Материал к уроку русского языка в 4 классе «Роль глаголов в языке»

0
0
Материал опубликован 18 March 2023





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маниловская средняя общеобразовательная школа

учитель: Тазбулатова Ксения Александровна

педагогический стаж: 11 лет

4 класс

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Роль глаголов в языке»

Тип урока: изучение нового материала













Тема урока: «Роль глаголов в языке»

Цель: на примере песен о Великой Отечественной войне показать роль глаголов в языке.

Задачи:

развивать умение определять глаголы среди других частей речи;

познакомить с песнями военных лет, провести сравнительный анализ роли глаголов в текстах песен;

предложить возможные формы патриотического воспитания, которые могли бы вызвать интерес подрастающего поколения к историческому прошлому страны;

Планируемые результаты:

Предметные:

- различать глаголы среди других частей речи;

- называть изученные грамматические признаки глаголов;

- определять роль глаголов в языке и в речи;


Метапредметные:

Познавательные УУД: структурирование знаний, понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка, понимание общих признаков глагола, синтез целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, планирование работы в группе контролирование затраченного времени на задание, оценивание своей работы на уроке

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение.

Личностные:

- стремиться к самовыражению через материал учебного предмета

- развивать творческое и ассоциативное мышления;

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – исследование

Межпредметная связь: литературное чтение, музыка;

Ресурсы урока: тексты песен, записи песен «Священная война, отрывки из фильмов «В бой идут одни старики» (эпизод исполнения песни «Смуглянка»), «Белорусский вокзал» (эпизод исполнения песни «Нам нужна одна победа»). Компьютер, экран, мультимедиапроектор, колонки.

Ход урока



Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: создать условие для возникновения у обучающихся потребности включение в учебную деятельность на личностном уровне

1 мин.

Дети, мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Повернитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.



Ребята, меня зовут Ксения Александровна. Сегодня мы с вами проведем урок, на котором, я надеюсь, вы узнаете много нового и интересного.



Здороваются с гостями и готовятся к уроку.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

готовность к учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

Актуализация знаний

Цель: организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний.

3 мин

- А теперь настройтесь на урок. Вспомним, как надо работать.





На доске запись: О Р А Д И Н

- Какое слово можно составить из этих букв?

- Что такое «РОДИНА»?

- Существуют два понятия «Родины» - малая и большая. Как вы думаете, что такое «малая Родина»? А «большая Родина»?

Малой Родиной для многих из вас всегда будет являться ваш поселок – Кутулик. А большой родиной для всех нас является Россия.













- придумайте предложение с этим словом.

-у этого слова есть очень красивые синонимы, давайте их назовём.

- Запишем дату.

(Запись числа с проговариванием)

Тринадцатое марта. Классная работа. (удвоенная согласная «с» работа словар. слово)

- Запишем наше предложение.





Дружно, терпеливо, внимательно.



Из этих букв составили слово

Родина

Родина – место, где родился человек.

«Малая Родина» - место, где родился и вырос человек, а «большая Родина» - страна, где родился и вырос человек.







Я люблю свою Родину.

Отчизна, Отечество, Держава.

Записывают в тетрадь

Познавательные УУД:

Ориентирование в своей системе знаний.



Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других. Высказывать собственные суждения.

Регулятивные УУД:

учатся планировать свои действия в соответствии поставленной задачи.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

IV. Постановка темы и задач урока.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения



5 мин

Ребята, сегодня мы проведём урок-исследование. Каждый из вас будет исследователем. Исследовать — это значит узнавать новое. Что станет предметом исследования вы сейчас узнаете.

-Первое задание, которое мы выполним все вместе, попробуем составить предложение из данных слов.

На доске слова

Родину, за, отважные, солдаты.

-Легко ли было составлять предложение?

-Слова какой части речи не хватает в этом предложении?

-Подберите глагол подходящий по смыслу.



Составляют из слов предложение.

Запишите предложение.

- Появление глагола в предложении придало ему смысл. Значит, глагол важная часть речи?

- Подчеркните основу предложения.

-Вы обратили внимание на то, что предложение приобрело смысл после того, как подобрали глагол?

- Что такое глагол?

















- Раз мы определили, что глагол – это важная часть речи, то, как вы думаете, о чём мы будем говорить и как будет звучать тема нашего урока?

- Как вы думаете, ребята, какие цели нам нужно поставить перед собой, чтобы усвоить тему урока? Давайте выберем из данных целей необходимые.

Развивать умение определять глаголы среди других частей речи

Научиться различать склонение имен существительных.

Узнать, какую роль играет глагол в языке.

формировать умение различать личные местоимения.

