексту

ТЕКСТ

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

t1646056217aa.png (М. Пришвин)


 


 


 


 


 


 


 

ЗАДАНИЕ

1. Прочтите текст и рассмотрите фотографию белки в лесу. Что вы почувствовали, глядя на фото? Запишите свои чувства.

2. Белочка- часть природы. Какие советы вы дадите, чтобы природа радовала нас и дальше. Напишите их

ОТВЕТ

1. ____________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 6

ТЕКСТ

Создание кластера к тексту

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

(По Н. П. Крыщуку)

ЗАДАНИЕ

1. Создайте кластер к тексту

ОТВЕТ

 

Кt1646056217ab.gif ластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. 1.

1. t1646056217ac.gift1646056217ad.gif

t1646056217ae.gif

t1646056217af.gif

 

Дружба

Дружба

 

t1646056217ag.gif

t1646056217ah.gift1646056217ai.gift1646056217aj.gif

t1646056217ak.gif

 

t1646056217al.gif

 

 

 


 

КАРТОЧКА № 7

Выделение в тексте слов, помогающих раскрыть тему

ТЕКСТ

С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово- зеленая сероватая листва осин. Когда Пушкин восторженно воскликнул:

«Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса»,

виновницей слова «багрец» явилась осина. Откуда-то берется в листве яркая

полная краска. Впрочем, можно обнаружить в осиновой листве богатую

гамму от чистого золота через розовый и красный тона к вишневому цвету.

Но больше всего именно – багрец. Точно каждый лист накалили на огне до

яркой красноты, и вот теперь всё горит и светится.

Вместе с листвой преображается и сам лес, а вместе с лесами и весь

пейзаж среднерусских равнин. Осиновый лес в то время между чёрной

землёй и серым осенним небом, словно полоска зари. Каждая осина в лесу

кажется мне в это время каким-то фантастическим марсианским растением,

потому что непривычно видеть, чтобы дерево было всё красное с головы до ног.

Опадая на землю и пролежав под снегом, листва осин перегорает,

потухает, становится пепельной, почти черной. Она склеивается в плотную

ровную подстилку, сквозь которую ранней весной пробиваются прекрасные

цветы медуницы с золотыми и синими венчиками.

(В. Солоухин)

ЗАДАНИЕ

1. Найдите и подчеркните в тексте слова, помогающие понять, о чём рассказывает этот текст.

2. На основе этих слов, определите тему текста и запишите её.

3. Выпишите из текста все олицетворения.

ОТВЕТ

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Олицетворения:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 8

Определите гражданскую позицию автора

 

ТЕКСТ

Воспитанные люди

  Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.

Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды(1) в которую попал(2) недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной (3) и ночной труд (4) вечное чтение (5) штудировка воли.

(По А. Чехову)

Мистер Пиквик — главное действующее лицо в первом романе Чарлза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». После прочтения первых глав Пиквик ассоциируется со стереотипными представлениями о богачах, как о бестолковых бездельниках, ближе к концу романа стираются стереотипные представления, и в Пиквике читатель видит уже благородного человека.


 

ЗАДАНИЕ

1. Прочтите текст и определите гражданскую позицию автора. Запишите её.

2. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в последнем абзаце

 

ОТВЕТ

 

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 


 


 

КАРТОЧКА № 9

Нахождение в тексте средств выразительности

 

ТЕКСТ

        Затопив  в  землянке  печурку,  Поля  сварила чай  и,   как  только  стемнело,  легла  спать.  Первые  полчаса  было  как-то  тревожно  и  неуютно.  Всё  казалось,  что  кто-то  крадётся  к  землянке.  Вот-вот  откроется  дверь  -  и  войдут  чужие  люди.  Потом  поднимала  голову,  прислушивалась.  Оказывается,  это  похрустывало  сено  под  её  телом.  В конце концов  Поля  убедила  себя,  что  тайга  пустынна  в  зимнее  время  и  ничто  ей  не  грозит.  Вся  тревога  от  возбуждения  и  мнительности,  и  нечего  всякими  пустяками  голову  забивать.  Она  уснула  крепко,  проспав  без  сновидений  всю  ночь напролёт.

       С  рассветом  Поля,  встав  на  лыжи,  пошла  дальше.  Шла,  как  вчера,  легко,  излишне  не  торопилась,  но  и  не  мешкала  зря  на  остановках.  Посидит  где-нибудь  на  валежнике, похрустит  сухарями  -  и  снова  в  путь.

Тайга  лежала,  закутанная  в  снега,  притихшая,  задумчивая.  Несколько   раз  выглядывало  солнышко,   и  тогда   макушки  деревьев  со  своими  белыми  пушистыми  шапками  становились  золотыми  и  светились,  как  горящие  свечи.  Виднее  становились  и  затёсы  на  стволах,  за которыми   Поля  следила  в  оба,  чтобы  не  сбиться  с  пути.

(По Г. Маркову)

 

ЗАДАНИЕ

 

1. Найдите в последнем абзаце средства выразительности и выпишите их в таблицу

ОТВЕТ

 

 

Эпитеты -

определения при слове, влияющие на его выразительность

Сравнение – количественное или качественное сопоставление

Фразеологизмы – свойственные определённому языку устойчивые словосочетания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 

КАРТОЧКА № 10

Нахождение слов, которые определяют развитие действия

ТЕКСТ

 

Свежий воздух

Одно из многих удовольствий поездки по Клязьме – ночлег под открытым небом. Нет ничего более укрепляющего, чем сон на свежем воздухе. Дышится вольно и легко, какой-то животворный бальзам струится через всё тело.

Над головой – звездное небо, и смотришь туда, в эту высь, с думой

высокой и светлой. Чему-то радуешься, о чем-то томительном вдруг помечтается, что-то вроде бы заденет тебя за сердце, и сделается так хорошо,

что словами и выразить невозможно. Со всех сторон наплывают запахи трав

и листвы. А то вдруг потянет ветерком, укроешься от него и спишь еще

крепче под мерный шум берез и вскрики ночных птиц.

Говорят, что кто часто бывает в лесу, тот редко заходит в аптеку. Это

сказано вполне справедливо.

Вспоминается описанный в книгах случай, когда двести лет назад

нидерландский ученый врач Герман Бургаве получил от одного дальнего

пациента письмо с просьбой вылечить того от расстройства нервной

системы. Врач согласился помочь больному, но поставил условие, чтобы он

пришел к нему пешком. Несколько дней провел больной в пути, долго шел

полями и лесами, преодолевая подъемы и спуски, ночевал под открытым

небом, питался ягодами, купался в реке, ловил рыбу, мокнул под дождем.

Когда он пришел к врачу, чувствовал себя так хорошо, что к своему

удивлению не мог сказать, на что же он жалуется.

Исцелитель был доволен результатом и, улыбнувшись растерянному

«больному», произнес:

Помните: природа – великий лекарь!

(С. Ларин, С. Никитин)

ЗАДАНИЕ

1. Подчеркните в тексте слова, которые определяют развитие действия.

2. Определите и запишите над подчёркнутыми словами, какой частью речи они являются.

3. Выпишите основную мысль текста

 

ОТВЕТ

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 11

Нахождение слов, отражающих течение времени

ТЕКСТ

Река – особенный мир, с таинственной тенью под кустами, нависшими и

смотрящимися в неё. Всё: и подлунные холмы, и темно-красные клеверные поля, и влажные лесные тропинки, и закатное пышное небо – весь окружающий меня мир казался мне прекрасным, и не было никакого изъяна в нём.

Теперь, когда вдали от него я вдохновенно рассказывал и восторженно живописал, он казался мне ещё прекраснее, ещё сказочнее. Он виделся мне прекрасным до сладкого замирания в груди. Рассветные туманы представлялись –

обязательно розовыми, плавающие среди водорослей золотые рыбки – золотыми, с красными перьями, роса на травах – то крупный жемчуг, то бриллианты, вода – чистейший хрусталь, любая дорожка – в заповедную сказку.

(По В. А. Солоухину)

 

ЗАДАНИЕ

 

1. Найдите слова, передающие течение времени и выпишите их

2. Найдите во втором абзаце все слова с приставками и выделите их.

3. Выпишите из второго абзаца сравнения

 

ОТВЕТ

 

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

КАРТОЧКА № 12

Нахождение эмоционально-окрашенных слов и выражений в тексте

ТЕКСТ

На рассвете

Однажды ночевал я в небольшой деревеньке. Спал под навесом на

сене, а проснулся под утро, разбуженный пронзительным криком петуха.

Уже светало. Бабка Наталья во дворе доила корову. Я вышел из-под

навеса, следом за мной вышел и петух яркой окраски. Он взмахнул на

поленницу березовых дров и еще раз ошарашил утренний мир своим

пронзительным громогласием. Совсем вблизи и откуда-то издалека

послышались ответные крики.

Ну и здоров же орать ваш петух, – сказал я, обращаясь к хозяйке.

У нас они такие, – ответила бабка. – Им ведь на три области петь

приходится.

Как – на три области?

А вот так. Слышите, в ответ-то ему из-за озера голосят? Так это в

Мокром, во Владимирской области, отзываются. А с правой стороны,

слышите? Это уже в Рязанской поют. А наша деревня за Московской

считается. Тут как раз три области границами сходятся, вот петухам-то и

приходится на три области петь.

(В. Полторацкий)

ЗАДАНИЕ

1. Выпиши все эмоционально-окрашенные слова и выражения из текста

2. Подумайте, зачем автор использует эти слова и выражения в тексте


 

ОТВЕТ

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 13

Определение в тексте лексических средств: омонимов, синонимов, паронимов

ТЕКСТ

Начало Владимирской земли.