Ребята скажите, какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Великая Отечественная война навсегда останется одним из главных драматических событий 20 века. Военные песни – зеркало эпохи. Песня – наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Сегодня мы познакомимся с несколькими музыкальными посланиями нам из тревожного, военного прошлого. Наша дополнительная задача при знакомстве с военными песнями - исследование особенностей употребления в них глаголов. Наш эксперимент творческий, и сегодня вы сделаете для себя немало открытий.





























Нет

В этом предложении не хватает глагола.

Подходящий глагол сражались.



Отважные солдаты сражались за Родину.



Подчеркивают

Отвечают





Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы "что делать?", "что сделать?".







Роль глаголов в языке





Выбирают





















День Победы

Слушают

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог;

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;



Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;








































Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

V. Включение в систему знаний и повторений.

Цель: включение в систему знаний и повторений и закрепление ранее изученного.

7 мин

- Сейчас мы послушаем песню «Священная война».

Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач, являющийся поэтом СССР. Второй же этап осуществил народный артист СССР Александр Васильевич Александров. Он буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР.

Слушаем аудиозапись.

- У вас на парте лежит текст песни «Священная война» (Приложение 1), задание для первого варианта выписать глаголы с 1,2,3,4 столбиков. Задание для второго варианта выписать глаголы с 5,6,7,8 столбиков.


- Объясните, по каким признакам вы их определили.





- Возможно ли понять текст без глаголов. 




Проверка выполнения задания.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания по слайду.


Перед вами лежит «Лист оценивания» (Приложение 7).

- Если есть 1 ошибка, напротив названия песни поставьте 4. Если 2 ошибки, то три, ну а если больше трех ошибок, то два.

Песня (задание)

балл

«Священная война»



«Смуглянка»


«Нам нужна одна победа»


Общее кол-во баллов


- Молодцы!















































Слушают





Выписывают глаголы.









Объясняют по каким признакам они определили глаголы.

Нет, без глагола невозможно действие.

Меняются тетрадями, проверяют.

Оценивание работы























Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: принимать разнообразные учебно–познавательные задачи и инструкции.



VI. Физминутка



1 мин

А сейчас я проверю вас на внимательность. Встаньте. Если я называю слово-глагол, вы показываете движение, если слово – другая часть речи, ничего не делаете.

Край, защищал, любил, флажок, оберегал, двор, дружок, охранял, родился, армия, мужество, ценить, хлеб, служить.

- Молодцы. Можете занять свои места.

Выполняют произвольные движения.





VII. Первичное усвоение знаний.

Цель: первичная проверка уровня усвоения и понимания материала

8 мин

-Сейчас мы просмотрим

отрывок фильма «В бой идут одни старики», слушаем песню.

- Как называется эта песня?

- Верно!

Многие считают, что песня "Смуглянка" была написана к фильму «В бой идут одни старики», хотя на самом деле она появилась за 30 с лишним лет до выхода фильма.

- Возьмите у себя на парте текст с песней «Смуглянка» (Приложение 2).

1 ряд – списывает 1 куплет находит в нем глаголы, определяет время глагола.

2 ряд – списывает 2 куплет и находит в нем глаголы, определяет время глагола.

3 ряд – выписывает 3 куплет и находит в нем глаголы, определяет время глагола.

- Что такое времена глагола?



Смотрят фрагмент фильма

«Смуглянка»





















Выполняют задание













Времена глаголов — это настоящее, будущее и прошедшее время, которые обозначают, что действие происходит в момент речи, будет происходить или совершилось раньше.

Проверяют



Познавательные УУД: понимать и сохранять учебные цели и задачи. Формирование навыка выразительного чтения

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, формировать свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: принимать разнообразные учебно–познавательные задачи и инструкции

VIII. Закрепление изученного материала (работа в парах)

Цель: закрепить знания о глаголе

6 мин

- Песни военных лет!.. Они прошли в боевом солдатском строю от самых первых залпов и до победного майского салюта. Надеюсь, что музыкальные послания поколения победителей не оставили вас равнодушными, вы прочувствовали значимость правильных действий в тяжёлое время и поняли, какой ценой завоёвана Победа.

- Возьмите текст песни «Нам нужна одна победа» (Приложение 3,4,5). Прочитайте текст. Используя слова для справок, восстановите текст песни. (Текст песни с пропущенными глаголами).

1 ряд – 1 куплет и припев

2 ряд – 2 куплет и припев

3 ряд – 3 куплет и припев

- Проверьте правильно ли вы выполнили задание посмотрев отрывок из фильма «Белорусский вокзал» (эпизод исполнения песни «Нам нужна одна победа»).

- Оцените свою работу и занесите в оценочный лист баллы.

- Сделайте вывод о значении глаголов в языке.

