Под деревянным мостом стояли бревенчатые обшарпанные быки.

Коричневая неглубокая река беззвучно обтекала их. Белые, как сахар,

песчаные отмели, уходя под воду, приобретали цвет червонного золота.

Потом они снова появлялись над водой в виде маленьких островков и

возвращали себе сверкающую белизну. Один берег реки отлог. Молодой

ивняк отступил от воды метра на два и так раскудрявился, такой закипел

зеленью, что и песок под ним кажется зеленоватым. Другой берег отрывист,

хоть и не высок. Тут, видимо, постоянно что-то с хлюпаньем сползает в воду,

обрушивается, подмывается. Стройные частые сосенки подбежали к самому

обрыву и заглядывают в воду. Но вода текуча и узловата, она размывает берег.

Пройдя мост до конца, мы очутились во Владимирской области. Я

сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению.

(По В.А.Солоухину)

ЗАДАНИЕ

1. Подберите синонимы к словам из текста: «неглубокая, обшарпанные, отрывист, очутились». Запишите их по образцу: неглубокая - … ; …

2. Докажите примерами, что слова из текста: «быки, закипел» имеют омонимы, составив с этими словами предложения.

3. Подберите паронимы к словам: «отлог, раскудрявился». Запишите ответ.

ОТВЕТ

Синонимы – слова с одинаковым значением. Омонимы-слова одной части речи, с одинаковым звучанием, но разные по значению. Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но частично или полностью различаются значением.

1.Синонимы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Омонимы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Паронимы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 14

 

Определение в тексте фразеологизмов

ТЕКСТ

Главное вещество, из которого варят стекло, называется кремнезём, то

есть, попросту говоря, это обыкновенный чистый песок. Но кремнезём

плавится только при очень высокой температуре. Не менее 1700 градусов. В

простых плавильных печах получить такую температуру почти невозможно.

Поэтому к песку добавляют соду. Эта смесь плавится при более низкой

температуре. Тут достаточно уже 1400 градусов.

Только куда ни кинь: стекло, сваренное из смеси песка и соды, может

раствориться в воде. Чтобы придать ему стойкость, к смеси песка и соды

необходимо добавить извести или мела. Вот тогда получается стекло, из

которого делают посуду и всё, что угодно.

Но это - обыкновенное стекло. А то есть ещё хрусталь. Чтобы получить

его, берут особо чистый песок или молотый кварц, а кроме соды и извести,

добавляют ещё и свинцовую окись, которая придаёт стеклу прозрачность и

твёрдость.

Чистый хрусталь необыкновенно певуч. Стоит только подуть на тонкий

хрустальный бокал, и он тихонько зазвенит мелодичным малиновым

звоном…

(По В. Полторацкому)

ЗАДАНИЕ

 

1. Найдите и выпишите из текста фразеологизмы, объясните письменно их значение.

2. Найдите в тексте числительные, запишите их прописными буквами в нужном падеже.

 

ОТВЕТ

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 15

 

Фонетические средства, позволяющие придать тексту звучание

Село Варварино

Возьмите холм длиною километра в полтора и высотой в

полкилометра, покрытый ровной мелкой травкой. Согните его в подкову,

поверху расставьте цепочкой крохотные деревянные домики с белым

кубиком церкви посредине, а внизу заставьте поблескивать извилистую

ленту не очень широкой реки. По реке пусть растут деревья и кусты: ольха,

ива, ракитник. Они будут казаться сверху маленькими-маленькими, но это не

беда. За рекой, конечно, должны быть луга. Сейчас, в пору буйного цветения

трав, они покажутся вам темно-сиреневыми, почти лиловыми.

Нужно добавить лишь, что река выписывает у подножия

подковообразного холма ни дать ни взять тетеревиный хвост, а домики на

верху холма расставлены не в одну цепочку, а в две, да еще есть и

поперечная улочка, доходящая своим концом до зарастающих, но всё еще

светлых прудов.

(По В. А. Солоухину)

 

ЗАДАНИЕ

 

1. Найдите в первом абзаце текста фонетические средства (звуки), помогающие передать звучание реки. Заполните таблицу найденными примерами

2.Замените словосочетание, построенное на основе согласования «деревянные домики» словосочетанием, построенным на основе управления.

ОТВЕТ

1.

Аллитерация- повтор одного или нескольких одинаковых, или однородных согласных звуков, преимущественно в начале слова

 

 

 

Ассонанс – многократный повтор одного или нескольких гласных звуков, в основном, ударных

 

 

 

Звукоподражание – использование в речи звуков живой или неживой природы

 

 

 


 

2._____________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 16

Определение значения устаревших слов с опорой на контекст

ТЕКСТ

Я видел много российских рек и вовсе не по пристрастию туземца могу

сказать, что Клязьма с её притоками – один из самых красивых речных

бассейнов средней России. Все эти реки и речушки не похожи друг на друга;

одна бежит, прозрачная до дна, студеная летом и незамерзающая зимой;

другая медленно, едва заметно влачит сквозь камыши и темные ямы свою

зеленую воду; третья несется через смуглые пески, через лесные завалы

изжелта-коричневым пенным водоворотом; четвертая серебристой

чешуйчатой змейкой вьется в ромашковых и лютиковых лугах, ныряет под

мосточки, тоненько звенит в прозеленевших сваях старых плотин и

мельниц…

Я давно замечал, что река, вблизи которой вырос человек, накладывает

своеобразный отпечаток на его характер. Даже глаза щурят по-разному

волжане и дончаки, днепровцы и уральцы, клязьминцы и деснинцы. И если

говорить о Клязьме, то я сказал бы, что она вплетает в характер человека

какую-то лирико-меланхолическую жилку, начинающую нежно вибрировать

от соприкосновения с природой. Что тому виною? Медленные рассветы в

розовом тумане, ветреные полдни с грудами золотисто-синих облаков на

горизонте, крик перепела во ржи бледным вечером июля или переливчатые

звезды в черном провале августовского неба?..

О Клязьме, пересекающей Владимирскую область с запада на восток, я

мог бы рассказывать бесконечно, потому что она пересекла и всю мою

жизнь…

(С. Ларин, С. Никитин)

ЗАДАНИЕ

1. Найдите в первом абзаце устаревшее слово и определите, пользуясь контекстом, его значение

2. Найдите во втором абзаце слово с чередующейся гласной. Выпишите его и объясните его правописание

ОТВЕТ

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 17

Определение значения диалектных слов с опорой на контекст

 

ТЕКСТ

Полжизни проводит бакенщик на реке, в лодке, с веслом в руках. Когда он плывет, сразу видно знатока-специалиста. Он и лодка – одно целое, а ботник слушается его, как живое существо, понимает малейшее движение хозяина, быстро исполняет любое желание. Ни одного лишнего удара веслом.

В детстве я много читал про индейские лодки-пироги, про то, как

искусно плавают на них индейцы, как незаметно и тихо подкрадываются

они к врагу. Но клязьменские загорелые туземцы не менее своих

краснокожих собратьев искусны в вождении ботников, рыбной ловле и

если не стреляют метко из луков, то только потому, что у всех у них есть

отличные тульские и ижевские двуствольные ружья.

Главной обязанностью бакенщика было следить за обстановкой на

реке, обеспечивать безопасность движения судов. Его задача – отметить

вновь появившуюся мель, промерять глубины, где надо. Он должен был

на своем участке вечером зажигать огни бакенов, а на рассвете погасить.

Было! Теперь такой обязанности не стало. Наш век наступал, техника шла вперед. Сначала дали бакенщику моторную лодку вместо вёсельной. Но недолго он радовался этому облегченью своего труда.

Через несколько лет человек догадался взамен керосинового фонаря

поставить на всех бакенах фотоэлемент с батареями. И не нужной стала

профессия бакенщика. Курсирует теперь по реке теплоход «Путейский»,

меняет в определенное время батареи, следит за глубинами – и вся забота.

(С. Никитин, С. Ларин)

 

ЗАДАНИЕ

1.Найдите в тексте однокоренные диалектные слова, выпишите их и объясните их значение, исходя из контекста.

2.Объясните письменно значение устаревшего слова «туземец»

 

ОТВЕТ

 

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 18

 

Замена устаревших слов современными синонимами

 

ТЕКСТ

(1) На другой день гусару стало хуже. (2) Холоп его поехал в город за лекарем.

( 3) Прошёл день, и гусар совсем оправился. (4) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней, то со смотрителем: насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их в подорожные в почтовую книгу…

(5) День был воскресный. (6) Дуня собралась к обедне. (7) Гусару подали кибитку. (8) Дуня села подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

(По А. С. Пушкину)

 

ЗАДАНИЕ

 

1. Найдите устаревшие слова. Замените их, пользуясь словарём, синонимами современного русского языка. Запишите.

2.Сделайте письменный синтаксический разбор 4 предложения

 

ОТВЕТ

 

 

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 19

Замена слов синонимами из книжной лексики

 

ТЕКСТ

 

Перевал

 

        Ночь  давно,  а  я  всё  ещё  бреду  по  горам  к  перевалу,  бреду  под  ветром,  среди  холодного  тумана,  и  безнадёжно,   но  покорно  идёт  за  мной  в  поводу  мокрая,  усталая  лошадь,  звякая  пустыми  стременами.      

 В  сумерки,  отдыхая  у  подножия  сосновых  лесов,  за которыми  начинается  этот  голый,  пустынный  подъём,  я  смотрел  в  необъятную  глубину подо  мною  с  тем  особым чувством  гордости  и  силы,  с  которым  всегда  смотришь  с  большой  высоты.