Выполняют задание









Проверяют







Оценивают





Вывод: человеческая речь не может существовать без глаголов, так как они организуют ее, позволяют ей быть живой, динамичной.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

IX. Итог урока

2 мин

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?



Отвечают

Адекватно воспринимать оценку учителя;

использовать речь для регуляции своего действия.



VII. Информация о домашнем задании

1 мин

Д/з Учебник, стр. 68, упражнение 139.

- В продолжении нашего разговора о Родине вы подготовите стихотворение к выразительному чтению и выпишите из него глаголы в тетрадь.



Записывают в дневник



X. Рефлексия

4 мин

- Когда приступите к выполнению домашнего задания, вы увидите, что оно о красоте родины, о мире и благополучии.

- Но сегодня, к сожалению, покой мирной жизни нарушен, поэтому мы все переживаем за наших солдат, защищающих наш народ , народ Украины и мир в целом от нацистов.

- Нам следует помнить, что мы потомки народа-победителя! Завершить нашу работу я предлагаю вам заполнением маленького кроссворда.

- От выделенных существительных образовать глаголы и записать их в соответствующие клетки. (Приложение 6)

- Давайте все хором прочтём глаголы, которые у нас получились!



- А теперь я предлагаю всем сфотографироваться в поддержку наших солдат, которые участвуют в спецоперации.

- Я благодарю вас за работу. До свидания, ребята!





























Дети заполняют кроссворд





Защитить, любить, победить.



Регулятивные УУД: анализируют результаты, дают оценку своей деятельности.































































Текст песни «Священная война»

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,


Приложение 1

Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

1941 г.














Текст песни «Смуглянка»

1 куплет

Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград
Я краснею, я бледнею
Захотелось вдруг сказать
Станем над рекою
Зорьки летние встречать!

Раскудрявый клён зеленый, лист резной
Я влюблённый и смущённый пред тобой
Клён зеленый, да клён кудрявый
Да раскудрявый, резной!

2 куплет

А смуглянка-молдаванка
Отвечала парню в лад
- Партизанский, молдаванский
Собирается отряд
Нынче рано партизаны
Дом покинули родной
Ждёт тебя дорога
К партизанам в лес густой

Раскудрявый клён зеленый - лист резной
Здесь у клёна мы расстанемся с тобой


Приложение 2

Клён зелёный, да клён кудрявый
Да раскудрявый, резной

3 куплет

И смуглянка-молдаванка
По тропинке в лес ушла
В том обиду я увидел
Что с собой не позвала
О смуглянке-молдаванке
Часто думал по ночам
Вдруг свою смуглянку
Я в отряде повстречал

Раскудрявый клён зелёный, лист резной
Здравствуй, парень, мой хороший, мой родной
Клён зелёный, да клён кудрявый
Да раскудрявый, резной!











Приложение 3

Текст песни «Нам нужна одна победа»

1 ряд

1 куплет.

Здесь птицы не ______,
Деревья не ________,
И только мы, к плечу плечо,
________ в землю тут.

________ и ___________ планета,
Над нашей Родиною дым,
И _______, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не ___________.
Одна на всех — мы за ценой не ___________.

Припев:

Нас _____ огонь смертельный,
И всё ж бессилен он.
Сомненья прочь, _______ в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.

Слова для справок: поют, растут, врастаем, горит, кружится, значит, постоим, ждёт, уходит.





Приложение 4

Слова песни «Нам нужна одна победа»

2 ряд

2куплет.

Лишь только бой ______,
________ другой приказ,
И почтальон _________ с ума,
Разыскивая нас.

____________ красная ракета,
__________ пулемёт неутомим,

И ____________, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не _____________.
Одна на всех — мы за ценой не _____________.

Припев:

Нас _________ огонь смертельный,
И всё ж бессилен он.
Сомненья прочь, _________ в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.

Слова для справок: угас, звучит, сойдёт, взлетает, бьёт, значит, постоим, ждёт, уходит.







Приложение 5

Слова песни «Нам нужна одна победа»

3 ряд

3 куплет.

От Курска и Орла
Война нас ____________
До самых вражеских ворот,
Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы ___________ это,
И не _________________ самим,
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не ______________.
Одна на всех — мы за ценой не ______________.

Припев:

Нас __________ огонь смертельный,
И всё ж бессилен он.
Сомненья прочь, ____________ в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.

 

Слова для справок: довела, вспомним, поверится, постоим, ждёт, уходит.





Приложение 6
















1









 









 









 



3

 

 

 

 

 

 

 

 







 









 




2

 

 

 

 

 

 








 



Защита, любовь, победа.





















Приложение 7

Лист оценивания

Песня (задание)

балл

«Священная война»



«Смуглянка»


«Нам нужна одна победа»


Общее кол-во баллов












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.