      Ещё  можно  было  различить  огоньки  в  темнеющей  долине  далеко  внизу,  на  побережье  тесного  залива,  который  всё  расширялся  и  обнимал  полнеба.

      Но  в горах  уже  наступила  ночь.  Темнело  быстро,  я  шёл,  приближаясь  к  лесам, -  и  горы  вырастали  всё  мрачней  и  величавее,  а  в  пролёты  между  их  отрогами  с  бурной  стремительностью  валился  косыми,  длинными  облаками  густой  туман,  гонимый  бурей  сверху.  Он  срывался  с плоскогорья,  которое  окутывал  гигантской  рыхлой грядой,  и  своим  падением  как  бы  увеличивал     хмурую  глубину  пропастей  между горами.  Он  уже  задымил  лес,  надвигаясь  на  меня  вместе  с  глухим,  глубоким  и  нелюдимым  гулом  сосен.  Повеяло  зимней  свежестью,  понесло  снегом  и ветром. 

                                                                                          (По  И. Бунину)

ЗАДАНИЕ

1. Найдите и подчеркните слово книжной лексики во 2 абзаце текста.

2. Подберите к выделенным словам синонимы из книжной лексики.

3. С какой целью автор употребляет в тексте слова из книжной речи? Чем это продиктовано?

ОТВЕТ

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 20

Замена выделенных слов синонимами с заданным ударением

 

ТЕКСТ

           Летом  звёзд  не  увидишь.  Когда  бы  Серёжа  ни  проснулся,  когда  бы  ни  лёг  -  на  дворе  светло.  Если  даже  тучи  и  дождь,  всё  равно  светло,  потому  что  за  тучами  солнце.  В  чистом  небе  иногда  можно  заметить  прозрачное  пятнышко,  похожее  на  осколок  стекла.  Это  месяц,  дневной,  ненужный,  он  висит  и  тает  в  солнечном  сиянии,  тает  и  исчезает.

 Зимой  дни  короткие.  Темнеет  рано.  Задолго  до  ужина дальнюю  улицу,  с  её  тихими  заснеженными  садами  и  белыми  крышами,  обступают  звёзды.  Их  тысячи,  а  может,  и  миллионы.

Посреди  неба  звёзды,  мелкие  и  крупные,  звёздный  песок  -  всё  сбито  воедино  в  морозно  сверкающий  плотный  туман,  в  причудливо – неровную  полосу,  переброшенную  будто  через  улицу,  как  мост.  Этот  мост  называется  Млечный  Путь.

Прежде  Серёжа  не  обращал  внимания  на  звёзды,  они  его  не  интересовали,  потому  что  он  не  знал,  что  у  них  есть  названия.  Но  мама  показала  ему  Млечный  Путь.  И  Сириус.  И  Большую  Медведицу.  И  красный  Марс.  Сережа  хотел  знать  все  названия,  но  мама  не  помнила,  зато  она  показала ему  горы  на  Луне,  и он  как  будто  прикоснулся  к  ним.

(По  В. Пановой)


 

ЗАДАНИЕ

1. Подберите синонимы к вылеленным словам в тексте и запишите их. В подобранных синонимах под ударением обязательно должна быть буква А.

2. В последнем абзаце найдите слово с чередующейся гласной. Объясните его правописание.

 

ОТВЕТ

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________


 

КАРТОЧКА № 21

Определение значений заимствованных слов с опорой на контекст

 

ТЕКСТ

 

Перед нами необычный музей, где находится мужской и женский гардероб. Авторы нарядов с любовью носили это дивное многоцветие. Богатые народные костюмы передавали мастерство и благополучие их хозяев.

Издавна у разных народов нарядный костюм был обязательной частью праздника. Одежда могла многое рассказать. Русская крестьянка, готовившая себе сарафан, была настоящим художником. Она создавала чудо-наряд и прятала его в ларь, чтобы потом показаться на люди.

В современном мире многое изменилось. Всё чаще можно увидеть как на праздниках, так и в повседневной жизни - джинсы. Тем не менее, забывать о национальном русском костюме нельзя, ведь он является истоком русской моды.

(По М.Н. Мерцаловой «Поэзия народного костюма»)

 

ЗАДАНИЕ

1. Пользуясь таблицей, найдите в тексте заимствованные слова. Подчеркните их как члены предложения.

2. Определите значение заимствованных слов и запишите их

 

ОТВЕТ

1.

Древний период

VIII – XVI века

Период заимствования Петра I

XVII – ХIХ в.в.

Современный период заимствования

ХХ – начало ХХI в.в.

тюркские языки

голландский язык

английский язык

сарафан, шашлык, карман, карандаш

матрос, руль, флаг

джинсы, шоумен, хит

скандинавские языки

немецкий язык

кнут, ларь, сельдь, ябедник

штаб, курорт, галстук

греческий язык

английский язык

музей, праздник, тетрадь

катер, баскетбол, футбол

латинский язык

французский язык

автор, доктор

гардероб, мармелад, балет

старославянский язык

итальянский язык

ангел, благополучие, икона

костюм, гитара, макароны

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 22

Восстановление пропущенных слов в тексте с опорой на контекст

ТЕКСТ

В русые головенки тех мальчишек, что барахтаются в уютном,

обросшем ивами омутке, или бегают все в брызгах по журчащему перекату,

или, сопя и пыхтя, вытаскивают из илистых нор упирающихся клешнистых

раков, или просто лежат на солнышке около тихой воды, редко приходит

мысль, а откуда течет, где начинается их речка?

(… ) текла, когда ребятишек еще не было на свете, и она будет течь,

когда их снова не будет. Для них река как само время, как сама земля, как

сам воздух. У нее не может быть ни (…), ни начала.

Но иногда, чаще всего в школьном возрасте, после первых уроков

географии, обязательно придет этот вопрос, чтобы смутить ребячьи умы и

души.

С заговорщицким видом будут они шептаться, собираясь в стайку, с их

родительских столов начнут пропадать ( … ) хлеба, если нет в доме готовых

сухарей, исчезнет хлебный ножик, весь сточенный, способный, однако, в

детском воображении играть роль тесака, кинжала, кортика.

Экспедиция отправится рано утром, чтобы к вечеру, охваченная

расколом, идейными шатаниями и, наконец, бунтом малодушных,

возвратиться ( … ), так и не узнав, где начинается ( …) и как она

начинается. Впрочем, нужно сказать, что у сельских детей нет другого

представления о начале любой реки, кроме холодных ключей, бьющих из-

под земли.

(В. А. Солоухин)


 

ЗАДАНИЕ

1. Восстановите пропущенные слова в тексте, опираясь на контекст, впишите их в скобки.

2. Выделите в тексте первого абзаца суффиксы во всех прилагательных и причастиях

 

ОТВЕТ

1.Пропущенные слова:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 23

Нахождение в тексте стилистических особенностей

ТЕКСТ

Кто хоть раз приглядывался к лесам, он сразу отличит лес колхозный

от леса государственного. В колхозном лесу нахламлено, валяются и гниют

сучья, валежник, верхушки деревьев (лишь бы ствол-то сам увезти), торчат

повсюду непомерно высокие пни (была нужда вытаптывать снег да

нагибаться до самой земли), там и тут истлевают деревья, которые спилить-

то спилили, но так почему-то и не вывезли. Деревья в колхозном лесу режут

где попало, без системы, молодняк не прореживают.

Что уж тут говорить о противопожарных дорожках, посыпанных

песком, вроде виденных нами у Введенского озера.

В лес государственный вы входите, напротив, как в хорошо

прибранную комнату, в нем просторно, красиво, торжественно. Сучья где

попало не валяются, а если они и есть, то в аккуратных кучах, припасенные к

сожжению или вывозке.

Не встретишь тут и высокого пня, а если и есть пни, то на порубке,

когда целые делянки сводятся начисто. Пустые места здесь засажены

молодыми деревцами, молодые деревца растут по линеечке.

(В. А. Солоухин)


 

ЗАДАНИЕ


 

1. Определите стиль речи. (Запишите ответ)

2. Какие особенности этого стиля присутствуют в тексте? (Запишите их)

ОТВЕТ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Особенности стиля:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 24

Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами

ТЕКСТ

Анфиса Дмитриевна Малухина по распределению приехала в наш посёлок в 1960-м и начала вести в нашем классе историю. Эти уроки и я, и все мои одноклассники помним до сих пор!

Мы постоянно делали и слушали интереснейшие доклады: по импрессионизму и по голландцам, по современной литературе и классической музыке. Ну и про кино тоже.

Анфиса Дмитриевна выделялась: красный диплом в институте, энциклопедизм, высокий рост, красота, коса до пят, аристократизм, юмор, щедрость!

Вы навсегда остались в наших сердцах, дорогая, любимая Анфиса Дмитриевна!

(По Н. Гарлановой)

ЗАДАНИЕ

1. Замените своими примерами описание любимого учителя. Как звали учителя? Чем этот учитель запомнился вам и полюбился?

2. Подумайте: почему вы полюбили этого учителя? Запишите

 

ОТВЕТ

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 25

Определение типов речи в тексте

ТЕКСТ

Деревни гостеприимней городов. В деревне можно постучаться в

любой дом, и это в порядке вещей, а в городе, потому что в нем есть тесная

гостиница с запахом карболки и дуста, это считается непринятым и даже предосудительным.

Усталость как-то свалила меня под ивовым кустом на песчаной косе.

Сапоги мои были в пуху одуванчиков. Убранное цветами шиповника,

ликовало первоначальное лето; медовый зной струился над лугами, и с

широкого речного плёса доносился дремотный плеск, каким дышит в

полдень всякая река, и, слушая который, хорошо лежать без мыслей на

смуглом прибрежном песке, смотреть в глубокое небо, следить, как тают в

нем облака, уплывают куда-то и возникают вновь – чистые, белые, легкие…

Под вечер на песчаную косу пришел истерзанный комарами рыболов,

расспросил, куда иду, и стал уговаривать, словно давнего знакомого:

Зачем тебе куда-то тащиться? Живи у нас, рыбу станем ловить. Не

хуже мы, наверное, других.

Вскоре я уже сидел в просторной кухне за выскобленным до янтарной желтизны столом и пил кисловатый грушевый чай.

(С. К. Никитина)


 

ЗАДАНИЕ

1. Определите тип (типы) речи в тексте. (Запишите)

2. Составьте схему 2 предложения первого абзаца


 

ОТВЕТ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 26

Определение стихотворного размера текста на основе представленных схем

ТЕКСТ

Солнце начало припекать, ноги разгорячились от ходьбы, и мы приглядывали место, где бы искупаться. Но берег был дурной, метра два до

воды начиналась топь, грязь, да и вода не внушала доверия. На ней местами

лежал белый налет вроде паутины, плавали разные палки и бойко бегали

водомерки. Наконец попался округлый омуток, метров десять-пятнадцать в

ширину. Песчаная отмель резко и косо уходила в воду, обещая порядочную

глубину. Подобные бочаги на малых реках бывают очень глубоки и студёны,

на дне у них, как правило, шевелятся в тине родники. Действительно, вода

показалась ледяной, но какое блаженство было шлепать босыми

разгоряченными ногами по этой воде. Невольно вспомнились дивные строки

поэта Фёдора Тютчева:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды!..

В незнакомую воду бросаться всегда тревожно, если даже это и

Шеридарь. По крайней мере, тревожней, чем заходить в незнакомый лес и

город.

У каждой реки есть своя душа, и много в этой душе таинственного и загадочного.

(В. А. Солоухин)

ЗАДАНИЕ

1. Определи стихотворный размер отрывка из стихотворения, данного в тексте.

Схемы:

1._ _ _ _ _ _ - ямб

2._ _ _ _ _ _ - хорей

3. _ _ _ _ _ _ - анапест

4. _ _ _ _ _ _ - амфибрахий

5. _ _ _ _ _ _ - дактиль

ОТВЕТ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 27

Доказательство, что информация является текстом

ТЕКСТ

Все знают, как красиво и заманчиво выглядывают по осени из темной

глянцевитой зелени яркие кисточки брусники, словно капельки свежей

крови, но мало кто замечал, как цветет этот вечнозеленый боровой

кустарничек.

Нам и в голову не могло прийти, что вон та цветочная мелюзга

может напоить огромный бор своим ароматом. Я сказал «невзрачная

цветочная мелюзга» и тем незаслуженно оскорбил один из самых изящных и

красивых цветов. Нужно только не полениться сорвать несколько веточек, а

еще лучше опуститься на колени и бережно разглядеть.

То, что издали казалось одинаковым, поразит вас разнообразием.

Вот почти белые, но все же розоватые колокольчики собрались в

поникшую кисть на кончике темно-зеленой ветки. Каждый колокольчик не

больше спичечной головки, а как пахнет! Это и есть цветы брусники.

(В.А. Солоухин)

ЗАДАНИЕ


1. Приведите 5 аргументов, доказывающих, что перед вами текст.

 

ОТВЕТ

Аргументы:

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

КАРТОЧКА № 28

Составление синквейна по тексту

ТЕКСТ

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своём сердце. Любимая игрушка Ę это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

 

ЗАДАНИЕ

 

1. Составьте синквейн текста.

 

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

В первой строке записывается слово – существительное, отражающее основную суть темы.

Во второй – два прилагательных, которые отражают основную идею.

В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы.

В четвёртой – главная смысловая фраза темы.

В пятой – существительное, которое служит заключением.

 

ОТВЕТ

 

 

 

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 29

Восстановление порядка следования абзацев

 

ТЕКСТ

1. Именно такие боровые маслята родились в нашем лесочке. Мы

брали самые ядреные, величиной не более колечка, образуемого большим и

указательным пальцем. Я сейчас их вижу в траве, растущие вереничками.

2. Мой первый увиденный гриб – это маленький крепенький масленок, с

круто заостренной шляпкой, покрытой темно-коричневой, красноватой, даже

маслянистой кожицей. Ножка толстая, крепкая и короткая. Испод гриба

затянут белой пленкой. Когда её уберешь, откроется чистая желтоватая,

лимонного оттенка нижняя сторона шляпки и на ней две-три капли белого

молочка.

3. Потянешься за одним – увидишь еще пяток. Попадались совсем крохотные маслятки из тех, которые потом в маринованном виде никак не уколешь вилкой на тарелке, настолько малы и юрки.

(В. Солоухин. «Третья охота»)


 

ЗАДАНИЕ

1. Восстановите порядок следования абзацев текста, запишите их номера в клеточки.

2. Почему решили поставить абзацы в таком порядке? (Ответьте письменно)

 

ОТВЕТ

 

 

 

 

 

 

1.

 


 

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 30

Определение микротем текста

ТЕКСТ

У Васнецова на картине «Царевна на сером волке» изображён еловый

лес. Значит, когда художнику понадобилось изобразить лес наиболее глухой,

наиболее дремучий, наиболее мрачный, сказочный колдовской, он обратился

не к просветленному березовому лесу, не к хлопотливому осиновому, не к

бору свечечной прямизны, не к дубраве, похожей на летнее облачное небо

(только зеленые облака), он обратился к еловому лесу, и выбор его был

верен.

В этом лесу нет никакого подлеска, ни даже травы. Коричневая тёмная

подстилка из игл хоть и очень толста, но всё же угадывается сквозь неё, что

вся земля поверху прошита толстыми узловатыми корневищами. Тёмные

коричневые стволы окружают вас в этом лесу. Неба в этом лесу нет. Его не

видно. Потому что одна ель успевает встретиться с ветвями другой ели, и они

загораживают собой белый свет.

С зелёной, залитой солнцем луговины в этот лес заходишь, как с улицы

в полутемную комнату. Некоторое время должны привыкать глаза, и только

потом уж начнешь различать на земле каждую еловую шишку, каждый гриб.

Лишь на закате лучи солнца, скользя над землей, проникают подобно

красному прожектору глубоко в лес.

(В. Солоухин)

ЗАДАНИЕ

1. Устно определите микротему каждого абзаца.

2. Запишите эти темы.

3. Найдите и выпишите из второго абзаца все слова с безударной гласной и запишите к ним проверочные слова

ОТВЕТ

2. Микротемы:

1._____________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________3._____________________________________________________________________

3. Слова с безударной гласной:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 31

Нахождение средств связи предложений в тексте

ТЕКСТ

Поездки в деревню каждый раз волновали Алексея Петровича. Он любил свои родные места до мелочей, до запаха крапивы после дождя, до

ветлы, наклонившей свой кургузый ствол над прудиком с зеленоватой водой.

Хоть и понимал теперь, поездив по белому свету, что бывают места получше.

Село Преображенское стоит на холме. Холм одной стороной снижается

в огромный зелёный овраг, а другой стороной – к реке. Потом местность

опять поднимается за оврагом и рекой, и там стоит лес. Черёмуха около реки,

холодные омутки, где всё-таки можно окунуться и почувствовать

неизъяснимое наслаждение, земляника и рыжики в близких лесочках.

Полевые и луговые цветы во все стороны, тишина да синее небо. Что еще

человеку нужно? К тому же – родная изба.

И то правда, дольше чем на два дня он не мог оторваться от

московских обязанностей профессора. Этих двух дней как раз хватало, чтобы

лишь вкусить и вдохнуть аромат и пожалеть, уезжая, что маловато оказалось

времени. И он увозил в Москву желание вернуться сюда опять при первом

возможном случае.

(По В. А. Солоухину)

ЗАДАНИЕ

1. Найдите в тексте те средства связи в предложениях, которые есть в тексте и выпишите их в таблицу. ОТВЕТ

Лексические

(синонимы, антонимы, повтор слов, наличие однокоренных слов, и др.)

Примеры

 

 

Морфологические

(местоимения, наречия, единство видовременных форм глаголов, союзы, частицы, вводные слова и др.)

 

 

 

 

Синтаксические

(неполные предложения, парцелляция - намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков, эллипсис-пропуск слова, которое узнаётся из контекста, синтаксический параллелизм и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКА № 32

Создание текста по кластеру

Тt1646056217am.gift1646056217am.gif

Моё отношение

к весне

ЕКСТ

 

 

Погода

 

 


 

t1646056217am.gift1646056217an.gift1646056217ao.gif
 

t1646056217am.gif

Весна

 

 

t1646056217am.gif

Животные и

птицы

t1646056217ap.gif
 

 

 

Люди

t1646056217aq.gif
 

 

t1646056217am.gift1646056217ar.gif
 


 

 

Деревья и кустарники

 

 


 

ЗАДАНИЕ

1. Составьте мини-текст - описание весны по кластеру

ОТВЕТ

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 33

Краткий письменный пересказ текста

ТЕКСТ

Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестные нападают коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

А самое опасное для страны – это государственная бессовестность. На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

(По Ф. Искандеру)

ЗАДАНИЕ

1. Кратко перескажите этот текст. Запишите этот краткий пересказ

 

ОТВЕТ

1._____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

40

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации